Дело№ 11-5603/2015
Судья Селецкая Е.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 мая 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Галимовой P.M., Лутфуллоевой P.P.,
с участием прокурора Соколовой Н.Ф.,
при секретаре Терюшовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 04 марта 2015 года по иску ФИО1 к Собранию депутатов Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области о признании решения недействующим, о возобновлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Выслушав доклад судьи Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Собранию депутатов Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области о признании решения Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района Челябинской области от 31 октября 2013 года № 617 недействующим, о возобновлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии с 01 ноября 2013 года.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал на то, что в период с 2000 года по 2005 год являлся выборным должностным лицом. С 01 августа 2005 года ему выплачивалась ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости. На основании распоряжения Главы администрации Верхнеуральского района от 07 ноября 2013 года за № 393, принятого на основании решения Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района от 31 октября 2013 года за № 617, выплата указанной доплаты ему была прекращена с 01 ноября 2013 года. С прекращением выплаты доплаты он не согласен.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал.
2
Представитель Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района - ФИО2 возражал против удовлетворения иска, пояснив, что решение Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района от 31 октября 2013 года за № 617 принято в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении, и приведено в соответствие с законом Челябинской области от 26 сентября 2013 года № 538-30 "О внесении изменений в закон Челябинской области "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления".
Представитель администрации Верхнеуральского муниципального района - ФИО3 иск не признала, указав на то, что выплата к пенсии прекращена истцу на законных основаниях.
Суд принял решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказал.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. Указывает на то, что его право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии было гарантировано Законом Челябинской области от 27 марта 2008 года № 245-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" и Уставом Верхпеуральского муниципального района.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что в период с 2000 года по 2005 год истец замещал выборные должности. На основании распоряжения администрации Верхнеуральского района Челябинской области от 01 августа 2005 года № 29 Б.Ю.ПБ. была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии но старости в размере **** руб. с 01 августа 2005 года.
Законом Челябинской области от 27 марта 2008 года № 245-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" определены гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливаемые уставами муниципальных образований, на территории Челябинской области.
3
22 февраля 2012 года Законом Челябинской области № 282-30 в статью 7 названного Закона внесены изменения и установлены гарантии трудовых прав депутата, члена выборного органа местного самоуправления: гражданин Российской Федерации, осуществлявший полномочия депутата или члена выборного органа местного самоуправления на постоянной основе, в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на выплачиваемую за счет средств местного бюджета ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается в следующем размере: при осуществлении лицом, указанным в абзаце первом настоящей части, полномочий депутата в течение одного созыва представительного органа местного самоуправления, но не менее трех лет - 20 %, в течение двух и более созывов, но не менее семи лет - 40 % ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности; при осуществлении лицом, указанным в абзаце первом настоящей части, полномочий члена выборного органа местного самоуправления не менее трех лет - 20 %, не менее семи лет - 40 % ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности. Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии увеличивается на районный коэффициент (часть 2 статьи 7).
На основании вышеназванного закона Решением Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района Челябинской области от 27 декабря 2012 года № 512 утверждено Положение о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности Верхнеуральского муниципального района. В соответствии с пп. 2 п. 1 Положения ежемесячная доплата к трудовой пенсии назначается лицам, замещавшим выборные муниципальные должности Верхнеуральского муниципального района на постоянной основе (депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления), после достижения ими пенсионного возраста. При осуществлении выборным лицом полномочий в течение одного полного срока, устанавливается в размере 20 % ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности; при осуществлении выборным лицом полномочий в течение двух и более сроков - 40 % ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности
Решением Челябинского областного суда от 15 мая 2013 года, вступившим в законную силу 28 августа 2013 года, удовлетворено заявление Прокурора Челябинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч.ч. 1 - 3 ст. 7 и ч. 1-3 ст. 17 Закона Челябинской области от 27 марта 2008 года № 245-30 "О
4
гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления".
Законом Челябинской области от 26 сентября 2013 года N 538-30 о внесении изменений в Закон Челябинской области "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" статьи 7 и 17 исключены.
На основании вышеуказанного закона Решением Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района Челябинской области от 31 октября 2013 года № 617 внесены изменения в решение Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района Челябинской области от 27 декабря 2012 года № 512. Признан утративший силу пп. 2 п. 1 об утверждении положения о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности (л.д. 9).
Распоряжением Главы администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области от 07 ноября 2013 года № 393 ФИО1 прекращена ежемесячная доплата к трудовой пенсии с 01 ноября 2013 года (л.д. 11).
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставляемые за счет средств местного бюджета доплаты к пенсии лицу, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, являются дополнительными помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, относится к компетенции органа местного самоуправления, который вправе, но не обязан, за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в этом субъекте дополнительного обеспечения к применяемым в отношении этих лиц обязательным трудовым пенсиям.
Данные выводы судебная коллегия находит правильными, так как они основаны на анализе действующего законодательства и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о праве на доплату к трудовой пенсии, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно ч. 9 ст. 34, ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет
5
собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Такие расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В данном случае установление ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям муниципальных служащих являлось дополнительной гарантией, установленной органом местного самоуправления за счет средств Верхнеуральского муниципального района. Доплата к пенсии является дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших муниципальных служащих. В силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат, их размера, отмены выплат, трудовые права истца или конституционное право на получение пенсии не нарушается. Орган местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия вышеуказанных доплат за счет собственных средств, исходя из имеющихся у него финансово-экономических возможностей своим нормативным актом.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что решение принято в соответствие с обстоятельствами дела, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в своих определениях, согласно которой в законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у него финансово-экономических возможностей, и
6
такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает.
Приведенная правовая позиция - с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих - в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим. В данном случае предоставляемые за счет средств местного бюджета доплаты к пенсии лицу, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, являются дополнительными помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, относится к компетенции органа местного самоуправления.
Решение Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района Челябинской области от 31 октября 2013 года № 617 является законным, поскольку привело в соответствие с Законом Челябинской области от 26 сентября 2013 года № 558-30 решение Собрания депутатов Верхнеуральского района от 27 декабря 2012 года № 512.
Также следует отменить, что решением Собрания депутатов Верхнеуральского муниципального района от 27 марта 2014 года № 690 в Устав Верхнеуральского муниципального района были внесены изменения (л.д. 71-73), на основании которых 18 сентября 2014 года принято Положение о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности Верхнеуральского муниципального района. Распоряжением Главы администрации от 13 октября 2014 года истцу вновь была назначена доплата к трудовой пенсии с 01 октября 2014 года в размере 11 932,86 руб. (л.д. 10).
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 04 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.