Дело№ 11-7719/2014
Судья Резниченко Ю.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июля 2014 года г.Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Галимовой P.M.,
судей Скрябиной СВ., Козиной Н.М.,
при секретаре Чепур Я.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 мая 2014 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Челябинской области о включении периодов работы в выслугу лег для перерасчета пенсии и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
Заслушав доклад судьи Галимовой P.M. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителей ответчика Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Челябинской области - ФИО2, ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, истца ФИО1, возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Челябинской области (далее УФСКН России по Челябинской области) о возложении обязанности включить в выслугу лет для назначения пенсии стаж работы по экономическим, бухгалтерским специальностям: с 02 сентября 1977 года по 02 декабря 1977 года в должности ***АЗС Кыштымской нефтебазы; с 28 декабря 1977 года по 03 января 1982 года в должности ***в Южно-Уральском универсальном управлении по снабжению и сбыту; с 09 августа 1995 года по 04 июля 1996 года в должности ведущего ***в УФСНП РФ по Челябинской области и произвести перерасчет пенсии с даты обращения - с 14 января 2014 года.
В обоснование иска истец указала, что с 11 мая 1996 года проходила службу в Управлении Федеральной службы Налоговой полиции Российской
Федерации по Челябинской области. На момент увольнения 10 октября 2002 года выслуга для назначения пенсии составила в календарном исчислении 6 лет 03 месяца 01 день, и учеба 10 месяцев 26 дней. С 06 августа 2003 года проходила службу в УФСКН России по Челябинской области, 25 июля 2012 года уволена по достижении предельного возраста. 14 января 2014 года она обратилась с заявлением в УФСКН России по Челябинской области о включении в расчет выслуги лет для назначения пенсии указанных выше периодов работы и о перерасчете пенсии, в чем ей было отказано. Причиной отказа явилось то, что решение вопроса о включении периодов работы по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям не относится к компетенции органов наркоконтроля, расчеты выслуги лет для выплаты процентной надбавки и назначения пенсии на дату увольнения не производились. С отказом не согласна, считает его незаконным.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика УФСКН России по Челябинской области -ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд вынес решение об удовлетворении исковых требований. Возложил обязанность на УФСКН России по Челябинской области включить ФИО1 в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении следующие периоды работы: с 02 сентября 1977 года по 02 декабря 1977 года в должности ***АЗС, Кыштымская нефтебаза; с 28 декабря 1977 года по 03 января 1982 года в должности ***в Южно-Уральском универсальном управлении по снабжению и сбыту; с 09 августа 1995 года по 04 июля 1996 года в должности ведущего ***в УФСНП РФ по Челябинской области. Возложил обязанность на УФСКН России по Челябинской области произвести перерасчет пенсии ФИО1 с даты ее обращения - с 14 января 2014 года.
В апелляционной жалобе ответчик УФСКН России по Челябинской области просит об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает, что в июне 2003 года ФИО1 уже обращалась с иском к УФСНП РФ по Челябинской области о включении спорных периодов работы по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям, Центральным районным судом в решении от 26 июня 2003 года истцу было отказано в иске, определением Челябинского областного суда от 16 октября 2003 года данное решение оставлено в силе; ФИО1 была уволена из налоговой полиции 08 октября 2002 года и принята в УФСКН 06 августа 2003 года на общих основаниях, не переводом, в связи с чем ей при расчете процентной
2
надбавки за выслугу лет был учтен экономический стаж и выплачивалась надбавка в размере 70% по март 2004 года, до принятия Постановления Правительства РФ от 31 мая 2004 года № 258. Включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств, периодов работы по бухгалтерским, финансово-экономическим, юридическим специальностям действующим законодательством не предусмотрено.
Не согласившись с доводами апелляционной жалобы, ФИО1 представила возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 5 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ)
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N4991-1 от 20 мая 1993 г.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Часть 3 статьи 50 названного Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации,
з
а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.
Постановление ВС РФ от 20 мая 1993 года № 4991-1 действовало в период увольнения истца из органов налоговой полиции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 г., действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции"), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Приказом ФСКН РФ от 09 января 2008 года N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 февраля 2008 года N 11137) на Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков возложена обязанность осуществлять назначение, выплату, перерасчет пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в органах наркоконтроля, которым в установленном порядке были присвоены специальные звания, имеющим право на пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции" было предусмотрено включение в
4
специальный стаж времени работы на предприятиях, истец ранее проходила службу в органах налоговой полиции, имея специальное звание, а экономический стаж предшествовал этой службе; право на получение пенсии подлежит защите без ограничения каким-либо сроком, то данный экономический стаж работы по финансово-экономическим специальностям в период с 1977 года по 1982 год и стаж работы в налоговой полиции подлежат включению в стаж истца, что влечет перерасчет размера ее пенсии с даты обращения к ответчику.
Указанные выводы основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поэтому являются правильными.
Так, из материалов дела следует, что ФИО1 с 11 мая 1996 г. по 10 октября 2002 г. проходила службу в Управлении Федеральной службы Налоговой полиции Российской Федерации по Челябинской области, ей было присвоено специальное офицерское звание - капитан налоговой полиции, уволена из органов налоговой полиции на основании приказа ФСНП России от 02 июля 2001 г № 296 «О проведении организационно-штатных мероприятий в УФСНП РФ по Челябинской области» по сокращению штатов.
До службы в органах налоговой полиции она с 02 сентября 1977 года по 02 декабря 1977 года работала в должности ***АЗС, Кыштымская нефтебаза; с 28 декабря 1977 года по 03 января 1982 года - ***в Южно-Уральском универсальном управлении по снабжению и сбыту; с 09 августа 1995 года по 04 июля 1996 года - ведущим ***в УФСНП РФ по Челябинской области (л.д. 13,15-20,43,44).
Данные периоды работы не были включены в выслугу лет при назначении пенсии, что подтверждается заключениями о выслуге лет, данными об увольнении, расчетом выслуги лет на пенсию (л.д.45-47,49-50).
Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 1996 г. N 718 (в редакции Указа от 25 июля 2000 г. N 1358) установлено, что при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.
Принимая во внимание, что спорные периоды работы истца подлежали включению в выслугу лет при прохождении службы в федеральных органах налоговой полиции, а служба в органах налоговой полиции в силу прямого указания закона подлежит включению в выслугу лет для назначении пенсии сотруднику органов контроля за оборотом наркотических средств, суд
5
первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности требований истца.
В связи с изложенным не состоятелен довод жалобы о том, что включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств, периодов работы по бухгалтерским, финансово-экономическим, юридическим специальностям действующим законодательством, в том числе п.2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. N 254, не предусмотрено.
Указанный довод основан на толковании отдельно взятого нормативного акта без учета иных приведенных выше правовых актов, регулирующих порядок исчисления выслуги лет сотрудникам органов наркоконтроля, ранее проходившим службу в органах налоговой полиции.
Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о неправильности выводов суда в решении в связи с тем, что решением Центрального районного суда от 26 июня 2003 года, определением Челябинского областного суда от 16 октября 2003 года истцу было отказано в удовлетворении иска к Управлению Федеральной службы налоговой полиции о включении в выслугу лет спорных периодов в полном объеме, так как данный довод основан на неправильном толковании норм права.
В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, имеют преюдициальное значение, то есть не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решение, на которое ссылается податель жалобы и которым истцу отказано во включении в выслугу лет периодов работы по экономическим и бухгалтерским специальностям, не имеет преюдициального значения для ответчика по настоящему делу, так как он не являлся лицом, участвующим в том гражданском деле.
Довод апелляционной жалобы о том, что ФИО1 была уволена из налоговой полиции 08 октября 2002 года и принята в УФСКН 06 августа 2003 года на общих основаниях, не переводом, в связи с чем ей при расчете процентной надбавки за выслугу лет был учтен экономический стаж и выплачивалась надбавка в размере 70% по март 2004 года, до принятия Постановления Правительства РФ от 31 мая 2004 года № 258, период службы истца в ФСНП был включен только в стаж для процентной надбавки, но не в выслугу лет для назначения пенсии, не может служить основанием для отмены решения суда, так как независимо от данных
б
обстоятельств в силу приведенных выше норм права в выслугу лет истца для назначения пенсии подлежат включению спорные периоды.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
7