ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-5821/17 от 27.04.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ 11-5821/2017

Судья Каплина К.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 апреля 2017 года г.Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Козиной Н.М.

судей Галимовой P.M., Шушкевич О.В.

при секретаре Богдан О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Челябинска от 10 февраля 2017 года по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области о признании незаконным и необоснованным решения комиссии.

Заслушав доклад судьи Козиной Н.М. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца ФИО1, представителя ответчика УФССП России по Челябинской области ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области (далее УФССП России по Челябинской области) о признании незаконным решения комиссии УФССП России по Челябинской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от 15 ноября 2016г.

В обоснование иска указала, что в октябре 2016 года была принята на работу в АО КБ «Пойдем!». Ранее занимала должность **** в Тракторозаводском РОСП г.Челябинска. 15.11.2016 г. была приглашена на заседание комиссии УФССП России по Челябинской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, ей было озвучено, что Комиссией принято решение о том, чю замещение истцом на условиях трудового договора должности в АО КБ «Пойдем!» нарушает требования ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». 09 декабря 2016г. руководство АО КБ «Пойдем!» известило истца о том, что поступило информационное письмо от


УФССП России по Челябинской области, в котором было сообщено о принятом решении Комиссии. Считает данное решение Комиссии незаконным, поскольку руководящих должностей в Тракторозаводском РОСП г.Челябинска не замещала, функции и задачи по предыдущему месту работы и в АО КБ «Пойдем!» отличаются. Размер заработной платы в АО КБ «Пойдем!» менее **** руб. Просила признать незаконным и необоснованным решение комиссии УФССП России по Челябинской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от 15 ноября 2016г.

При рассмотрении дела судом первой инстанции истец ФИО1 исковые требования поддержала.

При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель ответчика УФССП России по Челябинской области ФИО2 исковые требования не признала.

При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель третьего лица АО КБ «Пойдем!» участия не принимал.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, принятым с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права. Указывает, что во время осуществления ею обязанностей **** Тракторозаводского РОСП г.Челябинска, постановления и требования, обязательные для исполнения АО КБ «Пойдем!» ею не издавались и не предъявлялись. Ни одного исполнительного производства, должником по которому являлось АО КБ «Пойдем!» в ее ведении не находилось. Считает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно решение суда основано на предположении, что ею могли осуществляться функции государственного управления в отношении организации АО КБ «Пойдем!». Указывает, что ее полномочия как **** были ограничены по территориальному признаку, в ее ведении находились исполнительные производства в отношении должников, местонахождение которых расположено в Тракторозаводском районе г.Челябинска. АО КБ «Пойдем!» расположено в Калининском районе г.Челябинска. Считает, что установленные судом первой инстанции обстоятельства того, что в период замещения должности **** Тракторозаводского РОСП г.Челябинска ею осуществлялись функции государственного управления организационной, хозяйственной и финансовой деятельностью АО КБ «Пойдем!» являются недоказанными, в связи с тем, что АО КБ «Пойдем!» выступало в качестве взыскателя по

2


исполнительным производствам, находящимся в ее ведении, а полномочия судебного пристава-исполнителя, предусматривающие функции государственного управления не распространяются на взыскателей по исполнительному производству

Представитель третьего лица АО Коммерческий банк "Пойдем!" о времени и месте рассмотрения дела извещен, в суд апелляционной инстанции не явился, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ч.1 ст.64.1 Трудового кодекса РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.3.1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3


В соответствии со ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что 06 февраля 2014г. ФИО1 была назначена на должность федеральной государственной гражданской службы **** Тракторозаводского районного отдела судебных приставов г.Челябинска, уволена с государственной гражданской службы 28 марта 2016г. по инициативе гражданского служащего. 18 октября 2016г. ФИО1 принята на работу в АО КБ «Пойдем!» на должность **** АО КБ «Пойдем!» (л.д.24-31, 103-110).

Согласно должностной инструкции **** АО КБ «Пойдем!» основными задачами **** являются, организация взаимодействия с ФССП по возврату просроченной задолженности физических лиц. Минимизация объема просроченной задолженности физических лиц. В функции главного специалиста по исполнительному производству, в том числе входит осуществление действий по взысканию просроченной задолженности с клиентами банка, в том числе проведение переговоров с заемщиком и его контактными лицами, осуществление выезда в места их проживания и работы совместно с сотрудниками ФССП. Взаимодействие с сотрудниками ФССП -запрос сведений о ходе исполнительного производства, передача и регистрация

4


новых исполнительных листов в органы ФССП, отзыв исполнительного листа, подготовка актов о невозможности взыскания (л.д.12-13, 101-102).

20 октября 2016г. АО КБ «Пойдем!» направило в адрес УФССП России по Челябинской области уведомление, согласно которому АО КБ «Пойдем!» сообщает, что 18 октября 2016г. заключило трудовой договор с ФИО1, согласно которому ФИО1 принята в АО КБ «Пойдем!» на должность **** (л.д.83).

Согласно заключению начальника отдела противодействия коррупции УФССП России по Челябинской области ФИО1 не обращалась в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов о даче разрешения на замещение должности в АО КБ «Пойдем!» (л.д.77-78).

02 ноября 2016г. УФССП России по Челябинской области направило в адрес ФИО1 уведомление, согласно которому ФИО1 приглашается принять участие в заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Также сообщено, что на комиссии планируется рассмотрение уведомление АО КБ «Пойдем!» о ее трудоустройстве на должность **** (л.д.75-76).

Согласно выписке из протокола заседания комиссии УФССП России по Челябинской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от 15 ноября 2016г.на заседании комиссии было рассмотрено уведомление АО КБ «Пойдем!» о заключении трудового договора с бывшим **** Тракторозаводского районного отдела судебных приставов г.Челябинска ФИО1 Комиссией было установлено, что ФИО1 в период прохождения государственной гражданской службы в должности **** Тракторозаводского районного отдела судебных приставов г.Челябинска в течение 2013-2016 г.г. до своего увольнения вела 291 исполнительное производство, где в качестве взыскателя выступало АО КБ «Пойдем!». Комиссией принято решение том, что замещение ФИО1 на условиях трудового договора должности в АО КБ «Пойдем!» нарушают требования ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Комиссия рекомендовало руководителю Управления проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и АО КБ «Пойдем!» (л.д.7-11, 70-73).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 в должности **** осуществляла исполнительные действия в

5


отношении АО КБ «Пойдем!», то есть функции государственного управления данной организации, законодатель причислил судебных приставов-исполнителей к числу государственных служащих, обязанных получать согласие специализированной комиссии при трудоустройстве в организации, в отношении которых они осуществляли функции государственного управления.

Судебная коллегия полагает такие выводы суда правильными, так как они основаны на имеющихся доказательствах по делу и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы истца ФИО1 о том, что во время осуществления ею обязанностей **** Тракторозаводского РОСП г.Челябинска, постановления и требования, обязательные для исполнения АО КБ «Пойдем!» ею не издавались и не предъявлялись, что ее полномочия как **** были ограничены по территориальному признаку, в ее ведении находились исполнительные производства в отношении должников, местонахождение которых расположено в Тракторозаводском районе г.Челябинска, АО КБ «Пойдем!» расположено в Калининском районе г.Челябинска, что АО КБ «Пойдем!» выступало в качестве взыскателя по исполнительным производствам, находящимся в ее ведении, а полномочия судебного пристава-исполнителя, предусматривающие функции государственного управления не распространяются на взыскателей по исполнительному производству, являются несостоятельными, поскольку материалами дела подтверждается, что ФИО1 в должности **** осуществляла исполнительные действия в отношении АО КБ «Пойдем!», то есть функции государственного управления данной организации.

Исходя из положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", обязанность, предусмотренная частью 2 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции, распространяется на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, либо в перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного Перечня.

Указом Президента РФ от 18.05.2009 г. № 557 утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на

6


которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В данный перечень включены судебные приставы-исполнители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов РФ.

Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Должность судебного пристава-исполнителя районного отделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов поименована в перечне должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Следовательно, трудоустройство ФИО1 в АО КБ «Пойдем!» возможно, лишь в случае получения соответствующего разрешения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Доводы апелляционной жалобы какими-либо объективными доказательствами не подтверждены, основаны на иной оценке имеющихся в деле доказательств и произвольном толковании норм материального права,

7


фактически сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и не содержат правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Челябинска от 10 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8