ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-8142/17 от 27.06.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11-8142/2017

Судья Щлемова Г.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 июня 2017 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Галимовой P.M.,

судей Жуковой Н.А., Давыдовой Т.И.

при секретаре Веккер Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонного) на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 07 апреля 2017 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное), Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда РФ по Челябинской области о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Заслушав доклад судьи Галимовой P.M. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонного) - ФИО2, представителя ответчика Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда РФ по Челябинской области - ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонному), Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Челябинской области о признании незаконным и отмене уведомления и решения УПФР в г.Магнитогорске от 03 ноября 2016 г. № 577 об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности на УПФР в г.Магнитогорске выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (л.д. 3-4, 44).


В обоснование иска истец указала, что является матерью троих детей: Л.Д., **** года рождения, А.Я., **** года рождения, А.Е., **** года рождения. 06 октября 2016 года обратилась в ГУ УПФР в г.Магнитогорске с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». 11 ноября 2016 г. было получено уведомление от 03 ноября 2016 г. № 577 об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с тем, что свидетельство о рождении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подлежит замене и не может быть принято к рассмотрению, так как заламинировано. С данным отказом не согласна, так как в 2002 году запрет на покрытие пленкой свидетельств отсутствовал, законом не предусмотрено такое основание отказа в выдаче сертификата.

Истец ФИО1 в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска.

Представитель Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске - ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.

Представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Челябинской области - ФИО6. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.

Суд вынес решение об удовлетворении исковых требований, признал отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ФИО1 незаконным.

На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магнитогорске Челябинской области возложена обязанность выдать ФИО1 государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

В апелляционной жалобе ответчик ГУ - УПФ РФ в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывает, судом не учтено, что пунктом 5 Правил, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 октября 2011 г. № 1180н, предусмотрена обязанность заявителя предоставить полный пакет документов, в том числе о рождении детей, к которым относится свидетельство о рождении; в соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 17 февраля 2005 года № 05-03-06/11 бланки свидетельства о

2


рождении относятся к защищенной полиграфической продукции, и их доизготовление не допускается; Правила заполнения бланков записей актов гражданского состояния не предусматривают нанесение на указанные бланки каких-либо защитных пленок, а ламинированное покрытие на документе искажает печать, подпись, фактуру бумаги, что не позволяет сделать однозначный вывод об отсутствии признаков подделки документа, поэтому ламинирование свидетельства прямо отнесено законом к разновидностям порчи документа, влекущей невозможность использования такого свидетельства; в соответствии с административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 345н от 29 октября 2009 г., территориальный орган ПФР не вправе запрашивать из органов ЗАГС свидетельство о рождении или иной документ, подтверждающий рождение, поскольку предоставить такой документ - это обязанность заявителя; справка о рождении № **** в адрес УПФР г.Магнитогорске Челябинской области не направлялась, была выдана органом ЗАГС 23 ноября 2016 года, то есть после принятия решения об отказе в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал от 03 ноября 2016 года; при обращении в органы ЗАГС для получения справки № **** истец не лишена была возможности получить повторное свидетельство о рождении первого ребенка.

Истец о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещена заказной почтовой корреспонденцией, а также телефонограммой, в суд апелляционной инстанции не явилась, причины неявки не сообщила, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Реализуя предписания статьи 7, частей 1 и 2 статьи 38 и частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей.

Так, в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" для таких семей предусмотрена возможность получения государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала.

3


Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г., независимо от места их жительства.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 256-ФЗ лица, указанные в частях 1,3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее -сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке) (ч.1).

Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня их поступления в такие органы и организации (часть 1.1).

Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.2).

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата (ч.З).

При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять

4


достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления (ч.4).

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр указанное уведомление направляется в многофункциональный центр (ч.5).

Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются: 1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом; 2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; 3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки; 4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме (ч.б).

Согласно п.5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 18 октября 2011 года № 1180н, заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном порядке): удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки; подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у граждан, указанных в пункте 3 настоящих Правил, возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а также лиц, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил; удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания и полномочия законного представителя или

5


доверенного лица; подтверждающих рождение (усыновление) детей; подтверждающих смерть женщины, родившей (усыновившей) детей, объявление ее умершей, лишение ее родительских прав, совершение ею в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, - для лиц, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил; подтверждающих смерть родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), объявление умершими родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), лишение родителей родительских прав, совершение родителями (усыновителями) в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, - для лиц, указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящих Правил, их законных представителей или доверенных лиц.

Как следует из материалов дела, ФИО1, **** года рождения, является матерью детей: Л.Д.А., **** года рождения, А.Я.А., **** года рождения, А.Е.А., **** года рождения (л.д. 9-12).

06 октября 2016 года истец обратилась в УПФР с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, приложив к заявлению в том числе свидетельства о рождении детей (л.д. 31-33).

Решением УПФР в г.Магнитогорске от 03 ноября 2016 года № 577 ФИО1 отказано в выдаче сертификата на основании п.1 ч.б ст.5 ФЗ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" ввиду отсутствия у нее права на дополнительные меры государственной поддержки (л.д. 30).

В уведомлении об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от 03 ноября 2016 года № 577 указано, что при обращении 06 октября 2016 года с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением третьего ребенка истцом представлено ламинированное свидетельство о рождении на ребенка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которое подлежит замене и не может быть принято к рассмотрению при определении права на дополнительные меры государственной поддержки. В связи с чем отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (л.д.6).

15 ноября 2016 года ФИО1 обратилась в Отделение пенсионного фонда РФ по Челябинской области с заявлением об отмене решения УПФР в г.Магнитогорске от 03 ноября 2016 года № 577 (л.д.7).

6


27 ноября 2016 года в дополнение к поданному 15 ноября 2016 года заявлению в ОПФ ФИО1 направила в ОПФР справку о рождении № **** от 23 ноября 2016 г., выданную архивом ЗАГС администрации Ленинского района г.Магнитогорска, подтверждающую актовую запись о рождении Л.Д.А., **** года рождения (л.д.8-9).

05 декабря 2016 года в ответ на обращение ФИО1 ОПФР по Челябинской области направлено письмо о том, что заламинированное свидетельство о рождении не может быть принято к рассмотрению при определении права на дополнительные меры государственной поддержки, необходимо получение повторного свидетельства о рождении ребенка, при этом справка о рождении № **** возвращена истице (л.д. 15-16).

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральным законом N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не предусмотрено такое основание отказа в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал, как предоставление ламинированного свидетельства о рождении ребенка; у истца возникло право на получение сертификата, поскольку она родила троих детей, третий ребенок рожден после 01 января 2007 года.

Кроме того, суд сослался на то, что представленное ламинированное свидетельство о рождении содержит все необходимые данные для внесения в регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки семей.

Указанные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе, поэтому являются правильными.

Доводы апелляционной жалобы УПФР о непринятии судом во внимание, что пунктом 5 Правил, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 октября 2011 г. № 1180н, предусмотрена обязанность заявителя предоставить полный пакет документов, в том числе о рождении детей, к которым относится свидетельство о рождении; в соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 17 февраля 2005 года № 05-03-06/1 1 бланки свидетельства о рождении относятся к защищенной полиграфической продукции, и их доизготовление не допускается; Правила заполнения бланков записей актов гражданского состояния не предусматривают нанесение на указанные бланки каких-либо защитных пленок, а ламинированное покрытие на документе искажает печать, подпись, фактуру бумаги, что не позволяет сделать однозначный вывод об отсутствии признаков подделки документ,

7


поэтому ламинирование свидетельства прямо отнесено законом к разновидностям порчи документа, влекущей невозможность использования такого свидетельства; не состоятельны ввиду следующего.

Пунктом 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 18 октября 2011 г. № 1180н, предусмотрено, что вместе с заявлением предъявляются документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей.

В силу ст.47 Гражданского кодекса РФ государственной регистрации подлежат акты гражданского состояния, в том числе рождение (пункт 1).

Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей (пункт 2).

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 15 ноября 1997 № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния.

ФИО7, **** года рождения, истицей ФИО1 достоверно подтверждено не только ламинированным свидетельством о рождении, которое было изначально представлено в УПФР в г.Магнитогорске, но и оригиналом справки о рождении № ****, имеющейся в материалах дела (л.д. 45), однако эта справка была возвращена областным Отделом ПФР истице со ссылкой на необходимость получения повторного свидетельства о рождении.

Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона от 15 ноября 1997 № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" в случае утраты, порчи, в других случаях отсутствия возможности использования свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в том числе ветхости бланка свидетельства, нечитаемости текста и (или) печати органа записи актов гражданского состояния, ламинирования, орган записи актов гражданского состояния, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния, выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации акта гражданского состояния.

8


Данная норма Закона направлена на недопустимость отказа органами ЗАГС в выдаче повторного свидетельства о рождении при ламинировании свидетельства о рождении.

Кроме того, ОПФР не обосновал, в связи с чем справка о рождении № **** не может быть учтена при определении права на получение сертификата на материнский (семейный) капитал.

В связи с изложенным не состоятельны и доводы апелляционной жалобы УПФР о том, что в соответствии с административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 345н от 29 октября 2009 г. территориальный орган ПФР не вправе запрашивать из органов ЗАГС свидетельство о рождении или иной документ, подтверждающий рождение, поскольку предоставить такой документ - это обязанность заявителя; справка о рождении № **** в адрес УПФР г.Магнитогорске Челябинской области не направлялась, была выдана органом ЗАГС 23 ноября 2016 года, то есть после принятия решения об отказе в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал от 03 ноября 2016 года; при обращении в органы ЗАГС для получения справки № **** истец не лишена была возможности получить повторное свидетельство о рождении первого ребенка.

Поскольку наличие у истицы троих детей, один из которых родился после 01 января 2007 года, достоверно подтверждено регистрацией рождений в установленном законом порядке, то в силу ст.З Федерального закона N 256-ФЗ у истицы возникло право на получение государственного сертификата на материнский капитал и решение УПФР об отсутствии такого права нельзя признать законным.

В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено.

Руководствуясь ст.ст.327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

9


ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 07 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонного) - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

10