Дело№ 11-666/2014
Судья: Мохначева С.Л.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Родиной А.К.,
судей Савельевой Л.А., Чертовиковой Н.Я.
при секретаре Рзаевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 21 января 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Челябинской области на решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 26 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Родиной А.К. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, представителя Минобразования и науки Челябинской области, поддержавшего доводы жалобы, прокурора Соколову Н.Ф., а также представителей Администрации и Управления образования Чебаркульского муниципального района о правомерности решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чебаркульский городской прокурор в интересах несовершеннолетнего Т.А.А., **** года рождения, обратился с иском к Администрации Чебаркульского муниципального района, Минобразования и науки Челябинской области, МОУ «**** с. Сарафаново» о возложении обязанности обеспечить доступ к специализированным образовательным ресурсам сети Интернет посредством компьютерной системы дистанционного образования, оплатив за счет средств областного бюджета услуги доступа к сети Интернет с 01 сентября 2013 года на период обучения в образовательном учреждении.
В обоснование требований указал, что несовершеннолетний Т.А.А. является ребенком-****, согласно индивидуальной программе реабилитации Т.А.А. для реализации возможности получения полного общего образования необходимо обучение в общеобразовательной школе при условии получения образования на дому по очной форме. Для дистанционного обучения Т.А.А. на дому по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, д. Десятилетие, ул. ****, **** установлена специализированная компьютерная и периферийная техника, оборудование, однако доступ к сети Интернет и к образовательным ресурсам не обеспечен. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации.
Представители соответчиков, третьих лиц - Управления образования Администрации Чебаркульского муниципального района и ООО
«ПРЕСТИЖ-ИНТЕРНЕТ» не возражали относительно удовлетворения заявленных требований за счет средств областного бюджета. Пояснили, что оборудование, необходимее для обучения Т.А.А. на дому, у него установлено, ОАО «Ростелеком» заключен государственный контракт на предоставление доступа к сети Интернет по программе обучения детей-инвалидов, однако субсидий на оплату Интернета из Минобразования не поступало.
Суд принял решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Минобразование просит об отмене решения, указывая на неправильное применение судом норм материального права в части возложения обязанности по финансированию услуг доступа к сети Интернет на бюджет Челябинской области. Ссылается на то, что в соответствии с внесенными изменениями с 01 сентября 2013 года к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации относится только компенсация затрат родителей детей-инвалидов на обучение детей, тогда как обучение на дому детей-инвалидов, зачисленных в муниципальные образовательные учреждения, является расходным обязательством бюджета соответствующего муниципального района или городского округа.
Истец Т.А.А. и его законный представитель ФИО1, представители третьих лиц - Правительства Челябинской области, МОУ «**** с. Сарафаново», ООО «ПРЕСТИЖ-ИНТЕРНЕТ», ООО «КИТ Интерактив», ОАО «Ростелеком» не приняли участия в суде апелляционной инстанции, извещены надлежащим образом. ФИО1 направила письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 62, 64-67, 69, 70, 73-75). Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам жалобы.
Как следует из материалов дела, несовершеннолетний Т.А.А., является ребенком - инвалидом, проживает по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, д. Десятилетие, ул. ****, ****, обучается в МОУ «**** с. Сарафаново» по очной форме обучения.
В целях реализации индивидуальной программы реабилитации и обучения Т.А.А. на дому ему установлены базовое рабочее место ребенка - ****, спутниковое оборудование для доступа к сети Интернет по программе дистанционного обучения детей - ****, выделен канал связи, организовано подключение к сети Интернет. Указанные мероприятия осуществлены в рамках областной целевой программы реализации национального проекта «Образование в Челябинской области на 2009 - 2012
годы», утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 20 ноября 2009 года № 298-П за счет средств областного бюджета. В связи с отсутствием оплаты интернет - трафика предоставление данных услуг связи приостановлено.
Статья 5 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 устанавливает государственные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
В целях реализации права на образование граждан с отклонениями в развитии государство создает условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Дополнительные гарантии прав детей-инвалидов на образование установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 18 указанного Федерального закона в редакции, действующей на момент принятия обжалуемого решения, образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают образование детей - инвалидов, получение ими среднего общего образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей - инвалидов в общих или специальных общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей - инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и обучения детей - инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации. Воспитание и обучение детей -инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 "Порядка использования дистанционных образовательных технологий", утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 06 мая 2005 года N 137, образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
Согласно п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях" от 18 июля 1996 года N
з
861, родителям, имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка-инвалида на дому и в негосударственном образовательном учреждении, сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями) (п. 9).
Постановлением Правительства Челябинской области от 27 сентября 2012 года за № 520-2-П утверждена Областная целевая программа «Развитие информационного общества в Челябинской области на 2013 - 2015 годы». Одним из направлений данной Программы является внедрение информационных технологий в целях повышения качества жизни населения Челябинской области, к задачам которого в числе прочего отнесено подключение к сети Интернет рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, и оплата данных услуг (пункты 9, 10).
В соответствии с Условиями предоставления и методикой расчета субсидий на подключение к сети Интернет рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, и оплату интернет - трафика, для предоставления указанных субсидий Министерством образования и науки Челябинской области осуществляется отбор муниципальных образований. С этой целью министерство в срок до 25 октября текущего года осуществляет сбор документов от муниципальных образований на предоставление субсидий и определяет получателей субсидии в срок до 1 ноября текущего года. В свою очередь, муниципальные образования предоставляют в министерство в срок до 25 октября текущего года соответствующий пакет документов. В том числе, заявку на предоставление субсидий, содержащую информацию о количестве детей-инвалидов, участвующих в дистанционном образовании, количестве месяцев предоставления им доступа к сети Интернет в текущем году; количестве педагогических работников, участвующих в дистанционном образовании детей-инвалидов, и количество месяцев предоставления им доступа к сети Интернет в текущем году; расчет потребности в средствах на подключение к сети Интернет и оплату интернет - трафика на текущий финансовый год. Министерство формирует перечень получателей субсидий и представляет на утверждение Правительству Челябинской области распределение субсидий местным бюджетам между муниципальными образованиями. В течение 30 календарных дней со дня вступления в силу постановления Правительства Челябинской области о распределении субсидий местным бюджетам на перечисление субсидий местным бюджетам Министерство образования и науки Челябинской области формирует заявки
4
и представляет их в Министерство финансов Челябинской области. Министерство финансов Челябинской области не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявок организует перечисление субсидий на счета, открытые в Управлении Федерального казначейства по Челябинской области, для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.
Из материалов дела усматривается, что заявки на предоставление субсидий на подключение к сети Интернет рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, и оплату интернет - трафика направлялись Управлением образования администрации Чебаркульского муниципального района в Минобрнауки 14 сентября 2012 и 24 июня 2013 года. Однако на момент рассмотрения дела судом первой инстанции испрашиваемые субсидии на оплату интернет - трафика не поступали (т. 1 л.д. 16-об., 17, 31, 32, 34, 35, 40, 178, 181, 182).
Из представленных в суд апелляционной инстанции документов следует, что постановление «О распределении в 2013 году субсидий местным бюджетам на оплату услуг по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет детей-инвалидов и педагогических работников» было принято Правительством Челябинской области 12 декабря 2013 года за № 523-п. В соответствии с данным постановлением Чебаркульскому муниципальному образованию в 2013 году была выделена субсидия в размере **** рублей. Согласно платежному поручению денежные средства в указанном размере поступили на счет муниципального учреждения «Чебаркульское районное управление образования» только 30 декабря 2013 года (т. 2 л.д. 80-83).
При таких обстоятельствах, на основании приведенных положений закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения обязанности по оплате интернет - трафика и предоставлению доступа к сети Интернет на Администрацию Чебаркульского городского округа и МОУ «**** д. Сарафаново» за счет средств бюджета Челябинской области.
Доводы жалобы о неправильном применении судом норм материального права в части возложения обязанности по финансированию доступа к сети Интернет на бюджет Челябинской области, поскольку в соответствии с внесенными изменениями с 01 сентября 2013 года к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации относится только компенсация затрат родителей детей-инвалидов на обучение детей на дому, подлежат отклонению.
В соответствии с Федеральным законом от 02 июля 2013 года № 185-ФЗ статья 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признана утратившей силу.
На основании ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона
5
распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно ст. 163 Федеральный закон от 02 июля 2013 года № 185-ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу. К данным положениям редакция ст. 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не относится.
Обжалуемое решение было принято судом 26 августа 2013 года (т. 2 л.д. 4-13), соответственно, положения Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" применены в редакции Федеральных законов от 02 июля 2013 года № 168-ФЗ и № 183-ФЗ, действующей на момент принятия решения (с 14 июля 2013 года).
Более того, иная редакция указанного Федерального закона (в соответствии с Федеральным законом от 02 июля 2013 года № 185-ФЗ) не содержит положений, отличных от прежней редакции в части возмещения затрат на обучение детей - инвалидов на дому. Так, согласно ст. 19 Федерального закона в редакции Федерального закона от 02 июля 2013 года № 185-ФЗ, размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей - инвалидов на организацию обучения по основным общеобразовательным предметам на дому определяются законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Аналогичным образом, не внесено каких-либо изменений по данному вопросу и нормативный акт субъекта Российской Федерации - постановление Правительства Челябинской области от 27 сентября 2012 года за № 520-2-П об утверждении Областной целевой программы «Развитие информационного общества в Челябинской области на 2013 - 2015 годы». Осуществляемыми действиями по перечислению Чебаркульскому муниципальному образованию субсидии в декабре 2013 года Минобрнауки подтвердило реализацию указанного Федерального закона в соответствии с данной Программой и установленным порядком.
Решение суда первой инстанции законно и обоснованно, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 26 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства образования и науки Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
б