ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-3749/2018 от 29.03.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ 11-3749/2018

Судья Чернецова С. М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 марта 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судей

при секретаре

Козиной Н.М.,

ФИО1, ФИО2, ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Ленинского районного суда г.Челябинска от 21 сентября 2017 года по иску ФИО4 к Ленинскому Управлению социальной защиты населения администрации г. Челябинска, товариществу собственников жилья «У Озера» о признании права на субсидию, возложении обязанности выдать справки.

Выслушав доклад судьи Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения истца ФИО4, представителя ответчика Ленинского УСЗН администрации г. Челябинска ФИО5, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением к Ленинскому Управлению социальной защиты населения администрации г. Челябинска (далее Ленинское УСЗН администрации г. Челябинска) о признании права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг за октябрь и ноябрь 2016 года.

В обоснование иска указала на то, что в октябре 2016 года обратилась в Ленинское УСЗН администрации г. Челябинска для оформления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Полный пакет необходимых документов истица собрать не смогла, так как товариществом собственников жилья «У Озера» не был произведен перерасчет за горячую воду. Считает, что за ней должно быть признано право на получение субсидии за октябрь и ноябрь 2016 года.

Кроме того, ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением к товариществу собственников жилья «У Озера» (далее ТСЖ «У Озера») о возложении обязанности выдать справку в Центр приватизации жилья администрации г. Челябинска с датой 14 сентября 2016 года и в Ленинское


2

УСЗН администрации г. Челябинска с датой 09 ноября 2016 года, в которой указать сведения о зарегистрированных лицах в квартире **** без указания несуществующего долга и информации личного характера о лицах, ранее зарегистрированных в указанной квартире.

В обоснование исковых требований указала на то, что является собственником квартиры ****. Для заключения договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность она должна была предоставить справку о зарегистрированных лицах в квартире ****. 14 сентября 2016 г. ТСЖ «У Озера» ей была выдана справка о лицах, зарегистрированных в указанной квартире. Однако, в данной справке была отражена информация о наличии у нее несуществующего долга по оплате коммунальных услуг, а также информация о регистрации В.И.М. Считает, что в данной справке ТСЖ «У Озера» незаконно отразило сведения о наличии у нее задолженности и сведений о регистрации В.И.М., поскольку долг отсутствовал, а В.И.М. был снят с регистрационного учета. Справка ей необходима для того, чтобы предоставить в Центр приватизации взамен ранее выданной.

Определением суда от 12 июля 2017 г. указанные гражданские дела объединены в одно производство.

Истец ФИО4 в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ТСЖ «У Озера» ФИО6 в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска.

Представитель ответчика Ленинского УСЗН администрации г.Челябинска ФИО5 в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку действующим законодательством предусмотрен заявительный порядок оформления субсидии, до 30 ноября 2016 г. истица с данным заявлением не обращалась.

Судом в удовлетворении исковых требований ФИО4 отказано.

Не согласившись с решением суда, истец ФИО4 обратилась с апелляционной жалобой, в которой требует его отмены, не согласна с судом об объединении дел в одно производство, полагает, что суд должен был вынести два решения по двум делам.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ТСЖ «У Озера» указывает на обоснованность и законность решения суда


первой инстанции, поскольку действиями ответчика никаким образом не нарушены права истца ФИО4, субсидия истице была назначена с момента подачи документов в Ленинское УСЗН администрации г.Челябинска.

ТСЖ «У Озера» извещено, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направило. Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Челябинского областного суда - www.chel-oblsud.ru), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке. Определяя о рассмотрении дела при данной явке, судебная коллегия руководствовалась тем, что из материалов дела следует, что о направлении жалобы с делом в суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, своевременно были извещены судом первой инстанции. Явившиеся в заседание суда апелляционной инстанции участники процесса не возражали против рассмотрения дела при данной явке.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно частям 1-3 статьи 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.


4

В силу части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 (далее - Правила).

Согласно п. 44 Правил при представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО4 является собственником квартиры **** на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность № **** от 06 октября 2016 года, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 36).

14 сентября 2016 г. ТСЖ «У Озера» на имя ФИО4 была выдана справка о лицах, зарегистрированных в квартире ****. В данной справке имеются сведения о регистрации в указанном жилом помещении В.И.М. в период с 13 июля 1998 года по 09 сентября 2016 года и о наличии задолженности по предоставленным услугам на сентябрь 2016 года в сумме 3 385 рублей 82 копейки. Данная справка была предоставлена истцом в Центр приватизации жилья г. Челябинска 30 сентября 2016 года (л.д. 70).

Согласно справке от 09 ноября 2016 г., выданной ТСЖ «У Озера» на имя ФИО7, о лицах, зарегистрированных в квартире **** отсутствуют сведения о регистрации в указанном жилом помещении В.И.М. в период с 13 июля 1998 года по 09 сентября 2016 года, но имеются сведения о наличии задолженности по предоставленным услугам на ноябрь 2016 года в сумме 6595 рублей 83 копейки (л.д. 71).

Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 21 июля 2016 года удовлетворены исковые требования ФИО4 к ТСЖ «У Озера» о понуждении произвести перерасчет платы за коммунальную услугу, на ТСЖ «У Озера» возложена обязанность произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение квартиры **** на основании показаний индивидуального прибора учета с мая 2014 г. (л.д. 10).


^ :-

5

30 ноября 2016 г. ФИО4 обратилась с заявлением в Ленинское УСЗН администрации г. Челябинска о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: ****. К заявлению истицей приложена справка ТСЖ «У Озера» от 28 ноября 2016 г. о том, что в квартире **** ФИО4 зарегистрирована одна и задолженности по предоставленным услугам на декабрь 2016 года не имеет (л.д. 91).

Распоряжением Ленинского УСЗН администрации г. Челябинска №3/1293-н от 09 декабря 2016 г. ФИО4 назначена субсидия на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01 декабря 2016 г. по 31 мая 2017 г., ежемесячно в сумме 1700 рублей 09 копеек (л.д. 86).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку до 30 декабря 2016 г. ФИО4 с письменным заявлением о предоставлении субсидии не обращалась, то у суда отсутствуют основания для признания за ФИО4 права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг за октябрь и ноябрь 2016 года; поскольку информация о всех лицах, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении является обязательной в соответствии с постановлением администрации города Челябинска от 12 июля 2013 года № 170-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Приватизация муниципального жилищного фонда физическими лицами», то ТСЖ «У Озера» правомерно указало в справке от 14 сентября 2016 г. сведения о регистрации В.И.М. в квартире **** в период с 13 июля 1998 года по 09 сентября 2016 года, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения иска о возложении обязанности на ТСЖ «У Озера» выдать справки с датами 14 сентября 2016 г. и 09 ноября 2016 г. без указания наличия задолженности по оплате коммунальных услуг, поскольку выдача указанных справок не приведет к восстановлению права истца на получение субсидии на оплату коммунальных услуг за октябрь и ноябрь 2016 года, так как в установленный законом срок ФИО4 не подавала заявлений в УСЗН Ленинского района г. Челябинска о назначении субсидии.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе, поэтому являются правильными.

Доводы апелляционной жалобы истца ФИО4 о несогласии с выводами суда, поскольку задолженности по коммунальным услугам не имела, в МФЦ было отказано в приеме документов для оформления субсидии, судебной коллегий отклоняются как противоречащие материалам дела.


Согласно п. 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов: а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения; б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги; в) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения; е) копии судебных актов о признании лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, членами его семьи - в случае наличия разногласий между заявителем и проживающими совместно с заявителем по месту постоянного жительства лицами по вопросу


принадлежности к одной семье. В этом случае уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке.

Аналогичный перечень документов предусмотрен Административным регламентом предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 23 мая2012г.№247-П.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 15 ноября 2016 г. ФИО4 обращалась в Муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг города Челябинска» на государственную услугу «Предоставление гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Из ответа МАУ Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг города Челябинска» № 3448 от 14 декабря 2016 г. следует, что на государственную услугу ФИО4 был предоставлен неполный пакет документов, отсутствовали копии паспорта о семейном положении и копия СНИЛС. Специалистом МФЦ были сделаны копии указанных документов (л.д. 69).

Согласно объяснениям ФИО4 в судебном заседании суда первой инстанции от 21 сентября 2017 г., в сентябре 2016 года она обращалась в Ленинское УСЗН администрации г.Челябинска для получения информации об оформлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, где ей было разъяснено о том, какие документы необходимо подавать, также сообщили, что необходимо записаться на прием. Истица не стала дожидаться очереди и обратилась в МФЦ и представила документы, но сотрудник МФЦ молча, копировал представленные истицей документы, при этом не разъяснил, имеет ли истица право на субсидию. Поскольку специалист МФЦ никакой консультации истице не дал, она потребовала вернуть все документы обратно (л.д. 140-141).

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в установленном законом порядке ФИО4 15 ноября 2016г. заявление и необходимый пакет документов для назначения субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг не подавала, что также исключает возможность признания за истцом права на субсидию с 01 ноября 2016 г., поскольку согласно п.п. 8, 27 Правил юридическим фактом для начала административной процедуры предоставления субсидии является обращение заявителя с письменным заявлением и приложением всех необходимых документов. При этом доказательств того, что ФИО4 обращалась с письменным заявлением о назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг до 15 ноября 2016 г. в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ в суд представлено не


было.

Таким образом, доводы жалобы о незаконности решения суда первой инстанции не состоятельны, оснований для удовлетворения иска ФИО4 о признании права на субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг за октябрь и ноябрь 2016 года у суда не было.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что ответчиком ТСЖ «У Озера» необоснованно указаны в справке от 14 сентября 2016 г. сведения о ранее зарегистрированном лице, поскольку данная информация носит личный характер, судебной коллегией отклоняются, поскольку как верно указано судом, информация обо всех лицах, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении является обязательной в соответствии с постановлением администрации города Челябинска от 12 июля 2013 года №170-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Приватизация муниципального жилищного фонда физическими лицами», в связи с этим ответчик ТСЖ «У Озера» правомерно указал в справке от 14 сентября 2016 г. сведения о регистрации В.И.М. в квартире **** в период с 13 июля 1998 г. по 09 сентября 2016 г.

В связи с этим у суда и не имелось оснований для удовлетворения иска о возложении обязанности на ответчика ТСЖ «У Озера» выдать истице справки с датами 14 сентября 2016 г. и 09 ноября 2016 г. без указания наличия задолженности по оплате коммунальных услуг, поскольку как правильно указано судом, выдача указанных справок не приведет к восстановлению права истца на получение субсидии на оплату коммунальных услуг за октябрь и ноябрь 2016 года, так как в установленный законом срок ФИО4 не подавала заявлений в Ленинское УСЗН администрации г. Челябинска о назначении субсидии.

Не влекут отмену решения суда и доводы апелляционной жалобы о неправомерном соединении судом в одно производство два гражданских дела по иску ФИО4 к Ленинскому УСЗН администрации г. Челябинска о признании права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг за октябрь и ноябрь 2016 года и по иску ФИО4 к ТСЖ «У Озера» о возложении обязанности выдать справку, как основанные на неверном понимании норм процессуального права, поскольку имеются два однородных гражданских дела, по которым требования являются взаимосвязанными, участвуют одни и те же лица, предмет исковых требований совпадает, в связи с чем суд правомерно с учетом требований ч. 4 ст. 151 Гражданского процессуального кодекса РФ соединил несколько требований в одно производство для совместного рассмотрения, поскольку данное объединение способствует правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела.

Доводы апелляционной жалобы по существу выражают несогласие с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не


9

учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для приятия решения, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда. Указаний на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит, а судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Челябинска от 21 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: