ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-4814/15 от 29.04.2015 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      Дело № 11 -       4814/2015        Судья Бастен И.С.

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        Судебная коллегия по гражданским       делам Челябинского областного суда в составе:

        председательствующего Аброськиной       Е.А. судей Зеленовой Е.Ф., Козиной Н.М. при секретаре Губиной       М.В.

        рассмотрела в открытом судебном       заседании 29 апреля 2015 года в г. Челябинске гражданское дело по       апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Федеральная       пассажирская компания» на решение Советского районного суда г. Челябинска       от 22 января 2015 года по иску ФИО1 к открытому акционерному обществу       «Федеральная пассажирская компания» о признании приказа незаконным,       взыскании недополученной премии, компенсации морального вреда.

        Заслушав доклад судьи Аброськиной       Е.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав       пояснения представителя ответчика открытого акционерного общества       «Федеральная пассажирская компания» - ФИО2, поддержавшей доводы       апелляционной жалобы, истца ФИО1, его представителя ФИО3, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

        УСТАНОВИЛА:

        ФИО1 обратился в суд с       иском к открытому акционерному обществу «Федеральная пассажирская       компания» (далее - ОАО «ФПК») с учетом уточнений, о признании незаконным       п. 4 приказа от 28 марта 2014 года № 96 «О премировании работников       региональных отделений Центра внутреннего контроля и аудита - структурного       подразделения ОАО «ФПК» за февраль 2014 года», взыскании недополученной       части премии за февраль 2014 года в размере **** руб. ****       коп., компенсации морального вреда в размере **** руб.

        В обоснование требований указал,       что работает ****- структурного подразделения ОАО       «ФПК». Пунктом 4 приказа от 28 марта 2014 года № **** «О премировании работников региональных отделений       Центра внутреннего контроля и аудита -структурного подразделения ОАО «ФПК»       за февраль 2014 года» ему был снижен размер премии на 50 % за февраль 2014       года за невыполнение п. 1.6, п. 4.2 должностной инструкции, приведшее к       некачественному исполнению работниками отдела своих должностных       обязанностей. Считает снижение размера премии незаконным, поскольку в его       действиях отсутствовали

                      производственные упущения. Просит       взыскать недополученную премию за февраль 2014 года в размере **** руб. **** коп. Указывает, что незаконными действиями       ответчика ему причинен моральный вред.

        Представитель ответчика ОАО «ФПК»       в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых       требований.

        Решением суда исковые требования       ФИО1 удовлетворены частично. Признан незаконным п. 4 приказа ОАО       «ФПК» от 28 марта 2014 года № 96 «О премировании работников региональных       отделений Центра внутреннего контроля и аудита - структурного       подразделения ОАО «ФПК» за февраль 2014 года». С ОАО «ФПК» в пользу       ФИО1 взыскана недополученная премия в размере **** руб. ****       коп., компенсация морального вреда в сумме **** руб., в доход местного бюджета взыскана       госпошлина в сумме **** руб. **** коп. В удовлетворении остальной части       исковых требований ФИО1 отказано.

        В апелляционной жалобе ОАО «ФПК»       просит решение суда отменить. Считает, что истец в нарушение требований       Регламента организаций ревизий поездов необоснованно дал указание       проверяющей группе не составлять акт о срыве ревизии. Вывод суда об       изменении типа вагона в зависимости от производимой перевозки противоречит       приказу МСП № 9Ц от 04 апреля 1997 года. Ссылка суда на приказ МВД РФ от       11 января 2007 года № 14 и на Указ Президента РФ от 01 марта 2011 года №       248, которые не содержат указание на тип вагона является необоснованной.       Несогласно с выводом суда о том, что на условиях договора аренды контроль       полноты и оплаты стоимости пассажирами не представляется возможным.       Считает вывод суда об исключении вагона из схемы состава поезда       противоречащим п. 3.12 Регламента, устанавливающего, что ревизии подлежат       все вагоны и не предусматривающим понятия схемы вагона. Судом не учтено,       что из пояснений работников следует, что в вагоне провозился неоплаченный       багаж неустановленного содержания. Указывает, что договором аренды,       заключенным с МВД РФ, допускалась возможность проверки перевозимых       грузов.

        Проверив материалы дела, обсудив       доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда       подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального       права.

        Как следует из материалов дела,       ФИО1 с 19 апреля 2010 года работает в должности **** -структурного подразделения ОАО ««ФПК» на основании       трудового договора от 19 апреля 2010 года (л.д.65-72 т.1), приказа о       приеме на работу от 19 апреля 2010 года № **** (л.д.73 т.1), приказа о восстановлении на       работе от 07 мая

                      2

                      2013 года № ****       (л.д.74 т.1).

                      Пунктом 4 приказа № **** от 28 марта 2014 года «О премировании       работников региональных отделений Центра внутреннего контроля и аудита —       структурного подразделения ОАО «ФПК» за февраль 2014 года» ФИО1       за невыполнение требований пунктов 1.6 и 4.2 должностной инструкции,       приведшее к некачественному исполнению работниками отдела своих       должностных обязанностей снижен размер премии на 50% за февраль 2014 года       (л.д.76-77 т.1). В качестве основания для снижения премии указан протокол       совещания у начальника Южно - Уральского регионального отделения от 06       марта 2014 года № ЮУРКонтр-7/пр.

        Из протокола совещания у       начальника Южно-Уральского регионального отделения центра внутреннего       контроля и аудита Е.В.П. от       6 марта 2014 года № ЮУрКонтр - 7/пр следует, что 23 февраля 2014 года       ФИО1 было сообщено, что при проведении плановой ревизии поезда №       232 сообщением Волгоград-Екатеринбург на участке       Челябинск-Каменск-Уральский группа контролеров -ревизоров в составе Т.С.В., Л.С.А., Я.А.Д. не была допущена проводником для проведения проверки в       прицепной вагон № 07712789 со ссылкой на то, что он арендован и       возвращается с воинских перевозок. В нарушение Регламента организации       ревизий поездов и проверок пунктов продажи проездных и перевозочных       документов в ОАО «ФПК» ФИО1 дал указание подчиненным       контролерам-ревизорам не составлять акт формы ЛУ-4фпк о срыве ревизии и       несвоевременно, только 26 февраля 2014 года доложил начальнику отделения о       срыве ревизии (л.д. 147-149 т.1).

        Удовлетворяя заявленные       ФИО1 требования, суд исходил из того, что указание       контролерам-ревизорам не составлять акт формы ЛУ-4фпк о срыве ревизии       ФИО1 было дано обоснованно, так как в вагоне, не учтенном в       схеме поезда, производилась специальная перевозка в соответствии с заявкой       филиала центра специальных перевозок МВД на Свердловской железной дороге.       Суд пришел к выводу о том, что вагон, где производится специальная       перевозка, относится к специальным вагонам, не подлежащим ревизии и       проверке в соответствии с Регламентом организации ревизий поездов и       проверок пунктов продажи проездных и перевозочных документов в ОАО «ФПК»,       поэтому в действиях истца не имеется нарушений производственной и трудовой       дисциплины и размер его премии был снижен работодателем       необоснованно.

        Судебная коллегия не может       согласиться с таким выводом суда первой инстанции.

        Статьей 191 Трудового кодекса РФ       предусмотрено право работодателя поощрять работников, добросовестно       исполняющих трудовые обязанности, в

                      3

                      том числе, выдачей премии.

        В силу ст. 129 Трудового кодекса       РФ премия является стимулирующей выплатой и входит в оплату труда       работников. В соответствии с частью 1 статьи 135 Трудового кодекса РФ       заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в       соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты       труда.

        Пунктом 1.6 Положения о       премировании работников региональных отделений Центра внутреннего контроля       и аудита - структурного подразделения ОАО «ФПК» предусмотрено, что       премирование работников за основные результаты производственно -       хозяйственной деятельности производится ежемесячно за выполнение       показателей премирования, исходя из установленного к выплате процента       премии. В соответствии с п.3.3. указанного положения премия может не       выплачиваться полностью или частично за допущенные упущения в работе,       нарушения трудовой и производственной дисциплины вне зависимости от       выполнения установленных показателей премирования (л.д. 18 - 24 т.       1).

        Согласно п. 1.6 должностной       инструкции начальника отдела ревизий пассажирских поездов ФИО1,       с которой он был ознакомлен, начальник отдела несет ответственность за       неисполнение или некачественное исполнение работниками отдела должностных       обязанностей и должен знать (п.4.2) регламент организации ревизий поездов       и проверок пунктов продажи проездных и перевозочных документов в ОАО «ФПК»       (л.д. 90 - 98 т.1).

        В соответствии Регламентом       организации ревизий поездов и проверок пунктов продажи проездных и       перевозочных документов в ОАО «ФПК», утвержденного распоряжением №1271р от       23 декабря 2010 года, ревизии поездов производятся в соответствии с       утвержденным графиком (п.3.1), при формировании которого обеспечивается       равномерный охват ревизиями поездов, следующих по полигону ответственности       филиала ОАО «ФПК» и соответственно регионального отделения Центра. В       графике (п.3.3) учитываются ревизии всех типов вагонов, следующих в       составе поезда (за исключением специальных и служебно-технических).       Ревизии подлежат все вагоны, входящие в состав пассажирского поезда,       частичная ревизия поезда не допускается (за исключением вагонов, указанных       в пункте 3.3 Регламента) (п.3.12). Ревизоры при проведении ревизий или       проверок имеют право беспрепятственного допуска в поезда,       вагоны-рестораны, вагоны - кафе, багажные и почтовые вагоны, билетные       кассы и другие служебные помещения, имеющие отношение к вопросам проверок       (п.4.4). Обо всех фактах отказа от предоставления информации и документов,       а также ограничения допуска и доступа в поезда, вагоны - рестораны,       вагоны-кафе, почтовые или багажные вагоны, билетные кассы, а также другие       служебные помещения, имеющие отношение к вопросам ревизии или проверки       (далее срыв ревизии),

                      4

                      руководителем ревизии или       проверки незамедлительно докладывается начальнику, назначившему ревизию       или проверку. Срыв ревизии оформляется актом формы ЛУ - 4фпк. Начальник       регионального отделения Центра доводит данную информацию до начальника       Центра. Начальник Центра докладывает о таких фактах генеральному директору       ОАО «ФПК» или его заместителю, которые принимают решение в соответствии с       их полномочиями (п.4.5) (л.д. 99-119т. 1).

        Таким образом, исходя из       требований Регламента акт формы ЛУ - 4фпк составляется во всех случаях       ограничения доступа и допуска ревизоров в вагоны поезда, помещения,       имеющие отношения к ревизии. К вагонам поезда, не имеющим отношение к       ревизии, относятся только специальные вагоны и служебно- технические       вагоны.

        Удовлетворяя заявленные       ФИО1 требования, суд не учел, что тип вагона определяется не       производимой в нем перевозкой, а электронным паспортом вагона. Как следует       из электронного паспорта вагона № 07712789, в который был ограничен допуск       ревизоров, его тип - купейный жесткий (л.д. 157-159 т.1), а не специальный       или служебно-технический.

        Приходя к выводу об определении       типа вагона исходя из производимой в нем перевозки, суд руководствовался       Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года № 248 и Приказом МВД РФ от 11       января 2007 года № 14.

        При этом суд не учел, что       Приказом МВД РФ от 11 января 2007 г. N 14 «Об утверждении       Административного регламента Министерства внутренних дел Российской       Федерации по исполнению государственной функции по организации специальных       и воинских перевозок в пределах Российской Федерации в интересах органов       внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений       Правительства Российской Федерации и межведомственных соглашений - в       интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти» тип       перевозки ( специальная и воинская) определяется условиями договора и       произведенных заявок, а Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года № 248       «Вопросы Министерства внутренних дел РФ», которым утверждено Положение о       Министерстве внутренних дел Российской Федерации порядок специальных       перевозок не регулируется, им определяются полномочия МВД России по       организации как специальных, так и воинских перевозок.

        Суд оставил без внимания, что в       целях реализации этих полномочий в системе МВД России созданы органы       перевозок, функционирующие в соответствии с распоряжением Правительства       Российской Федерации от 15.04.2009 N 497-р в форме ФКУ «Главный центр       специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской       Федерации».

                      5

                      Суд не дал оценки заключенному 30       декабря 2013 года между ФКУ «Главный центр специальных перевозок       Министерства внутренних дел Российской Федерации» (арендатор) и ОАО «ФПК»       (арендодатель) договору аренды отдельных пассажирских вагонов для       выполнения воинских (а не специальных) железнодорожных перевозок МВД РФ       (л.д. 166- 181 т.1) в соответствии с которым в аренду предоставляются       технически исправные отдельные пассажирские и багажные вагоны (п. 1.1),       предоставление вагонов в аренду осуществляется для оперативных перевозок       сотрудников органов внутренних дел (п.2.1), при этом арендатор обязуется       беспрепятственно допускать представителей арендодателя (ОАО «ФПК») для       проверки правильности использования и содержания вагонов (п.3.1.4),       обеспечить эксплуатацию вагонов в соответствии с требованиями нормативных       правовых актов в области железнодорожного транспорта и документов       арендодателя (п.3.1.3).

        Вагон № 07712789 был предоставлен       ФКУ «Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел       Российской Федерации» ответчиком в аренду в соответствии с вышеуказанным       договором. При этом в заявках о предоставлении вагона, не указано на его       предоставление в аренду для осуществления специальных перевозок,       предусмотренных Административным регламентом Министерства внутренних дел       Российской Федерации по исполнению государственной функции по организации       специальных и воинских перевозок в пределах Российской Федерации в       интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании       решений Правительства Российской Федерации и межведомственных соглашений -       в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти       (л.д. 214-216 т.1). Это же указание отсутствует в телеграмме серии «П», на       которую ссылался истец (л.д. 217 т.1). Вопреки выводам суда первой       инстанции, данной телеграммой подтверждается наличие вагона № 07712789 в       составе поезда.

        Таким образом, вагон № 07712789,       в котором производилась воинская перевозка имел отношение к ревизии, не       являлся ни специальным, ни служебно-техническим, поэтому ФИО1,       которым дано указание контролерам-ревизорам указание не составлять акт       формы ЛУ - 4фпк в случае ограничения их доступа и допуска в вагоны поезда,       имеющий отношение к ревизии было допущено упущение в работе, в связи с чем       размер премии ответчиком ему был обоснованно снижен и у суда первой       инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований о признании       пункта приказа незаконным, взыскании недополученной премии, компенсации       морального вреда.

        Учитывая изложенное, решение суда       подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении       исковых требований.

        Руководствуясь ст.ст. 327- 329       Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная       коллегия

                      б

                      ОПРЕДЕЛИЛА:

                      Решение Советского районного суда       г. Челябинска от 22 января 2015 года отменить. Принять по делу новое       решение.

        Отказать ФИО1 в удовлетворении       исковых требований к открытому акционерному обществу «Федеральная       пассажирская компания» о признании приказа незаконным, взыскании       недополученной премии, компенсации морального вреда.

                      Председательствующий

                      Судьи

                      7