Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГА-007488-02/2012
Дело№ 11-7145/2012
Судья: Леонова Н.М. ,
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г.Л., судей Загайновой А.Ф., Жукова А.А.,
при секретаре Усовой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 18 сентября 2012 года в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области на решение Кусинского районного суда Челябинской области от 18 июля 2012 года.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, извещение о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы получили (л.д231-233). Заявлений и ходатайств не поступило. Дело рассмотрено в отсутствие сторон в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Турковой Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Отдела кадастрового учета филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области от 21 июня 2012 года об отказе в осуществлении кадастрового учета жилого помещения, расположенного в г.Кусе Челябинской области, ул.***. В обоснование своих требований заявитель указала на незаконность отказа в осуществлении кадастрового учета и создании препятствий для реализации ее права на оформление наследства, оставшегося после смерти ее мужа Б.М.Я., в виде указанной выше квартиры. В судебном заседании ФИО1 участия не принимала, ее представитель ФИО2 заявленные требования поддержал.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд постановил решение, которым признал незаконным решение отдела кадастрового учета филиала по Челябинской области ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 21.06.2012 года об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости - квартиры №1 *** по
I
ул.*** в г.Куса Челябинской области и обязал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области осуществить государственный кадастровый учет указанного выше объекта недвижимости по представленным документам и выдать ФИО1 кадастровый паспорт.
В апелляционной жалобе ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права. Вывод суда о том, что отсутствие в органе кадастрового учета сведений о всех помещениях ранее учетного объекта недвижимости - дома №*** в г.Куса должно устраняться путем информационного взаимодействия является неверным в силу положений п.З Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 11 января 2011 года №1, ч.З ст. 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Суд также применил ч.8 ст.45 и ч.4 ст. 25 названного выше Федерального закона, которые не подлежали применению в силу положений ч.1 ст. 43 этого же Федерального закона, устанавливающей переходный период до 01 января 2013 года. Оспариваемое решение соответствует Порядку, утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ от 14 октября 2011 года №577.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Как следует из материалов дела, ФИО1 01.06.2012 года обратилась в Кусинский отдел филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и выдаче кадастрового паспорта на принадлежащую наследодателю квартиру №*** в городе Куса Челябинской области, приложив к заявлению технический паспорт данной квартиры от 17.04.2012 года, изготовленный ОГУП «ОблЦТИ» по Челябинской области на бумажном и электронном носителях.
Решение органа кадастрового учета об отказе в государственном кадастровом учете мотивирован отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о здании, расположенном в г.Куса, ул.*** и ссылкой на п.п.2 п.70 Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 года №577 (не соответствие заявления и приложенных к нему документов по форме либо содержанию требованиям действующего законодательства).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции мотивировал свой вывод тем, что здание, в котором расположена квартира, о постановке которой на государственный кадастровый учет просила ФИО1, 1987 года постройки, ранее был учтен ОГУП «Обл ЦТИ» по Челябинской области за инвентарным номером ***, и сведения о нем должны включаться в государственный кадастр недвижимости независимо от наличия в государственном кадастре сведений о здании или сооружении. Отказ в осуществлении государственного кадастрового учета создает заявителю препятствия в реализации ее гражданских прав.
Судебная коллегия находит выводы суда по существу правильными и соответствующими установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области о неправильном применении судом норм материального права не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку противоречат материалам дела и основаны на ошибочном толковании законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствие с ч.1, ч.2 и ч.2.1 ст. 43 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее в настоящей статье - переходный период). В переходный период положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета), если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи.
Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч.2.2 ст. 43 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
з
В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляют органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета и подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения в порядке осуществления государственного учета в переходный период. В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (ч.2.3 и ч.З ст. 43 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
В исполнении полномочий, предоставленных ч. 2.2 ст. 43 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон о кадастре) Минэкономразвития РФ приказом от 14.10.2011 года № 577 утвержден Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, которым установлены правила осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета указанных объектов учета, в том числе порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, государственный учет которых осуществлен в переходный период, с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащих эти сведения документов.
Анализ положений данного Порядка позволяет сделать вывод о том, что этот Порядок устанавливает правила осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета таких объектов учета, которые ранее не были учтены и впервые учитываются в переходный период.
В исполнении полномочий, предоставленных ч. 2.2 ст. 43 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» Минэкономразвития РФ приказом от 11.01.2011 года № 1 утвержден Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, которым предусмотрены сроки и правила включения в
4
государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, а также объектов недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера (далее - ранее учтенные объекты недвижимости) в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также правила передачи в органы кадастрового учета заверенных уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копий технических паспортов ранее учтенных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Поскольку в отношении спорного объекта недвижимости государственный технический учет был осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре, то вывод суда о применении к спорным правоотношениям Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 года № 1, является правильным.
Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены с заявлением в орган кадастрового учета предусмотрен п. 21 Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 года № 577 и не содержит требования о необходимости предоставления заявителем сведений о постановке на государственный кадастровый учет всего здания, в котором расположен объект недвижимости, подлежащий постановке на государственный кадастровый учет.
В судебном заседании установлено, что заявителем вместе с заявлением о постановке на кадастровый учет и выдаче кадастрового паспорта на указанное выше жилое помещение в орган кадастрового учета были приложены все документы, предусмотренный в п.21 Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 года № 577, то орган кадастрового учета не имел оснований, предусмотренных п.п.2 п.70 названного выше Порядка, для отказа в осуществлении государственного учета по мотиву, что заявление о государственном учете или необходимые для государственного учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
5
При таких обстоятельствах суд также полагает ошибочными рекомендации Отдела кадастрового учета филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области, содержащиеся в оспариваемом решении от 21 июня 2012 года, о необходимости обращения заявителя с заявлением о постановке на кадастровый учет всего здания и представлении для этого технического паспорта на все здание и на каждое жилое помещение в здании.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы о соответствии оспариваемого решения закону несостоятельны и не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Не согласие апеллятора с выводом суда о том, что отсутствие в органе кадастрового учета сведений о всех помещениях ранее учетного объекта недвижимости - дома №*** в г.Куса должно устраняться путем информационного взаимодействия, не свидетельствует о неправильном разрешении спора и не противоречит положениям п.З Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 11 января 2011 года №1, ч.З ст. 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и не учитывает положений п.7 и п.8 этого же Порядка.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что Порядок не применяется к отношениям, возникающим при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета с заявлением о включении в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости предусмотренных частью 7 статьи 45 Закона о кадастре сведений и документов, т.е. только в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации.
Между тем по поданному делу установлено, что такие сведения в Кусинском филиале ОГУП «Обл ЦТИ» по Челябинской области имеются.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апеллятора о том, что применение судом положений ч.8 ст.45 и ч.4 ст. 25 Федерального закона о кадастре, которые не подлежали применению в силу положений ч. 1 ст. 43 этого же Федерального закона, устанавливающей переходный период до 01 января 2013 года, повлекло неправильное разрешение спора.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра
б
недвижимости" и пунктов 8 и 9 Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 11 января 2011 года №1 на орган кадастрового учета в целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета возлагается обязанность направить в организацию технической инвентаризации письменный запрос о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта.
С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
При разрешении дела судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кусинского районного суда Челябинской области от 18 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
7