ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-3804/12 от 22.06.2012 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГА-001290-01/2012       

                      Дело№ 11 -3804/2012

                  Судья Логинова Л.Е.

                      ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        22 июня 2012       года        г.Челябинск

        Судебная       коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в       составе:

        председательствующего Шумаковой Н.В.

        судей Благаря В.А., Фортыгиной И.И.

        с участием       прокурора Соколовой Н.Ф.

        при       секретаре Брынских М.В.

        рассмотрела       в открытом судебном заседании гражданское дело по представлению       Челябинского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга       лиц на решение Металлургического районного суда г.Челябинска от 11 апреля       2012 года.

        Заслушав       доклад судьи Шумаковой Н.В. по обстоятельствам дела, объяснения       представителей ответчика ОАО «Челябинский металлургический комбинат» -       ФИО1 и ФИО2, прокурора Соколову Н.Ф., судебная       коллегия,

        УСТАНОВИЛА :

        Челябинский       природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного       круга лиц, Управления Росприроднадзора по Челябинской области,       Администрации города Челябинска обратился в суд с иском к Открытому       акционерному обществу «Челябинский металлургический комбинат» (далее - ОАО       «ЧМК») о возложении обязанности не допускать сверхнормативные выбросы       загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

        обеспечить       бесперебойную, соответствующую проектным нормативам предельно допустимых       выбросов, работу газоочистного оборудования на источниках выбросов       загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

        обязать в       срок до 01 июля 2013 года модернизировать, посредством применения       наилучших существующих технологий очистки отходящих газов металлургических       агрегатов, пылегазоочистное оборудование предприятия на источниках       выбросов № 514, 528, 563, 1541, 0275, 0525, 1490;

        возложить       обязанность на ОАО «ЧМК» осуществлять производственный экологический       контроль - отбор проб по пыли, азоту диоксид, диоксиду серы, оксиду       углерода, оксиду железа, хрому, марганцу, свинцу, никелю, фенолу, бензолу,       бензапирену, в строгом соответствии с графиком контроля атмосферного       воздуха в санитарной защитной зоне ОАО «ЧМК».

                      В       дальнейшем Челябинский природоохранный прокурор свои требования уточнил,       просил признать незаконными действия ОАО «ЧМК» по осуществлению выбросов       загрязняющих веществ в атмосферный воздух с превышением установленных       нормативов предельно допустимых выбросов: 30 мая 2011 года на источнике       выброса загрязняющих веществ № 0525 Труба, участок № 1 «Конвертерное       отделение, газоочистка» цеха № 9 «Кислородно-конвертерный цех»; 02 июня       2011 года на источнике выброса загрязняющих веществ № 0275 труба, участок       № 1 «Разливочный, печной пролет» цеха № 5 «ЭСПЦ-2»; 14 июня 2011 года на       источнике выброса загрязняющих веществ № 1490 труба, источник выделения №       57 «ФИО4 № 4» (зона спекания), участок № 6 «отделение № 2» цеха № 24       «Аглофабрика»; по эксплуатации не обеспечивающих проектные показатели по       концентрации вредных веществ установок очистки газа: НИИИОГАЗ       ЦН-15П-600*6П цеха ЭСПЦ-6, аспирационная система № 1 (источник выброса       загрязняющих веществ № 514) по состоянию на 04 июля 2011 года; 1 ступень       группа циклонов ЦН-11-400 4 штуки, 2 ступень фильтр ФВК-90, конвертерный       цех, вентиляционная система № 4, бункера 7, 8, 9 и укрытие транспортера       (источник выброса загрязняющих веществ № 528) по состоянию на 14 июля 2011       года; фильтр ФРИК-1250, цех кислородно-конвертерный, агрегат «Ковш-печь»,       газовая резка МНЛЗ, бункера сыпучих материалов, растворный узел (источник       выброса загрязняющих веществ № 563) по состоянию на 07 июля 2011 года;       труба Вентури, каплеуловитель, цех аглофабрика, сушка барабанов (источник       выброса загрязняющих веществ № 1541) по состоянию на 17 августа 2011       года.

        Просил       возложить на ОАО «ЧМК» обязанность выполнить природоохранные мероприятия,       а именно: прекратить сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ от       источников выброса загрязняющих веществ № 0275 труба, участок № 1       «Разливочный, печной пролет» цеха № 5 «ЭСПЦ-2»; № 0525 Труба, участок № 1       «Конвертерное отделение, газоочистка» цеха № 9 «Кислородно-конвертерный       цех»; № 1490 Труба, источник выделения № 57 «ФИО4 № 4» (зона       спекания), участок № 6 «отделение № 2» цеха № 24 «Аглофабрика»; обеспечить       эксплуатацию установок очистки газа с показателями, соответствующими       проектным по концентрации вредных веществ, на источниках выброса       загрязняющих веществ: № 514 (НИИИОГАЗ ЦН-15П-600*6П цеха ЭСПЦ-6,       аспирационная система № 1), № 528 (1 ступень группа циклонов ЦН-11-400 4       штуки, 2 ступень фильтр ФВК-90, конвертерный цех, вентиляционная система №       4, бункера 7, 8, 9 и укрытие транспортера), № 563 (фильтр ФРИК-1250, цех       кислородно-конверторный, агрегат «Ковш-печь», газовая резка МНЛЗ, бункера       сыпучих материалов, растворный узел), № 1541 (труба Вентури,       каплеуловитель, цех аглофабрика, сушка барабанов).

        В       обоснование требований указал, что по результатам проверки исполнения ОАО       «ЧМК» федерального законодательства в сфере охраны

                      атмосферного воздуха выявлены нарушения экологических       требований, допущенные предприятием при осуществлении выбросов       загрязняющих веществ. Допущенные ОАО «ЧМК» выбросы загрязняющих веществ в       атмосферный воздух с превышением установленных нормативов предельно       допустимых выбросов 30 мая 2011 года на источнике выброса загрязняющих       веществ № 0525, 02.06.2011 г. на источнике № 0275, 14 июня 2011 года на       источнике № 1490 были выявлены в результате инструментальных измерений,       проведенных Филиалом ФБУ «ЦЛАТИ по УрФО» по Челябинской области.       Эксплуатация установок очисток газа: НИИИОГАЗ ЦН-15П-600*6П цеха ЭСПЦ-6,       аспирационная система № 1 (источник выброса загрязняющих веществ № 514) по       состоянию на 04.07.2011, 1 ступень группа циклонов ЦН-11-400 4 штуки, 2       ступень фильтр ФВК-90, конвертерный цех, вентиляционная система № 4,       бункера 7, 8, 9 и укрытие транспортера (источник выброса загрязняющих       веществ № 528) по состоянию на 14 июля 2011 года, фильтр ФРИК-1250, цех       кислородно-конвертерный, агрегат «Ковш-печь», газовая резка МНЛЗ, бункера       сыпучих материалов, растворный узел (источник выброса загрязняющих веществ       № 563) по состоянию на 07 июля 2011 года, труба Вентури, каплеуловитель,       цех аглофабрика, сушка барабанов (источник выброса загрязняющих веществ       №1541) по состоянию на 17 августа 2011 года с показателями, не       обеспечивающими проектные показатели по концентрации вредных веществ       установлена из актов проверки на соответствие фактических параметров       работы установок очистки газа, составленных ОАО «ЧМК» 04 июля 2011 года,       14 июля 2011 года, 07 июля 2011 года, 17 августа 2011 года. Указанные       нарушения были отражены в актах проверок ОАО «ЧМК» № 03-03/11-2011-А от 15       июля 2011 года и № 371 от 02 сентября 2011 года, проведенными,       соответственно, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования       и Управлением Росприроднадзора по Челябинской области.

        В судебном       заседании заместитель природоохранного прокурора Челябинской области       Дриманова Н.Н. поддержала уточненные исковые требования по основаниям,       изложенным в исковом заявлении.

        Представитель истца Управления Росприроднадзора по Челябинской       области ФИО3 поддержала исковые требования по основаниям,       изложенным в исковом заявлении, представила мнение Управления       Росприроднадзора по Челябинской области в письменном виде (т. 1 л.д.       66-72). Исковые требования в части возложения на ОАО «ЧМК» обязанности       выполнить природоохранные мероприятия, прекратить сверхнормативные выбросы       загрязняющих веществ от источников выброса загрязняющих веществ: № 0275, №       0525, № 1490 не поддержала, считая данные требования не конкретными. В       части требований о возложении обязанности обеспечить эксплуатацию       установок очистки газа с показателями, соответствующими проектным по       концентрации вредных веществ на источниках выброса

                      4

                      загрязняющих веществ указала, что ответчик как хозяйствующий       субъект сам должен определить, какие мероприятия для этого он должен       выполнить.

        Представители ответчика ОАО «ЧМК» ФИО2, ФИО1 с иском не согласились в полном объеме, считая его необоснованным, не       доказанным, представили письменный отзыв (т.1 л.д. 47-49, т. 6 л.д.       36-39).

        Дополнительно указали, что после отраженных в актах от 04 июля       2011 года, 14 июля 2011 года, 07 июля 2011 года, 17 августа 2011 года       проведенных ОАО «ЧМК» проверок на соответствие фактических параметров       работы установок очистки газа (УОГ) ОАО «ЧМК» провело все необходимые       мероприятия, показатели работы данных установок были улучшены, УОГ не       допускают выбросы загрязняющих веществ с превышением предельно допустимых       выбросов. В соответствии с Правилами эксплуатации установок очистки газа,       утвержденными Минхиммашем СССР 29 ноября 1983 года (ПЭУД984), работу УОГ       они должны проверять один раз в год. По истечении этого срока в плановом       порядке должны проверить эффективность принятых мер по снижению       концентрации вредных веществ. Причин, по которым УОГ не обеспечивают       показатели, соответствующие проектным по концентрации вредных веществ на       источниках выброса загрязняющих веществ, может быть множество. Так, по УОГ       на источнике № 514 концентрация вредных веществ на выходе выше проектной,       но коэффициент очистки от вредных веществ почти в два раза выше       проектного. Выяснилось, что для данного источника проектные показатели       рассчитывались с учетом плавки другой марки стали. Следовательно, для УОГ       на источнике № 514 необходимо произвести перерасчет проектных       показателей.

        Представитель истца Администрации г.Челябинска в судебное       заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен       надлежащим образом.

        Суд вынес       решение, которым исковые требования Челябинского природоохранного       прокурора удовлетворил частично.

        Признал       незаконными действия ОАО «ЧМК» по осуществлению выбросов загрязняющих       веществ в атмосферный воздух с превышением установленных нормативов       предельно допустимых выбросов: 30 мая 2011 года на источнике выброса       загрязняющих веществ № 0525 Труба, участок № 1 «Конвертерное отделение,       газоочистка» цеха № 9 «Кислородно-конвертерный цех»; 02 июня 2011 года на       источнике выброса загрязняющих веществ № 0275 труба, участок № 1       «разливочный, печной пролет» цеха № 5 «ЭСПЦ-2»; 14 июня 2011 года на       источнике выброса загрязняющих веществ № 1490 труба, источник выделения №       57 «ФИО4 № 4» (зона спекания), участок № 6 «отделение № 2» цеха № 24       «Аглофабрика»; по

                      5

                      эксплуатации не обеспечивающих проектные показатели по       концентрации вредных веществ установок очистки газа: НИИИОГАЗ       ЦН-15П-600*6П цеха ЭСГОД-6, аспирационная система № 1 (источник выброса       загрязняющих веществ № 514) по состоянию на 04 июля 2011 года; 1 ступень       группа циклонов ЦН-11-400 4 штуки, 2 ступень фильтр ФВК-90, конвертерный       цех, вентиляционная система № 4, бункера 7, 8, 9 и укрытие транспортера       (источник выброса загрязняющих веществ № 528) по состоянию на 14 июля 2011       года; фильтр ФРИК-1250, цех кислородно-конвертерный, агрегат «Ковш-печь»,       газовая резка МНЛЗ, бункера сыпучих материалов, растворный узел (источник       выброса загрязняющих веществ № 563) по состоянию на 07 июля 2011 года;       труба Вентури, каплеуловитель, цех аглофабрика, сушка барабанов (источник       выброса загрязняющих веществ № 1541) по состоянию на 17 августа 2011       года.

        Обязал ОАО       «ЧМК» в срок до 01 января 2013 года выполнить природоохранные мероприятия       по обеспечению эксплуатации установок очистки газа с показателями,       соответствующими проектным по концентрации вредных веществ, на источниках       выброса загрязняющих веществ: (с перечислением конкретных источников       выбросов) № 514 (НИИИОГАЗ ЦН-15П-600*6П цеха ЭСПЦ-6, аспирационная система       № 1), № 528 (1 ступень группа циклонов ЦН-11-400 4 штуки, 2 ступень фильтр       ФВК-90, конвертерный цех, вентиляционная система № 4, бункера 7, 8, 9 и       укрытие транспортера), № 563 (фильтр ФРИК-1250, цех       кислородно-конверторный, агрегат «Ковш-печь», газовая резка МНЛЗ, бункера       сыпучих материалов, растворный узел), № 1541 (труба Вентури,       каплеуловитель, цех аглофабрика, сушка барабанов).

        Решение в       части возложения обязанности на ОАО «ЧМК» в срок до 01 января 2013 года       выполнить природоохранные мероприятия по обеспечению эксплуатации       установок очистки газа с показателями, соответствующими проектным по       концентрации вредных веществ, на источниках выброса загрязняющих веществ:       № 514 (НИИИОГАЗ ЦН-15П-600*6П цеха ЭСПЦ-6, аспирационная система № 1), №       563 (фильтр ФРИК-1250, цех кислородно-конверторный, агрегат «Ковш-печь»,       газовая резка МНЛЗ, бункера сыпучих материалов, растворный узел), № 1541       (труба Вентури, каплеуловитель, цех аглофабрика, сушка барабанов) к       исполнению не приводить.

        В       удовлетворении остальной части исковых требований Челябинскому       природоохранному прокурору отказал.

        В       апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить в части       отказа в удовлетворении исковых требований прокурора и не приведении       решения к исполнению, вынести по делу новое решение.

        В обоснование представления указал,       что в судебном заседании не

                      6

                      было       достоверно установлено, что в настоящее время эксплуатация установок       очистки газа с показателями на источниках выброса загрязняющих веществ №       514, 528, 563, 1541 осуществляется с показателями, соответствующими       проектным по концентрации вредных веществ.

        Считает,       что доводы представителей ответчиков о том, что при выявлении нарушений       ОАО «ЧМК» по каждой установке очистки газа были разработаны       соответствующие мероприятия, из числа которых часть выполнена на день       рассмотрения дела в суде, показатели работы данных УОГ были улучшены, УОГ       не допускает выбросы загрязняющих веществ с превышением предельно       допустимых выбросов, не могут быть положены в основу решения в части не       приведения к исполнению возложения обязанности на ОАО «ЧМК» в срок до 01       января 2013 года выполнить природоохранные мероприятия по обеспечению       эксплуатации установок очитки газа с показателями, соответствующими       проектным по концентрации вредных веществ на источниках выбросов №№ 514,       563, 1541.

        Также       указывает на то, что доводы суда о том, что предприятием осуществляются       мероприятия по обеспечению эксплуатации установок очистки газа с       показателями, соответствующими проектным по концентрации вредных веществ       на источниках выбросов №№ 514, 563, 1541, не дают оснований для       неприведения решения к исполнению.

        Кроме того,       при вынесении решения суд вышел за пределы заявленных прокурором       требований, установив срок выполнения природоохранных       мероприятий.

        Представители Администрации г.Челябинска, Управления       Росприроднадзора по Челябинской области участия в суде апелляционной       инстанции не приняли, о месте и времени судебного разбирательства извещены       надлежащим образом, поэтому судебная коллегия в соответствии с положениями       ст.ст. 167, 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их       отсутствие.

        Проверив       материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на       апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены       решения суда.

                      В       соответствии со ст. 23 Закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 12,       14 Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» нормативы допустимых       выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для       стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую       среду субъектами хозяйственной и иной

                      7

                      деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной       нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а       также технологических нормативов. При невозможности соблюдения нормативов       допустимых выбросов, устанавливаются лимиты на выбросы. Выбросы       загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах установленных лимитов       возможны на основании разрешения, выдаваемого органами исполнительной       власти, осуществляющими государственное управление в области охраны       окружающей среды.

        Согласно       ст. 67 Закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 25 Закона РФ «Об охране       атмосферного воздуха» производственный контроль в области охраны       окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется       в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной       деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному       использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях       соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных       законодательством в области охраны окружающей среды. Производственный       контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица,       которые имеют источники вредных химических, биологических и физических       воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных       за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха,       и (или) организуют экологические службы.

        Как следует       из ст. 30 Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица,       имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в       атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации       выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку       предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов 'вредного       физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять       мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных       (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению       таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению       аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а       также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет       выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их       источников, проводить производственный контроль за соблюдением       установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в       атмосферный воздух; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон       объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное       воздействие на атмосферный воздух; обеспечивать своевременный вывоз       загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории       объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные       места

                      8

                      складирования или захоронения таких отходов, а также на другие       объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в       качестве сырья.

        Частью 3       статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране       атмосферного воздуха» предусмотрено установление предельно допустимых       выбросов (ПДВ) для конкретного стационарного источника и их совокупности       (организации в целом).

        В       соответствии с п. 1.1 ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера.       Правила установления допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ       промышленными предприятиями» установленное ПДВ - это количество вредных       веществ, которое не разрешается превышать при выбросе в атмосферу в       единицу времени.

        Как       установлено судом и подтверждается материалами дела, в результате       проведенных проверок в период с 20 мая 2011 года по 15 июля 2011 года       Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (акт проверки №       03-03/11-2011-А от 15 июля 2011 года), в период с 31 августа 2011 года по       02 сентября 2011 года Управлением Росприроднадзора по Челябинской области       (акт проверки № 371 от 02 сентября 2011 года) зафиксированы нарушения       природоохранного законодательства.

        Указанные в       акте проверки № 03-03/11-2011-А от 15 июля 2011 года (т. 1 л.д. 124-266)       нарушения были зафиксированы в результате инструментальных измерений,       произведенных Филиалом ФБУ «ЦЛАТИ по УрФО» по Челябинской области 30 мая       2011 года на источнике выброса загрязняющих веществ № 0525, 02 июня 2011       года на источнике выброса загрязняющих веществ № 0275, 14 июня 2011 года       на источнике выброса загрязняющих веществ № 1490.

        Результаты       инструментальных измерений показали, что на трех источниках выброса       загрязняющих веществ превышены установленные нормативы предельно       допустимых выбросов (ПДВ), а именно, на источнике:

        - №       0275 превышены нормативы ПДВ по азоту диоксида в 5,1 раза (фактический       выброс составил 4,2937 г/с, а установленный норматив 0,8369 г/с) и азоту       оксида в 5,2 раза (фактический выброс составил 2,1092 г/с, а установленный       норматив 0,4068 г/с);

        - №       0525 превышены нормативы ПДВ по азоту диоксида в 1,5 раза (фактический       выброс составил 11,0055 г/с, а установленный норматив 7,2476 г/с) и азоту       оксида в 1,6 раза (фактический выброс составил 5,4062 г/с, а установленный       норматив 3,462 г/с);

        № 1490       превышены нормативы ПДВ по азоту диоксида в 1,6 раза (фактический выброс       составил 12,4273 г/с, а установленный норматив 7,6521 г/с, азоту оксида в       1,6 раза (фактический выброс составил 6,1046 г/с, а

                      9

                      установленный норматив 3,7589 г/с) и оксиду углерода в 2,0       раза (фактический выброс составил 676,6406 г/с, а установленный норматив       333,8515 г/с).

        ОАО «ЧМК»       осуществляло выбросы вредных (загрязняющих) веществ с превышением       установленных разрешением № 4-2437 на 2011 год нормативов ПДВ (письмо       Уральского управления Ростехнадзора от 07 сентября 2010 года №       26-05-10/05-3502/и) из следующих стационарных источников загрязнения       атмосферы ОАО «ЧМК»:

        - источник выброса вредных (загрязняющих) веществ в       атмосферу № 1490 «труба», источник выделения загрязняющих веществ № 57       «ФИО4 № 4 (зона спекания)», Участок № 6 «Отделение № 2» цеха № 24       «Аглофабрика»: фактический выброс азота диоксида составил 12,4273 г/с, а       установленный норматив 7,6521 г/с; фактический выброс азота оксида       составил 6,1046 г/с, а установленный норматив 3,7589 г/с; фактический       выброс оксида углерода составил 676,6406 г/с, а установленный норматив       333,8515 г/с (Протокол № 39 от 28 июня 2011 года результатов       количественного химического анализа проб промышленных выбросов       загрязняющих веществ в атмосферу, заключение б/н от 28 июня 2011 года о       соблюдении установленных нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в       атмосферу, составленные Филиалом ФБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Челябинской       области);

        - источник выброса вредных (загрязняющих) веществ в       атмосферу № 0275 «Труба», Участок № 1 «Разливочный, печной пролет» цеха №       5 «ЭСПЦ-2»: фактический выброс азота диоксида составил 4,2937 г/с, а       установленный норматив 0,8369 г/с; фактический выброс азота оксида       составил 2,1092 г/с, а установленный норматив - 0,4068 г/с (Протокол № 34       от 08 июня 2001 года результатов количественного химического анализа проб       промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, Заключение б/н от       08 июня 2011 года о соблюдении установленных нормативов       предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу, составленные Филиалом ФБУ       «ЦЛАТИ по УФО» по Челябинской области);

        - источник выброса вредных (загрязняющих) веществ в       атмосферу № 0525 «труба», Участок № 1 «Конвертерное отделение,       газоочистка» цеха № 9 «Кислородно-конвертерный цех»: фактический выброс       азота Диоксида составил 11,0055 г/с, а установленный норматив 7,2476 г/с,       фактический выброс азота оксида составил 5,4062 г/с, а установленный       норматив - 3,462 г/с (Протокол № 34 от 08 июня 2011 года результатов       количественного химического анализа проб промышленных выбросов       загрязняющих веществ в атмосферу, Заключение б/н от 08 июня 2011 года о       соблюдении установленных нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в       атмосферу, составленные Филиалом ФБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Челябинской       области).

        Замеры при проверке концентрации       вредных веществ проводились

                      10

                      независимой       аккредитованной лабораторией Филиала ФБУ «ЦЛАТИ по УФО» (т. 2 л.д.       78-131), причем не одновременно с проведением замеров пылевентиляционной       лабораторией ККП ОАО «ЧМК», свидетельство которой на момент проведения       замеров не действовало. Филиал ФБУ «ЦЛАТИ по УФО» наделен полномочиями по       проведению отбора и анализа проб на объектах-источниках загрязнения       окружающей среды (т. 2 л.д. 143-160).

        За указные       допущенные превышения ПДВ на основании акта проверки № 03-03/11-2011-А от       15 июля 2011 года ОАО «ЧМК» постановлением Управления Росприроднадзора по       Челябинской области № 302-2011 от 18 августа 2011 года привлечено к       административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в       размере 20000, 00 рублей (т. 2 л.д. 15-18).

        Постановление № 302-2011 от 18 августа 2011 года ответчиком       обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области. В удовлетворении жалобы       ответчику отказано (т. 6 л.д. 142-154, т. 7 л.д. 89-93).

        В ходе       проверки, проводимой Управлением Росприроднадзора по Челябинской области в       период с 31 августа 2011 года по 02 сентября 2011 года (Акт проверки № 371       от 02 сентября 2011 года) установлено, что ОАО «ЧМК» не выполнены       требования пункта 3.1 Правил эксплуатации установок очистки газа,       утвержденных Минхиммашем СССР 29 ноября 1983 года (ПЭУ, 1984), согласно       которым установки очистки газа должны работать надежно, бесперебойно и с       показателями, соответствующими проектным или полученным в результате       наладочных работ и согласованными с организацией - разработчиком проекта,       а именно:

        - установка очистки газов (цех ЭСПЦ-6, аспирационная       система JV» 1, место пересыпки и загрузочный бункер, наименование УОГ:       групповые Циклоны НИИИОГАЗ ЦН-15П-600*6П) (ИВ ЗВ № 514) не обеспечивают       проектные показатели по концентрации вредных веществ на входе УОГ и выходе       из УОГ (концентрация вредных веществ (г/нмЗ) проектная: на входе -0,1, на       выходе - 0,05; фактическая: на входе - 1,019, на выходе       -0,123);

        установка       очистки газов (конвертерный цех, вентиляционная система № 4, бункера 7,8,9       и укрытие транспортера, наименование УОГ: Г ступень группа циклонов       ЦН-11-400 4 штуки, 2 ступень фильтр ФВК-90) (ИВ ЗВ № 528) не обеспечивают       проектные показатели по концентрации вредных веществ на выходе из УОГ       (концентрация вредных веществ (г/нмЗ) проектная: на выходе -0,1;       фактическая: на выходе - 0,208);

        - установка очистки газов (цех кислородно-конвертерный,       агрегат «Ковш-печь», газовая резка МНЛЗ, бункера сыпучих материалов,       растворный узел наименование УОГ: фильтр ФРИК-1250) (ИВ ЗВ № 563) не       обеспечивают проектные показатели по концентрации вредных веществ на       выходе из УОГ (концентрация вредных веществ (г/нмЗ) проектная: на выходе -       0,015; фактическая: на выходе - 0,038).

                      11

                      - установка очистки газов (цех аглофабрика, сушка       барабанов, наименование УОГ: труба Вентури, каплеуловитель) (ИВ ЗВ № 1541)       не обеспечивают проектные показатели по концентрации вредных веществ       (г/нмЗ) на выходе из УОГ (концентрация вредных веществ (г/нмЗ) проектная:       на выходе - 0,05; фактическая на выходе - 0,101);

        - установка очистки газов (цех аглофабрика, сушка       барабанов, наименование УОГ: труба Вентури, каплеуловитель) (ИВ ЗВ № 1541)       не обеспечивают проектные показатели по производительности по газу на       входе и выходе из УОГ (производительность по газу (нмЗ/час) проектная: на       входе - 8000, на выходе - 100000; фактическая: на входе - 32544, на выходе       - 58444).

        На       основании акта проверки № 371 от 02 сентября 2011 года ответчик ОАО «ЧМК»       постановлением Управления Росприроднадзора по Челябинской области №       396-2011 от 27 сентября 2011 года привлечен к административной       ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000, 00       рублей, (т.2 л.д. 5-11). Указанное постановление № 396-2011 от 27 сентября       2011 года по жалобе ответчика Арбитражным судом Челябинской области       отменено (т. 7 л.д. 85-88).

        Поскольку в       судебном заседании установлены факты выброса ОАО «ЧМК» вредных       (загрязняющих) веществ с превышением установленных на 2011 год нормативов       ПДВ, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования       Челябинского природоохранного прокурора в части признания незаконными       действий ОАО «ЧМК» по осуществлению выбросов загрязняющих веществ в       атмосферный воздух с превышением установленных нормативов предельно       допустимых выбросов: 30 мая 2011 года на источнике выброса загрязняющих       веществ № 0525 Труба, участок № 1 «Конвертерное отделение, газоочистка»       цеха № 9 «Кислородно-конвертерный цех»; 02 июня 2011 года на источнике       выброса загрязняющих веществ № 0275 труба, участок № 1 «Разливочный,       печной пролет» цеха № 5 «ЭСПЦ-2»; 14 июня 2011 года на источнике выброса       загрязняющих веществ № 1490 труба, источник выделения № 57 «ФИО4 №       4» (зона спекания), участок № 6 «отделение № 2» цеха № 24 «Аглофабрика»;       по эксплуатации не обеспечивающих проектные показатели по концентрации       вредных веществ установок очистки газа: НИИИОГАЗ ЦН-15П-600*6П цеха       ЭСПЦ-6, аспирационная система № 1 (источник выброса загрязняющих веществ №       514) по состоянию на 04 июля 2011 года; 1 ступень группа циклонов       ЦН-11-400 4 штуки, 2 ступень фильтр ФВК-90, конвертерный цех,       вентиляционная система № 4, бункера 7, 8, 9 и укрытие транспортера       (источник выброса загрязняющих веществ № 528) по состоянию на 14 июля 2011       года; фильтр ФРИК-1250, цех кислородно-конвертерный, агрегат «Ковш-печь»,       газовая резка МНЛЗ, бункера сыпучих материалов, растворный узел (источник       выброса загрязняющих веществ № 563) по состоянию на 07 июля 2011 года;       труба Вентури, каплеуловитель, цех аглофабрика, сушка барабанов (источник       выброса загрязняющих веществ № 1541) по состоянию на 17 августа 2011 года,       и отказал в остальной части.

                      Доводы       апелляционного представления прокурора о том, что в судебном заседании не       было достоверно установлено, что в настоящее время эксплуатация установок       очистки газа с показателями на источниках выброса загрязняющих веществ №       514, 528, 563, 1541 осуществляется с показателями, соответствующими       проектным по концентрации вредных веществ является       необоснованным.

        В судебное       заседание представителями ответчика был представлен перечень мероприятий       по снижению предельно допустимых выбросов на УОГ по источнику выброса       загрязняющих веществ № 1541 от 21 сентября 2011 года; по устранению       нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей       среды в ККЦ на источниках выброса загрязняющих веществ № 528, № 563 от 05       октября 2011 года; по работе нагнетателей участка газоочистки от 28 ноября       2011 года (т. 6 л.д. 198-204,218).

        Также суду       был представлен приказ и программа по выполнению предписаний, согласно       которым, ответчиком создана комиссия и проводятся мероприятия по       выполнению предписания № 514/1-В от 19 декабря 2011 года, выданного       Росприроднадзором по Челябинской области. В соответствии с данным       предписанием проведены мероприятия по обеспечению эксплуатации установок       очистки газа с показателями, соответствующими проектным по концентрации       вредных веществ, на источниках выброса загрязняющих веществ № 514, № 528,       № 563, № 1541 (т. 7 л.д. 107-109).

        При       выявлении указанных нарушений ОАО «ЧМК» по каждой УОГ были разработаны       соответствующие мероприятия, часть которых выполнена на день рассмотрения       дела в суде, показатели работы данных УОГ были улучшены, УОГ не допускают       выбросы загрязняющих веществ с превышением предельно допустимых       выбросов.

        Истцом не       представлено доказательств бездействия ответчика по выполнению выявленных       нарушений.

        Ссылка в       апелляционном представлении о том, что доводы представителей ответчиков       ОАО «ЧМК», что при выявлении нарушений по каждой установке очистки газа       были разработаны соответствующие мероприятия, из числа которых часть       выполнена на день рассмотрения дела в суде, показатели работы данных УОГ       были улучшены, УОГ не допускает выбросы загрязняющих веществ с превышением       предельно допустимых выбросов, не могут быть положены в основу решения в       части не приведения к исполнению возложения обязанности на ОАО «ЧМК» в       срок до 01 января 2013 года выполнить природоохранные мероприятия по       обеспечению

                      13

                      эксплуатации установок очитки газа с показателями,       соответствующими проектным по концентрации вредных веществ на источниках       выбросов №№ 514, 563, 1541,является необоснованной.

        Из       представленных ответчиком документов видно, что ОАО «ЧМК» проводит       мероприятия по обеспечению эксплуатации установок очистки газа с       показателями, соответствующими проектным по концентрации вредных веществ,       на источниках выброса загрязняющих веществ № 514, № 528, № 563, № 1541.       Согласно представленным в суд первой инстанции актам проверки на       соответствие фактических параметров работы УОГ на источниках выброса       загрязняющих веществ № 514 от 27 февраля 2012 года, № 563 от 19 января       2012 года, № 1541 от 04 апреля 2012 года следует что, проектные       (пусконаладочные) данные по количеству выбросов в атмосферу вредных       веществ не превышают фактические (т. 7 л.д. 110, 111, 115).

        Кроме того,       истцом не указано, какие конкретно природоохранные мероприятия по       обеспечению эксплуатации установок очистки газа с показателями,       соответствующими проектным по концентрации вредных веществ, на источниках       выброса загрязняющих веществ № 514, № 528, № 563, № 1541 должен выполнить       ответчик. Доказательств того, что проводимые ответчиком мероприятия       являются недостаточными и недопустимыми, суду представлено не       было.

        Также       является необоснованным довод апелляционного представления о том, что в       судебном заседании не было достоверно установлено, что в настоящее время       эксплуатация установок очистки газа с показателями на источниках выброса       загрязняющих веществ № 514, 528, 563, 1541 осуществляется с показателями,       соответствующими проектным по концентрации вредных веществ.

        Согласно       представленным в суд первой инстанции отчету выполнения мероприятий №       103-1230 от 05 октября 2011 года, приказу о создании комиссии для       обследования работы установок очистки газа и выполнения предписания №       514/1В от 19 декабря 2011 года, программе по выполнению предписания №       514/1В от 03 февраля 2012 года, информации по выполнению предписания №       514/1В от 06 апреля 2012 года, акту проверки на соответствие фактических       параметров работы установки очистки газов ОНРС цех ККЦ (инв. № 563) от 19       января 2012 года, акту проверки на соответствие фактических параметров       работы установки очистки газов ОУШ цех АГФ (инв. № 1541) от 04 апреля 2012       года, акту приемки оборудования после текущего ремонта от 22 января 2012       года эксплуатация установок очистки газа в настоящее время осуществляется       с показателями концентрации выбросов вредных веществ в соответствии с       проектными показателями.

                      14

                      Достоверных       доказательств, свидетельствующих об обратном, прокурором, на котором в       силу ст.ст. 12,56 ГПК РФ, лежит бремя доказывания своих требований, суду       не представлено.

        Ссылка в       апелляционном представлении прокурора на то, что при вынесении решения суд       вышел за пределы заявленных прокурором требований, установив срок       выполнения природоохранных мероприятий, судебной коллегией во внимание       быть принята не может.

        Согласно п.       11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23       «О судебном решении» исходя из того, что решение является актом       правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна       содержать исчерпывающие выводы вытекающие из установленных в       мотивировочной части фактических обстоятельств.

        В связи с       этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как       по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если       оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в       чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое       право.

        Таким       образом, суд первой инстанции обоснованно указал срок выполнения       природоохранных мероприятий по обеспечению эксплуатации установок очистки       газа показателями, соответствующими проектным по концентрации вредных       веществ, на источниках выброса загрязняющих веществ до 01 января 2013       года.

        Суд       всесторонне, полно и объективно исследовал все обстоятельства по делу и       вынес законное и обоснованное решение, оснований к отмене которого не       имеется.

        Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, 328, 329       ГПК РФ, судебная коллегия

                      ОПРЕДЕЛИЛА:

                      Решение       Металлургического районного суда г. Челябинска от 11 апреля 2012 года       оставить без изменения, апелляционное представление Челябинского       природоохранного прокурора - без удовлетворения.

                      Председательствующий

                      Судьи