Дело № 11-7468/2017 судья Штрауб Г.О. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 13 июня 2017 года г. Челябинск Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Никитиной О.В. судей: Ивановой М.П., Зиновьевой Е.В. при секретаре Дзюба Б.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 22 марта 2017 года по иску ФИО1 к администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, администрации Сосновского муниципального района Челябинской области об обязании обеспечить подъездные пути Заслушав доклад судьи Никитиной О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ФИО1 -ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области ФИО3, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: ФИО1 с учетом уточнений обратилась в суд с иском к администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, в котором просила обязать администрацию Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области осуществить дорожную деятельность, обеспечив подъездные пути к дому, расположенному по адресу: ****, в соответствии с требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93. Взыскать с администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере **** руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме **** руб. В обоснование иска указала, что является собственником земельного участка и дома по адресу: ****. В настоящий момент к дому не проложено ни одной дороги, приходится использовать стихийно образованный проезд. | ||
На заявление построить дорогу, администрация ответила отказом, со ссылкой на отсутствие средств. По ходатайству представителя истца ФИО2 администрация Сосновского муниципального района Челябинской области привлечена в качестве соответчика. Истец ФИО1 извещена, не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель истца ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала. Полагала, что в соответствии с соглашением администрация поселения не наделена полномочиями по строительству дорог в поселении. Представитель ответчика администрации Сосновского муниципального района Челябинской области ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что возложение обязанности по строительству дороги является вмешательством в деятельность органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Третьи лица Управление архитектуры администрации Сосновского Муниципального района Челябинской области, ЗАО «Комплекс» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказал в полном объеме. В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает, что выводы суда о том, что возложение обязанности по строительству автомобильной дороги в определенном месте в населенном пункте является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах полномочий, не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат нормам материального права. Указывает, Что при вынесении решения суду нет необходимости оценивать целесообразность строительства автомобильной дороги, и принимать решение вместо органа местного самоуправления, т.к. согласно утвержденному в 2012 году генеральному плану в поселке **** | ||
2 | ||
по ул. **** предусмотрено возведение автомобильной дороги и внутриквартальных проездов. Требования ФИО1 не могут нарушить положений ст. 9 и 15 Бюджетного Кодекса РФ, поскольку у органа местного самоуправления возникла обязанность внести в местный бюджет расходные операции для осуществления дорожной деятельности на ул. **** в 2015, 2016 и 2017 годах. Требования истца не могут влиять на источники формирования местного бюджета, т.к. находятся в рамках установленных судом полномочий органов местного самоуправления, не создают новых видов расходных обязательств и направлены на защиту своих законных прав. Кроме того, Бюджетным кодексом РФ предусмотрен механизм исполнения непредвиденных расходных обязательств. Считает, что вынесенное решение лишает истца права на защиту своих законных интересов и нарушенных прав в судебном порядке. Истец ФИО1, представители ответчика - администрации Сосновского муниципального района, третьих лиц Управления архитектуры и строительства администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, ЗАО «Комплекс» в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, судебная коллегия на основании статей 167, 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами. Из материалов дела следует, что истец ФИО1 является собственником земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов - под строительство индивидуального жилого дома, площадью **** кв.м., кадастровый номер ****, и жилого дома, общей площадью **** кв.м., по адресу: ****. 03 ноября 2015 года ФИО1 обратилась в администрацию Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области с заявлением организовать проезд к своему участку по адресу: ****(л.д.12). На заявление истца, администрацией Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области дан | ||
3 | ||
ответ от 07 декабря 2015 года о том, что решение данного вопроса требует дополнительных средств на проектирование дорог и их строительство, в настоящее время администрация Кременкульского сельского поселения данными средствами не располагает (л.д. 13). В соответствии с проектом корректировки генерального плана поселка Садовый Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, развитие пос. Садовый предусматривает поэтапное освоение территории в заданных границах, в том числе строительство улично-дорожной сети и сети массового пассажирского транспорта на 1 очередь до 2020 года и к перспективному сроку 2033 год. 09 января 2017 года между администрацией Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района и администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области заключено Соглашение № 7/2017, в соответствии с п.п «а» п. 1.2 которого администрация Сосновского муниципального района Челябинской области передает администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района полномочия по вопросу организации в границах населенных пунктов Кременкульского сельского поселения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (за исключением деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, в границах населенных пунктов сельского поселения. Разрешая спор по существу, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к исполнению его полномочий. Судебная коллегия полагает указанный вывод суда правильным в силу следующего. К вопросам местного значения городского поселения в силу ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится в том числе и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление | ||
4 | ||
иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с требованиями ст. ст. 2, 4, 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 8, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генеральных планов поселения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Учитывая установленную действующим законодательством процедуру подготовки генеральных планов поселений, городских округов, судебная коллегия считает, что в силу принципа разделения властей, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о понуждении осуществить дорожную деятельность, обеспечив подъездные пути к дому истца, поскольку данное решение отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления. Конкретизируя положения статьи 12 Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 14, 15, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней). Перераспределение бюджетных средств не входит в компетенцию суда. Заявляя требования к администрации Сосновского муниципального района и Кременкульского сельского поселения о понуждении к совершению действий, истец фактически возлагает на суд обязанность вмешательства в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым. Суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации безопасности дорожного движения. Материальный закон для понуждения к | ||
5 | ||
совершению действий по организации безопасности дорожного движения отсутствует. | ||
Доводы апелляционной жалобы о том, генеральный план в поселке Садовый предусматривает строительство автомобильной дороги местного значения по ул. ****, не опровергают выводов суда о недопустимости вмешательства в хозяйственную деятельность органов местного самоуправления, кроме того, согласно указанному плану строительство улично-дорожной сети планируется поэтапно вплоть до 2033 года. Также являются несостоятельными доводы жалобы об иной судебной практике, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения. При рассмотрении материалов дела судья не связан с выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толкований правовых норм. Вынесенное ранее решение по указанному делу, отмененное апелляционной инстанцией, не является основанием для вынесения аналогичного решения. Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о нарушении администрациями Кременкульского сельского поселения и Сосновского муниципального района конституционных прав истца, не подтверждены документально, в связи с чем отклоняются судебной коллегией. Поскольку суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, правильно оценил доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по изложенным в апелляционной жалобе доводам не имеется. | ||
ОПРЕДЕЛИЛА: | ||
Решение Сосновского районного суда Челябинской области от 22 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения. | ||
Председательствующий: Судьи | ||