ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-7145/12 от 18.09.2012 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГА-007488-02/2012       

                      Дело№ 11-7145/2012

                  Судья: Леонова Н.М. ,

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                      Судебная       коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в       составе:

        председательствующего Турковой Г.Л., судей Загайновой А.Ф.,       Жукова А.А.,

        при       секретаре Усовой А.Ю.,

        рассмотрела       в открытом судебном заседании в городе Челябинске 18 сентября 2012 года в       зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе ФГБУ «Федеральная       кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,       кадастра и картографии» по Челябинской области на решение Кусинского       районного суда Челябинской области от 18 июля 2012 года.

        Стороны в       суд апелляционной инстанции не явились, извещение о времени и месте       рассмотрения апелляционной жалобы получили (л.д231-233). Заявлений и       ходатайств не поступило. Дело рассмотрено в отсутствие сторон в       соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса       РФ.

        Заслушав       доклад судьи Турковой Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной       жалобы, судебная коллегия

установила:

        ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Отдела       кадастрового учета филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата       Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по       Челябинской области от 21 июня 2012 года об отказе в осуществлении       кадастрового учета жилого помещения, расположенного в г.Кусе Челябинской       области, ул.***. В обоснование своих требований заявитель указала на       незаконность отказа в осуществлении кадастрового учета и создании       препятствий для реализации ее права на оформление наследства, оставшегося       после смерти ее мужа Б.М.Я., в       виде указанной выше квартиры. В судебном заседании ФИО1 участия не       принимала, ее представитель ФИО2 заявленные требования       поддержал.

        Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной       службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской       области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в       котором просил отказать в удовлетворении заявленных       требований.

        Суд       постановил решение, которым признал незаконным решение отдела кадастрового       учета филиала по Челябинской области ФГБУ «Федеральная кадастровая палата       Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от       21.06.2012 года об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта       недвижимости - квартиры №1 ***       по

                      I

ул.*** в г.Куса Челябинской области и       обязал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы       государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской       области осуществить государственный кадастровый учет указанного выше       объекта недвижимости по представленным документам и выдать ФИО1       кадастровый паспорт.

В       апелляционной жалобе ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной       службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской       области просит отменить решение суда в связи с неправильным применением       норм материального права. Вывод суда о том, что отсутствие в органе       кадастрового учета сведений о всех помещениях ранее учетного объекта       недвижимости - дома №*** в г.Куса должно устраняться путем информационного       взаимодействия является неверным в силу положений п.З Порядка включения в       государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах       недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 11 января       2011 года №1, ч.З ст. 45 Федерального закона «О государственном кадастре       недвижимости». Суд также применил ч.8 ст.45 и ч.4 ст. 25 названного выше       Федерального закона, которые не подлежали применению в силу положений ч.1       ст. 43 этого же Федерального закона, устанавливающей переходный период до       01 января 2013 года. Оспариваемое решение соответствует Порядку,       утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ от 14 октября 2011 года       №577.

Изучив       доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения       суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского       процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для       отмены постановленного по делу решения.

Как       следует из материалов дела, ФИО1 01.06.2012 года обратилась в       Кусинский отдел филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной       службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской       области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и       выдаче кадастрового паспорта на принадлежащую наследодателю квартиру       №*** в       городе Куса Челябинской области, приложив к заявлению технический паспорт       данной квартиры от 17.04.2012 года, изготовленный ОГУП «ОблЦТИ» по       Челябинской области на бумажном и электронном носителях.

Решение       органа кадастрового учета об отказе в государственном кадастровом учете       мотивирован отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о       здании, расположенном в г.Куса, ул.*** и ссылкой на п.п.2 п.70 Порядка,       утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 года №577 (не       соответствие заявления и приложенных к нему документов по форме либо       содержанию требованиям действующего       законодательства).

        Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции       мотивировал свой вывод тем, что здание, в котором расположена квартира, о       постановке которой на государственный кадастровый учет просила ФИО1, 1987 года постройки, ранее был учтен ОГУП «Обл ЦТИ» по Челябинской       области за инвентарным номером ***,       и сведения о нем должны включаться в государственный кадастр недвижимости       независимо от наличия в государственном кадастре сведений о здании или       сооружении. Отказ в осуществлении государственного кадастрового учета       создает заявителю препятствия в реализации ее гражданских       прав.

        Судебная       коллегия находит выводы суда по существу правильными и соответствующими       установленным по делу обстоятельствам.

        Доводы       апелляционной жалобы ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной       службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской       области о неправильном применении судом норм материального права не могут       служить основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку       противоречат материалам дела и основаны на ошибочном толковании       законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

        В       соответствие с ч.1, ч.2 и ч.2.1 ст. 43 Федерального закона «О       государственном кадастре недвижимости» до 1 января 2013 года       устанавливается переходный период применения настоящего Федерального       закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного       учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства       (далее в настоящей статье - переходный период). В переходный период       положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении       зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В       переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений,       объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке,       установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона       нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления       государственного технического учета и технической инвентаризации объектов       капитального строительства и государственного технического учета жилищного       фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного       учета), если иной порядок осуществления в переходный период       государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с       частью 2.2 настоящей статьи.

        Порядок       осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений,       объектов незавершенного строительства в переходный период устанавливается       органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений       (ч.2.2 ст. 43 Федерального закона «О государственном кадастре       недвижимости»).

                      з

                      В       переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений,       объектов незавершенного строительства осуществляют органы и организации по       государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в       ранее установленном порядке осуществления государственного учета и       подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные       учреждения в порядке осуществления государственного учета в переходный       период. В переходный период соответствующие органы и организации по       государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в       целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на       недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов       недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии       с требованиями настоящего Федерального закона (ч.2.3 и ч.З ст. 43       Федерального закона «О государственном кадастре       недвижимости»).

        В       исполнении полномочий, предоставленных ч. 2.2 ст. 43 Федерального закона       «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон о кадастре)       Минэкономразвития РФ приказом от 14.10.2011 года № 577 утвержден Порядок       осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений,       объектов незавершенного строительства в переходный период применения       Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к       отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета       зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства,       которым установлены правила осуществления государственного учета зданий,       сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный       период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с       осуществлением государственного учета указанных объектов учета, в том       числе порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о       зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного       строительства, государственный учет которых осуществлен в переходный       период, с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава       сведений и содержащих эти сведения документов.

        Анализ       положений данного Порядка позволяет сделать вывод о том, что этот Порядок       устанавливает правила осуществления государственного учета зданий,       сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный       период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с       осуществлением государственного учета таких объектов учета, которые ранее       не были учтены и впервые учитываются в переходный период.

        В       исполнении полномочий, предоставленных ч. 2.2 ст. 43 Федерального закона       «О государственном кадастре недвижимости» Минэкономразвития РФ приказом от       11.01.2011 года № 1 утвержден Порядок включения в государственный кадастр       недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, которым       предусмотрены сроки и правила включения в

                      4

                      государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих       такие сведения документов о земельных участках, зданиях, сооружениях,       помещениях, объектах незавершенного строительства, государственный       кадастровый учет или государственный технический учет которых осуществлен       в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона       о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных       статьей 43 Закона о кадастре особенностей, а также объектов недвижимости,       государственный кадастровый учет или государственный технический учет       которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не       прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную       регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера       (далее - ранее учтенные объекты недвижимости) в порядке, установленном в       соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О       государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним",       а также правила передачи в органы кадастрового учета заверенных       уполномоченными должностными лицами органов и организаций по       государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации       копий технических паспортов ранее учтенных зданий, сооружений, помещений,       объектов незавершенного строительства.

        Поскольку в       отношении спорного объекта недвижимости государственный технический учет       был осуществлен в установленном законодательством порядке до дня       вступления в силу Закона о кадастре, то вывод суда о применении к спорным       правоотношениям Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от       11.01.2011 года № 1, является правильным.

        Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть       предоставлены с заявлением в орган кадастрового учета предусмотрен п. 21       Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 года №       577 и не содержит требования о необходимости предоставления заявителем       сведений о постановке на государственный кадастровый учет всего здания, в       котором расположен объект недвижимости, подлежащий постановке на       государственный кадастровый учет.

        В судебном       заседании установлено, что заявителем вместе с заявлением о постановке на       кадастровый учет и выдаче кадастрового паспорта на указанное выше жилое       помещение в орган кадастрового учета были приложены все документы,       предусмотренный в п.21 Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития       РФ от 14.10.2011 года № 577, то орган кадастрового учета не имел       оснований, предусмотренных п.п.2 п.70 названного выше Порядка, для отказа       в осуществлении государственного учета по мотиву, что заявление о       государственном учете или необходимые для государственного учета документы       по форме либо содержанию не соответствуют требованиям действующего       законодательства.

                      5

При       таких обстоятельствах суд также полагает ошибочными рекомендации Отдела       кадастрового учета филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата       Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по       Челябинской области, содержащиеся в оспариваемом решении от 21 июня 2012       года, о необходимости обращения заявителя с заявлением о постановке на       кадастровый учет всего здания и представлении для этого технического       паспорта на все здание и на каждое жилое помещение в       здании.

На       основании изложенного доводы апелляционной жалобы о соответствии       оспариваемого решения закону несостоятельны и не могут служить основанием       для отмены постановленного по делу решения.

Не       согласие апеллятора с выводом суда о том, что отсутствие в органе       кадастрового учета сведений о всех помещениях ранее учетного объекта       недвижимости - дома №*** в г.Куса должно устраняться путем информационного       взаимодействия, не свидетельствует о неправильном разрешении спора и не       противоречит положениям п.З Порядка включения в государственный кадастр       недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости,       утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 11 января 2011 года №1, ч.З       ст. 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и не       учитывает положений п.7 и п.8 этого же Порядка.

Пунктом       3 Порядка предусмотрено, что Порядок не применяется к отношениям,       возникающим при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового       учета с заявлением о включении в соответствующие разделы государственного       кадастра недвижимости предусмотренных частью 7 статьи 45 Закона о кадастре       сведений и документов, т.е. только в случае, если сведения о ранее       учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного       земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах       государственного технического учета и технической       инвентаризации.

Между       тем по поданному делу установлено, что такие сведения в Кусинском филиале       ОГУП «Обл ЦТИ» по Челябинской области имеются.

Судебная       коллегия не может согласиться с доводами апеллятора о том, что применение       судом положений ч.8 ст.45 и ч.4 ст. 25 Федерального закона о кадастре,       которые не подлежали применению в силу положений ч. 1 ст. 43 этого же       Федерального закона, устанавливающей переходный период до 01 января 2013       года, повлекло неправильное разрешение спора.

Кроме       того, судебная коллегия полагает, что в соответствии с Федеральным законом       от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и       муниципальных услуг», Постановлением Правительства Российской Федерации от       18 августа 2008 г. N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении       государственного кадастра

                      б

                      недвижимости" и пунктов 8 и 9 Порядка включения в       государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах       недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 11 января       2011 года №1 на орган кадастрового учета в целях организации работ по       передаче копий технических паспортов объектов технического учета       возлагается обязанность направить в организацию технической инвентаризации       письменный запрос о представлении перечня объектов технического учета, в       отношении которых такой организацией изготовлены технические или       кадастровые паспорта.

        С учетом       изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены       судебного решения по доводам, изложенным в апелляционной       жалобе.

        При       разрешении дела судом первой инстанции нарушений норм материального и       процессуального права, влекущих отмену решения суда, не       допущено.

        Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального       кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

                      Решение       Кусинского районного суда Челябинской области от 18 июля 2012 года       оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ «Федеральная кадастровая       палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и       картографии» по Челябинской области - без удовлетворения.

        Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его       принятия.

                      Председательствующий

                      Судьи

                      7