ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-4903/14 от 16.05.2014 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      Дело №11-4903/2014

                  Судья: Норик Е.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        Судебная коллегия по       административным делам Челябинского областного суда в составе:

        председательствующего Турковой       Г.Л., судей Смолина С.А., Свинцовой Г.В., при секретаре Бурцеве       П.А.,

        рассмотрела в открытом судебном       заседании в городе Челябинске 16 мая 2014 года гражданское дело по       заявлению ФИО1,       ФИО2 об       оспаривании распоряжения Администрации Калининского района г.Челябинска с       апелляционной жалобой Администрации Калининского района г.Челябинска на       решение Калининского районного суда г.Челябинска от 05 февраля 2014       года.

        В суд апелляционной инстанции       явились ФИО1, ФИО2, представитель Администрации       Калининского района г.Челябинска ФИО3, действующая на основании       доверенности от 09.01.2014 года.

        Представители третьих лиц:       Управления по делам молодежи администрации г.Челябинска, Министерства       инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, в суд       апелляционной инстанции не явились, извещения о времени и месте       рассмотрения дела получили. Дело рассмотрено в их отсутствие в       соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса       РФ.

        Заслушав доклад судьи Турковой       Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная       коллегия

установила:

        ФИО1, ФИО2,       действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Ф.З.М., Ф.И.М. обратились в суд с заявлением об       оспаривании распоряжения Администрации Калининского района г.Челябинска №       305 от 27.03.2013 года «О признании утратившими силу распоряжений Главы       администрации района от 16.04.2009 года № 385 «О признании нуждающимися в       улучшении жилищных условий ФИО2, ФИО1» и от 02.12.2009       года № 1320 «О внесении изменения в распоряжение Главы администрации       Калининского района города Челябинска от 16.04.2009 года № 385» и просили       признать его

                      недействительным, а также       признать семью заявителей, состоящую из четырех человек, нуждающимися в       жилом помещении с целью участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям       государственной поддержки для улучшения жилищных условий» городской       целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и       комфортное жилье -гражданам России» в городе Челябинске на 2011-2015 годы,       утвержденной Распоряжением администрации г. Челябинска от 24.12.2010 года       № 9474 и восстановить их в списке молодых семей, состоящих на учете в       качестве участников указанной подпрограммы. В обоснование заявленных       требований заявители указали на то, что их семья отвечает всем       требованиям, предъявляемым к участникам названной выше подпрограммы и       обеспечена жилой площадью менее установленной учетной нормы. Распоряжением       Главы администрации Калининского района г.Челябинска от 16.04.2009 года №       385 их семья в составе двух человек была признана нуждающейся в улучшении       жилищных условий для участия в программе «Жилье для молодой семьи»       городской целевой программы по реализации национального проекта «Доступное       и комфортное жилье - гражданам России» в г.Челябинске на 2006 - 2010       годы», принятой решением Челябинской городской Думы от 27.06.2006 года       №13/6. После рождения ****       года дочери Ф.З.М. в       указанное распоряжение были внесены соответствующие изменения относительно       состава семьи. Распоряжением администрации г.Челябинска от 24.12.2010 года       № 9474 была утверждена подпрограмма «Оказание молодым семьям       государственной поддержки для улучшения жилищных условий» городской       целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и       комфортное жилье -гражданам России» в городе Челябинске на 2011-2013 годы,       согласно которой молодые семьи, состоящие на учете в Управлении по делам       молодежи по ранее действовавшей подпрограмме, наделены правом принять       участие по вновь принятой программе в той же хронологической       последовательности, в которой находились на учете. 27.02.2013 года в связи       с рождением второго ребенка - дочери Ф.И.М., **** года рождения, они обратились в       администрацию Калининского района г.Челябинска для подтверждения       нуждаемости в жилом помещении для дальнейшего участия в подпрограмме. При       этом распоряжением Главы администрации Калининского района г. Челябинска       от 27.03.2013 года № 305 вышеуказанные распоряжения о признании их       нуждающимися в улучшении жилищных условий были признаны утратившими силу,       семья исключена из списка молодых семей - Участников подпрограммы       «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных       условий». Причиной принятия оспариваемого решения и исключения семьи из       списка участников подпрограммы указана обеспеченность семьи общей       суммарной жилой площадью на каждого члена семьи сверхустановленной нормы       (по **** кв.м), что не       соответствует действительности. Администрация Калининского района г.       Челябинска, определяя уровень обеспеченности их семьи жилой площадью,       необоснованно включила в состав суммарной

                      2

                      площади жилые помещения, права       пользования на которые они не имеют. В судебном заседании ФИО1,       ФИО2 и их представитель -адвокат Кузьмина С.А. поддержали       заявленные требования в полном объеме.

        Представитель Администрации       Калининского района г.Челябинска -ФИО3, в судебном заседании с       заявленными требованиями не согласилась и просила в их удовлетворении       отказать.

        Представители третьих лиц       Управления по делам молодежи администрации г.Челябинска, Министерства       инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в судебное       заседание не явились, о слушании дела были извещены надлежащим       образом.

        Суд первой инстанции постановил       решение, которым удовлетворил заявленные требования в части: признал       незаконным распоряжение Главы администрации Калининского района       г.Челябинска № 305 от 27.03.2013 года «О признании утратившими силу       распоряжений Главы администрации района от 16.04.2009 года № 385 «О       признании нуждающимися в улучшении жилищных условий ФИО2,       ФИО1» и от 02.12.2009 года № 1320 «О внесении изменения в       распоряжение Главы администрации Калининского района города Челябинска от       16.04.2009 года № 385»; признав ФИО1, ФИО2,       несовершеннолетних Ф.З.М.,       Ф.И.М., нуждающимися в       улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым       семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» городской       целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и       комфортное жилье - гражданам России» в г.Челябинске на 2011-2015 годы. В       удовлетворении остальной части заявленных требований суд первой инстанции       отказал.

        В апелляционной жалобе       администрация Калининского района г. Челябинска просит решение суда       отменить в связи с нарушением норм материального права, принять по делу       новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает,       что расчет уровня обеспеченности заявителей общей площадью жилых помещений       должен складываться из суммарной площади жилых помещений, на которые       заявители имеют право пользования. Указывают на то, что заявители       обратились с заявлением в суд с нарушением положений ст. 256 ГПК РФ, что       является основанием для отмены решения суда, а также отказа в       удовлетворении заявленных требований.

        Выслушав стороны, проверив       материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не       находит оснований для отмены решения суда.

                      Решением Челябинской городской       Думы от 27 июня 2006 года № 13/6 была принята городская целевая программа       по реализации рационального проекта "Доступное и комфортное жилье -       гражданам России" в городе Челябинске на 2006 -2010 годы. В рамках       указанной программы разработана подпрограмма «Жилье для молодых       семей».

        Распоряжением администрации       г.Челябинска от 24 декабря 2010 года № 9474 утверждена подпрограмма       «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных       условий» городской целевой программы по реализации национального проекта       «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в г.Челябинске на 2011       -2013 годы.

        Согласно положениям указанной       подпрограммы, молодые семьи, состоящие на учете в Управлении по делам       молодежи в качестве участников подпрограммы «Жилье для молодых семей»       городской целевой программы по реализации национального проекта «Доступное       и комфортное жилье -гражданам России» в г.Челябинске на 2006-2010 годы,       имеют право на признание их участниками подпрограммы «Оказание молодым       семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в той же       хронологической последовательности, в какой находились на учете в том       случае, если соответствуют условиям данной подпрограммы и изъявили желание       в ней участвовать.

        Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного       кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по       договорам социального найма, признаются, в том числе: не являющиеся       нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами       семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо       собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого       помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам       социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по       договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами       семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого       помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

        В соответствии с ч. 2 ст. 51       Жилищного Кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи       нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и       (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня       обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из       суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

        Судом первой инстанции       установлено, что возраст супругов ФИО5 не превышает **** лет, заявители имеют двоих малолетних       детей и зарегистрированы в квартире по адресу:       г.Челябинск,

                      4

                      ул.****, д.****, которая принадлежит на праве собственности А.Н.Г. и Л.Я.Г. по 1/2 доли каждому. Иных жилых       помещений на праве собственности или праве пользования семья Ф-вых не       имеет.

        Как следует из материалов дела,       Распоряжением Главы администрации Калининского района г. Челябинска от       16.04.2009 года № 385 супруги Ф-вы были признаны нуждающимися в       улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Жилье для молодых       семей» городской целевой программы по реализации национального проекта       «Доступное и комфортное жилое - гражданам России» в г.Челябинске на 2006 -       2010 годы.

        В соответствии с условиями       подпрограммы «Жилье для молодых семей» Распоряжением Главы администрации       Калининского района г.Челябинска от 02.12.2009 года № 1320 в связи с       рождением у семьи Фаляховых ребенка, дочери - Ф.З.М. в Распоряжение Главы администрации       Калининского района г.Челябинска от 16 апреля 2009 года № 385 «О признании       нуждающимися в улучшении жилищных условий ФИО2, ФИО1»       были внесены изменения путем признания семьи Ф-вых нуждающимися в       улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме в составе трех       человек.

        17 июля 2012 года у заявителей       родилась дочь ФИО4, и для подтверждения нуждаемости в улучшении       жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям       государственной поддержки для улучшения жилищных условий», 27 февраля 2013       года заявители обратились в администрацию Калининского района       г.Челябинска, по результатам рассмотрения обращения Ф-вых 27.03.2013       года вынесено распоряжение Главы администрации Калининского района       г.Челябинска №305 «О признании утратившим силу распоряжения главы       администрации района от 16.04.2009 года № 385 «О признании нуждающимися в       улучшении жилищных условий ФИО2, ФИО1» и от 02.12.2009       года № 1320 «О внесении изменения в распоряжение Главы администрации       Калининского района города Челябинска от 16.04.2009 года № 385» со ссылкой       на отсутствие у семьи Ф-вых нуждаемости в жилом помещении.

        Из ответа исполняющего       обязанности главы администрации Калининского района г.Челябинска от       01.07.2013 года № 1134 на обращение ФИО1 следует, что       обеспеченность общей площадью жилых помещений на каждого человека его       семьи с учетом зарегистрированных по месту жительства граждан (10 человек)       составляет **** кв.м., что       превышает установленную на территории г.Челябинска учетную норму площади       жилого помещения на одного человека, в связи с чем его семья не является       нуждающейся в улучшении жилищных условий и на     основании

                      5

                      принятого Главой администрации       Калининского района г.Челябинска распоряжения № 305 от 27.03.2013       года.

        При этом, как следует из ответа       исполняющего обязанности главы администрации Калининского района       г.Челябинска от 01.07.2013 года № 1134 при определении нуждаемости семьи       истцов в улучшении жилищных условий администрацией Калининского района       г.Челябинска было учтено жилое помещение общей площадью **** кв.м., расположенное по адресу: г.Челябинск,       ул.****, д.**** кв.****, принадлежащее на праве собственности Л.Р.М. и Л.Я.Г., а также жилой дом общей площадью       **** кв.м., расположенный по адресу:       Челябинская область, Аргаяшский район, д.Курамшина, ул.****, д.****, принадлежащий Ф.А.М., а также жилое помещение общей площадью       **** кв.м., расположенное по адресу:       г.Челябинск, ул.****, д.**** принадлежащее на праве общей долевой       собственности А.Н.Г. и       Л.Я.Г., по 1/2   доли       в праве собственности каждой, в котором зарегистрировано по месту       жительства 10 человек, являющихся членами семьи заявителей.

        Разрешая заявленные требования,       суд первой инстанции, установил, что в жилом помещении расположенном по       адресу: г.Челябинск, ул.****,       д.****, проживают семьи Ф-вых,       Л.Р.М., Я.Г. и А.Н.Г.. Семья заявителей членами других       семей не является, так как совместное хозяйство не ведет, общего бюджета       не имеет. Суд также исходил из того, что оснований для учета площади иных       жилых помещений, принадлежащих иным лицам, зарегистрированным по этому       адресу, при расчете уровня обеспеченности семьи заявителей, не       имеется.

        Выводы суда сделаны на основании       анализа действующего законодательства. Судебная коллегия находит выводы       суда первой инстанции правильными и соответствующими обстоятельствам       дела.

        Доводы Администрации Калининского       района г.Челябинска о том, что расчет уровня обеспеченности заявителей       общей площадью жилых помещений должен складываться из суммарной площади       жилых помещений, на которые заявители имеют право пользования,       несостоятельны и по существу направлены на переоценку выводов суда первой       инстанции, оснований для которой не имеется.

        В силу ст. 50 Жилищного кодекса       РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер       площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень       обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их       принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма       устанавливается органом местного самоуправления.

                      6

                      Решением Челябинской городской       Думы третьего созыва от 25 октября 2005 года № 7/9 «Об установлении нормы       предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории       муниципального образования «город Челябинск», установлена учетная норма       площади жилого помещения в размере **** кв.м. общей площади на одного       человека.

        Жилое помещение расположенное по       адресу: г. Челябинск, ул.****,       д.**** имеет общую площадь **** кв.м. в данном жилом помещении       зарегистрированы помимо заявителей и их детей, Л.Р.М., Ф.А.М., Ф.А.М., Ф.Р.А., а также       собственники жилого помещения А.Н.Г. и Л.Я.Г., о чем       свидетельствует домовая книга.

        Из пояснений, данных в ходе       судебного заседания в суде первой инстанции заявителями и свидетелями       подтверждается, что семья Л.Р.М., Я.Г.       занимает в доме по ул. ****,       ****, г. Челябинск комнату площадью       **** кв.м., А.Н.Г., Ф.А.М. и семья заявителей проживают в комнате       площадью **** кв.м., Ф.Р.А. фактически занимает кухню.       Таким образом, на семью заявителя приходится по **** кв. м на одного человека. Что при размере учетной       нормы **** кв. м общей площади на       одного человека, утвержденной решением Челябинской городской Думы от       25.10.2005 года N 7/9, свидетельствует о том, что обеспеченность семьи       заявителей жилой площадью составляет менее учетной нормы. Следовательно,       семья заявителя нуждается в улучшении жилищных условий в целях участия их       в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для       улучшения жилищных условий" городской целевой программы по реализации       национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в       городе Челябинске на 2011 - 2015 годы.

        При подсчете обеспеченности семьи       заявителя администрация района ошибочно исходила из общей суммарной       площади жилых помещений, не принадлежащих на праве собственности или       социального найма заявителям.

        В соответствии с ч. 1 ст. 31       Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения       относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему       жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного       собственника.

        При этом для признания названных       лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи       достаточно установления только факта их совместного проживания с       собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов       ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания       взаимной материальной и иной поддержки.

                      7

                      Суд также учел, что регистрация       лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее       отсутствие не являются определяющими обстоятельствами для решения вопроса       о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как       согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О       праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места       пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или       отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием       реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской       Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской       Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении       являются лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке       судом наряду с другими доказательствами (п. 11 Постановления Пленума       Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших       в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской       Федерации»).

        С учетом изложенного, суд первой       инстанции пришел к правильном выводу о том, что заявители имеют право       пользования жилым помещением по месту регистрации. Доказательств того, что       заявители вселены и имеют право пользования другими жилыми помещениями       суду не представлено.

        Довод жалобы о том, что заявители       обратились с заявлением в суд с нарушением положений ст. 256 ГПК РФ,       судебная коллегия не может признать в качестве основания для отмены       постановленного по делу решения.

        Процессуальная позиция, занятая       представителем Администрации Калининского района г.Челябинска, и действия       администрации после обращения заявителей в суд с настоящим заявлением       свидетельствуют о том, что администрация от своего мнения об отсутствии       оснований для признания заявителей нуждающимися в жилом помещении не       отказалась и спор не урегулировала.

        Установлено, что оспариваемое       распоряжение Главы администрации Калининского района г.Челябинска № 305 от       27.03.2013 года принято уполномоченным органом с нарушением требований       закона и нарушает права заявителей. Правильное по существу решение суда в       силу положений ч.б ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ не       может быть отменено по одним только формальным       соображениям.

                      8

                      Доводы апелляционной жалобы не       являются основанием к отмене решения суда, поскольку связаны с неверным       толкованием норм права и по существу направлены на переоценку       установленных судом обстоятельств, оснований для которой не       имеется.

        Иное толкование заинтересованным       лицом норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об       ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергают их.

        Решение суда соответствует       обстоятельствам дела, отвечает требованиям закона. Существенных нарушений       норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не       было. Оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не       установлено.

        Руководствуясь статьями 328, 329,       330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная       коллегия

определила:

                      Решение Калининского районного       суда г.Челябинска от 05 февраля 2014 года оставить без изменения,       апелляционную жалобу Администрации Калининского района города Челябинска -       без удовлетворения.

        Апелляционное определение       вступает в законную силу со дня его принятия.

        Председательствующий

        Судьи

                      9