ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-38/19 от 21.02.2019 Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело №11- 38/2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(в порядке апелляции)

21.02.2019 г.

Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Захаровой И.М.

при секретаре Афанасовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кулакова В.В. на заочное решение мирового судьи судебного участка №7 Октябрьского судебного района г.Липецка от 28.11.2018 ода по делу по иску Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области к Кулакову В.В. о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, которым постановлено:

Взыскать с Кулакова В,В. в пользу Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в <адрес> в сумме 6123 руб. за период с мая 2017г. по июль 2018г. (включительно)

Взыскать с Кулакова В,В. в доход местного бюджета, в лице ИФНС России по Октябрьскому району г.Липецка, государственную пошлину в размере 400 рублей.

УСТАНОВИЛ:

Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области обратился с иском к Кулакову В.В. о взыскании задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт, ссылаясь на то, что ответчик по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок является собственником <адрес>. Данный дом включен в областную программу капитального ремонта, утвержденную постановлением администрации Липецкой области от 28.11.2013 года №528. На основании ст.170 ЖК РФ и в соответствии с Постановлением администрации г.Липецка от 30.04.2014 года №978 «О формировании Фонда капитального ремонта», способом формирования фонда капитального ремонта указанного дома определено перечисление взносов на капитальный ремонт на счет областного оператора. На основании ст.ст. 178, 180 ЖК РФ и положений Закона Липецкой области «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» от 08.10.2013г. №211-ОЗ, истец является областным оператором, в функции которого входит аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах областного оператора. В нарушение требований закона ответчик свои обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт не исполняет. За период с мая 2017 года по июль 2018 года (включительно) за ответчиком образовалась задолженность в размере 6123 руб. Данную сумму задолженности истец просит взыскать с ответчика.

В судебное заседание представитель Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, не возражали против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.

В судебное заседание ответчик Кулаков В.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, причина неявки суду не известна.

Мировой судья постановил заочное решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что предъявление квитанций об оплате является незаконным, так как ответчик не обращался с заявлением о вступлении в это общественное объединение, не предоставлял свои персональные данные и не давал разрешение на их использование. Нормативный срок для капремонта дома составляет 20 лет, в связи с чем для <адрес> этот срок закончился в 2010г., ранее плата за капремонт входила отдельной строкой в оплату за содержание и ремонт жилья и оплачивалась жильцами дома, однако капитальный ремонт дома не проводился, доказательств проведения ремонта с 2010г. ни истец, ни его учредитель не представили. Никто не может быт лишен права на получение от государства капитального ремонта дома, в котором у гражданина имеется приватизированная квартира. Кулаков В.В. полагает, что в данном случае не подлежат применению нормы национального права, возлагающие на собственников жилых помещений обязанность оплачивать повторно капитальный ремонт приватизированного жилья без предоставления доказательств его проведения в установленные нормативные сроки.

В судебном заседании ответчик апелляционную жалобу поддержал, просил суд апелляционной инстанции отменить решение мирового судьи и постановить новое решение которым в иске отказать, сославшись на доводы изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и своевременно, в материалах дела имеется заявление представителя истца о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.

Выслушав ответчика, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Статьей 170 ч. 3 ЖК РФ определен порядок формирования фонда капитального ремонта, в соответствии с которой, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

Поскольку собственники спорного многоквартирного дома не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта Постановлением Администрации г. Липецка от 30 апреля 2014 г. N 978 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" <адрес> включен в перечень домов фонд капитального ремонта общего имущества которых формируется на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов <адрес>.

16 ноября 2016 года администрацией Липецкой области принято постановление N 467 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Липецкой области на 2017-2019гг". Настоящее постановление вступило в силу с 01 января 2017 года и устанавливает минимальный взнос на капитальный ремонт в размере: 6,50 руб./кв.м в месяц - для многоквартирных домов, имеющих 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 частей и выше..

Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области 22 ноября 2013 года, данные об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц; поставлен на учет в налоговом органе по месту его нахождения, ему присвоен ОГРН 1134800000940, ИНН 4824070613, КПП 482601001.

Кроме того, данные об организации внесены в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций за учетным номером 481401086.

Согласно Уставу, ФКР создан для выполнения функций регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Таким образом, Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области создан в установленном законом порядке и, как правильно указано судом, правомочен выставлять квитанции на оплату таких взносов собственникам жилых помещений в МКД.

Как следует из материалов дела, Кулаков В.В. является собственником <адрес>, площадью 62,8 кв.м., расположенная на 7 этаже – 9 этажного дома, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, сообщением Департамента жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 8-11, 30).

В период с мая 2017 года по июль 2018 года Кулаковым В.В. не вносились взносы на капитальный ремонт, что не оспаривалось ответчиком в суде.

Разрешая спор, мировой судья суд правильно определил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, произвел правильный расчет подлежащей взысканию суммы, а именно применил тариф 6,5 руб. за квадратный метр, исходя из параметров дома и обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 6123 руб.

Решение постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством, не имеется.

Довод Кулакова В.В. о том, что в данном случае не подлежат применению нормы национального права, возлагающие на собственников жилых помещений обязанность оплачивать повторно капитальный ремонт приватизированного жилья без предоставления доказательств его проведения в установленные нормативные сроки не является несостоятельным.

Статьей 16 Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации

Однако на спорные правоотношения не распространяется Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которым была закреплена обязанность за бывшими наймодателями производить капитальный ремонт, поскольку в судебном заседании Кулаков В.В. пояснил, что спорную квартиру он не приватизировал, а приобрел в собственность как член жилищного кооператива, полностью выплатив паевой взнос за спорную квартиру.

Согласно ст. 1 Протокол N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 009 (Париж, 20 марта 1952 г.) (с изменениями и дополнениями), каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов.

Аналогичные нормы содержатся в статье 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Конституцией Российской Федерации в России признаются и защищаются равным образом все формы собственности; право частной собственности относится к основным правам человека и подлежит защите со стороны государства наряду с другими правами и свободами человека и гражданина, которые обеспечиваются правосудием, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, а также местного самоуправления (статья 8, часть 2; статья 18).

Право собственности в пределах, определенных Конституцией Российской Федерации, предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом в своих интересах, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества.

Участие в несение расходов на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в многоквартирном доме не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК Российской Федерации), но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.

Жилищный кодекс Российской Федерации в первоначальной редакции предусматривал участие собственников помещений в многоквартирных домах в расходах на содержание общего имущества в таких домах путем внесения платы за содержание и ремонт жилых помещений, которая включала в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, а также по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме

Как ранее действующим законодательством, так и законодательством, действующим в настоящее время предусмотрены меры государственной поддержки при проведении капительного ремонта, при этом при проведении капительного ремонта проводится мониторинг жилищного фонда в целом и составляются соответствующие программы

Согласно ст. 168 ЖК РФ, региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Законодатель наделил собственников многоквартирных домов правом принятия решений, как по формированию фонда капительного ремонта, так и по его проведению

Собственники помещений в многоквартирном доме, избравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на специальном счете, самостоятельно организуют проведение капитального ремонта общего имущества.

Что касается собственников помещений в многоквартирном доме, избравших в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на счете регионального оператора, то Жилищный кодекс Российской Федерации возлагает на них лишь обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 171), а все функции, связанные с распоряжением этими денежными средствами и обеспечением проведения капитального ремонта общего имущества в данном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, передает региональному оператору - создаваемому субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда юридическому лицу (части 1 и 2 статьи 178, части 1 и 2 статьи 182).

Учитывая, что <адрес> включен в перечень домов фонд капитального ремонта общего имущества которых формируется на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, Постановлением Администрации Липецкой области от 28 ноября 2013 г. N 528 "Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области" утвержден адресный перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Липецкой области согласно которому определен плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном <адрес> в период 2032-2034 г.г.

Согласно ч. 2, 5 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора:

1) ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт;

2) принимают решения, участвуют в принятии решений, которые предусмотрены настоящим Кодексом, в связи с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме;

3) участвуют в осуществлении приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту в таком многоквартирном доме;

4) запрашивают и получают предусмотренные настоящим Кодексом сведения (информацию) от заинтересованных лиц;

5) реализуют иные права и исполняют иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Таким образом, сам по себе непроведение капитального ремонта многоквартирного дома не является основанием для уклонения собственников расположенных в нем помещений от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в данном доме.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые могли бы повлечь отмену постановленного решения.

Мировым судьей правильно определен круг юридически значимых обстоятельств по делу, в решении дана соответствующая нормам процессуального права оценка представленным доказательствам. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, положенные в обоснование доводов доказательства являются допустимыми. Оснований для иной оценки представленным доказательствам не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328 – 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 7 Октябрьского судебного района г.Липецка от 28.11.2018 года по делу по иску Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области к Кулакову В.В. о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кулакова В,В. без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья И.М. Захарова

Мотивированное определение изготовлено 26.02.2019 года.

Судья И.М. Захарова