Дело № 11 - 4814/2015 Судья Бастен И.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Аброськиной Е.А. судей Зеленовой Е.Ф., Козиной Н.М. при секретаре Губиной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 апреля 2015 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» на решение Советского районного суда г. Челябинска от 22 января 2015 года по иску ФИО1 к открытому акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о признании приказа незаконным, взыскании недополученной премии, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Аброськиной Е.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» - ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца ФИО1, его представителя ФИО3, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» (далее - ОАО «ФПК») с учетом уточнений, о признании незаконным п. 4 приказа от 28 марта 2014 года № 96 «О премировании работников региональных отделений Центра внутреннего контроля и аудита - структурного подразделения ОАО «ФПК» за февраль 2014 года», взыскании недополученной части премии за февраль 2014 года в размере **** руб. **** коп., компенсации морального вреда в размере **** руб.
В обоснование требований указал, что работает ****- структурного подразделения ОАО «ФПК». Пунктом 4 приказа от 28 марта 2014 года № **** «О премировании работников региональных отделений Центра внутреннего контроля и аудита -структурного подразделения ОАО «ФПК» за февраль 2014 года» ему был снижен размер премии на 50 % за февраль 2014 года за невыполнение п. 1.6, п. 4.2 должностной инструкции, приведшее к некачественному исполнению работниками отдела своих должностных обязанностей. Считает снижение размера премии незаконным, поскольку в его действиях отсутствовали
производственные упущения. Просит взыскать недополученную премию за февраль 2014 года в размере **** руб. **** коп. Указывает, что незаконными действиями ответчика ему причинен моральный вред.
Представитель ответчика ОАО «ФПК» в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Решением суда исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Признан незаконным п. 4 приказа ОАО «ФПК» от 28 марта 2014 года № 96 «О премировании работников региональных отделений Центра внутреннего контроля и аудита - структурного подразделения ОАО «ФПК» за февраль 2014 года». С ОАО «ФПК» в пользу ФИО1 взыскана недополученная премия в размере **** руб. **** коп., компенсация морального вреда в сумме **** руб., в доход местного бюджета взыскана госпошлина в сумме **** руб. **** коп. В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ОАО «ФПК» просит решение суда отменить. Считает, что истец в нарушение требований Регламента организаций ревизий поездов необоснованно дал указание проверяющей группе не составлять акт о срыве ревизии. Вывод суда об изменении типа вагона в зависимости от производимой перевозки противоречит приказу МСП № 9Ц от 04 апреля 1997 года. Ссылка суда на приказ МВД РФ от 11 января 2007 года № 14 и на Указ Президента РФ от 01 марта 2011 года № 248, которые не содержат указание на тип вагона является необоснованной. Несогласно с выводом суда о том, что на условиях договора аренды контроль полноты и оплаты стоимости пассажирами не представляется возможным. Считает вывод суда об исключении вагона из схемы состава поезда противоречащим п. 3.12 Регламента, устанавливающего, что ревизии подлежат все вагоны и не предусматривающим понятия схемы вагона. Судом не учтено, что из пояснений работников следует, что в вагоне провозился неоплаченный багаж неустановленного содержания. Указывает, что договором аренды, заключенным с МВД РФ, допускалась возможность проверки перевозимых грузов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, ФИО1 с 19 апреля 2010 года работает в должности **** -структурного подразделения ОАО ««ФПК» на основании трудового договора от 19 апреля 2010 года (л.д.65-72 т.1), приказа о приеме на работу от 19 апреля 2010 года № **** (л.д.73 т.1), приказа о восстановлении на работе от 07 мая
2
2013 года № **** (л.д.74 т.1).
Пунктом 4 приказа № **** от 28 марта 2014 года «О премировании работников региональных отделений Центра внутреннего контроля и аудита — структурного подразделения ОАО «ФПК» за февраль 2014 года» ФИО1 за невыполнение требований пунктов 1.6 и 4.2 должностной инструкции, приведшее к некачественному исполнению работниками отдела своих должностных обязанностей снижен размер премии на 50% за февраль 2014 года (л.д.76-77 т.1). В качестве основания для снижения премии указан протокол совещания у начальника Южно - Уральского регионального отделения от 06 марта 2014 года № ЮУРКонтр-7/пр.
Из протокола совещания у начальника Южно-Уральского регионального отделения центра внутреннего контроля и аудита Е.В.П. от 6 марта 2014 года № ЮУрКонтр - 7/пр следует, что 23 февраля 2014 года ФИО1 было сообщено, что при проведении плановой ревизии поезда № 232 сообщением Волгоград-Екатеринбург на участке Челябинск-Каменск-Уральский группа контролеров -ревизоров в составе Т.С.В., Л.С.А., Я.А.Д. не была допущена проводником для проведения проверки в прицепной вагон № 07712789 со ссылкой на то, что он арендован и возвращается с воинских перевозок. В нарушение Регламента организации ревизий поездов и проверок пунктов продажи проездных и перевозочных документов в ОАО «ФПК» ФИО1 дал указание подчиненным контролерам-ревизорам не составлять акт формы ЛУ-4фпк о срыве ревизии и несвоевременно, только 26 февраля 2014 года доложил начальнику отделения о срыве ревизии (л.д. 147-149 т.1).
Удовлетворяя заявленные ФИО1 требования, суд исходил из того, что указание контролерам-ревизорам не составлять акт формы ЛУ-4фпк о срыве ревизии ФИО1 было дано обоснованно, так как в вагоне, не учтенном в схеме поезда, производилась специальная перевозка в соответствии с заявкой филиала центра специальных перевозок МВД на Свердловской железной дороге. Суд пришел к выводу о том, что вагон, где производится специальная перевозка, относится к специальным вагонам, не подлежащим ревизии и проверке в соответствии с Регламентом организации ревизий поездов и проверок пунктов продажи проездных и перевозочных документов в ОАО «ФПК», поэтому в действиях истца не имеется нарушений производственной и трудовой дисциплины и размер его премии был снижен работодателем необоснованно.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
Статьей 191 Трудового кодекса РФ предусмотрено право работодателя поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, в
3
том числе, выдачей премии.
В силу ст. 129 Трудового кодекса РФ премия является стимулирующей выплатой и входит в оплату труда работников. В соответствии с частью 1 статьи 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Пунктом 1.6 Положения о премировании работников региональных отделений Центра внутреннего контроля и аудита - структурного подразделения ОАО «ФПК» предусмотрено, что премирование работников за основные результаты производственно - хозяйственной деятельности производится ежемесячно за выполнение показателей премирования, исходя из установленного к выплате процента премии. В соответствии с п.3.3. указанного положения премия может не выплачиваться полностью или частично за допущенные упущения в работе, нарушения трудовой и производственной дисциплины вне зависимости от выполнения установленных показателей премирования (л.д. 18 - 24 т. 1).
Согласно п. 1.6 должностной инструкции начальника отдела ревизий пассажирских поездов ФИО1, с которой он был ознакомлен, начальник отдела несет ответственность за неисполнение или некачественное исполнение работниками отдела должностных обязанностей и должен знать (п.4.2) регламент организации ревизий поездов и проверок пунктов продажи проездных и перевозочных документов в ОАО «ФПК» (л.д. 90 - 98 т.1).
В соответствии Регламентом организации ревизий поездов и проверок пунктов продажи проездных и перевозочных документов в ОАО «ФПК», утвержденного распоряжением №1271р от 23 декабря 2010 года, ревизии поездов производятся в соответствии с утвержденным графиком (п.3.1), при формировании которого обеспечивается равномерный охват ревизиями поездов, следующих по полигону ответственности филиала ОАО «ФПК» и соответственно регионального отделения Центра. В графике (п.3.3) учитываются ревизии всех типов вагонов, следующих в составе поезда (за исключением специальных и служебно-технических). Ревизии подлежат все вагоны, входящие в состав пассажирского поезда, частичная ревизия поезда не допускается (за исключением вагонов, указанных в пункте 3.3 Регламента) (п.3.12). Ревизоры при проведении ревизий или проверок имеют право беспрепятственного допуска в поезда, вагоны-рестораны, вагоны - кафе, багажные и почтовые вагоны, билетные кассы и другие служебные помещения, имеющие отношение к вопросам проверок (п.4.4). Обо всех фактах отказа от предоставления информации и документов, а также ограничения допуска и доступа в поезда, вагоны - рестораны, вагоны-кафе, почтовые или багажные вагоны, билетные кассы, а также другие служебные помещения, имеющие отношение к вопросам ревизии или проверки (далее срыв ревизии),
4
руководителем ревизии или проверки незамедлительно докладывается начальнику, назначившему ревизию или проверку. Срыв ревизии оформляется актом формы ЛУ - 4фпк. Начальник регионального отделения Центра доводит данную информацию до начальника Центра. Начальник Центра докладывает о таких фактах генеральному директору ОАО «ФПК» или его заместителю, которые принимают решение в соответствии с их полномочиями (п.4.5) (л.д. 99-119т. 1).
Таким образом, исходя из требований Регламента акт формы ЛУ - 4фпк составляется во всех случаях ограничения доступа и допуска ревизоров в вагоны поезда, помещения, имеющие отношения к ревизии. К вагонам поезда, не имеющим отношение к ревизии, относятся только специальные вагоны и служебно- технические вагоны.
Удовлетворяя заявленные ФИО1 требования, суд не учел, что тип вагона определяется не производимой в нем перевозкой, а электронным паспортом вагона. Как следует из электронного паспорта вагона № 07712789, в который был ограничен допуск ревизоров, его тип - купейный жесткий (л.д. 157-159 т.1), а не специальный или служебно-технический.
Приходя к выводу об определении типа вагона исходя из производимой в нем перевозки, суд руководствовался Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года № 248 и Приказом МВД РФ от 11 января 2007 года № 14.
При этом суд не учел, что Приказом МВД РФ от 11 января 2007 г. N 14 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции по организации специальных и воинских перевозок в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства Российской Федерации и межведомственных соглашений - в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти» тип перевозки ( специальная и воинская) определяется условиями договора и произведенных заявок, а Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ», которым утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации порядок специальных перевозок не регулируется, им определяются полномочия МВД России по организации как специальных, так и воинских перевозок.
Суд оставил без внимания, что в целях реализации этих полномочий в системе МВД России созданы органы перевозок, функционирующие в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 N 497-р в форме ФКУ «Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации».
5
Суд не дал оценки заключенному 30 декабря 2013 года между ФКУ «Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации» (арендатор) и ОАО «ФПК» (арендодатель) договору аренды отдельных пассажирских вагонов для выполнения воинских (а не специальных) железнодорожных перевозок МВД РФ (л.д. 166- 181 т.1) в соответствии с которым в аренду предоставляются технически исправные отдельные пассажирские и багажные вагоны (п. 1.1), предоставление вагонов в аренду осуществляется для оперативных перевозок сотрудников органов внутренних дел (п.2.1), при этом арендатор обязуется беспрепятственно допускать представителей арендодателя (ОАО «ФПК») для проверки правильности использования и содержания вагонов (п.3.1.4), обеспечить эксплуатацию вагонов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области железнодорожного транспорта и документов арендодателя (п.3.1.3).
Вагон № 07712789 был предоставлен ФКУ «Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации» ответчиком в аренду в соответствии с вышеуказанным договором. При этом в заявках о предоставлении вагона, не указано на его предоставление в аренду для осуществления специальных перевозок, предусмотренных Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции по организации специальных и воинских перевозок в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства Российской Федерации и межведомственных соглашений - в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти (л.д. 214-216 т.1). Это же указание отсутствует в телеграмме серии «П», на которую ссылался истец (л.д. 217 т.1). Вопреки выводам суда первой инстанции, данной телеграммой подтверждается наличие вагона № 07712789 в составе поезда.
Таким образом, вагон № 07712789, в котором производилась воинская перевозка имел отношение к ревизии, не являлся ни специальным, ни служебно-техническим, поэтому ФИО1, которым дано указание контролерам-ревизорам указание не составлять акт формы ЛУ - 4фпк в случае ограничения их доступа и допуска в вагоны поезда, имеющий отношение к ревизии было допущено упущение в работе, в связи с чем размер премии ответчиком ему был обоснованно снижен и у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований о признании пункта приказа незаконным, взыскании недополученной премии, компенсации морального вреда.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 327- 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
б
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Челябинска от 22 января 2015 года отменить. Принять по делу новое решение.
Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к открытому акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о признании приказа незаконным, взыскании недополученной премии, компенсации морального вреда.
Председательствующий
Судьи
7