Дело № 11-3977/2013
Судья Насырова Д.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Лутфуллоевой P.P.
судей Скрябиной СВ., Давыдовой Т.И.
при секретаре Калевой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 апреля 2013 года в г.Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципального образования «Кунашакский муниципальный район» на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 08 февраля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Лутфуллоевой P.P. об обстоятельствах дела, пояснения истца Зариповой Ф.А., представителя ответчика -Муниципального образования «Кунашакский муниципальный район» -Халиловой З.Л., прокурора Миникину Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кунашакского района обратился в суд с иском в интересах Зариповой Ф.А. к Муниципальному образованию «Кунашакский муниципальный район» о взыскании недополученной доплаты к пенсии за выслугу лет.
В обоснование требований указал, что Зарипова Ф.А. замещала должность управляющего делами администрации Кунашакского муниципального района, имеет стаж муниципальной службы 31 год 07 месяцев, и имеет классный чин - действительный муниципальный советник 3 класса. В соответствии с действующим Положением об условиях, порядке назначения и выплаты муниципальным служащим Кунашакского муниципального района пенсии за выслугу лет, утвержденным Решением Собрания депутатов от 26.01.2011г. № 2, Зарипова Ф.А. является получателем пенсии за выслугу лет. Начисление пенсии за выслугу лет Зариповой Ф.А. осуществляется без учета доплаты за классный чин. При расчете пенсии за выслугу лет администрацией района оклад (надбавка) за классный чин не включен, в результате окончательная сумма к выплате является заниженной. Просили о взыскании в пользу Зариповой Ф.А. суммы недоплаченной пенсии за выслугу лет в размере *** руб. 80 коп.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил, взыскав с ответчика в пользу истца сумму недоплаченной
2
пенсии за период с 14.12.2011 года по 30.11.2012 года в сумме *** рублей 33 копейки..
В апелляционной жалобе Муниципальное образование «Кунашакский муниципальный район» просит об отмене решения суда по мотивам незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что размер пенсии за выслугу лет муниципальным служащим установлен исходя из финансовых возможностей бюджета Кунашакского муниципального района, являющегося дотационным, и не предусматривает надбавку за классный чин. Собрание депутатов Кунашакского муниципального района установило собственное правовое регулирование порядка и условий назначения пенсии за выслугу лет, которая исчисляется исходя только из должностного оклада муниципального служащего, без учета надбавки за классный чин муниципального служащего. Установленные «Положением об условиях, порядке назначения и выплаты муниципальным служащим Кунашакского муниципального района пенсии за выслугу лет» размеры пенсии за выслугу лет не противоречат федеральному и иному законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку предоставляемые за счет средств местного бюджета пенсия за выслугу лет является дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях государственной пенсии, в силу чего отсутствие надбавки за выслугу лет при расчете муниципальной пенсии Зариповой Ф.А. ее права на государственное социальное обеспечение, гарантированное Российской Федерацией, не нарушает.
Выслушав пояснения Зариповой Ф.А., представителя Муниципального образования «Кунашакский муниципальный район» Халиловой З.Л., прокурора Минкиной Л.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права.
Из материалов дела следует, что Зарипова Ф.А. замещала муниципальную должность - управляющего делами администрации района, имеет стаж муниципальной службы 31 год 07 месяцев. 13.12.2011г. Зарипова Ф.А. уволена в связи с уходом на пенсию. Согласно Распоряжению Главы Кунашакского района № 50-к от 04.05.2010г. истцу Зариповой Ф.А. присвоен классный чин - действительный муниципальный советник 3 класса.
В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего,
3
установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 24).
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления муниципальным служащим права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Частью 2 ст. 16 Закона Челябинской области «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» установлено, что до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших гражданскую службу, и их семей условия, порядок назначения и выплаты пенсии муниципальному служащему за выслугу лет определяются муниципальными правовыми актами.
Решением Собрания депутатов Кунашакского муниципального района № 2 от 26.01.2011г. утверждено Положение об условиях, порядке назначения и выплаты муниципальным служащим Кунашакского муниципального района пенсии за выслугу лет.
Пунктом 4 «Положения об условиях, порядке назначения и выплаты муниципальным служащим Кунашакского муниципального района пенсии за выслугу лет», утвержденного Решением Собрания депутатов от 26.01.2011г. № 2, предусмотрено, что финансирование расходов на выплату пенсий за выслугу лет осуществляется за счет средств районного бюджета. Собрание депутатов Кунашакского муниципального района, приняв указанный нормативный правовой акт в пределах своих исключительных полномочий, реализовало свое право, предусмотренное статьями 31 и 85 Бюджетного кодекса РФ, самостоятельного определения расходования средств своего бюджета и исполнения своих расходных обязательств за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета и с учетом требований п. 4 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», а также ч. 2 ст. 16 Закона Челябинской области «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области».
Предусмотренное решением Собрания депутатов Кунашакского муниципального района от 26.01.2011г. № 2 «Об утверждении Положения об условиях, порядке назначения и выплаты муниципальным служащим Кунашакского муниципального района пенсии за выслугу лет» (в редакции решения от 13.07.2011г. № 73) право муниципального служащего на
4
пенсию за выслугу лет в виде ежемесячной доплаты к государственной пенсии является дополнительной гарантией, установленной органом местного самоуправления за счет средств бюджета Кунашакского муниципального района.
Согласно п. 10 указанного Положения (в редакции решения Собрания депутатов от 13.07.2011г. № 73) муниципальным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет в размере 45 % среднемесячного заработка муниципального служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75% среднемесячного заработка муниципального служащего. Указанный размер пенсии согласно п. 13 указанного Положения увеличивается на районный коэффициент.
Размер среднемесячного заработка муниципального служащего определяется в соответствии с Правилами определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 года №818 (далее Правила).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что для определения среднемесячного заработка учитывается денежное содержание гражданских служащих, состоящее из следующих выплат:
а) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы (далее - должностной оклад);
б) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;
в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;
г) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;
д) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
е) ежемесячное денежное поощрение;
ж) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
5
з) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Таким образом, месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы учитывается именно для определения среднемесячного заработка, который, в свою очередь, является основой для исчисления пенсии за выслугу лет.
Вместе с тем, пунктом 11 Положения об условиях, порядке назначения и выплаты муниципальным служащим Кунашакского муниципального района пенсии за выслугу лет установлено, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностных оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного муниципальному служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что обязательным условием расчета размера среднемесячного заработка является то, что он не должен превышать определенную часть должностного оклада по замещаемой должности - 2,8, следовательно, если размер среднемесячного заработка превышает 2,8 должностных оклада по замещаемой должности, то пенсия за выслугу лет исчисляется от суммы, равной 2,8 должностным окладам по замещаемой должности.
Из материалов дела следует, что Зарипова Ф.А. является получателем пенсии за выслугу лет. Согласно справки о размере оклада месячного денежного содержания муниципального служащего за последние 12 месяцев работы общая сумма заработка составила *** рубля 47 копеек, следовательно, среднемесячный заработок составит *** руб. Сумма должностного оклада Зариповой Ф.А. на 01.01.2012 года составила *** руб., а сумма 2,8 должностных окладов составит *** руб. Поскольку размер среднемесячного заработка Зариповой Ф.А. превышает 2,8 должностных оклада по замещаемой должности, ответчик обоснованно исчисляет пенсию за выслугу лет Зариповой Ф.А. , исходя из 2,8 должностных оклада.
Судом указанные положения нормативных актов муниципального образования «Кунашакский муниципальный район» не учтены.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что пенсия за выслугу должна исчисляться, исходя из суммы
< 'С'
6
оклада по должности и оклада (надбавки) за классный чин. Такой вывод суд мотивировал статьей 50 Федерального закона от 27.07.2044 года «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», в которой дано понятие денежного содержания гражданского служащего.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что Федеральный закон от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не регулирует вопросы назначения и выплаты пенсии муниципальным служащим.
Понятие должностного оклада муниципального служащего содержится в Федеральном законе от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статьи 10 Закона Челябинской области от 30.05.2007 года № 144-30 «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячной надбавки за выслугу лет, ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы, ежемесячной надбавки за классный чин, ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячной надбавки за государственные награды Российской Федерации, ежемесячной надбавки за ученую степень, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важного и сложного задания, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Челябинской области.
7
Таким образом, законом субъекта, нормативными актами муниципального образования «Кунашакский муниципальный район» определена составная часть денежного содержания муниципального служащего в виде ежемесячной надбавки за классный чин, а не оклада.
Согласно принятым в муниципальном образовании «Кунашакский муниципальный район» нормативным актам пенсия за выслугу лет муниципального служащего исчисляется из размера среднемесячного заработка, в состав которого входит ежемесячная надбавка служащего за классный чин. При этом нормативным актом муниципального образования установлено ограничение указанного среднемесячного заработка, он не должен превышать 2,8 должностного оклада, а не денежного содержания служащего.
При исчислении пенсии за выслугу лет Зариповой Ф.А. ответчик правильно определил размер среднемесячного заработка истца с учетом установленного ограничения в 2,8 должностных оклада. Пенсия истцу выплачивалась в соответствии с принятым в муниципальном образовании Положением об условиях, порядке назначения и выплаты муниципальным служащим Кунашакского муниципального района пенсии за выслугу лет.
Следовательно, вывод суда об обоснованности исковых требований о взыскании невыплаченной доплаты к пенсии за выслугу лет с учетом надбавки за классный чин является неверным, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 08 февраля 2013 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Зариповой Ф.А. к Муниципальному образованию «Кунашакский муниципальный район» о взыскании невыплаченной доплаты к пенсии за выслугу лет - отказать.
Председательствующий:
Судьи: