ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-4842/17 от 18.04.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело №11-4842/2017

судья Черепанова О.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судьи Шалиевой И.П.,

судей Чертовиковой Н.Я., Винниковой Н.В.,

при секретаре Жарковой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 апреля 2017 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе акционерного общества «Интер РАО - Электрогенерация», апелляционному представлению Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области на решение Южноуральского городского суда Челябинской области от 06 декабря 2016 года по иску Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Интер РАО -Электрогенерация» о признании действий незаконными и возложении обязанностей.

Заслушав доклад судьи Шалиевой И.П. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалобы, представления, возражения, объяснения прокурора Малышевой О.П., поддержавшей доводы апелляционного представления и возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, представителей ответчика по доверенностям ФИО1, ФИО2, ФИО3., поддержавших доводы апелляционной жалобы и возражавших относительно доводов апелляционного представления, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Магнитогорский природоохранный прокурор Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к акционерному обществу «ИНТЕР РАО-Электрогенерация» о признании незаконными действия ответчика, выразившиеся в:

- в осуществлении забора воды из Южноуральского водохранилища на реке Увелька, находящегося в федеральной собственности, в целях охлаждения оборудования котло-турбинных цехов №№ 1, 2 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация» без договора водопользования;

- в осуществлении сброса сточных (циркуляционных) вод после их использования в Южноуральское водохранилище на реке Увелька, находящееся в федеральной собственности, в отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных (циркуляционных) вод, разработанного проекта нормативов предельно


2

допустимых сбросов, утверждённых нормативов предельно допустимых сбросов, разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в составе сточных вод, образованных в результате охлаждения оборудования котло-турбинных цехов №№ 1, 2 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО Электрогенерация»;

в осуществлении хозяйственной деятельности по эксплуатации цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО -Электрогенерация», в процессе которой образуются отходы, в отсутствии утверждённых нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

- в осуществлении сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод, образованных в результате охлаждения оборудования котло-тубинного цеха № 1 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация» с превышением нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Росрыболовства от 18 января 2010 года № 20;

возложить на ответчика обязанности в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства, а именно:

- обратиться в установленном порядке в Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области с заявлением о предоставлении водного объекта (Южноуральского водохранилища на реке Увелька) в пользование на основании договора водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов в целях охлаждения оборудования котло-турбинных цехов №№ 1, 2 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация»;

- обратиться в установленном порядке в Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области с заявлением о выдаче решения о предоставлении водного объекта (Южноуральского водохранилища на реке Увелька) в пользование в целях сброса сточных вод, образованных в результате охлаждения оборудования котло-турбинных цехов №№ 1, 2 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация»;

разработать проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Южноуральское водохранилище на реке Увелька в составе сточных вод, образованных в результате охлаждения оборудования котло-турбинных цехов №№ 1, 2 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО Электрогенерация», представить его в установленном порядке на утверждение в Нижнеобское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов;


3

- обратиться в установленном порядке в Управление Росприроднадзора по Челябинской области с заявлением о выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду (в Южноуральское водохранилище на реке Увелька) в составе сточных вод, образованных в результате охлаждения оборудования котло-турбинных цехов №№ 1, 2 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация»;

- обратиться в установленном порядке в Управление Росприроднадзора по Челябинской области с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образующихся в результате осуществления хозяйственной деятельности по эксплуатации цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО -Электрогенерация».

- прекратить сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, образованных в результате охлаждения оборудования котло-турбинного цеха № 1 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация», с превышением нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Росрыболовства от 18 января 2010 года № 20.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что в результате проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства об охране водных объектов выявлено, что ответчиком забор воды из Южноуральского водохранилища на реке Увелька для охлаждения оборудования котло-турбинных цехов № №1,2 филиала «Южноуральская ГРЭС» осуществляется без договора на водопользование, сброс сточных вод после использования в водохранилище - без решения о предоставления водного объекта - Южноуральского водохранилища на реке Увелька для сброса сточных вод после их использования, разработанного проекта нормативов предельно допустимых сбросов, разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в составе сточных вод образованных в результате охлаждения оборудования котло-турбинных цехов № 1,2 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральакая ГРЭС». Состав сбрасываемых в Южноуральское водохранилище на реке Увелька через выпуск сточных вод превышает установленные нормативы допустимых концентрации загрязняющих веществ. Данные действия нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, поскольку Южноуральское водохранилище на реке Увелька используется для водоснабжения города Южноуральска и Увельского района Челябинской области.


4

В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от иска в части требований о признании незаконными действия АО «Интер РАО -Электрогенерация», выразившихся в осуществлении хозяйственной деятельности по эксплуатации цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация», в процессе которой образуются отходы, в отсутствие утверждённых нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и возложения на ответчика обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в установленном порядке в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образующихся в результате осуществления хозяйственной деятельности по эксплуатации цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация».

Определением от 16 ноября 2016 года производство по делу в указанной части прекращено.

В суде первой инстанции прокурор Перов Б.В. поддержал исковые требования по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика АО «ИНТЕР РАО-Электрогенерация» ФИО2 в суде первой инстанции иск не признал.

Суд первой инстанции принял решение о частичном удовлетворении исковых требований, признал незаконными действия акционерного общества «Интер РАО - Электрогенерация», выразившиеся в осуществлении сброса сточных (циркуляционных) вод после их использования в Южноуральское водохранилище на реке Увелька, находящееся в федеральной собственности, в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных (циркуляционных) вод, разработанного проекта нормативов предельно допустимых сбросов, утверждённых нормативов предельно допустимых сбросов, разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в составе сточных вод, образованных в результате охлаждения оборудования котло-турбинных цехов №№ 1, 2 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация», и в осуществлении сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод, образованных в результате охлаждения оборудования котло-турбинного цеха № 1 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация», с превышением нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах


5

водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Росрыболовства от 18 января 2010 года № 20;

обязал акционерное общество «Интер РАО - Электрогенерация» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства, а именно:

-обратиться в установленном порядке в Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области с заявлением о выдаче решения о предоставлении водного объекта (Южноуральского водохранилища на реке Увелька) в пользование в целях сброса сточных вод, образованных в результате охлаждения оборудования котло-турбинных цехов №№ 1, 2 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация»;

-разработать проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Южноуральское водохранилище на реке Увелька в составе сточных вод, образованных в результате охлаждения оборудования когло-турбинных цехов №№ 1, 2 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО -Электрогенерация», представить его в установленном порядке на утверждение в Нижнеобское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов;

- обратиться в установленном порядке в Управление Росприроднадзора по Челябинской области с заявлением о выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду (в Южноуральское водохранилище на реке Увелька) в составе сточных вод, образованных в результате охлаждения оборудования котло-турбинных цехов №№ I, 2 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация»;

обязал акционерное общество «Интер РАО - Электрогенерация» прекратить сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, образованных в результате охлаждения оборудования котло-турбинного цеха № 1 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация», с превышением нормативов качества воды водных объектов

рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Росбыловоства от 18 января 2010 года № 20.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору отказал.

Взыскал с акционерного общества «Интер РАО - Электрогенерация» в доход бюджета Южноуральского городского округа государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней АО «Интер РАО-Электрогенерация» просит решение суда отменить, принять новое, ссылаясь


6

на то, что выводы суда о том, что АО «Интер РАО-Электрогенерация» производит сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод образованных в результате охлаждения КТЦ №1 промплощадки, цеха ПГУ филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО-Электрогенерация», вывод суда об отсутствии у филиала решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод, и разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов, не соответствуют обстоятельствам дела, филиалом заключены договоры водоотведения от 01 января 2014 года № 3/33/04-ОНПБЛИЭ-0740-13 с ООО «Водоотведение», от 20 июля 2016 года №8-ЮЖН/010-0340-16 с ООО «Водоотведение плюс» в соответствии с которым организация осуществляет прием сточных вод филиала «Южноуральская ГРЭС» в централизованную систему водоотведения и обеспечивает их транспортировку, отчистку и сброс в водный объект, сточные воды проходят несколько ступеней отчистки. АО «Интер РАО-Электрогенерация» представлены доказательства об отсутствии необходимости в получении указанных документов.

Выводы суда о необходимости обратиться в установленном порядке в Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области с заявлением о предоставлении водного объекта (Южноуральского водохранилища на реке Увелька) в пользование на основании договора водопользования для забора водных ресурсов в целях охлаждения оборудования, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку согласно Техническому проекту Водохранилище на реке создается с целью создания пруда-охладителя и обеспечения водой технических нужд ГРЭС, система водоснабжения ГРЭС является оборотной, признаком которой является многократное использование одного и того же объема воды. Циркуляционная вода, используемая при оборотной системе водоснабжения и возвращенная в водный объект, не может рассматриваться в качестве сточных вод (п. 3.8.8. СО 34.21.308-2005 Гидротехника основные понятия, термины и определения).

Общество не согласно с выводом суда о возложении обязанности разработать проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Южноуральское водохранилище на реке Увелька в составе сточных вод, образованных в результате охлаждения оборудования, так как на Южноуральской ГРЭС предусмотрена оборотная система водоснабжения, следовательно, разработка нормативов допустимых сбросов не требуется, поскольку все, что используется в оборотной части водоснабжения, не может являться сбросом в водный объект, указанная позиция подтверждается письмом территориального органа Росводресурсов Нижне-Обского Бассейного водного управления от 21.05.2015 №3-1349/04.

Не согласны с выводом суда о возложении обязанности на АО «Интер РАО - Электрогенерация» прекратить сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, образованных в результате охлаждения оборудования котло-турбинного цеха № 1 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация», с


7

превышением нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе, нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Росрыболовства от 18 января 2010 года № 20, так как Южноуральское водохранилище не является объектом рыбохозяйственного значения, так как не внесено в Государственный рыбохозяйственный реестр и на него не распространяются действия приказа Росрыболовства от 18.01.2010 № 20.

Вывод суда о том, что после использования филиалом «Южноуральская ГРЭС» воды для охлаждения технологического оборудования в ней увеличивается концентрация полифосфатов, нитритов, фторидов и марганца и оказывается негативное влияние на воды в р. Увелька, не соответствует обстоятельствам дела, так как концентрация полифосфатов, нитритов, фторидов и марганца находится в пределах погрешности, что подтверждается соответствующими протоколами.

В процессе производственной деятельности филиалом «Южноуральская ГРЭС» не используются химические вещества, циркуляционная вода в технологическом процессе не подвергается воздействию химических элементов (л.д. 70-72, 85-92, т. 3).

Указывают на то, что результаты проб на береговых насосных станциях и сбросных каналах ГРЭС согласно протоколам лабораторных исследований Роспотребнадзора, ЮГРЭС свидетельствуют, что все показатели находятся в пределах ПДК гигиенического норматива, в некоторых случая показатели воды даже улучшаются. Температура воды находится в пределах установленных СанПиН 2.1.5.980-00. Ссылаются на то, что влияние на водохранилище оказывают реки и ручьи, впадающие в водохранилище, а также деятельность других водопользователей ООО «Водоснабжение плюс», ООО «Газпромтрансгаз Екатеринбург», ООО «Агрофирма Ариант».

В апелляционном представлении Магнитогорский природоохранный прокурор просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что Южноуральское водохранилище находится в федеральной собственности и на него распространяется действие ФЗ «Об охране окружающей среды» и Водный кодекс РФ. В соответствии с ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» Южноуральское водохранилище на реке Увелька не является наливным водохранилищем, а также прудом, поскольку образовано водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения и регулирования стока. Доказательства, подтверждающие предоставление Южноуральского водохранилища на реке Увелька в обособленное пользование АО «Интер-РАО -Электрогенерация» в соответствии с частью 2 статьи 38 Водного кодекса РФ отсутствуют. Договорами водопользования от 15.12.2011 и 10.04.2015 предусмотрен совместный вид водопользования (пункты 3).


8

Указанное водохранилище к системам оборотного водоснабжения не относится, поскольку является объектом государственного водного фонда РФ и не является наливным водохранилищем, прудом-охладителем, другим водным объектом, специально предоставленным для указанных целей в обособленное пользование.

Вывод суда о том, что при оборотной системе водоснабжения, применяемой ответчиком, забором воды, то есть ее изъятием в качестве водного ресурса, является забор воды для подпитки оборотной системы (восполнения потерь), остальной объем изъятием воды не является, в связи с чем договор водопользования заключается только на объем воды, необходимый для восполнения потерь, не соответствует изложенным в решении обстоятельствам дела, а также основан на неправильном применении норм материального права (неприменение закона, подлежащего применению), а именно: ст. 8, ч. 1 ст. 9, п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 11, частей 2,3 ст. 38 Водного кодекса РФ, пункта 2.6.3 ИВН 33-5.4.01-86.

Кроме того, вывод суда об использовании филиалом АО «Интер-РАО -Электрогенерация» оборотной системы водоснабжения при охлаждении технологического оборудования противоречит его же выводам о том, что Южноуральское водохранилище на реке Увелька не является прудом -замкнутым водоемом, а является водным объектом, в который поступает вода из реки Увелька, Кабанка, Южноуральское водохранилище не является прудом-охладителем Южноуральской ГРЭС, не входит в состав предприятия, не принадлежит ему на праве собственности в качестве системы охлаждения, а лишь используется в качестве такового наряду с использованием в качестве источника водоснабжения, данный водный объект находится в федеральной собственности, на него распространяются положения действующего законодательства, «Южноуральская ГРЭС» АО «ИНТЕР РАО Электрогенерация» используется вода, забор которой осуществляется из Южноуральского водохранилища на реке Увелька, «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация» в указанное водохранилище осуществляет сброс сточных (циркуляционных) вод, образованных в результате охлаждения оборудования котло-турбинных цехов №№ 1, 2 основной промплощадки, цеха парогазовой установки (л.д. 95-100, т. 3).

В возражениях на апелляционную жалобу АО «Интер РАО-Электрогенерация» Магнитогорский природоохранный прокурор просит решение суда в части удовлетворения исковых требований оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения ссылаясь на то, что решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных (циркуляционных) вод в Южноуральское водохранилище на реке Увелька, образованных в результате охлаждения оборудования, и разрешение на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в составе указанных вод у АО «Интер РАО-Электрогенерация» отсутствуют. Предметом договоров водоотведения от 01.01.2014 с ООО «Водоотведение» и от 20.07.2016 с ООО «Водоотведение» является приём, транспортировка,


9

очистка, сброс хозяйственно-бытовых, нефтесодержащих, дождевых сточных вод, а не сточных (циркуляционных) вод, образованных в результате охлаждения оборудования котло-турбинных цехов №№ 1, 2 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация».

Представленными доказательствами в полной мере подтверждено, что Южноуральское водохранилище на реке Увелька является водным объектом рыбохозяйственного значения, источником питьевого водоснабжения Южноуральского городского округа и Увельского района, у АО «Интер-РАО -Электрогенерация» отсутствуют имущественные права в отношении Южноуральского водохранилища на реке Увелька.

Южноуральское водохранилище на реке Увелька не является замкнутым водным объектом, так как оно расположено на водотоке рек Кабанка и Увелька, имеет с ними гидравлическую связь, вследствие чего постоянно пополняется природными водами из указанных рек. Указанный водный объект не является частью оборотной системы АО «Интер-РАО -Электрогенерация» и не может им использоваться в отсутствии предусмотренной действующим законодательством проектной и разрешительной документации.

На основании статьи 19, пункта 1 статьи 22, пунктов 1, 4 статьи 23 ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 46, части 1 статьи 62 Водного кодекса РФ, пунктов 10, 12 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, 4 Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 03.08.1992 № 545 (с изм. от 16.06.2000), АО «Интер РАО -Электрогенерация» обязано разработать проект нормативов предельно допустимых сбросов, представить его в установленном порядке на утверждение.

Южноуралькое водохранилище на реке Увелька фактически используется для добычи (вылова) водных биоресурсов, в связи с чем является водным объектом рыбохозяйственного значения и к качеству воды в нём применяются требования Приказа Росрыболовства от 18.01.2010 № 20 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».

При оценке результатов лабораторных исследований (испытаний) забранной и использованной воды к рассмотрению необходимо принимать показатели без учёта погрешностей. Факты сброса филиалом «Южноуральская ГРЭС» сточных вод в Южноуральское водохранилище на реке Увелька с содержанием загрязняющих веществ, превышающим нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, подтверждаются представленными протоколами лабораторных исследований сточных вод.


10

Доводы представителя ответчика о том, что в процессе деятельности филиала «Южноуральская ГРЭС» не используются химические вещества, циркуляционная вода в технологическом процессе не подвергается воздействию химических элементов, необоснованны, поскольку забираемая из водного объекта вода используется в целях охлаждения технологического оборудования, а также после такого использования в указанной воде увеличиваются показатели и концентрации загрязняющих веществ (л.д. 127-138, т. 3).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав прокурора, представителей ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы, представления, возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы и представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Южноуральское водохранилище на реке Увелька является водным объектом, зарегистрированным в Государственном водном реестре, находится в федеральной собственности (т. 1 л.д. 183).

Общеизвестным фактом является то, что Южноуральское водохранилище на реке Увелька не является замкнутым водным объектом, расположено на водотоке рек Кабанка и Увелька, имеет с ними гидравлическую связь, вследствие чего постоянно пополняется водами из указанных рек. Вода; из него впадает в реку Увелька и далее по течению в другие водные объекты.

Основным видом деятельности филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «ИНТЕР РАО - Электрогенерация» является производство электрической энергии и тепла. Указанный филиал осуществляет производственную деятельность на двух участках: основная промплощадка на левом берегу Южноуральского водохранилища на реке Увелька и цех парогазовой установки (ПГУ) на правом берегу указанного водного объекта.

Для охлаждения котлотурбинных цехов № 1 и 2 основной промплошадки и на парогазовые установки № 1,2 цеха ПГУ филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «ИНТЕР РАО - Электрогенерация» используется вода, забор которой осуществляется из Южноуральского водохранилища на реке Увелька. После использования в котло-турбинных цехах № № 1,2 основной промплощадки вода сбрасывается в Южноуральское водохранилище на реке Увелька в место, ограниченное


11

струенаправляющей дамбой длиной 860 м. После охлаждения оборудования в цехе ПГУ использованная вода через два выпуска сбрасывается в искусственный водоотводящий канал, а затем в Южноуральское водохранилище на реке Увелька в место, ограниченное струенаправляющей дамбой длиной 3 км.

15 декабря 2011 года между Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области и ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» заключены договоры водопользования (Южноуральское водохранилище на р. Увелька) № 74-14.01.05.001 -Х-ДЗИО-С-2011-00457/00 и № 74-14.01.05.001 -Х-ДХИО-С-2011-00456/00 (т. 1 л.д.37-42, 43-48, г. 2 л.д. 61-104).

10 апреля 2015 года Министерством имущества и природных ресурсов Челябинской области и ОАО «Интер РАО - Электрогенерация» заключен договор водопользования (Южноуральское водохранилище на р. Увелька) № 74-14.01. 05.001-Х-ДЗИО-С-2015-00870/00(т. 1 л.д.50-55, т. 2 л.д. 105-146).

Согласно пц.«а» п.6 указанного договора Южноуральское водохранилище на реке Увелька является источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, имеет рыбохозяйственное значение.

Указанными договорами предусмотрен способ использования водного объекта - водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водного объекта без возврата воды в водный объект. Данные договоры предоставляют ответчику право осуществлять забор воды из Южноуральского водохранилища на реке Увелька в целях производственного водоснабжения Южноуральской ГРЭС, теплоснабжении и горячего водоснабжения предприятий, организаций г. Южноуральска, для горячего водоснабжения населения г. Южноуральска.

Согласно справке начальника производственно-технического отдела филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация» М.А.Б. в 2015 году указанным филиалом забрано (изъято) из Южноуральского водохранилища на реке Увелька 534 035, 026 тыс. куб.м. воды по основной промплощадке Южноуральской ГРЭС и 408 493, 16 тыс. куб.м. по цеху ПГУ Южноуральской ГРЭС в целях охлаждения технологического оборудования.

За период с января 2016 года по июль 2016 года включительно ответчиком забрано из Южноуральского водохранилища на реке Увелька 276 001, 38 тыс. куб.м воды по основной промплощадке Южноуральской ГРЭС и 217 157, 09 тыс. куб.м по цеху ПГУ Южноуральской ГРЭС в целях охлаждения технологического оборудования


12

Согласно справке указанного лица в 2015 году и за период с января 2016 года по июль 2016 года включительно указанным филиалом сброшено воды после охлаждения конденсаторов турбин в Южноуральскос водохранилище на реке Увелька в объеме забранной воды. (т. 1 л.д. 58. 59, 60).

Сброс воды после охлаждения осуществляется ответчиком в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод, разработанного проекта нормативов предельно допустимых сбросов, утвержденных нормативов предельно допустимых сбросов, разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в составе сточных вод, образованных в результате охлаждения оборудования котло-турбинных цехов № 1,2 основной промплощадки, цеха парогазовой установки Южноуральской ГРЭС.

Также судом установлено, что ответчиком при осуществления сброса сточных вод Южноуральской ГРЭС допускаются нарушения установленных нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в Южноуральское водохранилище на реке Увелька, за период с июля 2015 года по июль 2016 года имеют место факты увеличения концентраций загрязняющих веществ (меди, нефтепродуктов, железа, нитрат-иона, сульфат-иона, хлорид-иона, фосфат-иона, аммоний-иона, цинка, железа, БПК, взвешенных веществ) в забранной из Южноурадьского водохранилища на реке Увелька воде после её использования в КТЦ № 1, цехе ПГУ, что подтверждается протоколом № 15/2016 от 30 июня 2016 года, протоколом № 9 от 30 июня 2016 года, протоколами лабораторных исследований №№ 1476 и 1480 от 17 июня 2015 года, №№ 10236 и 10244 от 16 июня 2015 года, №№ 1484 и 1486 от 17 июня 2015 года, №№ 10255 и 10257 от 16 июня 2015 года, №№ 2304 и 2306 от 23 августа 2016 года, №№ 2308 и 2309 от 23 августа 2016 года, выполненных филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области в городе Южноуральске и городе Пласт, Увельском районе», копией акта проверки Магнитогорской природоохранной прокуратуры от 05 сентября 2016 года (т.1л.д. 205-207), копией объяснений начальника производственно- технического отдела М.А.Б., главного инженера С.В.П. (т. 1 л. д. 101-104); копией представления об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды (т. 1 л.д. 82-85, л.д. 142-1S1).

Установив, что ответчик в нарушение требований Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 2 части 2, части 4 статьи 11, части 2 статьи 21, статьи 35, части 1 статьи 44 Водного кодекса РФ использует водный объект - Южноуральское водохранилище на реке Увелька для сброса сточных вод, использованных для охлаждения оборудования, в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, и осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе указанных сточных вод в отсутствие утвержденных нормативов и разрешения на сброс


13

загрязняющих веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов допустимых сбросов, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в части признании данных действий ответчика незаконными и обязании устранить допущенные нарушения законодательства, а именно:

-обратиться В установленном порядке в Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области с заявлением о выдаче решения о предоставлении водного объекта (Южноуральского водохранилища на реке Увелька) в пользование в целях сброса сточных вод, образованных в результате охлаждения оборудования котло-турбиниых цехов №№ 1, 2 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация»;

-разработать проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Южноуральское водохранилище на реке Увелька в составе сточных вод, образованных в результате охлаждения оборудования котло-турбинных цехов №№ 1, 2 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО Электрогенерация»,: представить его в установленном порядке на перждение в Нижнеобское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов;

- обратиться В; установленном порядке в Управление Росприроднадзора по Челябинской области с заявлением о выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду (в Южпоуральское водохранилище на реке Увелька) в составе сточных вод, образованных в результате охлаждения оборудования котло-турбинных цехов №№ 1, 2 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация»;

-прекратить сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, образованных в результате охлаждения оборудования котло-турбинного цеха №1 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация» с превышением нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе, нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Росрыболовства от 18 января 2010 года № 20.

Учитывая, что в силу пункта 1 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов, а при оборотной системе водоснабжения, применяемой ответчиком, забором воды, то есть ее изъятием: в качестве водного ресурса, является забор воды для подпитки оборотной системы (восполнения потерь), остальной объем изъятием воды не является, суд первой инстанции пришел к выводу, что


14

договор водопользования заключается только на объем воды, необходимый для восполнения потерь, в связи с чем исковые требования прокурора о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в осуществлении забора воды из Южноуральского водохранилища на реке Увелька, находящегося в федеральной собственности, в целях охлаждения оборудования котлр-турбинных цехов №№ 1, 2 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация» без договора водопользования и обязании его в течение шести месяцев со дня вступления решения суда обратиться в установленном порядке в Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области с заявлением о предоставлении водного объекта Южноуральского водохранилища на реке Увелька в пользование на основании договора водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов в целях охлаждения Оборудования котло-турбинных цехов №№1, 2 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО-Электрогенерация» не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с указанными выводами, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана правильная и надлежащая оценка в соответствии с положениями ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, правильном применении норм материального и процессуального права и мотивированы судом.

Пунктом 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 21 октября 2013 года № 282-ФЗ, установлено, что сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Учитывая, что Южноуральская ГРЭС осуществляется сбор воды после ее использования, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что данные воды являются сточными.

Одним из основных принципов водного законодательства является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна


15

осуществляться на основе принципов охраны окружающей среды, в том числе, принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды й на возмещение вреда окружающей среде.

Порядок использования водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований регулируется главой 3 Водного кодекса Российской Федерации. При этом, Водным кодексом Российской Федерации использование водного объекта, находящегося в федеральной собственности, для сброса сточных вод без соответствующего решения, действующим законодательством не предусмотрено.

Так, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, для сброса сточных, в том числе дренажных вод, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.


16

Часть 4 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование, производится на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование и осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В силу части 2 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации, предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса.

Статья 35 Водного кодекса Российской Федерации предусматривает, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно частям 1, 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды»^ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых


17

выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Отсутствие решения о предоставлении Южноуральского водохранилища на реке Увелька в пользование для сброса сточных вод, образованных после охлаждения оборудования, утвержденных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, в составе сточных вод, образованных после охлаждения оборудования, разрешения на сброс загрязняющих веществ представителями ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.

Сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, использованных для охлаждения оборудования, в водные объекты в отсутствие проекта нормативов допустимых сбросов, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) в составе сточных вод влечёт нерациональное использование природных ресурсов, оказывает негативное воздействие на водный объект, создаёт угрозу истощения вод, чем нарушаются права неопределенного круга лип на благоприятную окружающую среду, интересы общества и Российской Федерации в области охраны окружающей среды, кроме того, такое использование нарушает интересы Российской Федерации как собственника водных объектов. Отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в процессе осуществления хозяйственной деятельности может привести к угрозе загрязнения водного объекта.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что ответчиком нарушены требования, возложенные на него законом, иск прокурора в названной части подлежит удовлетворению.

Несогласие ответчика с выводом суда о том, что АО «Интер РАО-Электрогенерация» производит сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод образованных в результате охлаждения КТЦ № 1 промплощадки, цеха ПГУ филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО-Электрогенерация», вывод суда об отсутствии у филиала решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод, и разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов, не соответствуют обстоятельствам дела, филиалом заключены договоры водоотведения от 01 января 2014 года № 3/33/04-ОНПБЛИЭ-0740-13 с ООО «Водоотведение», от 20 июля 2016 года №8-ЮЖН/010-0340-16 с ООО «Водоотведение плюс» в соответствии с которым организация осуществляет прием сточных вод филиала «Южноуральская ГРЭС» в централизованную систему водоотведения и обеспечивает их транспортировку, отчистку и сброс в водный объект, Сточные воды проходят несколько ступеней отчистки, не влечет отмены решения суда, так как указанные договоры не регулируют


18

правоотношения по сбросу сточных вод после их использования в котло-турбинных цехах № № 1,2 основной промплощадки в место, ограниченное струенаправляющей дамбой длиной 860 м, по двум выпускам в искусственный водоотводящий канал, а затем в Южноуральское водохранилище на реке Увелька в место, ограниченное струенаправляющей дамбой длиной 3; км. Данные договора регулируют отношения по водоотведению сточных вод по канализационным сетям, по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства.

Доводы жалобы о том, что выводы суда о необходимости обратиться в установленном порядке в Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области с заявлением о предоставлении водного объекта (Южноуральского водохранилища на реке Увелька) в пользование на основании договора водопользования для забора водных ресурсов в целях охлаждения оборудования, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку согласно Техническому проекту Водохранилище на реке создается с целью создания пруда-охладителя и обеспечения водой технических нужд ГРЭС, система водоснабжения ГРЭС является оборотной, признаком которой является многократное использование одного и того же объема воды, циркуляционная вода, используемая при оборотной системе водоснабжения и возвращенная в водный объект, не может рассматриваться в качестве сточных вод (п. 3.8.8. СО 34.21.308-2005 Гидротехника основные понятия, термины и определения), являются несостоятельными, так как согласно техническому проекту Южноуральской ГРЭС, разработанному Ленинградским отделением института Теплоэлектропроект в 1949 году, на основании которого была построена ГРЭС, следует, что водохранилище на реке создается с целью создания пруда-охладителя и обеспечения водой технических нужд ГРЭС (т. 1 л.д.245-246).

Из Правил использования водных ресурсов Южноуральского водохранилища на реке Увелька следует, что Южноуральская ГРЭС находится на левом берегу Южноуральского водохранилища, плотина, образовавшая водохранилище, расположена в 70 км от устья реки Увелька, Южноуральский гидроузел и водохранилище введены и приняты в эксплуатацию в 1952 году. Основное назначение гидроузла - обеспечение технического водоснабжения Южноуральской ГРЭС и охлаждения сбрасываемой воды в пруде-охладителе. Также он служит источником водозабора для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Южноуральска (т. 2 л.д. 1-38).

Исследовав приведенные доказательства, суд первой инстанции правильно пришел к правильному выводу о том, что Южноуральское водохранилище на реке Увелька не является прудом -замкнутым водоемом, а является водным объектом, в который поступает вода из реки Увелька, р.Кабанка наполняет его, и далее по течению поступает в другие водные


19

объекты. Водохранилище на реке Увелька создано не только для обеспечения техническою водоснабжения Южноуральской ГРЭС, но также и для водоснабжения г. Южноуральска.

Таким образом, Южноуральское водохранилище не является прудом -охладителем Южноуральской ГРЭС, не входит в состав предприятия, не принадлежит ему на праве собственности в качестве системы охлаждения, а лишь используется в качестве такового наряду с использованием в качестве источника водоснабжения города Южноуральска и Увельского района. Данный водный объект находится в федеральной собственности, на него распространяются положения действующего законодательства. С момента введения в действие Федерального закона «Об охране окружающей среды», Водного кодекса РФ ответчик обязан использовать данное водохранилище в порядке, установленном названными нормативными правовыми актами.

Ссылка в жалобе Общества на то, что на Южноуральской ГРЭС предусмотрена оборотная система водоснабжения, следовательно, разработка нормативов допустимых сбросов не требуется, поскольку все, что используется в оборотной части водоснабжения, не может являться сбросом в водный объект, указанная позиция подтверждается письмом территориального органа Росводресурсов Нижне-Обского Бассейного водного управлениям 21.05.2015 №3-1349/04, подлежит отклонению.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 39 В К РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Термины и определения в области водоснабжения установлены ГОСТ 25151-82 (СТ СЭВ; 2084-80) "Водоснабжение. Термины и определения", утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 25.02.1982 N 830.

Согласно ГОСТ 25151-82 под оборотной водой понимается вода многократного использования в технологическом и вспомогательном процессах, а также для охлаждения продукции и оборудования, и после очистки и охлаждения снова подаваемая для тех же целей, а под прямоточной водой - вода, однократно используемая в технологическом процессе и для охлаждения продукции и оборудования.

Определение систем оборотного и прямоточного водоснабжения приведено также в ОСТ 34-70-656-84 "Отраслевой стандарт. Охрана природы. Гидросфера. Водопотребление и водоотведение в теплоэнергетике.


20

Основные термины и определения", утвержденного приказом Минэнерго СССР от 12.07.1984 N258.

Согласно пункту 21 ОСТ 34-70-656-84 система прямоточного водоснабжения - это система промышленного водоснабжения с однократным использованием воды и сбросом ее в водный объект совместного пользования либо передачей другому водопотребителю, а в соответствии с пунктом 22 этого ОСТ система оборотного водоснабжения - это система промышленного водоснабжения с многократным использованием воды на одни и те же цели с промежуточным охлаждением и (или) очисткой.

Согласно справке начальника производственно-технического отдела филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация» М.А.Б. в 2015 году указанным филиалом забрано (изъято) из Южноуральского водохранилища на реке Увелька 534 035, 026 тыс. куб.м. воды по основной промплощадке Южноуральской ГРЭС и 408 493, 16 тыс. куб.м. по цеху ПГУ Южноуральской ГРЭС в целях охлаждения технологического оборудования.

За период с i января 2016 года по июль 2016 года включительно ответчиком забрано из Южноуральского водохранилища на реке Увелька 276 001, 38 тыс. куб.м воды по основной промплощадке Южноуральской ГРЭС и 217 157, 09 тыс. куб.м по цеху ПГУ Южноуральской ГРЭС в целях охлаждения технологического оборудования

Согласно справке указанного лица в 2015 году и за период с января 2016 года по июль 2016 года включительно указанным филиалом сброшено воды после охлаждения конденсаторов турбин в Южноуральскос водохранилище на реке Увелька в объеме забранной воды. (т. 1 л.д. 58. 59, 60).

Установив, что в системе водоснабжения Южноуральской ГРЭС водоем-охладитель отсутствует, для охлаждения оборудования заявитель использует воду, которую забирает из водохранилища реки Увелька, а затем после охлаждения оборудования сбрасывает сточные воды в водохранилище, судебная коллегия приходит к выводу о том, что эта система водоснабжения является прямоточной, кроме того при применении оборотной системы водоснабжения забор воды из водного объекта применяется лишь для подпитки оборотной системы, тогда как остальной объем используется в технологическом процессе многократно.

Доводы жалобы о том, что Южноуральское водохранилище не является объектом рыбохозяйственного значения, так как не внесено в Государственный рыбохозяйственный реестр и на него не распространяются действия приказа Росрыболовства от 18.01.2010 № 20, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и


21

сохранении водных биологических ресурсов» к водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут использоваться для добычи (вылова) водных биоресурсов. При этом категории водных объектов рыбохозяйственного значения и особенности добычи (вылова) водных биоресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О Федеральном агентстве по рыболовству» от 11 июня 2008 г. N 444, определение категории водных объектов: рыбохозяйственного значения и особенности их использования отнесено к компетенции Федерального агентства по рыболовству (п.п. 5.5.15), которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации (п. 4), которым в данном случае является Нижнеобское территориальное управление.

Согласно пункту 497 Акта № 28 по определению категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностях добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них, от 25 июля 2014 года река Увелька отнесена к водным объектам первой категории (т. 1 л.д. 180). На то обстоятельство, что Южноуральское водохранилище имеет рыбохозяйственное значение, также указано в заключенных ответчиком договорах водопользования.

В данном случае факт использования Южноуральского водохранилища на реке Увелька в целях добычи полных биоресурсов ( на 01 октября 2016 года объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов составил 27,840 тн) подтвержден полномочным органом - Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству письмом от 31 октября 2016 года (г. 3 л.д. 40), а отсутствие в Государственном рыбохозяйственном реестре сведений об отнесении водохранилища к объектам рыбохозяйственного значения не свидетельствует об отсутствии у водною объекта соответствующего правового статуса.

Указание в жалобе на то, что концентрация полифосфатов, нитритов, фторидов и марганца находится в пределах погрешности, что подтверждается соответствующими протоколами, в процессе производственной деятельности филиалом «Южноуральская ГРЭС» не используются химические вещества, циркуляционная вода в технологическом процессе не подвергается воздействию химических элементов; результаты проб на береговых насосных станциях и сбросных каналах ГРЭС согласно протоколам лабораторных исследований Роспотребнадзора, ЮГРЭС свидетельствуют, что все показатели находятся в пределах ПДК гигиенического норматива, в некоторых случая показатели воды даже улучшаются; температура воды находится в пределах


22

установленных СанПиН 2.1.5.980-00, не является основанием для отмены решения суда.

Статьей 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Согласно приведенной правовой норме, условием для установления нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов является наличие источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности. Из буквального толкования данной нормы не следует, что получение данных нормативов поставлено в зависимость от загрязнения окружающей среды, критерием получения указанных нормативов является факт оказания воздействия на окружающую среду.

Факт воздействия на окружающую среду в результате использования системы охлаждения Южноуральской ГРЭС установлен в судебном заседании.

Из протоколов лабораторных исследований, представленных как истцом, так и ответчиком, следует, что температурный показатель воды в результате использования воды для охлаждения оборудования изменяется, также изменяется показатель содержания меди, нефтепродуктов, железа, нитрат-иона, сульфат-иона, хлорид-иона, фосфат-иона, аммоний-иона, цинка, железа, БПК, взвешенных веществ.

Установленный факт воздействия на окружающую среду в результате использования системы охлаждения Южноуральской ГРЭС является основанием для возложения на ответчика обязанности по разработке и утверждения проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Южноуральское водохранилище в составе сточных вод, образованных в результате охлаждения оборудования, и получения разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов.

Ссылки в жалобе на то, что влияние на водохранилище оказывают реки и ручьи, впадающие в водохранилище, а также деятельность других водопользователей ООО «Водоснабжение плюс», ООО «Газпромтрансгаз Екатеринбург», ООО «Агрофирма Ариант», подлежат отклонению, так как допустимых тому доказательств не представлено.

Не являются Состоятельными доводы апелляционного представления о том, что ответчик обязан заключать договор на водопользование не только на


23

объем воды, необходимый для восполнения потерь, но и на весь объем, используемый для охлаждения оборудования.

В силу пункта 1 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов.

В силу ст. 11 ВК РФ забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов производится на основании договоров водопользования, а сброс сточных вод и (или) дренажных вод - на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

По способу использования водных объектов водопользование подразделяется, в частности, на водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты (пункт 1 части 3 статьи 38 ВК РФ).

Установлено, что ответчик фактически осуществляет эту деятельность без этих оснований, предусмотренных нормой права.

Возложив обязанность на общество обратиться в установленном порядке в Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области с заявлением о выдаче решения о предоставлении водного объекта (Южноуральского водохранилища на реке Увелька) в пользование в целях сброса сточных вод, образованных в результате охлаждения оборудования котло-турбинных цехов №№ 1, 2 основной промплощадки, цеха парогазовой установки филиала «Южноуральская ГРЭС» АО «Интер РАО Электрогенерация», а также разработать проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Южноуральское водохранилище на реке Увелька в составе сточных вод, обратиться в установленном порядке в Управление Росприроднадзора по Челябинской области с заявлением о выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, тем самым общество будет производить плату за негативное воздействие на водный объект - Южноуральское водохранилище.

В этой ситуации понуждение ответчика к заключению договора водопользования и К получению решения о предоставлении водного объекта в пользование не направлено на фактическое восстановление прав неопределенного круга лиц и РФ.

Избранный прокурором способ судебный защиты не обладает признаком универсальности и не может быть оценен как адекватный нарушенному праву и его следует оценить как ненадлежащий. Такой способ защиты не учитывает природу нарушенного права, характером нарушения, а также возникшие в результате действий ответчика последствия.


24

Иных доводов, которые могли бы опровергнуть выводы суда и являться основанием к отмене судебного решения, жалоба и представление не содержат.

На оснований изложенного судебная коллегия полагает, что суд разрешая спор, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонам доказательствам по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, постановил решение, отвечающее нормам материального права, применяемого к спорным правоотношениям, при соблюдении требований процессуального законодательства.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Южнруральского городского суда Челябинской области от 06 декабря 2016 года; оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества «Интер РАО - Электрогенерация», апелляционное представление Магнитогорского природоохранного прокурора - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи