ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-58 от 26.06.2014 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ 11-58^2014

Судья: Волуйских И.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 июня 2014 года город Челябинск

        Судебная коллегия по       административным делам Челябинского областного суда в составе:

        председательствующего: Шигаповой       СВ.,

        судей: Малковой СВ.,       Трапезниковой И.И.,

        при секретаре Бурцеве       П.А.,

        рассмотрев в открытом судебном       заседании апелляционную жалобу Уральского филиала ФКУ «Управление       госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Федерального казенного       учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения       Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,       чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" на       решение Советского районного суда города Челябинска от 28 февраля 2014       года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Главному управлению министерства       Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям       и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области,       Уральскому филиалу ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения       МЧС России» о признании незаконным отказа, восстановлении в списках       нуждающихся,

        заслушав доклад судьи Шигаповой       СВ. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав       мнения заинтересованного лица -ФИО2 и его представителя -       ФИО3, действующей на основании доверенности от 25 мая 2013       года, выданной на срок три года,

Установила:

        ФИО1 обратился в суд с       заявлением к Главному управлению министерства Российской Федерации по       делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий       стихийных бедствий по Челябинской области, Уральскому филиалу ФКУ       «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании       незаконным решения Уральского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и       жилищного обеспечения МЧС России» об отказе в восстановлении ФИО1 в списках нуждающихся в улучшение жилищных условий сотрудников       государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации       по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации       стихийных бедствий по Челябинской области, поставленного на учет       нуждающихся в обеспечении жилой площадью, восстановлении в списках       граждан, нуждающихся в улучшении жилищных

                      условий с даты обращения - 05       февраля 1998 года с включением в электронную базу МЧС России       «АИС-Жилье».

        В обоснование заявленных       требований указал на то, что Главным управлением министерства Российской       Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и       ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области была       проведена проверка по факту выявления граждан, ранее признанных       нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания с       датой постановки на учет до 01 марта 2005 года, но не учтенных в базе       данных МЧС России «АИС-Жилье». По результатам данной проверки был выявлен       один из таких нуждающихся - ФИО1 04 октября 2013 года Уральским       филиалом ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России»       был вынесен отказ в восстановлении в списках нуждающихся ФИО1       С данным отказом заявитель не согласен, полагает, что он незаконен и       нарушает его права. ФИО1 решением жилищно-бытовой комиссии       ОГПС-6 УППС МЧС России Челябинской области признан нуждающимся в улучшении       жилищных условий с 05 февраля 1998 года. Данное решение не отменено и не       обжаловано, поэтому право заявителем не утрачено.

        ФИО1, его       представитель - ФИО3 в судебном заседании заявленные требования       поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

        Представитель Главного управления       министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,       чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по       Челябинской области -ФИО4 в судебном заседании возражала против       удовлетворения заявленных требований.

        Представитель Уральского филиала       ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в       судебном заседании участия не принимал при надлежащем извещении о месте и       времени рассмотрения дела.

        Решением Советского районного       суда города Челябинска от 28 февраля 2014 года заявленные требования       ФИО1 удовлетворены частично. Признано незаконным решение       Уральского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения       МЧС России» от 04 октября 2013 года в части отказа в восстановлении в       списках нуждающихся на улучшение жилищных условий ФИО1,       возложена обязанность на Уральский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и       жилищного обеспечения МЧС России» внести ФИО1 в список       нуждающихся в улучшении жилищных условий с 05 февраля 1998 года. Взысканы       с Уральского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и       жилищного

                      обеспечения МЧС России» в пользу       ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины за подачу       заявления в размере ***       рублей.

        В апелляционной жалобе Уральский       филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России"       просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование       жалобы указывает на то, что решение суда принято с нарушением норм       процессуального права, а именно главы 25 Гражданского процессуального       кодекса Российской Федерации. Полагает, что поскольку по своей сути       решение суда принято в порядке искового производства, то судом нарушены       требования статьи 28 Гражданского процессуального кодекса Российской       Федерации, в связи с чем, дело подлежало рассмотрению по месту нахождения       ответчика в Октябрьском районном суде города Екатеринбурга. Указывает на       то обстоятельство, что решение суда основано на ответе ФКУ, данном на       запрос ГУ МЧС России по Челябинской области, не являющимся решением,       содержащим просьбу к ГУ МЧС России по Челябинской области о предоставлении       дополнительных материалов, носящем разъяснительный характер о том, что       отсутствие дополнительных материалов не позволяет принять правомерное       решение по существу поставленных вопросов, касающихся жилищного       обеспечения. В отношении заявителя ФКУ решения не принимало и не совершало       действия, оспариваемым ответом права заявителя не нарушаются. Сам       заявитель с заявлением в ФКУ не обращался. Ввиду чего, отсутствуют       основания для обжалования ответа ФКУ в судебном порядке.

        Указывает на то, что по состоянию       на 01 марта 2005 года заявитель по установленным нормам проживал в жилом       помещении, предоставленном ему на основании договора социального найма и       был обеспечен общей площадью жилых помещений свыше нормы, установленной       Челябинским облсоветом народных депутатов, и в силу статьи 29 ЖК РСФСР не       мог быть признан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом,       в силу статьи 6 ФЗ № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года основания для       оставления или восстановления заявителя на учете нуждающихся в улучшении       жилищных условий отсутствуют. Указывает на то, что с 01 марта 2005 года       принятие на учет сотрудников ГПС с целью предоставления жилья по договору       социального найма осуществляется только органом местного самоуправления.       Жилищное обеспечение заявителя, могло осуществляться только за счет       средств областного бюджета, поскольку жилищный учет производится в       соответствующем органе субъекта Российской Федерации, следовательно,       заявитель не состоял и не мог состоять на учете в органах МЧС России,       ввиду чего ФКУ является ненадлежащим ответчиком в отношении требований       заявителя о восстановлении его в списках ФКУ по учету граждан нуждающихся       в улучшении жилищных условий с 05 февраля 1998 года. Указывает на то, что       отсутствуют документы, подтверждающие факт подачи заявления в       жилищно-бытовую комиссию и нуждаемость в

                      3

                      жилом помещении с 05 февраля 1998       года по настоящее время, что является основанием для отказа в принятии       граждан на учет в качестве нуждающихся. Полагает, что расходы по уплате       государственной пошлины должны были быть взысканы пропорционально       удовлетворенным требованиям.

        ФИО1, его       представитель - ФИО3 в судебном заседании апелляционной       инстанции возражали против удовлетворения доводов жалобы, полагая о       законности постановленного по делу решения.

        Представители Главного управления       министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,       чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по       Челябинской области, Уральского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и       жилищного обеспечения МЧС России» в судебном заседании апелляционной       инстанции участия не принимали при надлежащем извещении о времени и месте       судебного разбирательства.

        В соответствии с частью 1 статьи       327, статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации       судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не       явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного       разбирательства.

        Выслушав участников процесса,       изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений на       нее, судебная коллегия приходит к следующему.

        В соответствии с требованиями       статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации       гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа       государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица,       государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены       его права и свободы.

        В силу статьи 255 Гражданского       процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям       (бездействию) органов государственной власти, органов местного       самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных       служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского       судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в       результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы       препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина       незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к       ответственности.

        В соответствии со статьей 40       Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим,       иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно       предоставляется бесплатно или за

                      4

                      доступную плату из       государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с       установленными законом нормами.

        В соответствии со статьей 55       Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в       жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых       помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных       статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

        Аналогичное положение, на       основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении       жилищных условий, было закреплено в статье 32 Жилищного кодекса РСФСР,       действовавшего на момент признания ФИО1 нуждающимся в жилом       помещении.

        Согласно статье 5 Федерального       закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от       29 декабря 2004 года N 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения       в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс       Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые       возникнут после введения его в действие, за исключением случаев,       предусмотренных настоящим Федеральным законом.

        В силу части 2 статьи 6       указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005       года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам       социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения       ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане       снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного       кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований,       которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации       давали им право на получение жилых помещений по договорам социального       найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма       предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской       Федерации, с учетом положений настоящей части.

        Перечень, предусмотренный статьей       56 Жилищного кодекса РФ, является исчерпывающим, снятие граждан с учета по       иным основаниям недопустимо.

        В соответствии с пунктом 3 статьи       52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в       качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного       самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в       указанный орган по месту своего жительства.

                      5

                      До введения в действие Жилищного       кодекса Российской Федерации учет нуждающихся в улучшении жилищных условий       граждан и принятие на учет в соответствии со статьями 30, 31 Жилищного       кодекса РСФСР осуществлялись также по месту работы.

        Как следует из материалов дела и       достоверно установлено судом, ФИО1 проходил службу в       государственной противопожарной службе с 11 октября 1989 года по 30 ноября       2008 года. Уволен из государственной противопожарной службы МЧС России по       пункту «Е» (по сокращению штатов) части 1 статьи 58 Положения о службе в       ОВД РФ (приказ Главного управления МЧС России по Челябинской области № 328       от 25 ноября 2008 года).

        С 01 июля 1993 года на основании       приказа МВД РФ Управления внутренних дел Челябинской области № 252 от 02       июля 1993 года «Об организационно-штатных изменениях по подразделениям       ПАСС» организован 6 ОПО ПАСС УВД Челябинской области по охране г.       Копейска, в состав которого вошла ВГТЧ-43, финансирование которой       осуществлялось заводом «Пластмасс».

        За период с 11 октября 1989 года       по 01 октября 1994 года завод «Пластмасс» был зарегистрирован       государственным предприятием и находился в федеральной собственности,       пожарная часть № 43 находилась на балансе завода «Пластмасс».

        По состоянию на 21 февраля 2001       года ФИО1 был зарегистрирован по адресу: улица *** с 25 сентября 1997       года, совместно с ним с этого же времени были зарегистрированы Ш.И.В., *** года рождения - супруга, квартиросъемщик, П.А.И., *** года рождения - дочь, П.А.И., *** года рождения - сын. При этом, названный жилой       дом находился в муниципальной собственности администрации города Копейска       Челябинской области, был отнесен к числу ветхо-аварийных, подлежащих сносу       решением межведомственной комиссии № 162 от 28 октября 2008       года.

        Решением жилищно-бытовой комиссии       ОГПС - 6 УГПС МЧС России Челябиской области от 05 февраля 1998 года,       оформленным протоколом № 1 ФИО1 был принят на учет очередников       из числа сотрудников ГПС ОГПС-6 нуждающихся в улучшении жилищных условий,       с составом семьи из 4 человек.

        Приказом начальника ОГПС-6 ГУ МЧС       России по Челябинской области от 08 ноября 2007 года № 164 на основании       решения жилищно-бытовой комиссии ОГПС-6 ГУ МЧС России по Челябинской       области

                      б

                      (протокол № 2 от 08 ноября 2007       года), ФИО1 предоставлена служебная квартира по адресу: город       Копейск, улица ***, где в настоящее время зарегистрированы и проживают заявитель и       его сын. Правообладателем названного нежилого здания является ГУ «6 отряд       федеральной пожарной службы по Челябинской области».

        21 июня 2013 года Врио начальника       ФГКУ «6 ОФПС по Челябинской области» утверждено заключение о результатах       проверки по факту заявления от 06 июня 2013 года ФИО1 АП. о       восстановлении его в списках очередности на улучшение жилищных условий,       которым заместитель начальника ФГКУ «6 ОФПС по Челябинской области» по       работе с кадрами полагал бы: ввиду предоставления всех необходимых       документов ФИО1 сформировать (дополнить) его учетное дело и       ходатайствовать перед Главным управлением МЧС России по Челябинской       области о восстановлении его в списках очередности, нуждающихся в       улучшении жилищных условий.

        Согласно письму Главного       управления МЧС России по Челябинской области от 26 июня 2013 года №       3833-5-4-5 «О рассмотрении учетных (жилищных) дел» учетное дело       ФИО1 было передано в Уральский филиал ФКУ «Управление       госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» для рассмотрения и       подтверждения признания нуждающимся в улучшении жилищных условий с 05       февраля 1998 года, с даты представленных заявлений и обоснованных       документов, с включением в электронную базу МЧС России       «АИС-Ж».

        04 октября 2013 года Уральским       филиалом ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России»       в адрес начальника Главного управления МЧС России по Челябинской области       направлено сообщение №576 согласно которому, поступившие в Уральский       филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России»       документы в отношении пяти военнослужащих, в том числе капитана внутренней       службы ФИО1 по вопросу восстановления в списках очередников на       получение жилья по договору социального найма отказано, поскольку       представленные документы не соответствуют требованиям ЖК РСФСР, ЖК РФ, а       также Примерным правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных       условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных       Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года № 335 «О порядке учета       граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им       жилых помещений».

        Частично удовлетворяя исковые       требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1,       будучи принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 05       февраля 1998 года, сохранил право состоять на данном учете, вследствие       чего отказ ответчика Уральского

                      7

                      филиала ФКУ «Управление       госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в принятии       (восстановлении) его на соответствующий учет, является       незаконным.

        С такими выводами суда первой       инстанции находит необходимым согласиться Судебная коллегия, поскольку они       основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие       правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования       представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами       настоящего гражданского дела по правилам статьи 67 Гражданского       процессуального кодекса Российской Федерации.

        Как следует из материалов дела,       ФИО1 в период работы в пожарной части ПЧ-52 ОГПС-6 УГПС УВД по       Челябинской области 15.07.1997 года был признан нуждающимся в улучшении       жилищных условий и принят на соответствующий учет граждан, подлежащих       обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время заявитель проживает в       служебном жилом помещении, расположенном. Решение о снятии ФИО1 с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, жилищно-бытовой       комиссией МЧС России по Челябинской области не принималось.

        Приказом МЧС России от 25 июля       2011 года N 398 "О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих       спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной       противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и       поисково-спасательных формирований" функции по жилищному обеспечению       сотрудников федеральной противопожарной службы возложены на ФГУ       "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения       чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной       безопасности» Министерства Российской федерации по делам гражданской       обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных       бедствий (Госэкспертиза МЧС России). Начальникам территориальных органов       МЧС России до 01 декабря 2011 года приказано передать делопроизводство по       учету нуждающихся в жилых помещениях Госэкспертизе МЧС России и ее       филиалам по территориальной принадлежности.

        Во исполнение данного Приказа,       Главное управление МЧС России по Челябинской области 23 сентября 2011 года       направило учетные дела военнослужащих и сотрудников ФПС Уральский       региональный центр МЧС России.

        Представленный в материалы дела       ответ ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от       04 октября 2013 года в части указания на несоответствие представленных       документов

                      8

                      требованиям жилищного       законодательства, на отсутствие в учетном делу подлинников или заверенных       копий не конкретизирован, в связи с чем, не предоставляется возможным       установить, какие именно замечания послужили основанием для принятия       оспариваемого отказа.

        С учетом изложенного, судебная       коллегия считает, что поскольку ФИО1 принят на учет в качестве       нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, то за ним       сохраняется право состоять на данном учете до получения им жилого       помещения, решение суда в части признания незаконным отказа ответчика в       принятии (восстановлении) заявителя на учет для предоставления жилого       помещения с 05 февраля 1998 года, является законным и       обоснованным.

        При этом, суд первой инстанции,       исходя из того что действия Главного управления министерства Российской       Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и       ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области в рамках       рассматриваемого спора не обжалуются, в отсутствии иных требований,       предъявляемых к указанному ответчику, правомерно отказал ФИО1       в удовлетворении требований к Главному управлению министерства Российской       Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и       ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской       области.

        Доводы жалобы о том, что решение       суда принято с нарушением норм процессуального права, а именно главы 25       Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку       предрешение существа решения, которое должно быть принято ФКУ «Управление       госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», в части внесения       заявителя в список нуждающихся, может быть вынесено судом при принятии       решения о праве и рассмотрения дела в порядке искового производства, а не       в порядке особого производства, являются несостоятельными.

        Заявленные ФИО1       требования о признании решения, Уральского филиала ФКУ «Управление       госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» об отказе в       восстановлении ФИО1 в списках граждан, нуждающихся на       улучшение жилищных условий, выраженного в форме письма от 04 октября 2013       года, и возложении обязанности по восстановлению в списках граждан,       нуждающихся в улучшении жилищных условий носят публично-правовой характер,       однако, учитывая, что заявитель обратился в суд порядке искового       производства, и действующее гражданское процессуальное законодательство не       содержит запрета на рассмотрение данного дела в порядке искового       производства, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции       правомерно рассмотрел данный спор и дал ему оценку в полном объеме, с       учетом

                      9

                      особенностей, предусмотренных       главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской       Федерации.

        Довод жалобы о нарушении       требований статьи 28 Гражданского процессуального кодекса Российской       Федерации по тем основаниям, что дело подлежало рассмотрению по месту       нахождения ответчика в Октябрьском районном суде города Екатеринбурга       несостоятелен.

        Заявленные исковые требования       были обращены к двум ответчикам, один из которых находится в Советском       районе города Челябинска, что позволяло суду первой инстанции принять дело       к своему производству и разрешить спор по существу в силу положений части       1 статьи 31, пункта 10 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса       Российской Федерации.

        Указание в жалобе на отсутствие       оснований для обжалования ответа ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного       обеспечения МЧС России» в судебном порядке, поскольку оспариваемый ответ       ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» не       является решением ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения       МЧС России» касающегося жилищного обеспечения заявителя, а содержит       просьбу к ГУ МЧС России по Челябинской области о предоставлении       дополнительных материалов и носит разъяснительный характер о том, что       отсутствие дополнительных материалов не позволяет принять правомерное       решение по существу поставленных вопросов, касающихся жилищного       обеспечения, не может быть принято во внимание судебной       коллегией.

        Так, из содержания,       представленного в материалы дела ответа ФКУ от 04 октября 2013 года,       фактически следует отказ военнослужащим, в том числе и ФИО1, в       принятии (восстановлении) их на учет для последующего предоставления им       жилых помещений по договорам социального найма, свидетельствующий о       нарушении реализации заявителем права на улучшение жилищных условий,       предусмотренного действующим законодательством.

        Ссылка в жалобе на отсутствие       оснований для восстановления заявителя в списках граждан, нуждающихся в       жилом помещении, и наличие оснований для отказа в принятии заявителя на       учет в связи с тем, что в учетном деле заявителя отсутствуют документы,       подтверждающие факт подачи заявления в жилищно-бытовую комиссию и       нуждаемость в жилом помещении с 05 февраля 1998 года по настоящее время,       на то, что по состоянию на 01 марта 2005 года заявитель по установленным       нормам проживал в жилом помещении, предоставленном ему на основании       договора социального найма и был обеспечен свыше уровня, установленного       Челябинским облсоветом народных депутатов, и в силу статьи 29 ЖК РСФСР не       мог быть признан нуждающихся в улучшении жилищных условий, не       свидетельствует о

                      10

                      законности принятого ФКУ решения       об отказе в принятии (восстановлении) заявителя на учете, поскольку       доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий должностных       лиц при постановке ФИО1 на учет 05 февраля 1998 года материалы       дела не содержат, в связи с чем, принятый на учет в качестве нуждающегося       в жилом помещении и не снятый с него в установленном порядке, заявитель       сохраняет свое право состоять на учете впредь до получения жилого       помещения или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей либо до       возникновения прямо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации       обстоятельств, являющихся основанием для снятия его с учета.

        Не может быть признан       состоятельным и довод жалобы о том, что ФКУ «Управление госэкспертизы и       жилищного обеспечения МЧС России» является ненадлежащим ответчиком в       отношении требований заявителя о восстановлении его в списках ФКУ по учету       граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с 05 февраля 1998 года,       ввиду того, что финансовое обеспечение деятельности подразделений       Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной       власти субъектов Российской Федерации, является расходным обязательством       субъектов Российской Федерации, что ФИО1 не состоял и не мог       состоять на учете в органах МЧС России, а также, что с 01 марта 2005 года       принятие на учет сотрудников ГПС с целью предоставления жилья по договору       социального найма осуществляется только органом местного       самоуправления.

        Так, Указом Президента Российской       Федерации от 09 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании       государственного управления в области пожарной безопасности"       Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел       Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную       службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,       чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с       включением в ее состав входящих по состоянию на 01 октября 2001 года в       систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел       Российской Федерации центральных и территориальных органов, подразделений,       учреждений, предприятий, организаций с состоящим на их балансе       имуществом.

        Государственная противопожарная       служба МЧС России является правопреемником Государственной противопожарной       службы Министерства внутренних дел Российской Федерации. До принятия       соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов       Российской Федерации лицам рядового и начальствующего состава, работникам       Государственной противопожарной службы МЧС России и членам их       семей

                      п

                      сохраняются льготы и социальные       гарантии, предусмотренные законодательством Российской       Федерации.

        В целях реализации данного Указа       принят приказ министерства Российской федерации по делам гражданской       обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных       бедствий № 44 и министерства внутренних дел РФ № 84 от 31 января 2002 года       "О порядке обеспечения жилой площадью личного состава государственной       противопожарной службы", согласно которому до 31 декабря 2002 года за       личным составом ГПС МЧС России сохранялась существующая очередность на       получение жилья и улучшение жилищных условий, а также распространен       порядок распределения жилой площади в соответствии с законодательными и       иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными       правовыми актами Министерства внутренних дел Российской       Федерации.

        Следовательно, ФИО1       сохранил право состоять на жилищном учете после преобразования       Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел       Российской Федерации в Государственную противопожарную службу Министерства       Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям       и ликвидации последствий стихийных бедствий.

        При таких данных ФИО1,       вставший на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как сотрудник       МЧС России приобрел право на обеспечение жильем с учетом состава его семьи       в момент постановки его на учет и не утратил его.

        На основании подпункта 11 пункта       12 "Положения о территориальном органе министерства Российской федерации       по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации       последствий стихийных бедствий -органе, специально уполномоченном решать       задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации       чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ", утвержденного Приказом МЧС России       от 06 августа 2004 года N 372, пункта 12 "Правил учета военнослужащих,       подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной       службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел,       военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы,       нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в       избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением       Правительства РФ N 1054 от 06 сентября 1998 года (в редакции Постановлений       Правительства РФ от 08 августа 2003 года N 475, от 14 ноября 2007 года N       778, с изменениями, с внесенными решением Верховного Суда РФ от 14 апреля       2009 года N 2н-9/09) ГУ МЧС России по Челябинской области участвует в       работе по учету военнослужащих спасательных

                      12

                      воинских формирований МЧС России,       сотрудников ФПС, спасателей аварийно-спасательных служб и       аварийно-спасательных формирований, дислоцированных на территории субъекта       РФ, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещения, и       обеспечению их жилыми помещениями в установленном порядке во       взаимодействии с уполномоченным органом МЧС России по жилищному       обеспечению.

        В системе МЧС России было создано       Федеральное государственное учреждение "Государственная экспертиза в       области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций       природного и техногенного характера, пожарной безопасности" Министерства       Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям       и ликвидации последствий стихийных бедствий.

        В соответствии с распоряжением       Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года N 1536-р       создано Федеральное казенное учреждение "Управление государственной       экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по       делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий       стихийных бедствий" - путем изменения типа существовавшего ФГУ       "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения       чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной       безопасности" МЧС России, на которое возложены функции уполномоченного       органа МЧС России по жилищному обеспечению в том числе и сотрудников       федеральной противопожарной службы (приказ МЧС России от 25 июля 2011 года       N 398).

        Приказом МЧС России от 17 октября       2011 года N 598 утвержден Устав федерального казенного учреждения       "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения       Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,       чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", в       силу пункта 2.1 которого указанное учреждение осуществляет следующие виды       деятельности (функции): постановка на учет и ведение учета в системе МЧС       России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной       противопожарной службы, признанных нуждающихся в жилых помещениях в       установленном законодательством РФ порядке; ведение учета в системе МЧС       России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной       противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными       сертификатами с последующей их выдачей.

        Таким образом, функции по       жилищному обеспечению сотрудников федеральной пожарной службы нуждающихся       в жилых помещениях осуществляется не органом местного самоуправления, а       ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС       России".

                      13

                      С доводом жалобы о том, что       поскольку требования заявителя удовлетворены частично, то расходы по       уплате государственной пошлины должны быть возмещены пропорционально       размеру удовлетворенных требований, судебная коллегия согласиться не       может. Исходя из неимущественного характера требований, к данной категории       дел не могут применяться положения части 1 статьи 98 Гражданского       процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку качественная и       количественная оценка судом пропорциональности части удовлетворенных       неимущественных требований невозможна.

        Доводы апелляционной жалобы не       свидетельствуют о неправильном разрешении данного дела.

        Нарушений судом норм       материального и процессуального права, которые бы привели или могли       привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

        При таких обстоятельствах,       судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения апелляционной       жалобы не имеется.

        Руководствуясь статьями 327,       327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской       Федерации, судебная коллегия по административным делам Челябинского       областного суда

Определила:

        Решение Советского районного суда       города Челябинска от 28 февраля 2014 года оставить без изменения,       апелляционную жалобу Уральского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и       жилищного обеспечения МЧС России» Федерального казенного учреждения       "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения       Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,       чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" - без       удовлетворения.

                      14