Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГА-005241-01/2012
Дело № 11-4611/2012
Судья Брайко Д.В.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при участии прокурора при секретаре
Скрябиной С.В.,
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 июля 2012 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципального предприятия трест «Водоканал» на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 2 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Магнитогорска Челябинской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и ФИО5 с иском к Муниципальному предприятию трест «Водоканал» об отмене приказа, которым была изменена подчиненность начальника штаба гражданской обороны.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проверки, проведенной по обращению ФИО5, было установлено, что он является ****. В соответствии с действующим законодательством находился в прямом подчинении директора предприятия. Однако приказом от 27 января 2012 года он был выведен из подчинения директора и переподчинен заместителю директора предприятия по безопасности, должность которого была введена в сентябре 2011 года. Прокурор полагал данный приказ противоречащим Федеральному закону «О гражданской обороне», изданному в его исполнение Положению об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденному приказом МЧС России.
В суде первой инстанции прокурор на удовлетворении иска настаивал.
Истец ФИО5 требования прокурора поддержал.
Представители ответчика ФИО6 и ФИО7 иск не признали, указав, что оспариваемый приказ является законным, изданным директором предприятия в пределах предоставленных полномочий, не затрагивающим трудовых прав истца.
Суд постановил решение, которым иск прокурора удовлетворил: отменил приказ директора Муниципального предприятия трест «Водоканал» от 27 января 2012 года № 37/2 (Ж «Об изменении подчиненности».
В апелляционной жалобе Муниципальное предприятие трест «Водоканал» просит об отмене решения суда, ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, указывая, что служба безопасности, возглавляемая заместителем директора, является структурным подразделением, ответственным за вопросы гражданской обороны на предприятии. Заместитель директора по безопасности напрямую подчиняется руководителю треста «Водоканал», соответственно нарушений действующего законодательства предприятием не допущено.
Истец и представитель ответчика о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены, в судебном заседании участия не приняли, сведений о причине их неявки в суд не поступило, в связи с чем судебная коллегия на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствие истца ФИО5 и представителя Муниципального предприятия трест «Водоканал».
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения прокурора, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Во исполнение названного Закона Правительством Российской Федерации постановлением от 26 ноября 2007 года № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, которое определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне, которые организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Федеральные органы исполнительной власти, к которым отнесено и МЧС России, наделены полномочиями по принятию нормативных актов в области гражданской обороны, доведении их требований до сведений организаций, находящихся в их ведении, и по осуществлению контроля за их
выполнением (статьи 7, 12, 13 Закона, Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868).
К органам, осуществляющим управление гражданской обороной, отнесены статьей 12 вышеназванного Закона и структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, которые должны создаваться (назначаться) в соответствии Положением о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 года № 782.
Во исполнение данного Положения по поручению Правительства Российской Федерации МЧС России разработало и утвердило приказом от 31 июля 2006 года № 440 Примерное положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках)организаций.
В силу пункта 2 данного Положения структурные подразделения (работники) по гражданской обороне организаций предназначены для реализации задач в области гражданской обороны, основные из которых перечислены в пункте 3 Положения.
При этом пункт 9 Положения прямо указывает, что руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне подчиняются непосредственно соответствующим руководителям.
Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, разработанным и утвержденным приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687.
В соответствии с данным Положением руководство гражданской обороной в организациях осуществляют их руководители, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в организациях, являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. При этом организации самостоятельно осуществляют комплектование (назначение) структурных подразделений (работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание.
Пункт 12 Положения, как и пункт 9 Примерного положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного приказом МЧС России от 3 1 июля 2006 года № 440, предусматривает, что
руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне подчиняются непосредственно руководителю организации.
Как установлено судом первой инстанции, в Муниципальном предприятии трест «Водоканал» на должности **** с 19 сентября 2002 года состоит ФИО5, что подтверждается трудовым договором, приказом о приеме на работу (л.д. 71-74).
13 февраля 2009 года директором предприятия утверждена должностная инструкция **** (л.д. 21-25), в соответствии с которой **** является лицом, ответственным за разработку и корректировку мероприятий по подготовке к защите и по защите работников, материальных ценностей, объектов предприятия от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, непосредственным руководителем личного состава **** предприятия и подчиняется директору предприятия (пункты 1.1 и 1.4).
В соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в Муниципальном предприятии трест «Водоканал», утвержденным директором предприятия и согласованным с администрацией г. Магнитогорска в 2009 году (л.д. 15-20), руководство гражданской обороной на предприятии осуществляет директор через начальника штаба гражданской обороны.
Согласно организационной структуре предприятия (л.д. 14) ****, как юридический отдел и отдел материально-технического снабжения, находился в прямом непосредственном подчинении директора предприятия.
С 1 февраля 2012 года на Муниципальном предприятии трест «Водоканал» утверждена и введена в действие новая организационная структура (л.д. 13), согласно которой **** подчинен заместителю директора по безопасности.
При этом приказом директора предприятия от 27 января 2012 года № 37/2 ОК «Об изменении подчиненности» (л.д. 8) в целях совершенствования работы по гражданской обороне и противопожарной безопасности в тресте с 1 февраля 2012 года **** введен в подчинение заместителя директора предприятия (по безопасности), которому следовало внести изменения в должностную инструкцию.
Такие изменения в должностную инструкцию начальника штаба гражданской обороны были внесены, утверждены директором предприятия 1 февраля 2012 года (л.д. 26). Однако изменения коснулись лишь подчиненности (пункт 1.4) и производственных взаимоотношений. **** остался руководителем структурного
подразделения предприятия, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны - штаба.
Из анализа должностной инструкции заместителя директора предприятия по безопасности, утвержденной 12 сентября 2011 года директором предприятия (л.д. 51-52), следует, что в его обязанности входит организация, планирование и контроль подготовки работников предприятия по вопросам ГО и ЧС; осуществление мер по поддержанию сил и средств гражданской обороны предприятия в состоянии постоянной готовности; разработка и осуществление контроля за мероприятиями гражданской обороны по предупреждению чрезвычайных ситуаций, за обеспечение антитеррористической защищенности на объектах предприятия; взаимодействие с органами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций; осуществление представительства предприятия по вопросам гражданской обороны во взаимоотношениях с органами власти и управления, юридическими и физическими лицами.
При этом должностные обязанности **** значительно шире обязанностей заместителя директора по безопасности в вопросах гражданской обороны. После изменения организационной структуры предприятия должностные обязанности заместителя директора предприятия по безопасности сохранены в прежнем объеме.
Учитывая, что **** остался руководителем структурного подразделения предприятия, уполномоченного решать вопросы и задачи в области гражданской обороны, а действующим законодательством предусмотрено прямое подчинение таких работников руководителю предприятия, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о незаконности приказа от 27 января 2012 года № 37/2 ОК.
В связи с тем, что Муниципальное предприятие трест «Водоканал» отнесено ко второй группе по гражданской обороне (л.д. 78), является потенциально-опасным объектом Челябинской области, решение вопросов в области гражданской обороны на предприятии требует оперативности, четкости, профессионализма, слаженности в действиях.
Изменение подчиненности ****, напротив, может привести к несогласованности действий, утрате оперативности, что при возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера может отразиться на правах и интересах неопределенного круга лиц, в том числе Российской Федерации, умаляет роль **** в оперативном решении вопросов гражданской обороны.
Доводы ответчика о том, что закон не допускает вмешательство в принятые руководителем предприятия в пределах своей компетенции решения, равно как и не допускает ущемление прав и законных интересов предприятия, в указанной ситуации не могут быть приняты во внимание.
поскольку принятые исполнительным органом юридического лица решения должны соответствовать закону и не нарушать прав и интересов других лиц.
Оспариваемый приказ от 27 января 2012 года такими признаками не обладает.
Согласно структуре предприятия, введенной в действие 1 февраля 2012 года, в подчинении заместителя директора предприятия по безопасности находятся несколько самостоятельных структурных подразделений: отдел экономической безопасности, отдел охраны, **** (л.д. 13). О существовании некого структурного подразделения «Служба безопасности», о чем указывает ответчик в своей апелляционной жалобе, представленные доказательства не свидетельствуют. Тем самым заместитель директора предприятия по безопасности не является руководителем службы безопасности, а тем более руководителем ****, так как **** является ФИО5
Ссылки ответчика на организационные структуры других предприятий и место штабов по гражданской обороне в них являются неотносимыми.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что нарушений норм материального права при разрешении спора судом первой инстанции допущено не было, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 2 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального предприятия трест «Водоканал» - без удовлетворения.
Председательствующий: