о | |||
Дело№ 11-7245/2017 | Судья Бастрон Д.А. | ||
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |||
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: | |||
председательствующего судей при секретаре | Скрябиной СВ., ФИО1, ФИО2, ФИО3, | ||
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 июня 2017 года в городе Челябинске гражданское дело по иску ФИО4 к Администрации города Трехгорного Челябинской области, Управлению социальной защиты населения Администрации города Трехгорного Челябинской области о признании незаконным постановления о прекращении доплаты к трудовой пенсии, возложении обязанности по возобновлению ежемесячной доплаты к пенсии, по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 02 марта 2017 года. Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия | |||
УСТАНОВИЛА: | |||
ФИО4. обратился в суд с иском к Администрации города Трехгорного Челябинской области (далее по тексту - администрация города), Управлению социальной защиты населения Администрации города Трехгорного Челябинской области (далее по тексту - УСЗН) о признании незаконным постановления, которым была прекращена доплата к его трудовой пенсии, также просил возложить обязанность по возобновлению ежемесячной доплаты к пенсии. В обоснование иска указал, что неоднократно избирался депутатом Собрания депутатов города Трехгорного на постоянной основе, избирался председателем Совета депутатов города Трехгорного. В 2011 году ему была назначена трудовая пенсия по старости. В соответствии с Уставом города Трехгорного и Положением об условиях, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам, осуществлявшим полномочия главы города Трехгорного и полномочия депутата представительного органа местного самоуправления города Трехгорного на | |||
2 | ||
постоянной основе ему на основании постановления главы города от 04 октября 2011 года была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии. Выплата производилась УСЗН ежемесячно до сентября 2016 года. Постановлением главы администрации города от 22 сентября 2016 года ранее изданное в его отношении постановление об установлении ему ежемесячной доплаты к трудовой пенсии было отменено. Считает данное постановление незаконным, поскольку установление ему доплаты к трудовой пенсии в 2011 году осуществлено в соответствии с действующим на тот момент законодательством, а также в соответствии с пунктом 106 Устава города Трехгорного и пунктами 3, 5 Положения об условиях, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам, осуществлявшим полномочия главы города Трехгорного и полномочия депутата представительного органа местного самоуправления города Трехгорного на постоянной основе, утвержденного решением Собрания депутатов города Трехгорного от 30 июня 2009 года № ***, содержащих исчерпывающий перечень оснований для прекращения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. Полагал, что изменения, внесенные в Устав города Трехгорнго, вступившие в силу с 26 мая 2016 года, не могут быть распространены на ранее возникшие правоотношения, не влекут за собой прекращение доплаты к его трудовой пенсии, поскольку они приняты после назначения ему доплаты и пенсии, регулируют вопросы назначения доплаты к трудовой пенсии, а не вопросы о ее прекращении. Считает, что орган местного самоуправления в оспариваемом постановлении допустил нарушение, ухудшив его пенсионные и материальные права, применив дискриминационные изменения в законодательстве о доплате к трудовой пенсии, лишив его денежной надбавки, установленной законодательством, действовавшим на момент возникновения пенсионных правоотношений. В судебное заседание суда первой инстанции истец не явился при надлежащем извещении, его представитель ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала. Представитель администрации города Громенко А.Ю., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, указав, что нормы Устава, предусматривающие ежемесячную доплату к пенсии категории лиц, к которой относился истец, утратили силу, поэтому прекращение выплат является законным. Представитель УСЗН в судебном заседании участия не принимал. Суд постановил решение, которым отказал в удовлетворении исковых требований ФИО4. В апелляционной жалобе истец требует отмены решения суда как незаконного и необоснованного. Считает, что изменение действующего законодательства и Устава города Трехгорного не влечет прекращение установленной ему доплаты к пенсии, поскольку изменения приняты после назначения пенсии и касаются вопросов назначения доплаты, а не ее | ||
3 | ||
прекращения. Кроме того, изменения вступили в законную силу с момента официального опубликования и не распространяются на ранее возникшие правоотношения. Ссылаясь на правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, указывает, что ответчик допустил ухудшение его прав. Полагает, что основания прекращения выплаты установленной ему ежемесячной доплаты к пенсии отсутствуют. В возражениях на апелляционную жалобу администрация города указывает на законность и обоснованность решения суда. В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны при надлежащем извещении не явились. В соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание в их отсутствие. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Как следует из материалов дела, 05 апреля 2005 года ФИО4. был избран председателем Собрания депутатов города Трехгорного, 27 февраля 2009 года был уволен в связи с неизбранием на должность по пункту 3 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, 10 августа 2009 года был принят на должность заместителя генерального директора ФГУП «Приборостроительный завод», что следует из записей, внесенных в трудовую книжку истца (л.д. 10-12, 230), а также подтверждается распоряжением председателя Собрания депутатов города Трехгорного от 16 февраля 2009 года № 2-лс (л.д. 227). 13 сентября 2011 года истец обратился с заявлением на имя Главы администрации города Трехгорного о назначении ему ежемесячной доплаты к трудовой пенсии (л.д. 223). В соответствии со справкой Управления ПФР в городе Трехгорном Челябинской области истец является получателем трудовой пенсии по старости с 27 августа 2011 года, которая была назначена ему на основании статьи 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть по достижении 60-летнего возраста (л.д. 224). Постановлением Главы администрации города Трехгорного Челябинской области от 04 октября 2011 года № *** (л.д. 222) истцу была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии с 01 сентября 2011 года в соответствии с Положением об условиях, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам, осуществляющим полномочия главы города Трехгорного и полномочия депутата представительного органа местного самоуправления города Трехгорного на постоянной основе, утвержденного решением Собрания депутатов города Трехгорного от 30 июня 2009 года № ***, которая выплачивалась ему по 31 августа 2016 года. | ||
4 | ||
Постановлением Главы администрации города Трехгорного от 22 сентября 2016 года № *** вышеуказанное постановлением было отменено со ссылкой на часть 5.1 стать 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статью 21-1 Закона Челябинской области от 27 марта 2008 года № 245-30 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», пункт 121 Устава города Трехгорного (л.д. 194). Установив, что 26 мая 2016 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 106 Устава города Трехгорного, согласно которым выплачиваемая за счет средств местного бюджета дополнительная гарантия прав депутатов в виде ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) устанавливается только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, суд пришел к выводу о том, что обжалуемое ФИО4. постановление является законным, основания для предоставления ему указанной выплаты не имеются. Судебная коллегия находит такие выводы суда первой инстанции соответствующим нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Так, Конституция Российской Федерации относит вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункт «ж» пункта первого статьи 72). Специальный правовой статус выборных должностных лиц - депутата, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления регламентирован статьей 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанная статья Федеральным законом от 04 ноября 2007 года № 253-ФЗ была дополнена частью 5.1, в соответствии с которой гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 446-ФЗ в указанную часть статьи 40 Федерального закона внесены изменения, она дополнена абзацем, согласно которому в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного | ||
5 | ||
должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5-8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона. Данная норма права отсылает правовое регулирование предоставления гарантий осуществления полномочий выборных должностных лиц органа местного самоуправления в связи с прекращением ими полномочий, в том числе в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, к вопросам местного значения, предполагая их установление в уставах муниципальных образований. В соответствии с частями первой и второй статьи 53 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, представительный орган местного самоуправления в пункте 106 Устава города Трехгорного предусмотрел, что депутату Собрания депутатов, осуществляющему полномочия депутата на постоянной основе, при выходе на пенсию за счет средств местного бюджета выплачивается ежемесячная доплата к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Условия и порядок назначения и выплаты доплаты к трудовой пенсии устанавливаются Собранием депутатов (л.д. 25-44). Во исполнение Устава Собрание депутатов города Трехгорного приняло решение от 30 июня 2009 года № ***, которым было утверждено | ||
Положение об условиях, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданам, осуществляющим полномочия главы города Трехгорного и полномочия депутата представительного органа местного самоуправления города Трехгорного на постоянной основе. Пунктом 5 Положения было предусмотрено, что лицам, осуществлявшим полномочия депутата представительного органа местного самоуправления города Трехгорного на постоянной основе, ежемесячная доплата к трудовой пенсии назначается независимо от времени прекращения исполнения полномочий, но при условии прекращения полномочий не ранее 23 ноября 2004 года. Решением Собрания депутатов города Трехгорного от 26 апреля 2016 года №***в целях приведения Устава в соответствие с действующим законодательством в Устав города внесены изменения, в частности в пункте 106 исключены абзацы 12-18 и пункт дополнен абзацами следующего содержания «Гражданин Российской Федерации, прекративший полномочия депутата на постоянной основе (в том числе досрочно), имеет право на выплачиваемую за счет средств местного бюджета ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности). Такая доплата устанавливается только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не осуществляется в случае прекращения полномочий депутата, осуществлявшего полномочия депутата на постоянной основе по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, частью 7.1, пунктами 5-8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Условия, порядок назначения и выплаты, а также размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии устанавливаются решением Собрания депутатов.» Действуя в рамках предоставленных полномочий, решением Собрания депутатов города Трехгорного от 26 июля 2016 года №***было утверждено новое Положение об условиях, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) гражданам, осуществляющим полномочия главы города Трехгорного и полномочия депутата Собрания депутатов города Трехгорного на постоянной основе. Прежнее Положение, утвержденное решением Собрания депутатов города Трехгорного от 30 июня 2009 года № ***, было признано утратившим силу. Согласно пункту 3 нового Положения ежемесячная доплата назначается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховой пенсии» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», лицам, осуществлявшим полномочия главы города Трехгорного или полномочия депутата Собрания депутатов | ||
7 | ||
города Трехгорного на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность. Таким образом, нормы Устава города Трехгорного и основанные на нем нормы Положения, позволявшие ранее производить истцу ежемесячную доплату к пенсии, утратили силу, данная выплата в настоящее время не относится к бюджетным обязательствам города Трехгорного, в связи с чем не может производиться далее. При этом действия ответчика соотносятся с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 01 декабря 1999 года № 189-0, от 11 мая 2006 года № 88-0, от 03 апреля 2007 года № 332-О-П, согласно которой предоставление за счет средств местных бюджетов доплаты к пенсии является дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших выборных должностных лиц местного самоуправления, в силу чего при изменении правил исчислении таких дополнительных выплат, их размера либо отмены дополнительных выплат право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размере, не нарушается. Ссылки заявителя на постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П не могут свидетельствовать об ошибочности принятого по делу решения, поскольку в данном случае обратная сила закону, ухудшающему положение граждан и означающая, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, не придается. В данном случае, право истца на получение доплаты к трудовой пенсии по старости основывалось на положениях статьи 7 Закона Челябинской области от 27 марта 2008 года № 245-30 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», которая противоречила федеральному законодательству и потому являлась недействующей. Доводом истца о том, что отмена нормативного правового акта не влечет ограничения его права на получение доплаты, основана на неправильном толковании норм права и противоречит пределам действия нормативно-правовых актов во времени. Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии нарушений прав истца и не находит оснований для отмены обжалуемого решения. Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия | ||
ОПРЕДЕЛИЛА: | ||
Решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 02 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4- без удовлетворения. | ||
Председательствующий: Судьи: | ||