ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-6297/17 от 23.05.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ 11-6297/2017

Судья Чумаченко А.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судей

при секретаре

Шушкевич О.В.

ФИО1, ФИО2. ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании 23 мая 2017 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Саткинского городского суда Челябинской области от 28 февраля 2017 года по иску ФИО4 к Администрации Бакальского городского поселения о признании незаконными распоряжения, решения комиссии по подтверждению стажа муниципальным служащим, возложении обязанности включить в стаж муниципальной службы периоды работы.

Заслушав доклад судьи Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратилась с иском к Администрации Бакальского городского поселения о признании незаконными распоряжения от 07 ноября 2016 года № ****, решения комиссии по подтверждению стажа муниципальным служащим от 07 ноября 2016 года № 3, возложении обязанности включить в стаж муниципальной службы периоды работы в **** с 01 октября 1999 года по 01 мая 2000 года в должности ****, с 01 мая 2000 года по 01 августа 2001 года в должности ****.

В обосновании заявленных требований истец указала, что в настоящее время работает в должности ****. 11 октября 2016 года обратилась с заявлением о включении указанных спорных периодов трудовой деятельности в стаж муниципальной службы, однако, ответчиком отказано в удовлетворении ее заявления. Считает отказ незаконным, поскольку обязанности **** и **** аналогичны обязанностям начальника (руководителя) бригады (группы), предусмотренным Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Министерства труда социального развития РФ от 21 августа 1998 года № 37. Возможность


включения в стаж муниципальной службы периодов работы на должностях руководителей в соответствии с указанным Квалификационным справочником предусмотрена п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона Челябинской области от 30 мая 2007 года № 144-30 «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области».

В судебном заседании истец ФИО4, ее представитель ФИО5 на удовлетворении исковых требований настаивали.

Представитель ответчика Администрации Бакальского городского поселения ФИО6 против исковых требований возражал.

Представитель третьего лица Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Саткинском районе Челябинской области в судебное заседание при надлежащем извещении не явился.

Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.

В апелляционной жалобе ФИО4 просит решение суда отменить ввиду его незаконности в связи с неправильным применением норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на то, что протокол заседания комиссии от 07 ноября 2016 года, решение комиссии от 07 ноября 2016 года № 3 и распоряжение от 07 ноября 2016 года № **** не содержат конкретных норм права и выводов, на основании которых принято решение. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 21 августа 1998 года № 37, не содержит должности ****, ****, поддержав незаконную позицию ответчика, тогда как такая должность, как «****», предусмотрена Квалификационным справочником должностей и руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 20 декабря 2002 года № 82. Находит несостоятельным вывод суда о том, что должностная инструкция **** предусматривает иные обязанности работника и иные требования к квалификации, чем обязанности начальника (руководителя) бригады (группы). Считает, что должность **** является руководящей должностью, при этом то обстоятельство, что должность **** имеет узкую специфику, не означает, что он является руководителем отдельной группы рабочих (бригады). Полагает, что судом необоснованно не применены нормы п. 20 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за


3

выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 20 сентября 2010 года № 1141, поскольку возможность его применения вытекает из ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Указывает на нарушение судом норм процессуального права в части того, что описательная часть решения суда не содержит ссылку на участие в судебном заседании Главы администрации Бакальского городского поселения С,С.Г., а также его позицию по настоящему делу, что ведет к нарушению ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении».

Истец ФИО4, представитель ответчика Администрации Бакальского городского поселения, представитель третьего лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Саткинском районе Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что ФИО4 с 25 марта 2002 года работает в администрации г. Бакала (с 01 января 2006 года в администрации Бакальского городского поселения), с 01 ноября 2007 года занимает должность **** (л.д. 9-11).

11 октября 2016 года ФИО4 обратилась с заявлением о включении в стаж муниципальной службы периодов работы в ОАО «Бакальское рудоуправление» с 01 октября 1999 года по 01 мая 2000 года в должности ****, с 01 мая 2000 года по 01 августа 2001 года в должности ****.

Протоколом заседания комиссии по подтверждению стажа муниципальным служащим администрации Бакальского городского поселения от 07 ноября 2016 года №3, распоряжением главы Бакальского городского поселения от 07 ноября 2016 года № **** ФИО4 отказано во включении в стаж муниципальной службы указанных периодов работы (л.д. 7, 8).


Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку занимаемая истцом в спорный период должность не относится к муниципальным должностям, а также к руководящим должностям, предусмотренным Квалификационным справочником от 21 августа 1998 года №37.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права.

Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; государственных должностей РФ и государственных должностей субъектов РФ; должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; иных должностей в соответствии с федеральными законами.

В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в ч. 1 данной статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами (ч. 3 ст. 25).

Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта РФ (ч. 4 ст. 25).

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Челябинской области от 30 июня 2007 года № 144-30 «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» (в редакции Закона Челябинской области от 05 апреля 2016 года № ЗЗО-ЗО) (далее Закон Челябинской области) в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения:

1) должностей муниципальной службы;

2) муниципальных должностей;

3) государственных должностей РФ и государственных должностей субъектов РФ;

4) должностей государственной гражданской службы РФ, воинских должностей и должностей федеральной государственной гражданской службы иных видов;

5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.


5

Согласно ч. 3 ст. 13 Закона Челябинской области в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются):

1) периоды замещения должностей, указанных в ч. 1 данной статьи;

2) периоды замещения должностей, включаемые (засчитываемые) в стаж государственной гражданской службы в соответствии с Указом Президента РФ от 20 сентября 2010 года № 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», за исключением пп. "к" п. 14 данного Указа;

3) периоды замещения должностей руководителей и специалистов в органах местного самоуправления (до установления муниципальных должностей муниципальной службы);

4) периоды замещения должностей руководителей и специалистов в избирательных комиссиях муниципальных образований, действовавших на постоянной основе до 1 июня 2007 года (дня вступления в силу Федерального закона «О муниципальной службе в РФ»);

5) время обучения работников органов государственной власти и местного самоуправления в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, если они работали в этих органах до поступления на учебу;

6) время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, приходящегося на период государственной, муниципальной службы;

7) иные периоды в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Между тем, Положением о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Бакальского городского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области от 09 сентября 2009 года №24, копия которого представлена по запросу суда апелляционной инстанции, не предусмотрено включение в стаж муниципальной службы периодов работы на иных руководящих должностях.

Из указанного Положения следует, что пенсия за выслуг улет назначается лицам, имеющим стаж муниципальной службы в Бакальском городском поселении не менее 15 лет, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности Бакальского городского поселения, учрежденные Законом Челябинской области и включенные в реестр должностей муниципальной службы (п. 2). В стаж муниципальной службы включается время работы на муниципальных и государственных должностях в соответствии с законодательством РФ и Челябинской области.


6

В соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области к должностям муниципальной службы относятся должности в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Челябинской области, утверждаемым законом Челябинской области.

Реестр должностей муниципальной службы в Челябинской области, утвержденный Законом Челябинской области от 28 июня 2007 года № 153-30, не содержит должностей руководителей, специалистов и служащих иных предприятий, учреждений и организаций.

Закон Челябинской области в редакции, применяемой к правоотношениям, возникшим до 01 января 2016 года, а именно п. 5 ч. 1 ст. 13 предусматривал, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на должностях руководителей в соответствии с Квалификационным справочником от 21 августа 1998 года № 37. В стаж муниципальной службы засчитывается не более 5 лет работы на указанных должностях.

Между тем, должности **** и **** Квалификационным справочником от 21 августа 1998 года № 37 не предусмотрены.

Поскольку должности **** и **** к муниципальным должностям не относятся, Квалификационным справочником от 21 августа 1998 года № 37 не предусмотрены, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения иска.

Доводы апелляционной жалобы о том, что должность «****», предусмотрена Квалификационным справочником должностей и руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 20 декабря 2002 года № 82, указанная должность является руководящей, должностные обязанности **** аналогичны обязанностям начальника (руководителя) группы (бригады), о незаконности решения суда не свидетельствуют.


7

Оснований для расширительного толкования п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона Челябинской области от 30 июня 2007 года № 144-30 у суда не имелось.

Доводы истца о том, что протокол заседания комиссии от 07 ноября 2016 года, решение комиссии от 07 ноября 2016 года № 3 и распоряжение от 07 ноября 2016 года № **** не содержат конкретных норм права и выводов, на основании которых принято решение, не являются основанием для отмены решения суда. Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о законности принятого ответчиком решения. Выводы суда сделаны на основании правильно и полно установленных юридически значимых обстоятельств по делу, при верном применении норм материального права, судебная коллегия с ними согласна.

Ссылка истца на то, что судом необоснованно не применены нормы п. 20 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 20 сентября 2010 года № 1141, поскольку возможность его применения вытекает из ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», не может служить основанием для отмены постановленного судом решения.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ обеспечивается посредством учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы, соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

Согласно п. 20 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 20 сентября 2010 года № 1141, отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, засчитываются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в порядке, определяемом Правительством РФ.


8

f

Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Как следует из п. 9 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 декабря 2011 года № 1648н, решение о включении в стаж государственной гражданской службы периодов работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, принимается Минздравсоцразвития по согласованию с Министерством финансов РФ по представлению руководителя федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы, на основании заявления гражданина и документов, подтверждающих выполняемые трудовые (служебные) обязанности.

Доказательств того, что в Бакальском городском поселении был утвержден порядок включения в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы муниципальным служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы, материалы дела не содержат.

Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для применения положений указанного Перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 20 сентября 2010 года № 1141.

Поскольку правовых оснований для включения в стаж муниципальной службы спорных периодов работы в должности **** и **** не имеется, доводы истца о соответствии должностных обязанностей **** и начальника (руководителя) бригады (группы) правового значения не имеют и не могут повлечь отмены обжалуемого решения суда.

Являются необоснованными доводы истца о нарушении судом норм процессуального права, поскольку описательная часть решения суда не содержит указания на участие в судебном заседании Главы администрации Бакальского городского поселения С,С.Г., а также его позицию по настоящему делу, что ведет к нарушению ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 10 постановления Пленума Верховного


9

суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении».

В соответствии со ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ решение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Описательная часть решения должна содержать в себе указание на требования истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле.

Данная норма не содержит указания на необходимость подробного изложения доводов сторон в решении суда. Полностью пояснения сторон отражаются в протоколе судебного заседания, на который, в случае несогласия с ним, лица, участвующие в деле, имеют право принести замечания.

Из материалов дела следует, что сведения об участии в судебном заседании 28 февраля 2017 года представителя ответчика Администрации Бакальского городского поселения ФИО6, а также его мнение по иску в решении суда отражены, пояснения С,С.Г., данные им в судебном заседании, состоявшемся 13 февраля 2017 года, зафиксированы в протоколе судебного заседания.

При этом судебная коллегия отмечает, что пояснения С,С.Г. о том, что ранее приобретенный опыт для работы истца необходим и нужен, в отсутствие утвержденного порядка включения в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов работы в должностях руководителей, специалистов и служащих предприятий, учреждений, организаций правового значения не имеет и на выводы суда повлиять не могли.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана соответствующая правовая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:


10

Решение Саткинского городского суда Челябинской области от 28 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи