ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-3942/15 от 21.04.2015 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      Дело№ 11-3942/2015

                  Судья: Шаяхметова Ф.Р.

                      АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        21 апреля 2015       года        г. Челябинск

        Судебная коллегия по       административным делам Челябинского областного суда в составе:

        председательствующего: Шигаповой       СВ.,

        судей: Смолина А.А., Жукова       А.А.,

        при секретаре Парневовой       Н.В.,

        рассмотрев в открытом судебном       заседании в зале суда апелляционную жалобу Министерства по радиационной и       экологической безопасности Челябинской области на решение Аргаяшского       районного суда Челябинской области от 23 июля 2014 года по гражданскому       делу по заявлению ФИО1 о возложении на администрацию Аргаяшского муниципального       района обязанностей по предоставлению учетного дела, о возложении на       Министерство радиационной и экологической безопасности Челябинской области       обязанности принять к изучению учетное дело, предоставить государственный       жилищный сертификат на улучшение жилищных условий,

        заслушав доклад судьи Смолина       А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав       участников процесса, исследовав материалы дела судебная       коллегия

        установила:

        ФИО1 обратился в суд с       заявлением о возложении на администрацию Аргаяшского муниципального района       обязанности предоставить в Министерство радиационной и экологической       безопасности Челябинской области учетное дело, как лица состоящего в       Списке граждан -участников программы, получателей субсидии по Челябинской       области, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году       на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в       реку Теча, претендента на получение государственного жилищного сертификата       на улучшение жилищных условии; возложении на Министерство радиационной и       экологической безопасности Челябинской области обязанности принять к       изучению учетное дело и выдать государственный жилищный сертификат на       улучшение жилищных условий, как лицу, участнику подпрограммы «Выполнение       государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,       установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы       "Жилище" на 2011 - 2015 годы без обязательств о безвозмездном отчуждении       дома, расположенного в д. **** в государственную или муниципальную собственность, а       также без вычета разницы между

        положенными квадратными метрами и площадью данного       дома.

        В обоснование заявленных требований указано, что заявитель с       октября

        2010 года состоит на учете       по Камышевскому сельскому поселению как нуждающийся в улучшении жилищных       условий. В июле 2011 года принадлежащий ему дом, расположенный по адресу:       ****,       заявитель продал дочери. Заключением межведомственной комиссии №143 от 20       октября 2012 года данный дом признан непригодным для проживания. 19 ноября       2012 года заявитель включен в Список граждан -участников подпрограммы       «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий       граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой       программы «Жилище» на 2011-2015 годы, пострадавших вследствие аварии на ПО       «Маяк» в 1957 году и сбросов радиоактивных отходов в реку       Теча».

               Письмом Главы района       от 19 мая 2014 года заявителю сообщено, что предоставить социальную       выплату невозможно, так как заявитель 02 августа 2011 года продал свой дом, намеренно       ухудшив жилищные условия и получить сертификат, сможет только после 5 лет       со дня сделки. Однако заявитель по настоящее время проживает в **** с женой и       с семьей дочери. Собственником дома и земельного участка является другая       дочь заявителя, фактически проживающая по иному адресу. Заявитель       полагает, что он с семьей являются нуждающимися в улучшении жилищных       условий и должны быть включены в списки на получение государственного       жилищного сертификата без каких-либо обязательств о сдаче дома в пользу       государства и без вычета разницы между положенными квадратными метрами и       площадью данного дома.

        Заявитель ФИО1, его       представитель -адвокат Маркин О.А. в судебном заседании заявленные       требования поддержали.

        Представители администрации       Аргаяшского муниципального района, Министерства радиационной и       экологической безопасности Челябинской области в судебное заседание не       явились, извещены надлежащим образом.

        Судом постановлено решение об удовлетворении       требований.

        В апелляционной жалобе       Министерство радиационной и экологической безопасности Челябинской области       просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в       удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы       указывает, что ФИО2 заключив 29 июля 2011 года договор купли-       продажи принадлежащего ему жилого дома, в силу ч.8 ст.5 7 ЖК РФ, в течение       пяти лет, после совершения данной сделки, не имеет права на получение       жилищного сертификата на улучшение жилищных условий.

2

                      Представитель Министерства       экологии Челябинской области ФИО3 в суде апелляционной инстанции       жалобу поддержала по основаниям, изложенным в ней.

        Представитель ФИО1-       Маркин О.А. в суде апелляционной инстанции просил решение суда оставить       без изменения, жалобу без удовлетворения.

        Заявитель ФИО1,       представитель администрации Аргаяшского муниципального района, в заседании       суда апелляционной инстанции участия не приняли при надлежащем извещении о       времени и месте судебного разбирательства.

        Судебная коллегия на основании ч.       1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие       указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в       судебное заседание.

        Выслушав пояснения участников       процесса, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы,       судебная коллегия приходит к следующему.

        Федеральным законом от 26 ноября       1998 года № 175-ФЗ действие Закона РФ «О социальной защите граждан,       подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской       АЭС» распространено на граждан, подвергшихся воздействию радиации       вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и       сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

        Меры социальной поддержки,       направленные на улучшение жилищных условий указанной выше категории       граждан реализуются в соответствие с Федеральной целевой программой       «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ       от 17 декабря 2010 года № 1050. Одним из механизмов реализации       подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право       гражданина -участника подпрограмм: на получение социальной выплаты за счет       средств федерального бюджета приобретения жилого помещения       (п.1).

        Согласно подпункту "е" пункта 5       утвержденных названным Постановлением "Правил выпуска и реализации       государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы       "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий       граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой       программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - Правила) право на       получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках       подпрограммы имеют, в частности, граждане, подвергшиеся радиационному       воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии       на

                      з

                      производственном объединении       "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся       в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет       средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и       22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной       защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на       Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 года N 175-ФЗ "О       социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию       радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении       "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением       Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2123-1 "О       распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан,       подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской       АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

        При этом п. 16 указанных Правил       установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера       социальной выплаты: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв.       м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при       численности семьи 3 человека и более.

        В силу п. 16.1. Правил норматив,       указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера       социальной выплаты, если:

        а) гражданин - участник       подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного       проживания;

        б) гражданином - участником       подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора       социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или       муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении       указанного договора и об освобождении занимаемого жилого       помещения;

        в) гражданином - участником       подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое       помещение (жилые помещения) без установленных обременении, принимается       обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых       помещений) в государственную или муниципальную собственность.

        Согласно пункту 16.2 Правил в       случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5       настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых       помещений), принадлежащего им на праве собственности (за исключением       случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или       принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и       приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не       отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения,       принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как       разница между общей площадью жилого помещения, установленной по       нормативам, указанным в

4

                      пункте 16 настоящих Правил, и       общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для       дальнейшего проживания. Указанные гражданско-правовые сделки учитываются       за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом       субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57       Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5       лет.

        Судом установлено и следует из       материалов дела, что ФИО1 является эвакуированным из       населенного пункта ****,       подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на       производственном объединении «Маяк», имеет право на льготы и компенсации,       предусмотренные для категорий граждан, указанных в пункте 6 части 1 статьи       13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию       радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается       удостоверением серии ****,       выданным 08 мая 2008 года (л.д.ЮО).

        Распоряжением администрации       Камышевского сельского поселения № 45 от 15 октября 2010 года утверждено       решение жилищной комиссии администрации от 13 октября 2010 года, которым       ФИО1 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по       Камышевскому сельскому поселению Аргаяшского района Челябинской области и       оставлен в списке на очереди на улучшение жилищных условий       (л.д.91,92).

        29 июля 2011 года между       ФИО1 и Х.Г.А.       заключен договор купли-продажи принадлежащего заявителю на праве       собственности жилого дома, общей площадью **** кв.м, расположенного по адресу: **** (л.д.17-18-договор, л.д.86,87- свидетельства о       государственной регистрации права).

        Право собственности Х.Г.А. зарегистрировано 02       августа 2011 года, что подтверждается свидетельством о государственной       регистрации права (л.д.16).

        Согласно справке, выданной       администрацией Камышевского сельского поселения в доме №15 по ул. Садовая       в д. Камышевка, проживают и зарегистрированы: ФИО1, С.Р.Б., Я.Р.А., Я. И.Ф., Я.А.И.. Я.Р.И., Я.А.И. (л.д.15).

        По заключению межведомственной       комиссии № 143 от 20 октября 2012 года, назначенной распоряжением главы       Аргаяшского муниципального района № 1017-р от 16 июля 2012 года, жилой дом       по адресу: **** признан непригодным для постоянного проживания       (л.д. 19).

5

\

                      Решением Аргаяшского районного       суда Челябинской области от 22 февраля 2013 года, вступившим в законную       силу 28 марта 2013 года, признано незаконным решение жилищной комиссии       администрации Аргаяшского муниципального района № 9 от 19 ноября 2012 года       об отказе ФИО1 в постановке на очередь и внесении в Список       граждан Аргаяшского муниципального района, подвергшихся воздействию       радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в       реку Теча», возложена на администрацию Аргаяшского муниципального района       обязанность включить ФИО1 в список граждан -участников       подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению       жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством»       федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, пострадавших       вследствие аварии на ПО «Маяк» в 1957г и сбросов радиоактивных отходов в       реку Теча» с момента обращения - 19 ноября 2012 года.

        Указанным решением установлено,       что ФИО1 был и остается нуждающимся в улучшении жилищных       условий как до 01 января 2005г, так и после этой даты. Право ФИО1 на улучшение жилищных условий не реализовано (л.д.67-71).

        В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ       обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным       постановление по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.       Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию       при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

        ФИО1 включен в список       граждан, подвергшихся воздействию радиации следствии аварии на ПО «Маяк» и       состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Аргаяшском       муниципальном районе с датой постановки на учет - 19 ноября 2012 года, с       составом семьи -3 человека (л.д.54).

        13 мая 2014 года Министерством по       радиационной и экологической безопасности Челябинской области на имя главы       Аргаяшского муниципального района направлено письмо о подготовке учетных       дел, в том числе и учетного дела ФИО1 (л.д.59).

        19 мая 2014 года администрацией       Аргаяшского муниципального района Челябинской области ФИО1       сообщено о невозможности предоставления социальной выплаты в связи       открывшимися обстоятельствами, а именно регистрацией ФИО1       договора купли-продажи на имеющий в его собственности дом, чем намеренно       ухудшил жилищные условия. Также сообщено, что право на получение       государственного жилищного сертификата заявитель имеет по прошествии 5 лет       со дня совершения данной сделки, то есть не ранее 02 августа 2016 года       (л.д.60).

6

                      21 мая 2014 года администрацией       Аргаяшского муниципального района Челябинской области в адрес Министерства       по радиационной и экологической безопасности Челябинской области       направлено сообщение об отсутствии возможности предоставления учетного       дела ФИО1 в связи с указанными выше обстоятельствами       (л.д.58).

        Разрешая заявленные ФИО1 требования, суд первой инстанции, оценив представленные по делу       доказательства, исходя из того, что заявитель является нуждающимся в       улучшении жилищных условий, имеет право на получение мер социальной       поддержки по обеспечению его жильем за счет средств федерального бюджета,       пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований       ФИО1

        С выводами суда об удовлетворении       требований ФИО1 в части возложения на администрацию       Аргаяшского муниципального района Челябинской области обязанности       предоставить учетное дело ФИО1, как лица состоящего в Списке       граждан - участников программы, получателей субсидии по Челябинской       области, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году       на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в       реку Теча", претендента на получение государственного жилищного       сертификата на улучшение жилищных условий, находит необходимым согласиться       судебная коллегия, поскольку как на момент направления Министерством по       радиационной и экологической безопасности Челябинской области запроса на       предоставление учетного дела заявителя, так и на момент направления       администрацией Аргаяшского муниципального района сообщения об отсутствии       оснований для предоставления учетного дела ФИО1 в связи не       истечением пятилетнего срока с момента совершением ФИО1       продажи принадлежащего ему жилого дома, последний на учете в качестве       нуждающихся в улучшении жилищных условий состоял, с учета снят не был, в       связи с чем оснований для отказа в предоставлении в Министерство по       радиационной и экологической безопасности Челябинской области учетного       дела ФИО1 у муниципального органа не имелось.

        Кроме того, судебная коллегия       считает, что продажа ФИО1 в 2011 году жилого дома,       принадлежащего заявителю на праве собственности, не может быть признана       фактом, указывающим на обеспечение заявителя жилым помещением.

        Юридически значимым по делу       обстоятельством является установленная в порядке жилищного       законодательства нуждаемость заявителя в жилье, имеющего право       претендовать на меры социальной поддержки в соответствии с Законом       Российской Федерации от 15.05.1991

7

                      года № 1244-1 "О социальной       защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на       Чернобыльской АЭС".

        Несмотря на то, что ФИО1 произведено отчуждение дома в 2011 году, заключением межведомственной       комиссии жилой дом, расположенный по адресу: **** признан непригодным       для проживания, а проведение ремонта дома нецелесообразным из-за       разрушения несущих конструкций. Учитывая, что ФИО1 с семьей       зарегистрирован в доме, расположенном по указанному выше адресу, иных       жилых помещений в собственности у него не имеется, то признание данного       дома непригодным для проживания лишь подтверждает его нуждаемость в       улучшении жилищных условий, а следовательно и права на получение       государственного жилищного сертификата.

        При таком положении, указание в       апелляционной жалобе на продажу заявителем жилого дома и в связи с этим       возникновение права на получение жилищного сертификата на улучшение       жилищных условий по истечению пяти лет после совершения сделки в 2011       году, являются ошибочными.

        С учетом приведенных норм       действующего законодательства, установленных судом обстоятельств и       хронологии произошедших событий, учитывая, что для оформления       государственных жилищных сертификатов органы местного самоуправления       предоставляют в уполномоченный орган учетные дела граждан-участников       подпрограммы, включенных в список на получение государственных жилищных       сертификатов в текущем году, правильным является вывод суда об       удовлетворении заявленных ФИО1 требований и возложении на       администрацию Аргаяшского муниципального района обязанности по       предоставлению в Министерство радиационной и экологической безопасности       Челябинской области учетное дело ФИО1

        Вместе с тем судебная коллегия не       может согласиться с выводом суда о возложении на Министерство радиационной       и экологической безопасности Челябинской области обязанности принять к       изучению учетное дело ФИО1 и выдать государственный жилищный       сертификат на улучшение жилищных условий, в порядке очередности с даты       постановки истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных       условий и в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации       государственных жилищных сертификатов, без обязательств о безвозмездном       отчуждении дома, расположенного в д. **** в государственную или       муниципальную собственность, а также без вычета разницы между положенными       квадратными метрами и площадью данного дома.

        Министерством радиационной и       экологической безопасности Челябинской области, в чью компетенцию входит       участие в реализации

8

                      мероприятий по ликвидации       последствий радиационных аварий на территории Челябинской области, никаких       действий и решений в отношении ФИО1 не предпринималось, в       связи чем оснований для удовлетворения в указанной части требований       заявителя судебная коллегия не усматривает.

        При таких обстоятельствах решение       суда первой инстанции в части возложения на Министерство радиационной и       экологической безопасности Челябинской области обязанность принять к       изучению учетное дело ФИО1 и выдать ему государственный       жилищный сертификат на улучшение жилищных условий не может быть признано       законным и обоснованным, подлежит отмене.

                      Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ,       судебная

                      коллегия

                      определила:

                      Решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 23       июля

        2014 года отменить в части.

        В удовлетворении требований       ФИО1 о       возложении на Министерство радиационной и экологической безопасности       Челябинской области обязанности принять к изучению учетное дело       ФИО1, выдать       государственный жилищный сертификат на улучшение жилищных условий, как       лицу, участнику подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по       обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным       законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011       -2015 годы в       порядке очередности с даты постановки истца на учет в качестве       нуждающегося в улучшении жилищных условий и в порядке, установленном       Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, без       обязательств о безвозмездном отчуждении дома, расположенного в д. **** в государственную или муниципальную       собственность, а также без вычета разницы между положенными квадратными       метрами и площадью данного дома- отказать.

        В остальной части решение       Аргаяшского районного суда Челябинской области от 23 июля 2014 года       оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по радиационной       и экологической безопасности Челябинской области - без       удовлетворения.

9