ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-2900/16 от 28.03.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11-2900/2016

Судья Шубакова Е.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судей

при секретаре

Скрябиной СВ.,

ФИО1, ФИО2, ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 28 марта 2016 года гражданское дело по иску С.А.ДБ. к Управлению социальной защиты населения Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области о возобновлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии

по апелляционной жалобе С.А.ДБ. на решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 18 декабря 2015 года.

Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя истца ФИО4, настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО5 обратился в суд с иском Управлению социальной защиты населения Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области (далее по тексту - УСЗН) и с учетом уточнения исковых требований просил возложить на ответчика обязанность возобновить ему выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в размере ***руб. *** коп. с 25 сентября 2015 года с последующей индексацией в случае увеличения денежного вознаграждения председателя Совета депутатов Верхнеуфалейского городского округа, исполняющего обязанности на постоянной основе, в соответствии с муниципальными правовыми актами, а также просил взыскать образовавшуюся задолженность по доплате за сентябрь и октябрь 2015 года в размере ***руб. *** коп.

В обоснование иска указал, что в период с 30 марта 2005 года по 09 октября 2008 года он осуществлял полномочия депутата представительного органа Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области. В связи


с выходом на пенсию на основании решения Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 20 марта 2008 года № 638 ему была назначена доплата к трудовой пенсии в размере ***рублей ***копеек, с 01 августа 2009 года указанная доплата производилась в размере ***рубля *** копеек. В связи с поступлением его на работу и последующим избранием его *** указанная выплата была приостановлена. 25 сентября 2015 года он был уволен с указанной должности в связи с истечением срока полномочий и в тот же день обратился к ответчику с заявлением о возобновлении выплаты. Однако решением от 05 октября 2015 года ему в этом было отказано по причине противоречия Положения об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе, утвержденного решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 25 апреля 2013 года № 514, Уставу Верхнеуфалейского городского округа. Считает отказ незаконным, поскольку названное Положение является действующим, официально не отменено и имеет юридическую силу.

В судебном заседании суда первой инстанции истец на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал.

Представитель ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности, иск не признала, указав в отзыве, что выплата доплаты к трудовой пенсии прекращена в связи с внесением изменений в действующее законодательство.

Представитель третьего лица Администрации Верхнеуфалейского городского округа в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, в отзыве указал, что исковые требования удовлетворению не подлежат в связи с отсутствием нормативного обоснования.

Представитель третьего лица Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, в отзыве указал, что исковые требования заявлены необоснованно, так как установление ежемесячной доплаты к пенсии являлось дополнительной гарантией, установленной органом местного самоуправления за счет средств Верхнеуфалейского городского округа. Поэтому при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат, их размера, отмены выплат, права истца не нарушаются.

Представитель Финансового управления администрации Верхнеуфалейского городского округа в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, оставил принятие решения по данному спору на усмотрение суда.

Решением суда в удовлетворении исковых требований ФИО5 отказано.


В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об удовлетворении его исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы приводит те же обстоятельства, послужившие основанием для предъявления иска. Дополнительно указывает, что суд, с одной стороны согласившись с его доводами о том, что доплаты к трудовой пенсии не обязательно должны быть предусмотрены Уставом муниципального образования, а могут регулироваться специально принятыми по этому вопросу муниципальными нормативными правовыми актами, и что доплаты являются расходными обязательствами муниципального образования, без указания мотивов, без ссылки на законодательство, в нарушение процессуальных норм сделал вывод о несостоятельности его доводов о необходимости возобновления выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в порядке, на условиях и в размере, определенных решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 25 апреля 2013 года № 514. Ссылается на то, что выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии была приостановлена, что по существу предполагает её возобновление, ответчиком не принималось решений об отмене назначенной ему доплаты к пенсии. Решением собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 09 ноября 2015 года № 21, которым отменено решение Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 25 апреля 2013 года № 514, не содержится специального указания на то, что лицам, которым ранее была назначена доплата к пенсии, в связи с отменой самого решения Собрания депутатов, отменяется и выплата доплаты. Право на доплату к пенсии и как следствие на возобновление её выплаты установлено решением Верхнеуфалейского городского суда от 27 апреля 2009 года, вступившим в законную силу. Этим решением суд обязал УСЗН назначить ему доплату к трудовой пенсии с 01 апреля 2009 года. Считая неоспоримым свое право на возобновление доплаты к пенсии, полагает, что принципиальным вопросом является определение размера возобновленной доплаты к пенсии. Сославшись на отзыв третьего лица, Финансового управления Верхнеуфалейского городского округа, указал, что при составлении проекта бюджета Верхнеуфалейского городского округа на 2016 финансовый год УСЗН были представлены предварительные расчеты по публичным нормативным обязательствам, включающим средства на выплату ежемесячной доплаты к его пенсии в сумме ***рублей *** копейки. Однако суд не дал этому оценку, не учел, что имеет место спор не о праве на доплату к пенсии, а о размере доплаты. В данной ситуации суду следовало определить только размер причитающейся к возобновлению доплаты к пенсии и соответственно сумму задолженности за сентябрь, октябрь 2015 года.

Ответчиком и третьим лицом, Собранием депутатов Верхнеуфалейского городского округа, на апелляционную жалобу истца


представлены письменные возражения, где указано на законность и обоснованность судебного решения.

Представители ответчика, третьих лиц Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, Финансового управления Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в суд апелляционной инстанции при надлежащем извещении не явились. В соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание без их участия.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судом первой инстанции, с 30 марта 2005 года по 09 октября 2008 года истец осуществлял полномочия ***, с 25 марта 2010 года по 25 сентября 2015 года -***

Полномочия ***прекращены 25 сентября 2015 года в связи с истечением срока трудового договора на основании пункта 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Указанные обстоятельства подтверждены пояснениями истца, записями, внесенными в его трудовую книжку (л.д. 11-22, 85-87, 121-131, том 1), распоряжением от 23 сентября 2015 года № 29-л/с (л.д. 84, том 1).

В соответствии со справкой Управления ПФР в г. Верхнем Уфалее Челябинской области истец является получателем трудовой пенсии по старости с 31 марта 2009 года, которая была назначена ему досрочно на основании статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (л.д. 134, том 1).

Распоряжением УСЗН от 26 июня 2009 года № 528 с 01 апреля 2009 года истцу была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере ***руб. *** коп. по решению суда от 27 апреля 2009 года на основании Положения об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществляющим полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе, утвержденного решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 20 марта 2008 года № 638 (л.д. 101, 102, том 1).

С 01 августа 2009 года по распоряжению УСЗН был произведен перерасчет доплаты к трудовой пенсии истца, размер доплаты составил ***руб. *** коп. (л.д. 97-98, том 1).


В соответствии с распоряжением УСЗН от 30 сентября 2009 года № 929 выплата доплаты к трудовой пенсии ФИО5 в связи с избранием *** при осуществлении им своих полномочий на профессиональной основе с 01 октября 2009 года приостановлена (л.д. 94-95, том 1).

25 сентября 2015 года ФИО5 обратился в УСЗН с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии (л.д. 93, том 1).

Письмом УСЗН от 05 октября 2015 года истцу было отказано в возобновлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии на основании Положения об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществляющим полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе, утвержденного решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 25 апреля 2013 года № 514 в связи с внесением изменений в Устав Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, которыми отменены положения, предусматривающие право депутата, осуществляющего полномочия на постоянной основе, на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, и размер указанной доплаты. Управление указало, что доплата к трудовой пенсии может быть возобновлена истцу как сохраненный размер в твердой денежной сумме ***руб. ***коп. (л.д. 82-83, том 1).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, основываясь на том, что право истца на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости ранее гарантировалось Уставом Верхнеуфалейского городского поселения и законодательством Челябинской области, нормы которых в части предоставления такого права лицам, осуществлявшим полномочия депутата на постоянной основе, в настоящее время не действуют, в связи с чем не нашел оснований для возложения на ответчика обязанности возобновить истцу доплату к пенсии в размере ***руб. ***коп., расчет которой произведен в соответствии с Положением об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществляющим полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе, утвержденного решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 25 апреля 2013 года № 514, а также взыскать образовавшуюся задолженность по доплате за сентябрь и октябрь 2015 года в размере ***руб. ***коп.

Судебная коллегия находит такие выводы суда первой инстанции соответствующим нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Так, Конституция Российской Федерации относит вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению


Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункт «ж» пункта первого статьи 72).

Специальный правовой статус выборных должностных лиц - депутата, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления регламентирован статьей 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанная статья Федеральным законом от 04 ноября 2007 года № 253-ФЗ была дополнена частью 5.1, в соответствии с которой гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 446-ФЗ в указанную часть статьи 40 Федерального закона внесены изменения, она дополнена тем, что в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5-8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.

Данная норма права является отсылочной, относит правовое регулирование предоставления гарантий осуществления полномочий выборных должностных лиц органа местного самоуправления в связи с прекращением ими полномочий, в том числе в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, к вопросам местного значения, предполагая их установление в уставах муниципальных образований.

В соответствии с частями первой и второй статьи 53 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования


7

возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.

В таком случае расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, представительный орган местного самоуправления в пункте 3 статьи 24 Устава Верхнеуфалейского городского округа, принятого постановлением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 30 июня 2005 года № 58, предусмотрел гарантию гражданину Российской Федерации, осуществлявшему полномочия депутата на постоянной основе, в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за счет средств бюджета городского округа в соответствии с муниципальными правовыми актами Собрания депутатов городского округа. Условия и порядок назначения и выплаты доплаты к трудовой пенсии устанавливались Собранием депутатов.

Во исполнение Устава Собрание депутатов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области приняло решение от 20 марта 2008 года № 638, которым было утверждено Положение о назначении и выплате доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия Главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на профессиональной постоянной основе в Верхнеуфалейском городском округе (муниципальном образовании «Город Верхний Уфалей»).

Пунктом 11 Положения было предусмотрено, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии депутату представительного органа местного самоуправления, осуществлявшему полномочия на профессиональной постоянной основе, назначается в таком размере, чтобы общая сумма пенсии по старости (инвалидности) (базовой и страховой частей) и доплаты к ней составляла при исполнении депутатом представительного органа местного самоуправления на профессиональной постоянной основе своих полномочий в течение одного созыва представительного органа местного самоуправления, но не менее трех лет - 55 процентов, в течение двух и более созывов, но не менее семи лет - 75 процентов месячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности.

Размер месячного денежного вознаграждения для исчисления доплаты к трудовой пенсии не должен превышать 2,3 должностного оклада по замещаемой должности на момент увольнения с должности. На указанное ограничение начисляется районный коэффициент.


Решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 09 июля 2009 года № 882 утверждена новая редакция Устава Верхнеуфалейского городского округа, статья 25 которого также установила дополнительные гарантии депутатам, осуществлявшим полномочия на постоянной профессиональной основе.

В частности, пункт 3 указанной статьи Устава гласил о том, что гражданин Российской Федерации, осуществляющий полномочия депутата на постоянной основе, имеет право на выплачиваемую за счет средств бюджета городского округа ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочной оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается в следующем размере: при осуществлении лицом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, полномочий депутата в течение одного созыва представительного органа местного самоуправления, но не менее трех лет, -20 процентов, в течение двух и более созывов, но не менее семи лет, - 40 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности. Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии увеличивается на районный коэффициент.

Действуя в рамках предоставленных полномочий, решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 25 апреля 2013 года № 514 было утверждено новое Положение об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществляющим полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе, а прежнее (от 20 марта 2008 года № 638) - признано утратившим силу.

В силу пунктов 11 и 12 названного нормативного акта размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицу, осуществлявшему полномочия депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе, исчисляется исходя из его ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицу, осуществлявшему полномочия депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе, устанавливается в следующем размере: при осуществлении полномочий в течение полного созыва, но не менее трех лет -20 процентов, в течение двух и более созывов, но не менее 7 лет - 40 процентов ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности. Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии увеличивается на районный коэффициент.

На основании решения Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 26 марта 2014 года № 635 «О


внесении изменений и дополнений в Устав Верхнеуфалейского городского округа» пункты 2, 3 и 4 статьи 25 Устава, устанавливающие гарантии депутатам, в том числе в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, исключены.

Решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа от 09 ноября 2015 года № 21 признано утратившим силу решение Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 25 апреля 2013 года № 514 «Об утверждении Положения об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществляющим полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе. Настоящее решение вступило в силу со дня его опубликования.

Как следует из пункта 1 решения Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 29 октября 2014 года № 693 «Об установлении расходных обязательств УСЗН на 2015 год», к расходным обязательствам отнесены: связанные с реализацией дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан (часть 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») (подпункт 6), в части: реализации дополнительных мер социальной поддержки граждан Верхнеуфалейского городского округа, имеющих звание "Почетный гражданин города Верхнего Уфалей", "Почетный гражданин Верхнеуфалейского городского округа"; муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, в части выплаты пенсии за выслугу лет и доплаты к трудовой пенсии по старости (публичные нормативные обязательства) (подпункт 6.1).

Подпунктом 3 пункта 2 указанного решения определено, что исполнение расходных обязательств, указанных в пунктах 6, 7 части 1 настоящего решения, осуществлять за счет собственных доходов местного бюджета (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации) в соответствии с решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа о бюджете округа на 2014 г. (статья 16, часть 5 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).

Решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 24 декабря 2015 года № 44 «Об установлении расходных обязательств Управления социальной защиты населения Верхнеуфалейского городского округа на 2016 год» соответствующее расходное обязательство по реализации гарантий выборных должностных


1

лиц местного самоуправления в части выплаты доплаты к трудовой пенсии не предусмотрено.

Из приведенных норм усматривается, что ответчик не вправе устанавливать не предусмотренные Уставом Верхнеуфалейского городского округа гарантии осуществления полномочий депутата в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

Письмом от 29 января 2016 года УСЗН уведомило истца о возобновлении доплаты к трудовой пенсии в размере ***руб. *** коп. с 26 сентября 2015 года (л.д. 65-66, том 2).

В своих письменных пояснениях, адресованных суду апелляционной инстанции, ответчик указал, что поскольку право пенсионного обеспечения ФИО5 возникло ранее отмены норм, устанавливающих гарантии депутатам представительного органа местного самоуправления на профессиональной постоянной основе, то при освобождении его от должности председателя Совета депутатов Верхнеуфалейского городского округа, сохраненный размер его пенсионного обеспечения был возобновлен к выплате в твердой денежной сумме ***руб. *** коп.

При этом действия ответчика соотносятся с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 01 декабря 1999 года № 189-0, от 11 мая 2006 года № 88-0, от 03 апреля 2007 года № 332-О-П, согласно которой предоставление за счет средств местных бюджетов доплаты к пенсии является дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших выборных должностных лиц местного самоуправления, в силу чего при изменении правил исчислении таких дополнительных выплат, их размера либо отмены дополнительных выплат право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размере, не нарушается. Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования законодатель обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации также в своем Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П указал, что при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости -предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.


Таким образом, установив, что на момент освобождения истца от должности председателя Совета депутатов Верхнеуфалейского городского округа ни нормы Закона Челябинской области от 27 марта 2008 года № 245-30 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», ни Устава Верхнеуфалейского городского округа, которые предусматривали гарантии депутатам, осуществлявшим полномочия на постоянной профессиональной основе, не действовали, а нормы Положения об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществляющим полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе, утвержденного решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 25 апреля 2013 года № 514, как противоречащие Уставу Верхнеуфалейского городского округа, применению не подлежали, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для возложения на ответчика обязанности установить истцу доплату к пенсии в размере ***руб. *** коп. и взыскать задолженность по выплате за период с 25 сентября 2015 года.

Ссылка в апелляционной жалобе истца на то, что отмена нормативного правового акта не влечет ограничения его права на получение доплаты, основана на неправильном толковании норм права и противоречит пределам действия нормативно-правовых актов во времени.

Довод истца о том, что его право на доплату к трудовой пенсии было установлено решением Вехнефалейского городского суда от 27 апреля 2009 года, вступившим в законную силу, которым на УСЗН была возложена обязанность назначить ему доплату к трудовой пенсии с 01 апреля 2009 года, не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения. Доплата истцу производится в размере, определенном на день приостановления выплаты. Оснований для возложения на ответчика обязанности увеличить ее размер нет, так как Уставом Верхнеуфалейского городского округа не предусмотрена гарантия для депутатов, осуществлявших свои полномочия на профессиональной постоянной основе, в виде установления какой-либо доплаты к трудовой пенсии, а действовавшее на 25 сентября 2015 года Положение об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществляющим полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе, утвержденное решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 25 апреля 2013 года № 514, как указывалось выше, противоречило Уставу, поэтому применению не подлежало.

Указание в жалобе на то, что гарантии для депутатов, осуществлявших свои полномочия на профессиональной постоянной основе, не обязательно должны быть предусмотрены Уставом муниципального образования, а могут регулироваться специально принятыми по этому вопросу муниципальными


12

нормативными правовыми актами, к каким относится Положение об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществляющим полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе, утвержденное решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 25 апреля 2013 года № 514, не может быть принято во внимание, поскольку в соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, устанавливаются уставами муниципальных образований.

В силу пункта 2 статьи 37 Устава Верхнеуфалейского городского округа Устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы. Никакие иные правовые акты городского округа не должны противоречить им.

Тем самым исключение в 2014 году из Устава пунктов 2, 3 и 4 статьи 25, устанавливающих гарантии депутатам, в том числе в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, влекло за собой признание Положения об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществляющим полномочия главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления на постоянной основе, утвержденного решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 25 апреля 2013 года № 514, утратившим силу, а до такого признания -невозможность применения.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 18 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.А.ДБ.- без удовлетворения.

Председательствующий Судьи