ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-705/15 от 29.01.2015 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      Дело№ 11-705/2015

                  Судья: Андрусенко И.Д.

                      АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                      29 января 2015 года

                  г. Челябинск

                      Судебная коллегия по       административным делам Челябинского областного суда в составе

        председательствующего: Шигаповой СВ.,

                      судей:

        при секретаре:

                  Смолина А.А., Загайновой А.Ф.,       Парневовой Н.В.,

                      рассмотрев в открытом судебном       заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации       на решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 28 июля       2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению военного прокурора       Чебаркульского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к       Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных       отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Территориальное       управление лесного хозяйства» Министерства Обороны Российской Федерации о       возложении обязанности по укомплектованию специальной техникой и       средствами пожаротушения,

        заслушав доклад судьи Смолина       А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав       участников процесса, исследовав материалы дела, судебная       коллегия

                      установила:

                      Военный прокурор Чебаркульского       гарнизона, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд иском, с       учетом уточнений, к Министерству обороны Российской Федерации,       Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской       Федерации, ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства»       Министерства Обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ) о       возложении обязанности по укомплектации Чебаркульского лесничества       Министерства Обороны Российской Федерации- филиала ФГКУ «ТУЛХ» Минобороны       России, расположенное по адресу: ****, необходимой пожарной, иной специальной техникой и       средствами пожаротушения, а именно: 1 мотопомпой пожарной; 2000 напорными       пожарными рукавами, диаметром 51 мм; 60 головками соединительными       напорными; 20 разветвлениями трехходовыми; 20 разветвлениями двухходовыми;       2 навесными шестеренчатыми насосами; 1 полосопрокладывателем ПФ; 3       грунтомерами; 25 огнетушителями РПХ-10; 6 торфяными лесопожарными       стволами; радиостанциями: 1 стационарной, 8 возимыми, 8 носимыми; 100 кг.       смачивателей, пенообразователей; 1,5 т. химикатов огнегасящих Ос-5, Ос-1Б;       2 емкостями для приготовления растворов объемом 2,5 куб.м.;       10

1

                      зажигательными аппаратами; 30       канистрами для перевозки топлива; 20 мотыгами; 20 граблями металлическими;       6 термосами (бидонами) для питьевой воды емкостью 20 л.; 30 кружками для       питьевой воды; 7 комплектами дежурной спецодежды и спецобуви; 16       респираторами; 16 защитными очками; 7 защитными касками; 10 иглами для       ремонта рукавов; 10 химическими карандашами или фломастерами; 5 волосяными       или капроновыми щетками для мойки рукавов; 5 клеями для ремонта рукавов; 3       биноклями полевыми; 4 компасами Андрианова; 4 приборами для измерения       пожарной опасности погоды или осадкомерами; 3 съемными контейнерами       нестандартными для перевозки пожарного инвентаря на       автомобиле.

        В обоснование заявленных       требований указано, что в целях предупреждения лесных пожаров в пожарный       период 2014 года военной прокуратурой Чебаркульского гарнизона совместно       со специалистами Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному       округу проведена контрольная проверка исполнения должностными лицами       Чебаркульского лесничества Министерства обороны Российской Федерации -       филиала ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ требований законодательства РФ о сохранности       природных ресурсов. Проведенной проверкой выявлены нарушения по       укомплектованности Чебаркульского лесничества филиала ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ       необходимой пожарной иной специальной техникой и средствами пожаротушения.       Неукомплектованность филиала указанной выше техникой при возникновении       пожара будет препятствовать принятию достаточных и эффективных мер к его       тушению, что может привести к гибели людей, проживающих на территории       Чебаркульского и Сосновского районов Челябинской области, повреждению       имущества.

        Старший помощник военного       прокурора Чебаркульского гарнизона Соловьев М.В. в судебном заседании       уточненные исковые требования поддержал.

        Представитель ответчика ФГКУ       «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны       Российской Федерации Сидоров А.Н. в судебном заседании заявленные       требования не признал.

        Представители ответчиков       Министерства обороны Российской Федерации, Департамента имущественных       отношений Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание       не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим       образом.

        Судом постановлено решение об       удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

        Не согласившись с решением суда,       Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Челябинский       областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда       отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов       жалобы указано, что военный прокурор не относится к должностными       лицам,

                      2

                      правомочным проводить проверки по       соблюдению требований пожарной безопасности. Полагает, что у военного       прокурора отсутствуют полномочия по осуществлению надзора за соблюдением       должностными лицами правил техники пожарной безопасности. В нарушение       ст.ст.45, 131 ГПК РФ прокурор, в рамках настоящего гражданского дела, не       представил доказательств нарушения прав и интересов неопределенного круга       лиц. Военным прокурором не представлено доказательств нарушения требований       должностными лицами военного ведомства конкретного нормативного документа       по пожарной безопасности. Обращает внимание, что Приказом Министра обороны       Российской Федерации от 24.10.2012 года № 3333 «Об утверждении инструкции       по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом»       определен перечень пожарно-технической продукции, находящейся в       эксплуатации в соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил       Российской Федерации, данный перечень является исчерпывающим и определен в       соответствии с нуждами организаций военного управления, необходимыми для       поддержания пожарной безопасности имущества Вооруженных Сил Российской       Федерации с учетом срока их эксплуатации и установленного количества.       Указывает на не привлечение к участию в деле Департамента планирования и       координации материально-технического обеспечения Министерства обороны       Российской Федерации, в компетенцию которого входит распределение       приобретаемой пожарно-технической продукции между военными округами. Судом       не уточнено, были ли направлены заявки на пожарно-техническую продукцию в       управление планирования и координации материально-технического обеспечения       военных округов.

        В суде апелляционной инстанции       старший помощник военного прокурора Чебаркульского гарнизона Додонов К.В.       с доводами апелляционной жалобы не согласился.

        Представитель ответчика ФГКУ       «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны       Российской Федерации Сидоров А.Н. в суде апелляционной инстанции доводы       жалобы поддержал.

        Представители ответчиков       Министерства обороны Российской Федерации, Департамента имущественных       отношений Министерства обороны Российской Федерации в суд апелляционной       инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены       надлежаще.

        В соответствии с ч. 1 ст. 327,       ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в       отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и       месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

        Изучив материалы дела, проверив       доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная       коллегия не находит оснований для отмены решения     суда.

з

                      Согласно ст. 51 Лесного кодекса       РФ, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе       радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также       защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются       органами государственной власти.

        В соответствии со ст. ст. 52, 53,       53,1, 53.2 Лесного кодекса РФ, охрана лесов от пожаров включает в себя       выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в       лесах.

        Меры пожарной безопасности в       лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное       обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения       лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров       (наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;       организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения       за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических       средств; организацию патрулирования лесов; прием и учет сообщений о лесных       пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной       опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими       службами); разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные       меры пожарной безопасности в лесах.

        Обеспечение средствами       предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя приобретение       противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и       оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники       и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также       горюче-смазочных материалов. Мониторинг пожарной опасности в лесах и       лесных пожаров включает в себя наблюдение и контроль за пожарной       опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и       учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием       наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования       лесов; прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение       населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных       пожарах специализированными диспетчерскими службами.

        В соответствии со ст.23 Лесного       кодекса РФ, основными территориальными единицами управления в области       использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества       и лесопарки.

        Как следует из материалов дела, в       период с 15.04.2014 года по 18.04.2014 года Департаментом лесного       хозяйства по Уральскому федеральному округу проведена проверка исполнения       должностными лицами Чебаркульского лесничества Министерства обороны       Российской Федерации-филиала федерального казенного учреждения       «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны       Российской Федерации требований лесного законодательства Российской       Федерации и

                      подготовки к пожароопасному       сезону 2014 года. В ходе проверки установлены нарушения, в том числе       несоответствие оснащения пожарно-химической станции 2 типа противопожарной       техникой и оборудованием норме №11 приказа Министерства обороны Российской       Федерации от 02.11.1996 года № 394. По результатам проведения проверки       комиссия пришла к выводу о частичной готовности Чебаркульского лесничества       к пожароопасному сезону 2014 года. Предложила доукомлектовать       пожарно-химическую станцию Чебаркульского лесничества пожарным имуществом       и оборудованием согласно норме №11 приказа Министерства обороны Российской       Федерации от 02.11.1996 года № 394. Данные обстоятельства подтверждаются       актом проверки от 18.04.2014 года (л.д. 6-18).

        В соответствии с положениями       пунктами 13, 10, 20 и 21 Устава ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ (учреждение),       утвержденного 16.05.2012 года исполняющим обязанности Министра обороны РФ,       Чебаркульское лесничество является филиалом ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ (п.п.38 п.       16), учредителем ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ является Российская Федерация, функции       и полномочия учредителя в отношении которого осуществляет Министерство       обороны (п.6), полномочия собственника имущества осуществляет Министерство       обороны (п.7), учреждение находится в ведомственном подчинении       Министерства обороны, прямо подчинено Департаменту имущественных отношений       Министерства обороны Российской Федерации (п. 12). Учреждение отвечает по       своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.       При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам       несет собственник имущества (п. 14). Учреждение не несет ответственности       по обязательствам учредителя (п. 15 Устава).

        Для учета операций,       осуществляемых Учреждением, являющимся получателем (распорядителем)       средств в рамках бюджетных полномочий, в территориальном органе       Федерального казначейства открываются лицевые счета, а при наличии       разрешения, выданного в установленном порядке, -счета в учреждениях       Центрального банка Российской Федерации или иных кредитных организациях       (п.9).

        Учреждение осуществляет операции       по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой,       утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных       средств (п. 10).

        Государственные задания для       Учреждения в соответствии с предусмотренным настоящим Уставом основными       видами деятельности формирует и утверждает Министерство       обороны.

        Финансовое обеспечение выполнения       государственных заданий осуществляется в установленном порядке за счет       средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы. Показатели       государственного задания используются при составлении бюджетной сметы       Учреждения (п.11 Устава).

                      ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ осуществляет       свою деятельность в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов,       расположенных на землях обороны и закрепленных за Минобороны (п.20       Устава), осуществляет меры пожарной безопасности согласно планам       субъектов, лесохозяйственным регламентам лесничеств и проектам освоения       лесов (п.21 Устава).

        Согласно п. 13 Устава ФГКУ «ТУЛХ»       МО РФ от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и       неимущественные права, несет обязанности самостоятельно, выступает истцом       и ответчиком в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в соответствии с       законодательством Российской Федерации.

        В силу п. 26 Устава ФГКУ «ТУЛХ»       МО РФ имущество учреждения формируется за счет: имущества, закрепленного       за ним на праве оперативного управления или предоставленного ему в       безвозмездное пользование собственником имущества; средств федерального       бюджета; материальных ценностей, поступающих в порядке централизованного       снабжения; иных источников, не запрещенных действующим законодательством       Российской Федерации (л.д. 80-101).

        В соответствии с п. 1.2.       Положения о Чебаркульском лесничестве Министерства обороны Российской       Федерации, утвержденном приказом начальника ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ №2 от       26.07.2012 года Чебаркульское лесничество является филиалом ФГКУ «ТУЛХ» МО       РФ и осуществляет все функции Учреждения, в том числе и функции       представительства на основании доверенности, выданной начальнику Филиала       (л.д.71-79).

        Согласно пунктам 2 и 3 Положения       основными задачами Чебаркульского лесничества являются: обеспечение (в       установленных ему границах) полномочий учреждения в сфере лесных отношений       и реализация лесохозяйственного регламента; обеспечение охраны, защиты       лесов, расположенных на землях обороны и закрепленных за Министерством       обороны Российской Федерации; филиал осуществляет меры пожарной       безопасности согласно лесным планам субъектов, лесохозяйственного       регламента и проектов освоения лесов (л.д.73).

        В соответствии с п. 10 ст. 1       Федерального закона от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» земли и другие       природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской       Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в       федеральной собственности.

        В соответствии со ст. 9       Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) - Российская       Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками,       находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной       собственностью).

        Вместе с тем согласно ст. 8       Лесного кодекса РФ и ст. 101 ЗК РФ лесные участки в составе земель лесного       фонда, т.е. лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не       покрытые ею, но предназначенные для ее

б

                      восстановления, - вырубки, гари,       редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного       хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие), находятся в       федеральной собственности.

        В соответствии со списком       лесничеств Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным       заместителем Министра обороны Российской Федерации 21.10.2010 года, в       состав Чебаркульского лесничества входит одна пожарно-химическая станция       II типа (л.д. 105-107).

        Комплектация пожарно-химических       станций предприятий лесного хозяйства Министерства обороны Российской       Федерации машинами, оборудованием, инвентарем, материалами и имуществом       предусмотрена нормой №11 Приказа Министра обороны Российской Федерации       №394 от 02.11.1996 года «Об утверждении норм комплектации техническим       имуществом органов квартирно-эксплуатационной службы и лесного хозяйства       вооруженных сил Российской Федерации» (л.д.47-49).

        Информация об укомплектованности       пожарно-химической станции (далее ПХС) за период с 2011 года по 2014 год       неоднократно предоставлялась начальником Чебаркульского лесничества на имя       начальника службы (пожарной безопасности) штаба (материально-технического       обеспечения) Центрального военного округа (исх. №153 от 28.03.2014 года)       (л.д.20-21), начальника службы пожарно-спасательной и местной обороны       Центрального военного округа Министерства обороны Российской Федерации       (исх. №43 от 06.02.2014 года, №463 от 11.11.2013 года, №67 от 19.02.2013       года, №379 от 17.12.2012 года, №136 от 02.05.2012 года)       (л.д.23-24,26-27,29-30,32-33,41-42), на имя Врид руководителя Департамента       имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (исх.       №205 от 17.07.2012 года) (л.д.37-38), на имя начальника ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ       от 17.07.2012 года № 204 (л.д.39-40), на имя начальника ФКУ «Управление       эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации»       (исх. №322 от 19.12.2011 года, №184 от 13.07.2011 года) (л.д.43-44,       45-46). Факт отправления заявок подтверждается копиями почтовых       уведомлений о вручении отправления (л.д.22, 25,28,31,34).

        Проведенной проверкой       установлено, что ПХС инвентарем, техникой и средствами пожаротушения в       соответствии с требованиями руководящих документов не укомплектована, на       момент рассмотрения дела в суде первой инстанции нарушения в части       недоукомплектации не устранены, что подтверждается справкой начальника       Чебаркульского лесничества № 488 от 25.07.2014 года (л.д.120),       доказательств обратного в материалах дела не имеется.

        Разрешая заявленные требования,       исходя из того, что филиал ФГКУ «ТУЛХ» Министерства обороны Российской       Федерации -Чебаркульское лесничество Министерства обороны Российской       федерации необходимой пожарной иной специальной техникой и средствами       пожаротушения не

7

                      укомплектован, суд первой       инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных       требований.

        Судебная коллегия не находит       оснований не согласится с данным выводом суда, поскольку факт не       укомплектованности Чебаркульского лесничества в соответствии с нормой № 11       комплектации пожарно-химических станций предприятий лесного хозяйства       Министерства обороны Российской Федерации машинами, оборудованием,       инвентарем, материалами и имуществом, утвержденными приказом Минобороны РФ       от 02.11.1996 года № 394, подтвержден представленными в материалы дела       доказательствами, и в судебном заседании представителем ответчика ФГКУ       «ТУЛХ» МО РФ не оспаривался.

        Не укомплектование ПХС       Чебаркульского лесничества препятствует качественному осуществлению данным       лесничеством функций по обеспечению охраны, защиты и воспроизводству       лесов, расположенных на землях обороны и закрепленных за Минобороны       России, что впоследствии может являться предпосылкой для возникновения и       распространения пожаров в лесах и затруднением их тушения, что может       послужить угрозой жизни и здоровью неопределенного круга лиц,       доказательств обратного, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, суду не       представлено, тогда как задачей Чебаркульского лесничества является, в том       числе, обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных       на землях обороны и закрепленных за Минобороны России. ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ       обеспечивает имуществом Чебаркульское лесничество в установленном       законодательством порядке, а также владеет и распоряжается всем имуществом       (п.4.1 Положения) (л.д.76).

        Принимая во внимание изложенное       выше, судебная коллегия отмечает, что проведение вышеобозначенных       мероприятий по укомплектованию пожарно-химических станций осуществляется       Министерством обороны Российской Федерации через ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ,       уполномоченное принимать решения о проведении таких мероприятий на землях       обороны, включая территории Чебаркульского лесничества, являющегося       филиалом ФГКУ «ТУЛХ».

        Доводы жалобы об отсутствии у       военного прокурора полномочий на проведение проверок по соблюдению       требований пожарной безопасности, по осуществлению надзора за соблюдением       должностными лицами правил техники пожарной безопасности, не могут быть       признаны обоснованными. Согласно ст.47 Федерального закона от 17.01.1992       года №2202-01 «О прокуратуре Российской Федерации» главный военный       прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции       полномочиями, определенными настоящим Федеральным законом, и осуществляют       их независимо от командования и органов военного управления в соответствии       с законодательством Российской Федерации (п.1). Военные прокуроры также       обладают полномочиями, в том числе и назначения вневедомственных ревизий и       проверок (п.2).

8

        На основании п. 6 Приказа       Генеральной прокуратуры РФ от 07.05.2008 г. № 84 "О разграничении       компетенции прокуроров территориальных, военных и других       специализированных прокуратур" на военных прокуроров возложены       обязанности, в том числе по осуществлению надзора за соблюдением       Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соответствием       законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов       их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами       воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской       Федерации.

        Следовательно, военный прокурор       на основании приведенных положений закона и указаний, в составе комиссии       вправе был проводить проверку исполнения должностными лицами       Чебаркульского лесничества Министерства обороны Российской       Федерации-филиала федерального казенного учреждения «Территориальное       управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации       требований лесного законодательства Российской Федерации и подготовки к       пожароопасному сезону 2014 года.

        Доводы жалобы о том, что военный       прокурор, обращаясь в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав       неопределенного круга лиц не доказал факт нарушения либо угрозы нарушения       прав неопределенного круга лиц, нельзя признать обоснованными.

        В соответствии с п. 4 ст. 27, п.       3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор       вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав       граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда       нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных       обстоятельств нарушение приобрело особое общественное       значение.

        Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ       прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и       законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов       Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных       образований.

        Согласно ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в       исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской       Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в       защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно       быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право       нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный       правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

        Военный прокурор, обращаясь в       порядке ст. 45 ГПК РФ с настоящим исковым заявлением в суд, фактически       действовал в интересах неопределенного круга лиц - граждан, в том числе и       военнослужащих, проживающих на территории Чебаркульского района       Челябинской области, число которых в силу их текучести определить       невозможно. В исковом заявлении военный прокурор ссылается на нарушение       нормы № 11 Приказа

9

                      Министра обороны Российской       Федерации от 02.11.1996 года №394, предусматривающей комплектацию пожаро-       технических станций, в следствии нарушении которой может возникнуть угроза       жизни и здоровью населению Чебаркульского района, в связи с чем фактически       нарушаются права неопределенного круга лиц.

        В соответствии со статьей 1       Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности"       под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности,       имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое       горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан,       интересам общества и государства.

        Не укомплектование       пожарно-технической станции второго типа Чебаркульского лесничества не       обеспечивает качественного осуществления данным лесничеством функций по       обеспечению охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на       землях обороны и закрепленных за Минобороны РФ, что впоследствии может       являться предпосылкой для возникновения пожаров в лесах, затруднением их       тушения и, как следствие, может повлечь причинение вреда здоровью       граждан.

        Ссылка в жалобе на то, что       перечень пожарно-технической продукции, находящейся в эксплуатации в       соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской       Федерации определен Приказом Министра обороны Российской Федерации от       24.10.2012 года № 3333 «Об утверждении инструкции по обеспечению       пожарно-технической продукцией и другим имуществом», не влечет отмену       решения суда, поскольку правильные выводы суда не опровергает.

        Указанным выше Приказом       утверждена инструкция по обеспечению пожарно-технической продукцией и       другим имуществом в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также Нормы       снабжения подразделений пожарной охраны, комплектования объектов защиты,       пожарных автоцистерн пожарно-технической продукцией и другим имуществом в       Вооруженных силах Российской Федерации. При этом Инструкцией определен       порядок обеспечения в вооруженных Силах Российской Федерации органов       военного управления, соединений, воинских частей и организаций       пожарно-технической продукцией и другим имуществом, который заключается в       поставке воинским частям (организациям) довольствующими органами военного       управления по установленной номенклатуре пожарно-технической продукции в       соответствии с текущей потребностью воинских частей       (организаций).

        Между тем, Приказом Министра       обороны Российской Федерации №394 от 02.11.1996 года, утверждены Нормы       комплектации техническим имуществом органов квартирно-эксплуатационной       службы и лесного хозяйства Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно       п.1 данных Норм органы квартирно-эксплуатационной службы и лесного       хозяйства Вооруженных Сил Российской Федерации для обеспечения технической       эксплуатации и ремонта казарменно-жилищного фонда,       коммунальных

                      ю

                      сооружений, содержания военных       городков, ведения лесного хозяйства и охраны лесов оснащаются техническим       имуществом в пределах утвержденных Норм. При этом норма №11       распространяется на пожарно-технические станции предприятий лесного       хозяйства.

        Учитывая, что распоряжением       Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 г. N 422-р тип       Федерального государственного учреждения "Управление эксплуатации и       расквартирования Министерства обороны Российской Федерации" изменен на       федеральное государственное казенное учреждение "Управление эксплуатации и       расквартирования "Министерства обороны Российской Федерации, Приказом       Министра обороны Российской Федерации от 6 октября 2011 г. N 1813       Федеральное государственное казенное учреждение "Управление эксплуатации и       расквартирования "Министерства обороны Российской Федерации переименовано       в Федеральное государственное казенное учреждение "Территориальное       управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации       (л.д.81,102-104), а также отсутствие сведений о том, что Приказ Министра       обороны Российской Федерации №394 от 02.11.1996 года является       недействующим, отменен или изменен Приказом Министра обороны Российской       Федерации от 24.10.2012 года № 3333 «Об утверждении инструкции по       обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом», суд       обоснованно удовлетворил требования военного прокурора о доукомплектации       пожарно-химической станции Чебаркульского лесничества в соответствии с       нормой № 11 указанного выше Приказа. В связи с чем оснований для признания       решения суда незаконным не имеется.

        Довод жалобы о том, что к участию       в деле не привлечен Департамент планирования и координации       материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской       Федерации, в компетенцию которого в силу Приказа Министра обороны       Российской Федерации от 24.10.2012 года № 3333 «Об утверждении инструкции       по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом» входит       распределение приобретаемой пожарно-технической продукции между военными       округами, не свидетельствует о том, что принятым по делу судебным актом       разрешен вопрос о его правах. Кроме того, согласно уставу ФГКУ «ТУЛХ» МО       РФ, филиалом которого является Чебаркульское лесничество, прямо подчинено       Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской       Федерации (л.д.82).

        Исследовав представленные в       материалы дела доказательства, суд пришел к правильному выводу об       удовлетворении заявленных Военным прокурором Чебаркульского гарнизона       требований, поскольку документы, связанные с многочисленной перепиской о       необходимости укомплектования пожарно-химической станции (л.д.20-46), в       том числе и факт направления заявок на пожарно-техническую продукцию в       штаб Центрального военного округа (в отдел материально-технического       обеспечения), обращение начальника Чебаркульского лесничества Министерства       обороны Российской

11

1

                      Федерации в Департамент       имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации по       вопросу укомплектациии инвентарем, обращение Врид директора Департамента       имущественных отношений на имя Заместителя Министра обороны Российской       Федерации от 27.08.2012 года об оказании содействия в доукомплектовании       лесничества пожарным инвентарем согласно Приказу Министра обороны РФ от       02.11.1996 года №394 (л.д.36), свидетельствуют о том, что выявленные судом       в ходе судебного заседания нарушения позволяют сделать вывод о бездействии       ответчиков, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга       лиц, в том числе и проживающих непосредственно на территории       Чебаркульского района. В связи с чем, доводы жалобы о не уточнении судом       факта направления заявок на пожарно-техническую продукцию в управление       планирования и координации материально-технического обеспечения военных       округов во внимание судебной коллегии не принимаются.

        Иное толкование заявителем норм       права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности       выводов суда первой инстанции и не опровергают их.

        Доводы апелляционной жалобы не       опровергают правильность выводов суда первой инстанции и не       свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения.

        Судом первой инстанции верно       определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения       дела, им дана объективная оценка, с учетом совокупности исследованных       доказательств, представленных сторонами, сделаны правильные выводы,       основанные на доказательствах и нормах права, вынесено законное решение,       не подлежащее отмене по доводам, изложенным в апелляционной       жалобе.

                      Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ,       судебная

                      коллегия

                      определила:

                      Решение Чебаркульского городского       суда Челябинской области от 28 июля 2014 года оставить без изменения,       апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без       удовлетворения.

                      Председательствующий :       Судьи:

12