ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-5561/15 от 26.05.2015 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      Дело№ 11-5561/2015

                  Судья Смирнова Е.Н.

                      АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        Судебная коллегия по гражданским       делам Челябинского областного суда в составе:

        председательствующего Шушкевич       О.В.

        судей Давыдовой Т.И.,       Лутфуллоевой P.P.

        с участием прокурора Малышевой       О.П.

        при секретаре Терюшовой       М.С.

        рассмотрела в открытом судебном       заседании 26 мая 2015 года в г. Челябинске гражданское дело по       апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области       на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 27 февраля 2015       года по иску прокурора Советского района г. Челябинска в интересах ФИО1 к Министерству       социальных отношений Челябинской области о возложении обязанности       обеспечить техническим средством реабилитации.

        Заслушав доклад судьи Шушкевич       О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, заключение       прокурора Малышевой О.П., полагавшей решение законным и обоснованным,       судебная коллегия

                      УСТАНОВИЛА:

                      Прокурор Советского района г.       Челябинска в интересах ФИО1 обратился с иском к Министерству       социальных отношений по Челябинской области (МСО Челябинской области) о       возложении обязанности обеспечить ФИО1 техническим средством       реабилитации - креслом-стулом с санитарным оснащением активно-пассивного       типа с колесами.

        В обоснование иска указал, что       ФИО1 является ****. Из       его индивидуальной программы реабилитации следует, что он нуждается в       техническом средстве реабилитации - кресле-стуле с санитарным оснащением       активно-пассивного типа с колесами. Согласно информации ответчика данное       техническое средство выдано не будет в связи с недопоставкой поставщиком       технических средств реабилитации и расторжением в этой связи       государственного контракта.

        В судебном заседании помощник       прокурора Советского района г. Челябинска Ломакина М.С. настаивала на       удовлетворении исковых требований.

2

                      Представители ответчиков при       надлежащем извещении в судебное заседание не явились.

        Суд постановил решение, которым       исковые требования удовлетворил. Обязал МСО Челябинской области обеспечить       ФИО1 техническим средством реабилитации - креслом-стулом с       санитарным оснащением активно-пассивного типа с колесами.

        В апелляционной жалобе МСО       Челябинской области просит решение суда первой инстанции отменить,       поскольку судом не учтены нормы материального права, подлежащие       применению. Указывает, что обеспечение инвалидов техническими средствами       реабилитации за счет федерального бюджета осуществляется в порядке,       установленном в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года       № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для       обеспечения государственных и муниципальных нужд» и постановлением       Правительства Челябинской области от 18 апреля 2011 года № 94-П. Согласно       предоставленной информации Центр «Импульс» не отказывал ФИО1 в       обеспечении необходимым техническим средством реабилитации, которым истец       будет обеспечен после заключения государственных контрактов. Планом -       графиком размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ,       оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на       2015 год, проведение открытого аукциона в электронном виде на право       заключение государственного контракта на поставку кресла - коляски с       санитарным оснащением запланировано на май 2015 года. Истец до настоящего       времени не обеспечен техническим средством реабилитации, поскольку       поставщик по государственному контракту от 27 октября 2014 года       предоставил не все изделия, в связи с чем данный контракт был       расторгнут.

        В возражениях на апелляционную       жалобу помощник прокурора Советского района г. Челябинска указывает, что       право на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств       федерального бюджета гарантировано законом, индивидуальная программа       реабилитации является обязательной для исполнения соответствующими       органами государственной власти и местного самоуправления,       непредоставление ФИО1 технического средств реабилитации нарушает       его права, в связи с чем решение суда является законным и       обоснованным.

        Истец ФИО1, представитель       ответчика МСО Челябинской области, представитель третьего лица Центра       «Импульс» о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной       инстанции извещены, в судебное заседание не явились, о причине неявки не       сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327       Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело       в отсутствие неявившихся

3

                      сторон.

        Проверив материалы дела, обсудив       доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для       отмены решения суда первой инстанции.

        В соответствии со ст. 10       Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите       инвалидов в РФ» (далее Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ)       государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий,       получение технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных       федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств       реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств       федерального бюджета.

        В силу ст. 11 Федерального закона       от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации       инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами       государственной власти, органами местного самоуправления, а также       организациями независимо от организационно-правовых форм и форм       собственности.

        Из материалов дела следует, что       ФИО1, **** года       рождения, признан ****.

        Согласно индивидуальной программе       реабилитации от 18 июня 2014 года, выданной Бюро № 11 - филиалом ФГУ «ГБ       МСЭ по Челябинской области», ФИО1 нуждается в технических средствах       реабилитации -кресле-коляске с ручным приводом с откидной спинкой,       кресле-стуле с санитарным оснащением, трости опорной, регулируемой по       высоте, с устройством противоскольжения (л.д. 9-11).

        19 июня 2014 года ФИО1       обратился в Центр «Импульс» с заявлением о предоставлении кресла-коляски с       ручным приводом с откидной спинкой комнатной, креста-стула с санитарным       оснащением активно-пассивного типа, трости опорной, регулируемой по       высоте, что подтверждается распиской о приеме заявления, уведомлением о       постановке на учет от 19 июня 2014 года (л.д. 7, 8).

        Из ответа МСО Челябинской области       от 13 января 2015 года № ОРИ-20 на запрос прокурора Советского района г.       Челябинска следует, что ФИО1 был включен в список граждан на       обеспечение техническим средством реабилитации - креслом-стулом с       санитарным оснащением в соответствии с заключенным государственным       контрактом, который был расторгнут с поставщиком в связи с недопоставкой       технических средств реабилитации, что явилось причиной задержки в       обеспечении ФИО1 техническим средством реабилитации (л.д.       13-14).

4

                      Разрешая спор по существу и       удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к       правильному выводу, что ФИО1, являясь инвалидом, имеет право на       получение технического средства реабилитации, которое предоставлено ему       законом, несоблюдение уполномоченным органом требований федерального       законодательства по предоставлению таких средств и услуг нарушает права и       свободы инвалидов.

        Судебная коллегия полагает такой       вывод правильным, так как он основан на имеющихся доказательствах по делу,       правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского       процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права,       регулирующим спорные правоотношения.

        Правила обеспечения инвалидов       техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из       числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),       протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные постановлением       Правительства РФ от 07 апреля 2008 года № 240, предусматривают, что       обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется       в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов,       разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями       медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством       здравоохранения и социального развития РФ. Заявление о предоставлении       технических средств реабилитации подается в территориальный орган Фонда       социального страхования РФ или в орган исполнительной власти субъекта РФ,       уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным       Министерством труда и социальной защиты РФ и высшим органом исполнительной       власти субъекта РФ соглашением, полномочий РФ по предоставлению мер       социальной защиты инвалидам.

        В рамках заключенного между       Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством       Челябинской области соглашения постановлением Правительства Челябинской       области от 18 апреля 2011 года № 94-П утверждено Положение о порядке       обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и       отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных       протезов) и протезно-ортопедическими изделиями (далее Положение), в       соответствии с которым обеспечение инвалидов техническими средствами       реабилитации осуществляется МСО Челябинской области совместно с       уполномоченной организацией Центром «Импульс», обеспечивающей деятельность       МСО Челябинской области по обеспечению инвалидов техническими средствами       реабилитации.

        В силу пп. 6-8 Положения       обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется       в соответствии с

5

                      индивидуальными программами       реабилитации, разработанными федеральными государственными учреждениями       медико-социальной экспертизы, путем предоставления соответствующего       технического средства реабилитации в безвозмездное       пользование.

        В соответствии с п. 33 Положения       уполномоченный орган в течение 15 календарных дней с даты подачи инвалидом       заявления принимает соответствующее решение и в письменной форме       уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническими       средствами реабилитации, услугами и протезами либо об отказе с изложением       причин отказа.

        Одновременно с уведомлением о       постановке на учет инвалиду выдается направление в соответствующее       учреждение (организацию) на обеспечение техническим средством реабилитации       (протезом), получение услуг по изготовлению, ремонту технического средства       реабилитации.

        Согласно Административному       регламенту предоставления государственной услуги «Обеспечение инвалидов       техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий       граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и       протезно-ортопедическими изделиями», утвержденному постановлением       Правительства Челябинской области от 18 июля 2012 года № 393-П,       результатом предоставления государственной услуги является выдача       заявителю направления в соответствующе учреждение, осуществляющее поставку       технических средств реабилитации, оказывающее услуги по изготовлению,       ремонту технических средств реабилитации, на обеспечение технических       средств реабилитации, получение услуг по изготовлению (ремонту)       технических средств реабилитации (п. 8 регламента).

        Срок предоставления       государственной услуги со дня подачи заявления о предоставлении       государственной услуги со всеми необходимыми документами, не может       превышать 30 календарных дней (п. 9 регламента).

        Согласно п. 23 Федерального       перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и       услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства       РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р, кресла-стулья с санитарным оснащением       отнесены к техническим средствам реабилитации.

        Поскольку индивидуальная       программа реабилитации, выданная истцу 18 июня 2014 года, предусматривает       предоставление ему технического средства реабилитации - кресла-стула с       санитарным оснащением, на момент вынесения судом первой инстанции истец не       обеспечен данным средством, у суда первой инстанции не было оснований для       отказа в удовлетворении исковых требований, в связи с чем суд обоснованно       возложил на МСО Челябинской области обязанность по предоставлению истцу       технического

6

                      средства реабилитации, которым он       не обеспечен согласно его индивидуальной программе       реабилитации.

        Ссылка ответчика на то, что       приобретение технических средств реабилитации осуществляется в       соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О       контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения       государственных и муниципальных нужд», выводов суда не опровергает, от       обязанности предоставления технического средства реабилитации не       освобождает и не является основанием для отмены решения суда первой       инстанции.

        В соответствии со ст. 11 Закона       от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации       является обязательной для исполнения соответствующими органами       государственной власти, органами местного самоуправления, а также       организациями независимо от организационно-правовых форм       собственности.

        Согласно ст. 9 Закона от 24       ноября 1995 года № 181-ФЗ реабилитация инвалидов направлена на устранение       или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности,       вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма,       в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной       независимости и их интеграции в обществе.

        В силу ст. 2 Закона от 24 ноября       1995 года № 181-ФЗ под социальной защитой инвалидов понимается система       гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной       поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения       (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им       равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни       общества.

        В этой связи неисполнение       поставщиком сроков поставки технических средств реабилитации, проведение       организационных мероприятий, в том числе заключение государственного       контракта, размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ,       оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на       2015 год, проведение открытого аукциона в электронном виде на право       заключение государственного контракта, не может ограничивать права       инвалида, гарантированные государством.

        При таких обстоятельствах решение       суда является законным и обоснованным, выводы суда мотивированы,       представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в       соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса       РФ,

7

                      оснований для отмены решения не имеется.

        Руководствуясь ст. ст. 328-330       Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная       коллегия

        ОПРЕДЕЛИЛА:

        Решение Центрального районного       суда г. Челябинска от 27 февраля 2015 года оставить без изменения,       апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области       - без удовлетворения.