ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-3101/12 от 02.07.2012 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГА-003917-02/2012       

                      Дело №       11-3101/2012        Судья Малоедова Н.В.

        ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                      02 июля 2012 года

        Судебная       коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:       председательствующего Секериной С.П. судей Щербаковой Е.А., Кузнецовой       Л.А., при секретаре Горнаткиной В.Е., рассмотрела в открытом судебном       заседании в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе       Администрации г. Челябинска на решение Ленинского районного суда г.       Челябинска от 21 марта 2012 года по иску ФИО1 к Администрации г. Челябинска,       Администрации Ленинского района г. Челябинска о признании не имеющей       закрепленной жилой площади, признании недействительным решения об отказе в       принятии на учет, предоставлении вне очереди жилого помещения.

        Заслушав       доклад судьи Секериной С.П. об обстоятельствах дела, объяснения истца       ФИО1, её представителя - ФИО2, представителя       Администрации Ленинского района г. Челябинска и Администрации г.       Челябинска - ФИО3, судебная коллегия

        УСТАНОВИЛА:

        ФИО1 обратилась с иском к Администрации города Челябинска, Администрации       Ленинского района г. Челябинска. С учетом уточнения заявленных требований       просила признать ее, не имеющей закрепленной жилой площади, отменить       постановление Главы администрации Ленинского района г. Челябинска № 695-6       от 22.02.1994 года о закреплении жилого помещения по адресу: г. Челябинск,       ул. ***, признать       недействительным решение администрации Ленинского района г. Челябинска от       27.10.2011 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых       помещениях, предоставить жилое помещение вне очереди по договору       социального найма в размере не менее 18 кв.м. на каждого члена       семьи.

        В       обоснование исковых требований указала, что в 1994 году была определена на       попечение государственного учреждения. Постановлением Главы администрации       Ленинского района г. Челябинска № 695-6 от 22.02.1994 года за ней       закреплена жилая площадь по адресу: г. Челябинск, пос. ***, ул. ***. Указанный дом в период нахождения в детском доме стал       непригоден для проживания, закрепленное жилое помещение не сохранено. В       связи с наличием закрепленного жилья в предоставлении жилого помещения по       договору социального найма было отказано.

        Решением       суда постановлено исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.       Признать ФИО1 не имеющей закрепленного

                      2

                      жилого       помещения. Признать недействительным решение администрации Ленинского       района г. Челябинска от 27.10.2011 года об отказе ФИО1 в принятии       на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Обязать       Администрацию г. Челябинска предоставить ФИО1 вне очереди по       договору социального найма благоустроенное жилое помещение,       соответствующее санитарным и техническим требованиям, в черте г.       Челябинска, общей площадью не менее 18 кв.м., за счет средств бюджета       Челябинской области. В удовлетворении иной части исковых требований       отказать.

        В       апелляционной жалобе Администрация г. Челябинска просит решение суда       отменить как незаконное и необоснованное.

        Обсудив       доводы апелляционной жалобы, и проверив материалы дела, судебная коллегия       находит решение суда законным и обоснованным.

        В       соответствии с частями 3 и 4 статьи 49 ЖК РФ отельным категориям граждан,       определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации       или законом субъекта Российской Федерации, могут предоставляться по       договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда       органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в       установленном законодательством порядке государственными полномочиями на       обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

        Согласно       пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам       социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без       попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без       попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных       учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в       приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки       (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах       Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих       наказание в виде лишения свободы.

        В       соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №       159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и       детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями, дополнениями)       дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети,       находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого       помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или       учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов       профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной       власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже       установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и       детей, оставшихся без попечения родителей, на

                      3

                      имущество и       жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся       к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

        Законом       Челябинской области от 25 октября 2007 г. № 212-30 «О мерах социальной       поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с       изменениями) на территории Челябинской области установлены меры социальной       поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также       лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в       возрасте до 23 лет.

        Статьей 17       указанного закона Челябинской области предусмотрены дополнительные       гарантии прав на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без       попечения родителей, лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также детей,       находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, имеющих либо       не имеющих закрепленное жилое помещение. В случае отсутствия закрепленного       жилого помещения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,       лица из их числа в возрасте 23 лет после окончания пребывания в       образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без       попечения родителей, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а       также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по       окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после       возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,       обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством       Российской Федерации и Челябинской области.

        Установление порядка ведения органом местного самоуправления       учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу ч. 7 ст. 52       ЖК РФ отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.

        В       соответствии со ст.ст. 1, 24 Устава города Челябинска город Челябинск       является муниципальным образованием, его исполнительно-распорядительным       органом является администрация города Челябинска. Органы местного       самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов       местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий,       переданных органам местного самоуправления федеральными законами и       законами Челябинской области.

        Законом       Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-30 «О наделении органов       местного самоуправления государственными полномочиями по социальной       поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с       изменениями) органы местного самоуправления в Челябинской области наделены       государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей,       оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,       оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой       (попечительством), не имеющих закрепленного

                      4

                      жилого       помещения жилой площадью в установленном законодательством       порядке.

        Из       материалов дела следует, что мать ФИО1 - Б.Н.К. умерла 12.09.1994 года, отец - Б.А.Л. решением Ленинского районного       суда г. Челябинска от 04.10.1994 года лишён родительских прав.       Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Челябинска от       22.09.1994 года № 695-6 Б.Л.А., *** года рождения,       Б.М.А., *** года рождения, ФИО1 ***       года рождения, Б.И.А., *** года рождения определены на попечение       государственного учреждения. Пунктом 2 указанного постановления за       несовершеннолетними закреплена жилая площадь по адресу: г. Челябинск, пос.       ***, ул. ***.

        В период с       1997 года по 2006 год ФИО1 находилась на полном государственном       обеспечении в МОУ «Специальный детский дом», в 2010 году закончила ГОУ НПО       «Профессиональный лицей № ***».

        В       постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица из       числа детей-сирот в ноябре 2006 года Администрация Миасского городского       округа ФИО1 отказала в связи с наличием закрепленного жилого       помещения.

        В принятии       на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении решением Главы       администрации Ленинского района г. Челябинска от 27.10.2011 года ФИО1 отказано.

        На момент       рассмотрения дела ФИО1 со своей несовершеннолетней дочерью Т.Е.В., *** года рождения, зарегистрированы по адресу: г.       Челябинск, ул. *** по месту       жительства.

        При       рассмотрении спора судом также установлено, что на момент закрепления       жилого помещения в 1994 году жилой дом № *** по ул. ***       в г. Челябинске находился в общей долевой собственности деда ФИО1       -Б.П.А. и С.К.К. (л.д.117, 147, 150 об.).

        Согласно       данным технической инвентаризации по состоянию на 1998 год, часть жилого       дома по ул. ***, собственником       которой являлся Б.П.А. была       снесена (л.д.201). Поскольку Б.П.А. и С.К.К.       фактически имели отдельные жилые дома, земельные участки, постановлением       Главы администрации Ленинского района г. Челябинска от 18.12.1998 года №       1020-1, принятого на основании заявления С.К.К., изменено её долевое участие на       жилой дом, а также произведен раздел земельного участка. Вместо 1/2 доли       дома С.К.К. жилой дом №       *** по ул. ***стал

                      5

                      отдельным       домостроением, общей площадью 51,0 кв.м., жилой 36,4 кв.м., в пользование       С.К.К. передан земельный       участок площадью 1 590,13 кв.м. по ул. ***, в пользование Б.П.А. -земельный участок площадью 938,87 по       ул. ***-а (л.д.216). На       земельном участке, который был передан в пользование Б.П.А., находился жилой дом самовольной       застройки, общей площадью 24 кв.м.(л.д. 183-200). На момент рассмотрения       дела жилой дом по ул. ***       находится в собственности С.Г.Г. (л.д.57).

        Из       технического паспорта индивидуального жилого дома следует, что жилой дом №       *** по ул. *** г. Челябинска является самовольной постройкой,       строения лит. А, А1 находятся в стадии разрушения конструктивных       элементов, не используются (л.д. 183-200).

        Согласно       акта сохранности жилого помещения, составленного УСЗН Ленинского района г.       Челябинска жилое помещение в 2008 году находилось в непригодном для       проживании состоянии, представляло собой разваленный, полуразрушенный дом       (л.д. 17). Из акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности от       27.03.2007 года № 105 следует, что по результатам проверки самовольно       возведенных построек, расположенных по адресу: <...> находятся в       ветхо-аварийном состоянии, электричество, отопление, двери отсутствуют,       строения не эксплуатируются, что также подтверждается фототаблицей (л.д.       19,72-74).

        Установив,       что ФИО1, в несовершеннолетнем возрасте, проживала в жилом доме по       адресу: г. Челябинск, пос. ***, ул. ***, зарегистрирована в нём по месту жительства, суд первой       инстанции пришел к правильному выводу об обоснованном закреплении       указанного жилого помещения за ФИО1, в связи с чем не усмотрел,       оснований для удовлетворения заявленного требования об отмене       постановления Главы администрации Ленинского района г. Челябинска № 695-6       от 22.02.1994 года о закреплении жилого помещения по адресу: г. Челябинск,       ул. ***.

        При этом       принимая во внимание, что закрепленное за истцом жилое помещение не       сохранилось и является непригодным для проживания, суд пришел к выводу о       том, что решение администрации Ленинского района г. Челябинска об отказе в       постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,       как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей       незаконно.

        У судебной       коллегии нет оснований не соглашаться с этими выводами суда первой       инстанции, поскольку они основаны на объективной оценке доказательств по       делу, правильном применении приведенных выше норм материального права и       подтверждаются материалами дела.

                      6

                      Доводы       апелляционной жалобы о том, что поскольку ФИО1 при обращении в       администрацию не представлены документы, подтверждающие право состоять на       учете в качестве нуждающейся в жилом помещении следовательно отказ       администрации правомерен, судебная коллегия находит несостоятельным, так       как гарантированная законом возможность ФИО1 как лица из числа       детей, оставшихся без попечения родителей, получить меры социальной       поддержки со стороны государства не может быть поставлена в зависимость от       осуществления либо неосуществления должностными лицами действий по       постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом       помещении.

        Ссылки в       апелляционной жалобе на то, что у суда не имелось оснований для признания       жилого помещения непригодным для проживания, основанием для отмены       принятого по делу решения служить не могут, поскольку отсутствие решения       межведомственной комиссии, не может свидетельствовать о пригодности жилого       помещения для проживания, при доказанности обратного. Так, материалами       дела подтверждено, что жилое помещение в 2008 году находилось в       непригодном для проживании состоянии, представляло собой разваленный,       полуразрушенный дом (акт сохранности жилого помещения, составленный УСЗН       Ленинского района г. Челябинска л.д. 17). По результатам проверки       требований пожарной безопасности от 27.03.2007 года № 105 следует, что       часть самовольно возведенных построек, расположенных по адресу: <...>       находятся в ветхо-аварийном состоянии, электричество, отопление, двери       отсутствуют, строения не эксплуатируются, что также подтверждается       фототаблицей (л.д. 19,72-74). Из технического паспорта индивидуального       жилого дома следует, что жилой дом № *** по ул. *** г. Челябинска является самовольной постройкой,       строения лит. А, А1 находятся в стадии разрушения конструктивных       элементов, не используются (л.д. 183-200).

        Доводы       апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции,       правовых оснований для переоценки выводов суда у кассационной инстанции не       имеется.

        Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК       РФ, судебная коллегия

                      ОПРЕДЕЛИЛА:

                      Решение       Ленинского районного суда г. Челябинска от 21 марта 2012 года оставить без       изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Челябинска - без       удовлетворения.

                      Председательствующий        Судьи