ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-4785/2018 от 10.04.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11-4785/2018

Судья Резниченко Ю.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Жуковой Н.А.,

судей Швайдак Н.А., Шушкевич О.В.,

при секретаре Егоровой О.И.,

10 апреля 2018 г. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Челябинска от 23 января 2018 г. по иску ФИО1 к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными решения об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, бездействия, о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения истца ФИО1 и его представителя ФИО2., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ответчиков ФИО3, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области (далее -ГУФСИН по Челябинской области), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН) о признании незаконными решения комиссии ФСИН № 114 от 27 декабря 2016 г. об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, бездействия ГУФСИН по Челябинской области, выразившееся в ненадлежащей проверке предоставленных сведений и документов, о признании права на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении на ФСИН обязанности принять его на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи один человек с даты подачи заявления (рапорта) - с 29 октября 2014 г., о взыскании расходов на оплату государственной пошлины по 150 рублей с каждого ответчика.


2

В обоснование заявленных требований истец указал, что на момент обращения с рапортом о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения он занимал должность ***материально-технического снабжения центра жилищно-коммунального и тылового обеспечения ФКУ Управление по конвоированию ГУФСИН России по Челябинской области, стаж его службы в календарном исчислении составлял более 18 лет. В соответствии с действующим порядком он сдал пакет необходимых документов для постановки на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решение комиссии ФСИН об отказе в постановке на учет на основании пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369, считает незаконным и необоснованным, поскольку он соответствует критериям на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренным статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», является нуждающимся в жилом помещении и представил полный пакет документов.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

Представители истца ФИО4 и ФИО2. в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель ответчиков ГУФСИН по Челябинской области и ФСИН ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска в связи отсутствием законных оснований.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считает неверными выводы суда о непредставлении им всех необходимых документов, предусмотренных перечнем, приведенным в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Указывает, что в служебном жилом помещении, расположенном в общежитии по адресу: ***, он проживает на основании ордера, договор социального найма на данную комнату с ним не мог быть заключен, поскольку указанное жилое помещение относится к жилым помещениям специализированного жилого фонда. В подтверждение указанного обстоятельства прилагает справку, выданную 16 февраля 2018 г. Полагает, что справка из Росреестра от 07 марта 2014 г., представленная им при подаче 29 октября 2014 г. документов, являлась актуальной, так как


3

никакими нормативными актами не регламентирован срок действия выписки из ЕГРП. По мнению истца, комиссией ФСИН вынесено формальное решение об отказе, просит учесть, что судом не дана оценка его доводам о значительном превышении установленного трехмесячного срока рассмотрения комиссией заявления, а именно 27 декабря 2016 г. и направлении ему выписки из протокола, спустя 9,5 месяцев после принятия решения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями, предоставлением иных социальных гарантий сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членам их семей и лицам, находящимся (находившимся) на их иждивении, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2), проживает в общежитии (пункт 6).

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что ФИО1 с 26 июля 1995 г. проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, с 29 июля 2013 г. - в должности ***материально-технического снабжения центра жилищно-коммунального и тылового обеспечения ФКУ «Управление по конвоированию ГУФСИН России по Челябинской области» (л.д. 16,27,28).

Истец состоял в зарегистрированном браке с ***., брак прекращен 10 декабря 2004 г., от брака имеется сын ***


4

***года рождения (л.д. 20,23,30).

С 23 августа 2005 г. ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в общежитии при учреждении *** по адресу: г. Челябинск, ***. Указанное жилое помещение, состоящее из одной комнаты площадью 18,0 кв.м, предоставлено истцу по ордеру служебное жилье № 271 на основании решения ЖБК от 26 июля 2005 г. (протокол №8) на семью из трех человек, включая жену *** и сына *** (л.д. 33).

29 октября 2014 г. ФИО1 обратился в территориальную подкомиссию ГУФСИН по Челябинской области с заявлением (рапортом) на имя директора ФСИН о постановке его на учет для предоставления единовременной социальной выплаты без указания членов семьи (л.д. 14-15).

Решением территориальной подкомиссии ГУФСИН по Челябинской области от 20 ноября 2014 г. документы ФИО1 направлены в ФСИН для рассмотрения вопроса постановки на учет (л.д.39).

Решением комиссии ФСИН от 27 декабря 2016 г. №114 ФИО1 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. №369 (л.д.11).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не были представлены необходимые документы, предусмотренные пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. №369, а именно договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: г. Челябинск, ***, а также выписки из ЕГРП об отсутствии прав на недвижимое имущество и сделок с ним, актуальные на дату обращения с рапортом, и пришел к выводу о законности отказа комиссии ФСИН в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для признания за истцом права на получение единовременной социальной выплаты на основании представленных им документов, так как он основан на имеющихся доказательствах по делу и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты для


5

приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 (далее - Правила).

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма).

В соответствии со статьей 105 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.


6

Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения.

Как следует из материалов дела, истцом с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты не представлены актуальные документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений, а также договор социального найма жилого помещения (договор найма жилого помещения в общежитии).

Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, уведомление из Управления Росреестра по Челябинской области от 07 марта 2014 г. не подтверждает наличие или отсутствие в его собственности жилых помещений на момент подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Указание в апелляционной жалобе истца на необоснованность ссылки суда на Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 215-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на отсутствие в Федеральном законе и Правилах пресекательного срока действия справки из Росреестра не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку в соответствии с пунктом 33 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 мая 2010 г. № 180, действовавшего до 1 января 2017 г., сведения, предоставленные на основании запроса, независимо от способа предоставления являются актуальными (действительными) на дату получения запроса органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. Следовательно, сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним за 07 марта 2014 г. не являлись актуальными (действительными) более чем через 7 месяцев, когда истец подал заявление от 29 октября 2014 г.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что договор социального найма на комнату с ним не мог быть заключен, поскольку указанное жилое помещение относится к жилым помещениям специализированного жилого фонда, на вселение в общежитие ему выдан ордер № 271 не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку указанный ордер не может быть признан достоверным доказательством, а договор найма жилого помещения в общежитии истцом не был предоставлен.

Ссылки истца на не заключение с ним договора найма жилого помещения в общежитии судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку на жилое помещение, в котором зарегистрирован истец, заключен договор найма жилого помещения в общежитии *** от 16 марта 2009 г. между ФИО5 ГУ ФСИН по Челябинской области и ***., на предоставление ей и члену ее семьи сыну ***., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользование комнаты общей


7

площадью 18 кв.м., расположенной по адресу: ***(л.д.95-96).

Согласно справке жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 ГУ ФСИН по Челябинской области в жилом помещении одновременно с ФИО1 на 23 августа 2005 г. было зарегистрировано 6 человек (л.д.97), тогда как из справки жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 ГУ ФСИН по Челябинской области от 29 октября 2014 г. и карточки прописки следует, что ФИО1 один зарегистрирован по адресу: ***(л.д.31,32).

В суде апелляционной инстанции истец пояснил, что *** и *** членами его семьи не являются, в двухкомнатной квартире ***проживало три семьи, он проживал в одной комнате с ***.

Таким образом, ордер № 271 содержит недостоверную информацию о вселении истца в общежитие с членами семьи женой ***. и сыном ***и не может быть принят в качестве достоверного доказательства, подтверждающего вселение и проживание истца в указанном в нем жилом помещении

Пояснения истца о совместном проживании в одной комнате с посторонним лицом ***, являющимся несовершеннолетним на момент регистрации истца в общежитии, и проживанием матери несовершеннолетнего во второй комнате с третьей семьей судебная коллегия считает сомнительными. При том, что в деле имеется договор найма жилого помещения в общежитии на предоставление комнаты ***. и члену ее семьи сыну ***, а договор найма жилого помещения в общежитии с истцом не заключался.

Также судебная коллегия учитывает, что при предоставлении в качестве документа, подтверждающего право на проживание в общежитии, ордера №271 с двумя членами семьи истцом в заявлении о постановке на учет в качестве членов семьи какие-либо лица не указаны, на них не представлялись необходимые документы, что также являлось нарушением пункта 5 Правил, поскольку препятствовало установлению совместно проживающих членов семьи истца, а, соответственно, и проверке права на получение им единовременной социальной выплаты.

При таких обстоятельствах, истцом при обращении 29 октября 2014 г. с заявлением (рапортом) о постановке его на учет для предоставления единовременной социальной выплаты не были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 5 Правил, подтверждающие право на получение единовременной социальной выплаты.

Приложенная истцом к апелляционной жалобе справка от 16 февраля 2018 г. в подтверждение обстоятельства невозможности представления договора социального найма жилого помещения, а также выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 28 марта 2018 г. не могут быть


8

приняты во внимание, поскольку они не были представлены с заявлением о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты. Судом проверяется законность принятого ФСИН решения на основании первоначально представленных с заявлением документов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что решение комиссии ФСИН принято с нарушением установленного законом срока, выписка из протокола получена 09 октября 2017 г., не влекут незаконности решения суда, поскольку юридически значимым обстоятельством для разрешения данного спора являлось не предоставление истцом необходимых документов, предусмотренных пунктом 5 Правил.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, не усматривается. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Челябинска от 23 января 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: