ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-666/14 от 21.01.2014 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      Дело№ 11-666/2014

                  Судья: Мохначева С.Л.

                      АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        Судебная коллегия по гражданским       делам Челябинского областного суда в составе:

        председательствующего судьи       Родиной А.К.,

        судей Савельевой Л.А.,       Чертовиковой Н.Я.

        при секретаре Рзаевой       О.В.

        рассмотрела в открытом судебном       заседании в городе Челябинске 21 января 2014 года гражданское дело по       апелляционной жалобе Министерства образования и науки Челябинской области       на решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 26       августа 2013 года.

        Заслушав доклад судьи Родиной       А.К. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, представителя       Минобразования и науки Челябинской области, поддержавшего доводы жалобы,       прокурора Соколову Н.Ф., а также представителей Администрации и Управления       образования Чебаркульского муниципального района о правомерности решения,       судебная коллегия

        УСТАНОВИЛА:

        Чебаркульский городской прокурор       в интересах несовершеннолетнего Т.А.А., **** года рождения, обратился с иском к Администрации       Чебаркульского муниципального района, Минобразования и науки Челябинской       области, МОУ «**** с. Сарафаново» о возложении обязанности обеспечить доступ к       специализированным образовательным ресурсам сети Интернет посредством       компьютерной системы дистанционного образования, оплатив за счет средств       областного бюджета услуги доступа к сети Интернет с 01 сентября 2013 года       на период обучения в образовательном учреждении.

        В обоснование требований указал,       что несовершеннолетний Т.А.А.       является ребенком-****,       согласно индивидуальной программе реабилитации Т.А.А. для реализации возможности получения       полного общего образования необходимо обучение в общеобразовательной школе       при условии получения образования на дому по очной форме. Для       дистанционного обучения Т.А.А. на дому по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район,       д. Десятилетие, ул. ****, **** установлена специализированная       компьютерная и периферийная техника, оборудование, однако доступ к сети       Интернет и к образовательным ресурсам не обеспечен. Порядок воспитания и       обучения детей-инвалидов являются расходными обязательствами бюджетов       субъектов Российской Федерации.

        Представители соответчиков,       третьих лиц - Управления образования Администрации Чебаркульского       муниципального района и ООО

                      «ПРЕСТИЖ-ИНТЕРНЕТ» не возражали       относительно удовлетворения заявленных требований за счет средств       областного бюджета. Пояснили, что оборудование, необходимее для обучения       Т.А.А. на дому, у него       установлено, ОАО «Ростелеком» заключен государственный контракт на       предоставление доступа к сети Интернет по программе обучения       детей-инвалидов, однако субсидий на оплату Интернета из Минобразования не       поступало.

        Суд принял решение об удовлетворении иска.

        В апелляционной жалобе       Минобразование просит об отмене решения, указывая на неправильное       применение судом норм материального права в части возложения обязанности       по финансированию услуг доступа к сети Интернет на бюджет Челябинской       области. Ссылается на то, что в соответствии с внесенными изменениями с 01       сентября 2013 года к расходным обязательствам субъектов Российской       Федерации относится только компенсация затрат родителей детей-инвалидов на       обучение детей, тогда как обучение на дому детей-инвалидов, зачисленных в       муниципальные образовательные учреждения, является расходным       обязательством бюджета соответствующего муниципального района или       городского округа.

        Истец Т.А.А. и его законный представитель ФИО1, представители третьих лиц - Правительства Челябинской области, МОУ       «**** с. Сарафаново», ООО       «ПРЕСТИЖ-ИНТЕРНЕТ», ООО «КИТ Интерактив», ОАО «Ростелеком» не приняли       участия в суде апелляционной инстанции, извещены надлежащим образом.       ФИО1 направила письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое       отсутствие (л.д. 62, 64-67, 69, 70, 73-75). Информация о рассмотрении дела       заблаговременно была размещена на официальном сайте Челябинского       областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании статей 167,       327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по       тексту ГПК РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их       отсутствие.

        Изучив материалы дела, проверив       доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для       отмены решения по доводам жалобы.

        Как следует из материалов дела,       несовершеннолетний Т.А.А.,       является ребенком - инвалидом, проживает по адресу: Челябинская область,       Чебаркульский район, д. Десятилетие, ул. ****, ****,       обучается в МОУ «**** с. Сарафаново»       по очной форме обучения.

        В целях реализации индивидуальной       программы реабилитации и обучения Т.А.А. на дому ему установлены базовое рабочее место ребенка - ****, спутниковое оборудование для       доступа к сети Интернет по программе дистанционного обучения детей - ****, выделен канал связи,       организовано подключение к сети Интернет. Указанные мероприятия       осуществлены в рамках областной целевой программы реализации национального       проекта «Образование в Челябинской области на 2009 -       2012

                      годы», утвержденной       постановлением Правительства Челябинской области от 20 ноября 2009 года №       298-П за счет средств областного бюджета. В связи с отсутствием оплаты       интернет - трафика предоставление данных услуг связи       приостановлено.

        Статья 5 Закона Российской       Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 устанавливает       государственные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного,       начального общего, основного общего и среднего (полного) общего       образования.

        В целях реализации права на       образование граждан с отклонениями в развитии государство создает условия       для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной       адаптации на основе специальных педагогических подходов.

        Дополнительные гарантии прав       детей-инвалидов на образование установлены Федеральным законом от 24       ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской       Федерации".

        В соответствии со ст. 18       указанного Федерального закона в редакции, действующей на момент принятия       обжалуемого решения, образовательные учреждения совместно с органами       социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают       образование детей - инвалидов, получение ими среднего общего образования в       соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. При       невозможности осуществлять воспитание и обучение детей - инвалидов в общих       или специальных общеобразовательных учреждениях органы управления       образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия       родителей обучение детей - инвалидов по полной общеобразовательной или       индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и обучения детей -       инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти       цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов       Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов       субъектов Российской Федерации. Воспитание и обучение детей -инвалидов в       дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными       обязательствами субъектов Российской Федерации.

        Согласно п. 4 "Порядка       использования дистанционных образовательных технологий", утвержденного       приказом Минобрнауки РФ от 06 мая 2005 года N 137, образовательное       учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных       законодательством Российской Федерации формах получения образования или       при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и       практических занятий, практик (за исключением производственной практики),       текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

        Согласно п. 8 Постановления       Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка воспитания и       обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных       учреждениях" от 18 июля 1996 года N

                      з

                      861, родителям, имеющим       детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому       самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в       размерах, определяемых государственными и местными нормативами       финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или       муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.       Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания       ребенка-инвалида на дому и в негосударственном образовательном учреждении,       сверх установленного норматива финансирования производятся родителями       (законными представителями) (п. 9).

        Постановлением Правительства       Челябинской области от 27 сентября 2012 года за № 520-2-П утверждена       Областная целевая программа «Развитие информационного общества в       Челябинской области на 2013 - 2015 годы». Одним из направлений данной       Программы является внедрение информационных технологий в целях повышения       качества жизни населения Челябинской области, к задачам которого в числе       прочего отнесено подключение к сети Интернет рабочих мест для       детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное       обучение детей-инвалидов, и оплата данных услуг (пункты 9,       10).

        В соответствии с Условиями       предоставления и методикой расчета субсидий на подключение к сети Интернет       рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников,       осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, и оплату интернет -       трафика, для предоставления указанных субсидий Министерством образования и       науки Челябинской области осуществляется отбор муниципальных образований.       С этой целью министерство в срок до 25 октября текущего года осуществляет       сбор документов от муниципальных образований на предоставление субсидий и       определяет получателей субсидии в срок до 1 ноября текущего года. В свою       очередь, муниципальные образования предоставляют в министерство в срок до       25 октября текущего года соответствующий пакет документов. В том числе,       заявку на предоставление субсидий, содержащую информацию о количестве       детей-инвалидов, участвующих в дистанционном образовании, количестве       месяцев предоставления им доступа к сети Интернет в текущем году;       количестве педагогических работников, участвующих в дистанционном       образовании детей-инвалидов, и количество месяцев предоставления им       доступа к сети Интернет в текущем году; расчет потребности в средствах на       подключение к сети Интернет и оплату интернет - трафика на текущий       финансовый год. Министерство формирует перечень получателей субсидий и       представляет на утверждение Правительству Челябинской области       распределение субсидий местным бюджетам между муниципальными       образованиями. В течение 30 календарных дней со дня вступления в силу       постановления Правительства Челябинской области о распределении субсидий       местным бюджетам на перечисление субсидий местным бюджетам Министерство       образования и науки Челябинской области формирует     заявки

                      4

                      и представляет их в Министерство       финансов Челябинской области. Министерство финансов Челябинской области не       позднее 3 рабочих дней со дня получения заявок организует перечисление       субсидий на счета, открытые в Управлении Федерального казначейства по       Челябинской области, для кассового обслуживания исполнения местных       бюджетов.

        Из материалов дела усматривается,       что заявки на предоставление субсидий на подключение к сети Интернет       рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников,       осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, и оплату интернет -       трафика направлялись Управлением образования администрации Чебаркульского       муниципального района в Минобрнауки 14 сентября 2012 и 24 июня 2013 года.       Однако на момент рассмотрения дела судом первой инстанции испрашиваемые       субсидии на оплату интернет - трафика не поступали (т. 1 л.д. 16-об., 17,       31, 32, 34, 35, 40, 178, 181, 182).

        Из представленных в суд       апелляционной инстанции документов следует, что постановление «О       распределении в 2013 году субсидий местным бюджетам на оплату услуг по       передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет детей-инвалидов и       педагогических работников» было принято Правительством Челябинской области       12 декабря 2013 года за № 523-п. В соответствии с данным постановлением       Чебаркульскому муниципальному образованию в 2013 году была выделена       субсидия в размере **** рублей.       Согласно платежному поручению денежные средства в указанном размере       поступили на счет муниципального учреждения «Чебаркульское районное       управление образования» только 30 декабря 2013 года (т. 2 л.д.       80-83).

        При таких обстоятельствах, на       основании приведенных положений закона, суд первой инстанции пришел к       обоснованному выводу о необходимости возложения обязанности по оплате       интернет - трафика и предоставлению доступа к сети Интернет на       Администрацию Чебаркульского городского округа и МОУ «**** д. Сарафаново» за счет средств бюджета       Челябинской области.

        Доводы жалобы о неправильном       применении судом норм материального права в части возложения обязанности       по финансированию доступа к сети Интернет на бюджет Челябинской области,       поскольку в соответствии с внесенными изменениями с 01 сентября 2013 года       к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации относится только       компенсация затрат родителей детей-инвалидов на обучение детей на дому,       подлежат отклонению.

        В соответствии с Федеральным       законом от 02 июля 2013 года № 185-ФЗ статья 18 Федерального закона "О       социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признана утратившей       силу.

        На основании ст. 4 Гражданского       кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют       обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в       действие. Действие закона

                      5

                      распространяется на отношения,       возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо       предусмотрено законом.

        Согласно ст. 163 Федеральный       закон от 02 июля 2013 года № 185-ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2013       года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен       иной срок вступления их в силу. К данным положениям редакция ст. 18       Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"       не относится.

        Обжалуемое решение было принято       судом 26 августа 2013 года (т. 2 л.д. 4-13), соответственно, положения       Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"       применены в редакции Федеральных законов от 02 июля 2013 года № 168-ФЗ и №       183-ФЗ, действующей на момент принятия решения (с 14 июля 2013       года).

        Более того, иная редакция       указанного Федерального закона (в соответствии с Федеральным законом от 02       июля 2013 года № 185-ФЗ) не содержит положений, отличных от прежней       редакции в части возмещения затрат на обучение детей - инвалидов на дому.       Так, согласно ст. 19 Федерального закона в редакции Федерального закона от       02 июля 2013 года № 185-ФЗ, размеры компенсации затрат родителей (законных       представителей) детей - инвалидов на организацию обучения по основным       общеобразовательным предметам на дому определяются законами и иными       правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными       обязательствами субъектов Российской Федерации. Аналогичным образом, не       внесено каких-либо изменений по данному вопросу и нормативный акт субъекта       Российской Федерации - постановление Правительства Челябинской области от       27 сентября 2012 года за № 520-2-П об утверждении Областной целевой       программы «Развитие информационного общества в Челябинской области на 2013       - 2015 годы». Осуществляемыми действиями по перечислению Чебаркульскому       муниципальному образованию субсидии в декабре 2013 года Минобрнауки       подтвердило реализацию указанного Федерального закона в соответствии с       данной Программой и установленным порядком.

        Решение суда первой инстанции       законно и обоснованно, оснований для его отмены по доводам апелляционной       жалобы не имеется.

        На основании изложенного,       руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная       коллегия

                      ОПРЕДЕЛИЛА:

                      Решение Чебаркульского городского       суда Челябинской области от 26 августа 2013 года оставить без изменения, а       апелляционную жалобу Министерства образования и науки Челябинской области       - без удовлетворения.

        Председательствующий

        Судьи

                      б