Дело№ 11-2998/2013
Судья: Уренева О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Трапезниковой И.И., судей Кучина М.И., Жукова А.А.,
при секретаре Шагеевой О.В.,
28 марта 2013 года в открытом судебном заседании в г. Челябинске рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Еткульского муниципального района Челябинской области на решение Еткульского районного суда Челябинской области от 25 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Кучина М.И. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора Соколовой Н.Ф., судебная коллегия
установила:
Прокурор Еткульского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Еткульского муниципального района Челябинской области, Управлению образования администрации Еткульского муниципального района Челябинской области, муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Депутатский детский сад «Лесная сказка» о признании незаконным бездействия администрации Еткульского муниципального района Челябинской области, выразившегося в неорганизации деятельности дошкольного образовательного учреждения МКДОУ Депутатский детский сад «Лесная сказка», возложении обязанности принять меры по организации деятельности дошкольного образовательного учреждения МКДОУ Депутатский детский сад «Лесная сказка», признании незаконными распоряжения главы Еткульского муниципального района Челябинской области «О приостановлении деятельности МКДОУ Депутатский детский сад «Лесная сказка» от 20 июня 2012 года № 575 и распоряжения главы Еткульского муниципального района Челябинской области «О ликвидации МКДОУ Депутатский детский сад «Лесная сказка» от 05 июля 2012 года № 630.
В судебном заседании прокурор Васиченко Е.Н. исковые требования поддержала, представители: администрации Еткульского муниципального района Челябинской области - Филимонова Я.В., Управления образования Еткульского муниципального района Челябинской области - Тутарова Е.В., МКДОУ Депутатский детский сад «Лесная сказка» -Платунова Н.В. против удовлетворения заявленных требований возражали.
Суд принял решение, которым признал незаконным бездействие администрации Еткульского муниципального района Челябинской области по неорганизации деятельности Муниципального казенного дошкольного
2
образовательного учреждения Депутатский детский сад «Лесная
сказка», обязав администрацию Еткульского муниципального района принять меры по организации деятельности МКДОУ Депутатский детский сад «Лесная сказка»; признал незаконным распоряжение главы Еткульского муниципального района Челябинской области «О ликвидации МКДОУ Депутатского детского сада «Лесная сказка» № 630 от 05 июля 2012 года. В удовлетворении исковых требований прокурора о признании незаконным распоряжения главы Еткульского муниципального района Челябинской области «О приостановлении деятельности МКДОУ Депутатский детский сад «Лесная сказка» № 575 от 20 июня 2012 года отказано.
В апелляционной жалобе администрация Еткульского муниципального района просит решение суда отменить в той части, в которой требования прокурора удовлетворены, принять по делу новое решение. Полагает, что решение о ликвидации детского сада принято в установленном законом порядке, поскольку сход граждан проведен, экспертное заключение оценки последствий ликвидации учреждения имеется, учтены сложившаяся демографическая ситуация в п. Депутатский, отсутствие рабочих мест, отток населения, аварийное состояние здания -75% износа. Полагает, что права детей на получение дошкольного образования не нарушены, поскольку им предоставлены места в МКДОУ Еманжелинский детский сад «Солнышко».
В заседание суда апелляционной инстанции стороны, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав мнение прокурора Соколовой Н.Ф., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений прокурора на неё, проверив материалы дела, судебная коллегия не установила оснований к удовлетворению жалобы.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела, по адресу ул. ***, *** в пос. *** Еткульского района Челябинской области находится муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Депутатский детский сад «Лесная сказка», учредителем которого является администрация Еткульского муниципального района.
Распоряжением главы Еткульского муниципального района Челябинской области от 20 июня 2012 года № 575 деятельность МКДОУ Депутатский детский сад «Лесная сказка» приостановлена с 25 июня 2012 года, дано распоряжение провести обследование здания на предмет аварийности.
Распоряжением главы Еткульского муниципального района Челябинской области от 05 июля 2012 года № 630 принято решение о
ликвидации МКДОУ Депутатского детского сада «Лесная сказка», создании ликвидационной комиссии и утверждении ее состава.
В экспертном заключении оценки последствий ликвидации МКДОУ Депутатский детский сад «Лесная сказка» от 2 июля 2012 года экспертная комиссия администрации Еткульского муниципального района Челябинской области указала, что ликвидация детского сада не вызовет отрицательных последствий.
Согласно протоколу схода граждан в п. Депутатском, на котором присутствовало 39 человек, родители, чьи дети посещают МКДОУ Депутатский детский сад «Лесная сказка» высказали согласие оказывать помощь в ремонте детского сада и возражают против подвоза детей в детский сад с. Еманжелинка. На данном сходе согласия на ликвидацию Депутатского детского сада «Лесная сказка» граждане не давали (л.д. 107).
Процедура ликвидации образовательных учреждений установлена гражданским законодательством России в ст. 62, 63, 64 ГК РФ. При этом ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.
Согласно п. 5 ст. 34 Закона РФ "Об образовании" N 3266-1 от 10.07.1992 в редакции от 12.11.2012 ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.
Аналогичное положение предусмотрено также постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 г. N 1204 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста"; письмом Минобразования РФ от 30.03.1994 г. N212/19-12 "О направлении пакета образцов документов, реализующих Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в РФ".
Как установлено судом первой инстанции, следует из вышеуказанного протокола, показаний свидетелей С.С.С., У.Л.В.., Ч.Н.А.., Д.Д.Р.., Б.Д.Р.., Б.О.Л.., П.О.В.. сход жителей для решения вопроса о ликвидации сельского образовательного учреждения проводился, однако согласия на ликвидацию детского сада жители населенного пункта не дали, в связи с чем постановление о ликвидации детского сада правильно признано судом незаконным, как принятое с нарушением требований ч. 5 ст. 34 Закона РФ "Об образовании".
Доводы апелляционной жалобы о том, что здание, в котором расположен детский сад, признано аварийным, об исключительности данного обстоятельства, в силу которого согласие схода жителей не требуется, не
4
могут быть признаны состоятельными, поскольку
действующим законодательством не предусмотрено каких-либо исключений, при которых указанная в ст. 34 Закона РФ "Об образовании" процедура ликвидации сельского образовательного учреждения не подлежит применению.
Само по себе ненадлежащее состояние здания, в котором расположен детский сад, безусловным основанием для его ликвидации без соблюдения установленной законом процедуры не является.
Принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, поскольку важнейшей функцией РФ является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется ст. 43 Конституции РФ.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения.
Поскольку вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения (п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ), необоснованными являются доводы жалобы о проведении схода граждан, наличии экспертного заключения оценки последствий ликвидации учреждения, учете сложившейся демографической ситуации в п. Депутатский, отсутствия рабочих мест, оттока населения, аварийного состояния здания - 75% износа.
Установив, что здание МКДОУ Депутатский детский сад «Лесная сказка» в п.Депутатский Еткульского района Челябинской области требует ремонта, а администрация Еткульского муниципального района Челябинской области не принимает мер по организации его работы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о нарушении прав неопределенного круга лиц, принял законное и обоснованное решение о способе устранения нарушенного права - возложении на администрацию района обязанности организовать деятельность данного дошкольного учреждения.
Доводы о том, что права детей на получение дошкольного образования не нарушены, поскольку им предоставлены места в МКДОУ Еманжелинский детский сад «Солнышко», не могут быть признаны обоснованными. Бездействие органа местного самоуправления, выраженное
5 г .
в не предоставлении гражданам общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, влечет нарушение прав граждан, в связи с чем обоснованно признано незаконным.
В части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным распоряжения главы Еткульского муниципального района Челябинской области «О приостановлении деятельности МКДОУ Депутатский детский сад «Лесная сказка» от 20 июня 2012 года № 575 решение суда в апелляционном порядке не обжалуется.
Оснований к отмене решения суда в обжалуемой части и принятию нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Еткульского районного суда Челябинской области от 25 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Еткульского муниципального района Челябинской области -без удовлетворения.