ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-5962/2018 от 04.05.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11 -5962/2018 Судья Карипова Ю.Ш.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 мая 2018 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Галимовой P.M.,

судей Козиной Н.М., Скрябиной СВ.

при секретаре Уржумцевой СЮ.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 07 февраля 2018 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области о признании права на досрочное пенсионное обеспечение.

Заслушав доклад судьи Галимовой P.M. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца ФИО1, возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области № 1081388/17 от 01 декабря 2017 года об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости; возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права -с 03 декабря 2017 года, взыскании расходов по уплате государственной пошлины и юридических услуг (л.д. 6-7).

В обоснование иска истец указала, что 20 ноября 2017 года обратилась в Управление пенсионного фонда в Кунашакском районе с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с наличием статуса проживающей в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк», предоставила все


необходимые документы. Решением ГУ УПФР от 01 декабря 2017 года ей было отказано в назначении пенсии в связи с не подтверждением факта проживания на загрязненной территории с 1 января 1997 года. С решением ответчика не согласна, так как она достигла возраста 50 лет, не меняла своего места жительства - с 1991 года постоянно проживала в ***, затем в 1993 году семье была предоставлена квартира на станции ***, где она и проживает по сей день.

Истец ФИО1 в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Кунашакском районе - ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Суд вынес решение об удовлетворении исковых требований, признал незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Кунашакском районе № 1081388/17 от 01 декабря 2017 года об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости.

На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Кунашакском районе Челябинской области возложена обязанность назначить ФИО1 досрочно страховую пенсию по старости с 03 декабря 2017 года в связи с проживанием более 15 лет в населенном пункте, подвергшемся радиоактивному загрязнению.

Взыскал с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Кунашакском районе в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей, расходы за составление иска 2000 рублей, за услуги представителя 3000 рублей.

В апелляционной жалобе УПФР просит решение суда отменить. Указывает, судом не учтено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста предоставляется за факт проживания на загрязненной территории в определенный законом период, непосредственно следовавший за аварией, когда проводилась эвакуация населения и основные защитные мероприятия загрязненной территории, дополнительная величина снижения пенсионного возраста зависит от продолжительности проживания в соответствующей зоне, при этом Федеральный закон от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ не содержит самостоятельных норм, регулирующих порядок пенсионного обеспечения граждан, подвергшихся воздействию радиации, данный закон содержит отсылочные нормы к Закону РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1, в связи с этим период проживания на загрязненной территории вдоль реки Теча составляет с 1949 года по 1962 год; суд не учел, что согласно справке администрации Муслюмовского сельского поселения Кунашакского района Челябинской области от 21 марта 2017 года № 258 ФИО1 проживала в с.Муслюмово с 01 сентября 1991 г. по 31 декабря 1996 г., который был зачтен ответчиком как проживание в населенном

2


пункте, подвергшимся радиоактивному воздействию, а с 01 января 1997 года истица зарегистрирована в пос.Муслюмово, железнодорожная станция, при этом пос.Муслюмово, железнодорожная станция не входят в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 04 апреля 1994 года № 430-р, изменений и дополнений в указанное распоряжение Правительства РФ не внесено; с учетом зачтенного ответчиком периода проживания ФИО1 в с.Муслюмово, истица имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на 1 год, то есть право на пенсию возникнет в возрасте 54 лет; судом не учтено, что ФИО1 в 2009-2010 г.г. воспользовалась правом на отселение из Муслюмово в соответствии с п.7 части 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области - без удовлетворения (л.д. 187-188).

Ответчик о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещен заказной почтовой корреспонденцией с обратным уведомлением (л.д. 199), в суд апелляционной инстанции представитель не явился, причины неявки не сообщил, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом, Конституция Российской Федерации относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к исключительной компетенции законодателя (статья 7, часть 1; статья 39, части 1 и 2).

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

3


В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" на граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), распространяются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 7 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", постоянно проживающих (работающих) с 26 апреля 1986 года в зоне проживания с правом на отселение.

Согласно статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые

4


одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 -18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

В силу статьи 33 этого же Закона гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7 части первой статьи 13 настоящего Закона), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" право определять перечни населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, предоставлено Правительству Российской Федерации.

Во исполнение требований законодателя распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 1994 года N 430-р село Муслюмово и станция Муслюмово Челябинской области были отнесены к населенным пунктам, где среднегодовая эквивалентная доза облучения составляет свыше 1 мЗв.

5


Как следует из материалов дела, ФИО1, *** года рождения, имеет статус лица, проживающего в населенном пункте Муслюмово, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и ей предоставлено право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п.7 ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается удостоверением, выданным Правительством Челябинской области 17 марта 2000 года (л.д. 12).

20 ноября 2017 года ФИО1 обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 45-49).

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда в Кунашакском районе № 1081388/17 от 01 декабря 2017 года (л.д. 8) ФИО1 отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием права на досрочный выход на пенсию на момент обращения.

Из указанного решения следует, что продолжительность страхового стажа заявителя - 9 лет 11 месяцев 01 день. Из справки Муслюмовского сельского поселения № 258 от 21 марта 2017 г. следует, что ФИО1 проживала в селе Муслюмово с 01 сентября 1991 года по 31 декабря 1996 года, в пос. Муслюмово ж.д. ст. с 01 января 1997 года по настоящее время.

Однако проживание в пос. Муслюмово ж.д. ст. с 01 января 1997 года по настоящее время ФИО1 не может быть учтено, т.к. пос. Муслюмово ж.д.ст. согласно распоряжения Правительства РФ от 04 апреля 1999 года № 430-Р не отнесено к населенным пунктам, где среднегодовая эквивалентная доза облучения составляет свыше 1 мЗв. Учитывая проживание ФИО1 в селе Муслюмово с 01 сентября 1991 г. по 31 декабря 1996 г. - всего 5 лет 3 месяца 10 дней, право на пенсию у заявителя возникнет при достижении 54 лет.

Согласно архивных справок администрации Муслюмовского сельского поселения Кунашакского муниципального района №800 от 12 декабря 2017 года (л.д. 19), № 258 21 марта 2017 года (л.д.60) ФИО1 проживала в с. Муслюмово с 01 сентября 1991 г. по 31 декабря 1996 г. и зарегистрирована в пос. Муслюмово ж.-д.ст. с 01 января 1997 года по настоящее время.

Сведения о проживании ФИО1 в селе Муслюмово и станции Муслюмово (пос. Муслюмово ж.д. станция) также подтверждены справкой серии «Ч» № 033094, выданной 29 июня 1994 года ФИО1 (л.д. 29), копией её паспорта образца СССР серии ***года с указанием о регистрации по месту жительства в с.

6


Муслюмово с 1992 года (л.д. 28); ордером на предоставление жилья супругу истицы (л.д. 23) и постановлением № 5-п от 18 февраля 1999 года об утверждении решения жилищной комиссии о предоставлении жилья семье*** с супругой ФИО1 и детьми по адресу *** (л.д. 24), домовой книгой (л.д. 21-22).

Согласно справке администрации Муслюмовского сельского поселения Кунашакского муниципального района № 801 от 12 декабря 2017 года (л.д. 20) станция Муслюмово Кунашакского района Челябинской области и поселок Муслюмово железнодорожная станция Кунашакского района Челябинской области являются одним и тем же населенным пунктом, переименованным согласно постановлению Челябинской областной Думы от 25 января 1996 года N 361 «Об издании справочника административно-территориального деления Челябинской области».

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 с 1991 года по настоящее время, то есть более 15 лет проживает в поселке Муслюмово, железнодорожной станции Муслюмово (до 1996 года именовавшейся станция Муслюмово), которые отнесены к загрязненной от радиации территории вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, статус проживающей в населенном пункте, подвергшемся радиоактивному загрязнению, подтвержден государством выдачей истцу удостоверения о праве на льготы, в связи с чем суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания за истцом права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со ст.ЗЗ Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, то есть с даты достижения истцом возраста 50 лет.

Указанные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе, поэтому являются правильными.

Доводы апелляционной жалобы УПФР о непринятии судом во внимание, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста предоставляется за факт проживания на загрязненной территории в определенный законом период, непосредственно следовавший за аварией, когда проводилась эвакуация населения и основные защитные мероприятия загрязненной территории, дополнительная величина снижения пенсионного возраста зависит от продолжительности проживания в соответствующей зоне, при этом Федеральный закон от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ не содержит самостоятельных норм, регулирующих порядок пенсионного обеспечения граждан, подвергшихся воздействию радиации, данный Закон

7


содержит отсылочные нормы к Закону РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1, в связи с этим период проживания на загрязненной территории вдоль реки Теча составляет с 1949 года по 1962 год; не являются основанием к отмене решения суда, так как факт проживания истца на загрязненной от радиации территории более 15 лет подтвержден доказательствами, приведенными выше, что дает право на снижение пенсионного возраста на 1 год за каждые 3 года проживания, то есть на 5 лет в общей сложности.

Доводы апелляционной жалобы УПФР о непринятии судом во внимание, что согласно справке администрации Муслюмовского сельского поселения Кунашакского района Челябинской области от 21 марта 2017 года № 258 ФИО1 проживала в с.Муслюмово с 01 сентября 1991 г. по 31 декабря 1996 г., который был зачтен ответчиком как проживание в населенном пункте, подвергшимся радиоактивному воздействию, а с 01 января 1997 года истица зарегистрирована в пос.Муслюмово, железнодорожная станция, при этом пос.Муслюмово, железнодорожная станция не входят в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 04 апреля 1994 года № 430-р, изменений и дополнений в указанное распоряжение Правительства РФ не внесено; с учетом зачтенного ответчиком периода проживания ФИО1 в с.Муслюмово, истица имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на 1 год, то есть право на пенсию возникнет в возрасте 54 лет; не состоятельны, так как указанным распоряжением Правительства РФ к населенным пунктам, где среднегодовая эквивалентная доза облучения составляет свыше 1 мЗв, отнесено как село Муслюмово, так и станция Муслюмово; как было указано выше, станция Муслюмово в настоящее время именуется как железнодорожная станция на основании постановления Челябинской областной Думы от 25 января 1996 года N 361 «Об издании справочника административно-территориального деления Челябинской области», в связи с чем суд обоснованно зачел в период проживания на загрязненной от радиации территории время проживания истицы на ж.д. станции Муслюмово после 01 января 1997 года.

Доводы апелляционной жалобы УПФР о непринятии судом во внимание, что ФИО1 в 2009-2010 г.г. воспользовалась правом на отселение из Муслюмово в соответствии с п.7 части 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1, не состоятельны, так как даже при исчислении периода проживания истицы на загрязненной от радиации территории до 2009 года, продолжительность этого периода с 01 сентября 1991 года составляет более 15 лет. Кроме того, договор купли-продажи жилого дома на снос по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, ***3 между ***и Фондом содействия отселению жителей села Муслюмово Кунашакского района

8


Челябинской области был заключен 06 июля 2010 года (л.д. 156-157), при этом брак истицы и ***был прекращен 06 августа 1999 года, что подтверждено свидетельством о расторжении брака <...> от 29 ноября 2000 г. (л.д. 13), по указанному адресу, согласно договору, на момент отселения был зарегистрирован только сам ***., а истица фактически проживает с 1997 года по настоящее время по адресу: *** (л.д. 60, 120).

В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено.

Руководствуясь ст.ст.327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 07 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

9