Дело № 11-8332/2015
Судья Селина Н.Л.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июля 2015 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Галимовой P.M.,
судей Аброськиной Е.А., Жуковой Н.А.,
при секретаре Терюшовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Озерского городского суда Челябинской области от 06 апреля 2015 года по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Челябинской области, Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда в г. Озерске Челябинской области о внесении изменений в выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, о перерасчете задолженности по страховым взносам.
Заслушав доклад судьи Галимовой P.M. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Челябинской области -ФИО2, возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Челябинской области (далее -Межрайонная ИФНС № 3) о возложении обязанности на Межрайонную ИФНС № 3 внести изменения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) в дату регистрации прекращения его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 05 мая 2014г. на 08 августа 2007г., о возложении обязанности на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда в г. Озерске Челябинской области (далее - ГУ УПФР в г. Озерске) пересчитать задолженность по страховым взносам и пени на дату регистрации прекращения деятельности 08 августа 2007 года.
В обоснование иска истец указал, что являлся индивидуальным предпринимателем (далее - ИП) с 22 марта 2006г., 08 августа 2007г.он обратился в ИФНС по г. Озерску с заявлением о снятии с учета. Письменного ответа не получил, не был снят с налогового учета. В 2014г. вновь обратился
в налоговую службу и был снят с налогового учета как ИП 05 мая 2014г.
Определением суда от 13 февраля 2015 года в качестве соответчика привлечено ГУ У ПФР в г. Озерске.
В судебном заседании истец ФИО1 на удовлетворении требований настаивал.
Представитель Межрайонной ИФНС № 3 ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения иска возражала.
Представитель ГУ УПФР в г. Озерске ФИО3 против удовлетворения иска возражала.
Решением суда в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что в решении грубо искажены факты, а именно: указано на подачу полного пакета документов на прекращение деятельности в ИФНС 24 апреля 2014 года, тогда как он никаких документов не представлял; суд не учел, что в предыдущие годы истец не мог собрать полный пакет документов в связи с отказом Пенсионного фонда предоставить сведения о персонифицированном учете до уплаты страховых взносов, ссылаясь на устную договоренность между руководством ИФНС и УПФР, при этом выплата задолженности по страховым взносам не является обязательным условием для снятия ИП с учета. Считает, что сделал все от него зависящее, чтобы сняться с учета еще в 2007 году и в последующие годы неоднократно обращался как в УПФР, так и в ИФНС; предпринимательской деятельностью не занимался, доходов от нее не получал; с 2007 года по 2010 года являлся временно безработным.
Истец, ответчик ГУ УПФР в г. Озерске о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены: истец - посредством смс-уведомления и телефонограммой, ответчик - заказной почтовой корреспонденцией и телефонограммой, в судебное заседание истец и представитель ответчика не явились, поэтому судебная коллегия в соответствии с ч.З ст. 167, ч. 1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
2
.У
Согласно абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 roflaN 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) -акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее -регистрирующий орган) (ст. 2 указанного Закона).
При этом п. 2 ст. 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Согласно п. 1 ст. 22.3 названного Федерального закона государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) документа об уплате государственной пошлины;
в) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда
з
Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных названным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Как следует из материалов дела, истец был зарегистрирован налоговым органом в качестве индивидуального предпринимателя 22 марта 2006 года (л.д.34).
08 августа 2007 г. ФИО1 обратился с заявлением простой письменной форме в ИФНС по г. Озерску Челябинской области, в котором просил снять его с налогового учета как ИП и информировать об этом соответствующие структуры (л.д.6). Каких либо документов к данному заявлению приложено не было.
24 апреля 2014г. ФИО1 обратился в Межрайонную ИФНС № 3 (л.д.29) предоставив: - заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП по форме № Р25001 (л.д.31); -документ об оплате госпошлины (л.д.30); -документ, подтверждающий предоставление сведений в территориальный орган ПФ РФ (л.д.32).
На основании предоставленных документов Межрайонной ИФНС № 3 05 мая 2014г. принято решение о государственной регистрации внесения в ЕГРИП сведений о прекращении ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.26). О принятом решении истец уведомлен (л.д.28). При этом предусмотренный статьями 8, 22.3 Закона № 129-ФЗ срок регистрации 5 рабочих дней налоговым органом не был нарушен.
16 декабря 2014г. истец обратился в Межрайонную ИФНС России № 3 с заявлением, в котором просил внести изменения в выписку из ЕГРИП и в графе «внесение сведений о прекращении деятельности в качестве ИП на основании принятого решения» дату регистрации с 05 мая 2014г. заменить на 08 августа 2007г. (л.д.15).
В ответ на поступившее заявление истцу разъяснен порядок принятия решения о прекращении деятельности в качестве ИП. Указано что в 2007 году заявление поступило в ИФНС в простой письменной форме без необходимого пакета документов, в связи с чем оно было оставлено без рассмотрения (л.д. 12).
4
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требования ФИО1 о возложении обязанности на Межрайонную ИФНС № 3 изменить дату прекращения деятельности в качестве ИП, и о возложении обязанности на ГУ УПФР в г. Озерске пересчитать задолженность по страховым взносам и пени, суд первой инстанции исходил из того, что при обращении в налоговый орган ФИО1 08 августа 2007 года им не была исполнена обязанность по представлению заявления по установленной форме и по предоставлению документов, исчерпывающий перечень которых содержится в ч. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поэтому у налогового органа не было законных оснований для регистрации прекращения деятельности истца в качестве ИП; перерасчет задолженности по страховым взносам истец связывает только с датой внесения записи в ЕГРИП, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения всех заявленных требований.
Указанные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе, поэтому являются правильными.
Часть 1 ст. 22.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ в редакции, действовавшей на 08 августа 2007 года, предусматривала обязанность индивидуальных предпринимателей, подающих заявление о прекращении регистрации в качестве ИП, подавать заявление установленной формы № Р26001 (с указанием ОГРН, ИНН и т.д.), а также документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года N 439 (ред. от 27 июля 2007 года) "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" утверждена форма N Р26001 - "Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности".
Поскольку эти требования не были выполнены истцом в 2007 году, истцу ничто не препятствовало выполнить эти требования, они были выполнены только при обращении в ИФНС в 2014 году, то оснований для
5
внесения изменений в ЕГРИП у налогового органа не имелось, возникшая у истца задолженность перед органом Пенсионного фонда РФ по страховым взносам в связи с пересмотром даты внесения сведений о прекращении деятельности в качестве ИП в ЕГРИП не подлежит пересчету.
Довод апелляционной жалобы о том, что в решении грубо искажены факты, а именно: указано на подачу полного пакета документов на прекращение деятельности в ИФНС 24 апреля 2014 года, тогда как он никаких документов не представлял, не состоятелен, так как опровергается копией заявления, заполненного истцом по установленной форме N Р26001 (л.д.30-31), копией чека-ордера от 24 апреля 2014 года об уплате государственной пошлины (л.д.30), справки УПФР в г. Озерске № 1093 от 08 октября 2013 года (л.д.35).
Доводы жалобы о непринятии судом во внимание того обстоятельства, что в предыдущие годы истец не мог собрать полный пакет документов в связи с отказом Пенсионного фонда предоставить сведения о персонифицированном учете до уплаты страховых взносов, ссылаясь на устную договоренность между руководством ИФНС и УПФР, при этом выплата задолженности по страховым взносам не является обязательным условием для снятия ИП с учета; что истец сделал все от него зависящее, чтобы сняться с учета еще в 2007 году и в последующие годы неоднократно обращался как в УПФР, так и в ИФНС; предпринимательской деятельностью не занимался, доходов от нее не получал; с 2007 года по 2010 года являлся временно безработным, от налоговой инспекции ответа на заявление 2007 года не получал, не состоятельны ввиду следующего.
В соответствии с п. 7 Федерального закона от 03 декабря 2011 N 383-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в подпункте "в" пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" слова "Указанный документ представляется в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации" заменены словами "В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации".
При желании прекратить свою деятельность в качестве предпринимателя истец не лишен был возможности начиная с 03 декабря
б
2011 года обратиться в ИФНС предоставив лишь заявление установленной формы и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Однако ни заявления установленной формы, ни документ об уплате госпошлины истец в налоговый орган до 2014 года не представлял.
Кроме того, доказательств обращения истца в органы Пенсионного фонда РФ и письменного отказа в предоставлении справки, необходимой для снятия с учета в налоговом органе, истец суду не представил.
Само по себе отсутствие фактической деятельности в качестве предпринимателя, а также наличие периодов временно безработного правового значения не имеет. Кроме того, доказательств того, что истец в какие-либо периоды состоял на учете в Центре занятости, в материалы дела не представлено.
Неполучение истцом ответа от налогового органа по заявлению от 08 августа 2007 года не свидетельствует о неправомерном указании в ЕГРИП даты прекращения деятельности истца в качестве ИП 05 мая 2014 года и не влечет в силу закона обязанность налогового органа изменения даты в ЕГРИП.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Озерского городского суда Челябинской области от 06 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1- без удовлетворения.
7