ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-4273/15 от 14.04.2015 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      Дело № 11-4273/2015

                  Судья Печенкина Н.А.

                      АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        Судебная коллегия по гражданским       делам Челябинского областного суда в составе:

        председательствующего Онориной       Н.Е.

        судей Терюшовой О.Н.,       Храмцовой О.Н.

        при секретаре Коневой       А.В.

        рассмотрела в открытом судебном       заседании 14 апреля 2015 года в г. Челябинске гражданское дело по       апелляционной жалобе ОАО «Сбербанк России» на решение Орджоникидзевского       районного суда г.Магнитогорска Челябинской области от 03 февраля 2015 года       по иску прокурора о возложении обязанности оборудовать парковочными       местами для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов у       помещения дополнительного офиса.

        Заслушав доклад судьи Онориной       Н.Е. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения       представителя ответчика ОАО "Сбербанк России" - ФИО1, прокурора       Малышевой О.П., судебная коллегия

        УСТАНОВИЛА:

        Прокурор Орджоникидзевского       района г. Магнитогорска Челябинской области обратился в суд с иском в       защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с       учетом уточнений о возложении на ОАО «Сбербанк России» обязанности в срок       до 01 июня 2015 года создать условия для инвалидов по беспрепятственному       доступу к помещению дополнительного офиса Магнитогорского отделения (на       правах управления) Челябинского отделения № 8597 ОАО «Сбербанк России», по       адресу: ****, а именно оборудовать не менее 10 процентов парковочных мест       (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных       средств инвалидов у помещения данного офиса (л.д. 3-7,       148-150).

        В обоснование заявленных       требований прокурор указал, что расположенное в здании многоквартирного       жилого дома № **** Челябинской области помещение дополнительного офиса       Магнитогорского отделения (на правах управления) Челябинского отделения №       8597 ОАО «Сбербанк России» относится к объектам социальной инфраструктуры,       в связи с чем, к нему должен быть обеспечен беспрепятственный доступ       маломобильных групп населения. Однако, в нарушение ч. 9 ст. 15       Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите       инвалидов в Российской Федерации»,

                      парковочные места для парковки       специальных автотранспортных средств инвалидов у помещения указанного       дополнительного офиса отсутствуют.

        Помощник прокурора       Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области - Скляр       Г.А. в суде первой инстанции поддержала требования.

        Представитель ответчика ОАО       «Сбербанк России» по доверенности ФИО2 иск не признала, указала,       что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом № ****       Челябинской области, не принадлежит ОАО «Сбербанк России» на праве       собственности, находится в общедолевой собственности собственников       помещений многоквартирного дома, поэтому решение по выделению мест для       транспорта маломобильных групп населения находится в компетенции       собственников многоквартирного дома или органов местного       самоуправления.

        Суд постановил решение об       удовлетворении иска, возложив на ОАО «Сбербанк России» обязанность создать       в срок до 01 июня 2015 года условия для инвалидов по беспрепятственному       доступу к помещению дополнительного офиса Магнитогорского отделения (на       правах управления) Челябинского отделения № 8597 ОАО «Сбербанк России», по       адресу: ****, а именно оборудовать не менее 10 процентов парковочных мест       (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных       средств инвалидов у помещения указанного дополнительного       офиса.

        В апелляционной жалобе       представитель ОАО «Сбербанк России» просит решение суда отменить, принять       по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что       суд нарушил нормы материального и процессуального права. Поскольку       распоряжаться земельным участком, в том числе путем выделения места для       стоянки могут только собственники земельного участка, то ответчик, не       являющийся собственником земельного участка, не сможет исполнить решение       суда, иные собственники помещений многоквартирного дома не были привлечены       к участию в деле, в связи с чем, были нарушены их права и интересы.       Указал, что обязанность по обеспечению доступа маломобильных граждан к       зданиям социальной инфраструктуры в силу закона возложена и на органы       местного самоуправления, однако администрация г. Магнитогорска Челябинской       области к участию в деле привлечена не была. Кроме того, полагает, что       требование об обустройстве мест для парковки специальных транспортных       средств инвалидов распространяется на те случае, когда парковка уже       существует, в данном случае парковка у помещения ОАО «Сбербанк России» в       многоквартирном доме отсутствует. Суд не учел, что       ответчик

                      2

                      предпринимает все меры для       создания необходимых условий для обслуживания клиентов из числа лиц с       ограниченными возможностями.

        Заслушав объяснение представителя       ОАО «Сбербанк России» по доверенности ФИО1, поддержавшей доводы       апелляционной жалобы, прокурора Челябинской областной прокуратуры       Малышевой О.П., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы,       исследовав материалы дела, в том числе и принятые в качестве новых       доказательств: топогеодезическую съёмку в отношении дома ****, ответ на запрос из Администрации Орджоникидзевского района       г. Магнитогорска Челябинской области от 06.04.2015 г. о том, что проект       автопарковки к дому **** отсутствует, обсудив доводы       апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

        Согласно Федеральному закону от       24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской       Федерации", целью государственной политики в области социальной защиты       инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с       другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических,       политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а       также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного       права и международными договорами Российской Федерации.

        Статьей 15 данного закона       установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной       власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и       организации независимо от организационно-правовых форм создают условия       инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и       собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной       инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям       и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным       и другим учреждениям).

        Планировка и застройка городов,       других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон,       разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию       зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство       транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без       приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и       использования их инвалидами не допускаются.

        Государственные и муниципальные       расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд       инвалидов,

                      3

                      приспособление транспортных       средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним       инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для       беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и       социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно       предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на       проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и       муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не       запрещенных законодательством Российской Федерации.

        Как установлено судом первой       инстанции и подтверждается материалами дела, в здании многоквартирного       жилого дома, расположенного по адресу: ****, в одном       из помещений осуществляет свою деятельность дополнительный офис ОАО       "Сбербанк России", который относится к объектам социальной инфраструктуры.       Данное нежилое помещение принадлежит на праве собственности ОАО «Сбербанк       России» на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 29 июля       2004 года, акта приема-передачи от 29 июля 2004 года (л.д.       17).

        Прокуратурой Орджоникидзевского       района г. Магнитогорска Челябинской области в ходе проведенной проверки по       обращению К.P.M. на предмет       доступности маломобильных групп населения к объекту социальной       инфраструктуры установлено, что на имеющейся автостоянке около дома №****       Челябинской области отсутствуют специально выделенные места для парковки       транспортных средств инвалидов.

        Согласно Положению о       специализированном по обслуживанию физических лиц дополнительном офисе       №8597\0347 Челябинского отделения № 8597 ОАО «Сбербанк России»,       дополнительный офис в частности организует работу с физическими лицами,       выполняет функции по консультированию клиентов, оказывает весь спектр       банковских операций и услуг клиентам, предусмотренных Положением (       л.д.20-35).

        Представителем ответчика не       оспаривалось и подтверждается представленными в материалы дела       фотографиями, что прилегающая к помещению дополнительного офиса ОАО       «Сбербанк России» территория не оборудована местом для парковки       специальных автотранспортных средств инвалидов (л.д. 15,16).

        Земельный участок, занимаемый       многоквартирным домом №**** Челябинской области и прилегающей       территорией площадью **** кв.м.       сформирован, поставлен на кадастровый учет (л.д.       101-102,128-147).

                      Установив, что инвалиды, как и       иные граждане Российской Федерации, имеют право непосредственного       посещения помещения дополнительного офиса ОАО «Сбербанк России», однако       беспрепятственный доступ к указанному помещению отсутствует, ответчик,       являясь собственником помещения не исполнил обязанность по принятию всех       необходимых мер по обеспечению беспрепятственного доступа указанной       категории граждан к социально-значимому объекту, суд первой инстанции       пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, установив срок для       ответчика по оборудованию парковочных мест для инвалидов до 01 июня 2015       года.

        Оснований не соглашаться с       выводом суда судебная коллегия не усматривает, однако полагает, что с       учетом времени, прошедшего на апелляционное обжалование и мнения       представителя ОАО «Сбербанк России», срок следует изменить до 01 августа       2015 года.

        Пунктом 1.5 СНиП 35-01-2001       "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"       (принятых и введенных в действие с 01.09.2001 г. Постановлением Госстроя       России от 16 июля 2001 г. N 73) предусмотрено, что проектные решения       объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия       жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность       эксплуатации здания. С этой целью рекомендуется, как правило,       проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы       зданий и сооружений, используемые всеми группами населения. Необходимость       применения специализированных элементов, учитывающих специфические       потребности инвалидов, устанавливается техническим заданием на       проектирование.

        В силу пункта 4.2.1 СП       59.13330.2012 на индивидуальных автостоянках на участке около или внутри       зданий, учреждений обслуживания следует выделять 10 % мест (но не менее       одного места) для транспорта инвалидов, в том числе 5 % специализированных       мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске из расчета, при числе       мест: до 100 включительно 5 %, но не менее одного места, от 101 до 2005       мест и дополнительно 3 %, от 201 до 10008 мест и дополнительно 2 %, 1001       место и более 24 места плюс не менее 1 % на каждые 100 мест       свыше.

        Выделяемые места должны       обозначаться знаками, принятыми ГОСТ Р 52289 и ПДД на поверхности покрытия       стоянки и продублированы знаком на вертикальной поверхности (стене,       столбе, стойке и т.п.) в соответствии с ГОСТ 12.4.026, расположенным на       высоте не менее 1,5 м.

        Согласно пункта 4.2.2 СП       59.13330.2012 места для личного автотранспорта инвалидов желательно       размещать вблизи входа в

                      5

                      предприятие или в учреждение,       доступного для инвалидов, но не далее 50 м, от входа в жилое здание - не       далее 100 м. Площадки для остановки специализированных средств       общественного транспорта, перевозящих только инвалидов (социальное такси),       следует предусматривать на расстоянии не далее 100 м от входов в       общественные здания.

        Поскольку ОАО «Сбербанк России»       не обеспечил инвалидов беспрепятственным доступом к дополнительному офису,       размещенному в д.**** Челябинской области, тем самым нарушив права       инвалидов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о       восстановлении нарушенных прав.

        Не являются основаниями для       отмены решения суда доводы апелляционной жалобы ОАО «Сбербанк России» о       том, что решение суда не исполнимо, так как ОАО «Сбербанк России» не       является собственником земельного участка под домом **** и       прилегающей территории, вблизи помещения ОАО «Сбербанк России» отсутствует       автостоянка, на которой можно выделить парковочные места для инвалидов,       так как ОАО «Сбербанк России» является участником долевой собственности на       земельный участок и вправе ставить вопрос перед другими собственниками       помещений указанного многоквартирного дома либо перед органом местного       самоуправления об организации автостоянки и выделении парковочных мест для       инвалидов для посещения объекта социальной инфраструктуры.

        В судебном заседании в суде       первой инстанции представитель ОАО «Сбербанк России» по доверенности       ФИО3 суду пояснила, что имеется возможность для организации       парковочных мест для инвалидов для посещения помещения дополнительного       офиса, однако никакие меры не предпринимались для организации парковочных       мест (л.д. 167). Представленные в материалы дела фотографии на л.д.       151-156 также подтверждают наличие технической возможности для организации       парковочных мест для инвалидов для помещения дополнительного офиса       ответчика.

        Иные доводы апелляционной жалобы       оснований для отмены решения суда не содержат.

        Вместе с тем, судебная коллегия       полагает, что решение суда подлежит изменению в части срока до 01 августа       2015 года.

                      Руководствуясь ст.ст.328,329       Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная       коллегия

                      ОПРЕДЕЛИЛА:

                      Решение Орджоникидзевского       районного суда г.Магнитогорска Челябинской области от 03 февраля 2015 года       в части установления срока ОАО «Сбербанк России» для оборудования       парковочных мест для парковки специальных автотранспортных средств       инвалидов у помещения дополнительного офиса Магнитогорского отделения (на       правах управления) Челябинского отделения №8597, расположенного по адресу:       **** изменить до 01 августа 2015 года.

        В остальной части это же решение       оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО «Сбербанк России» - без       удовлетворения.

                      Председательствующий:

                      Судьи:

                      7