Дело № 11-5074/2013
Судья: Хорошевская М.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г.Л.,
судей Кучина М.И., Майоровой Е.Н.,
при секретаре Шагеевой О.В.
23 мая 2013 года в открытом судебном заседании в г. Челябинске рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации города Челябинска, апелляционному представлению прокурора г. Челябинска на решение Советского районного суда г. Челябинска от 06 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Кучина М.И. об обстоятельствах дела, пояснения представителя Администрации г. Челябинска ФИО1, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Челябинска в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления администрации города Челябинска от 10.10.2012 года№ 223-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципального услуги «Предоставление информации о времени и месте театральных представлений, киносеансов в муниципальных учреждениях культуры, о времени и месте проведения праздничных мероприятий, организаторами которых выступает Администрация города Челябинска», возложении на администрацию г. Челябинска обязанности отменить указанное постановление.
В судебном заседании помощник прокурора г. Челябинска Иванова Я.Ю. на удовлетворении заявления настаивала; представитель Администрации г. Челябинска ФИО1 с требованиями прокурора не согласился.
Суд вынес решение, которым требования прокурора г. Челябинска удовлетворил частично, признал постановление Администрации города Челябинска от 10 октября 2012 г. № 223-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление информации о времени и месте театральных представлений, киносеансов в муниципальных учреждениях культуры, о времени и месте проведения праздничных мероприятий, организаторами которых выступает Администрация города Челябинска" противоречащим федеральному закону и недействующим полностью со дня его официального опубликования. В удовлетворении требования о возложении на администрацию города Челябинска обязанности отменить указанное постановление отказано.
2
В апелляционной жалобе Администрация города Челябинска просит решение суда отменить, как не основанное на законе, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора в полном объеме. Указывает, что Федеральный закон «О защите прав потребителей» не содержит нормы, указывающей, что информация, планируемая к предоставлению в качестве муниципальной услуги, предоставляется только лицами, проводящими соответствующие мероприятия, и не может предоставляться организатором такого мероприятия. Реализация конституционного права на участие в культурной жизни, доступ к культурной жизни (ст. 44 Конституции РФ) решением суда ставится в зависимость от наличия у человека свободного доступа в интернет. Наиболее незащищенные социальные слои населения (пенсионеры, малоимущие) фактически утрачивают право на участие в культурной жизни. Аналогичные административные регламенты действуют в муниципальных образованиях Челябинской области и за её пределами.
В апелляционном представлении прокурор г. Челябинска просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требования о возложении на администрацию города Челябинска обязанности отменить постановление, принять по делу в этой части новое решение. Полагает, что исполнение решения суда о признании нормативно-правового акта не соответствующим законодательству и недействующим, как правило, возможно в виде его отмены правотворческим органом. Вопрос о возложении на орган местного самоуправления обязанности по отмене правового акта либо обязанности опубликовать сообщение о решении суда в официальном средстве массовой информации судом не разрешен.
В заседание суда представитель прокуратуры, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, причины неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия на основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав пояснения представителя Администрации г. Челябинска, изучив доводы апелляционных жалобы и представления, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда в части удовлетворения требований прокурора подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Постановлением Администрации города Челябинска от 10 октября 2012 г. № 223-п утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление информации о времени и месте театральных представлений, киносеансов в муниципальных учреждениях культуры, о времени и месте проведения праздничных
мероприятий, организаторами которых выступает Администрация
города Челябинска".
Указанное постановление, являющееся нормативным правовым актом, опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" от 17 октября 2012 г. N 82.
Понятие «муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления», дано в ст. 2 Федерального закона «О предоставлении государственных и муниципальных услуг» К210-Ф3 от 27 июля 2010 года, - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 -ФЗ от 06 октября 2003 года вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Частью 2 статьи 44 Конституции РФ закреплено право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 16 Федерального закона №131 -ФЗ от 06 октября 2003 года к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры.
Аналогичные положения закреплены в подпункте 17 пункта 1 статьи 9 Устава города Челябинска.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования о признании постановления Администрации города Челябинска от 10 октября 2012 г. № 223-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление информации о времени и месте театральных представлений, киносеансов в муниципальных учреждениях культуры, о времени и месте проведения праздничных мероприятий, организаторами которых выступает Администрация города Челябинска" противоречащим федеральному закону и полностью недействующим, суд
первой инстанции посчитал, что соответствующее информирование населения не относится к вопросам местного значения городского округа, в связи с чем предоставление указанной информации в качестве муниципальной услуги является недопустимым, а её финансирование за счёт средств местного бюджета может быть расценено как нецелевое расходование бюджетных средств.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами согласиться не может, поскольку создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры включает в себя в том числе и предоставление жителям данного городского округа информации о времени и месте театральных представлений, киносеансов в муниципальных учреждениях культуры, времени и месте культурно-массовых мероприятий, организаторами которых выступает соответствующий орган местного самоуправления. Такая информация является необходимой для посещения этих театральных представлений, киносеансов, участия в указанных мероприятиях.
Таким образом, данный вопрос отнесен к вопросам местного значения городского округа, а издание муниципального правового акта по его урегулированию в силу п. 17 ч. 1 ст. 16 и п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131 -ФЗ от 06 октября 2003 года отнесено к компетенции органа местного самоуправления городского округа.
Положениям п. 17 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 -ФЗ от 06 октября 2003 года, пп. 17 п. 1 ст. 9 Устава города Челябинска оспариваемое постановление Администрации города Челябинска № 223-п от 10 октября 2012 г. не противоречит.
Возможность получения в сети Интернет информации о времени и месте культурно-массовых мероприятий не свидетельствует о том, что этот способ информирования является достаточным и охватывает все слои населения, заинтересованные в этих услугах, предоставляемых муниципальными учреждениями культуры либо организуемых Администрацией города Челябинска.
Вывод о коррупциогенности постановления Администрации города Челябинска от 10 октября 2012 г. № 223-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление информации о времени и месте театральных представлений, киносеансов в муниципальных учреждениях культуры, о времени и месте проведения праздничных мероприятий, организаторами которых выступает Администрация города Челябинска", о возможности нецелевого расходования посредством этого постановления бюджетных
средств, судом первой инстанции не мотивирован, на каких-либо объективных данных не основан.
Вынесенное судом первой инстанции решение в части признания постановления Администрации города Челябинска № 223-п от 10 октября 2012 г. противоречащим федеральному закону и недействующим полностью со дня его официального опубликования не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене. В соответствии с положениями п. 2 ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение об отказе прокурору города Челябинска в удовлетворении указанных требований.
В связи с вышеизложенным решение суда в части отказа в удовлетворении требования прокурора г. Челябинска о возложении на администрацию города Челябинска обязанности отменить оспариваемое постановление по существу является верным. В силу ч. 6 ст. 330 ГПК РФ основания к отмене решения суда в этой части по доводам апелляционного представления прокурора отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Челябинска от 06 марта
2013 года в части признания постановления Администрации города Челябинска от 10 октября 2012 г. № 223-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление информации о времени и месте театральных представлений, киносеансов в муниципальных учреждениях культуры, о времени и месте проведения праздничных мероприятий, организаторами которых выступает Администрация города Челябинска" противоречащим федеральному закону и недействующим полностью со дня его официального опубликования отменить, принять по делу в этой части новое решение об отказе прокурору города Челябинска в удовлетворении указанных требований.
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г. Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: