Дело№ 11-8558/2017 | судья Самойлова Т.Г. | ||
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 06 июля 2017 года г.Челябинск Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Тульской И.А., судей Маркеловой Н.А., Фортыгиной И.И., при секретаре Титовой Л.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Челябинска на решение Советского районного суда г. Челябинска от 18 апреля 2017 года по иску ФИО1 к Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, закрытому акционерному обществу «Южуралмост», администрации г. Челябинска, Управлению дорожного хозяйства администрации г. Челябинска о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием. Заслушав доклад судьи Тульской И.А. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, пояснения представителя ФИО2, представителя ответчика закрытого акционерного общества «Южуралмост» ФИО3, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: ФИО1 обратился с иском к Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, закрытому акционерному обществу «Южуралмост» (далее - ЗАО «Южуралмост»), администрации г. Челябинска, Управлению дорожного хозяйства администрации г. Челябинска о взыскании, с учетом уточнения, ущерба в размере 454091 рубль, солидарно расходов по оплате оценки - 25000 рублей, услуг представителя - 15000 рублей, по оплате государственной пошлины - 7741 рубль (л.д. 2-3, 172). В обоснование исковых требований указал, что 13 июня 2016 года автомобиль Хонда Аккорд, государственный регистрационный знак ****, под его управлением, произвел наезд на препятствие (выбоину на проезжей части и крышку колодца), имеющуюся на дороге, вследствие чего автомобиль получил механические повреждения. Согласно заключению общества с ограниченной ответственностью «Судебная экспертиза и оценка» (далее - ООО «Судебная экспертиза и оценка»), стоимость восстановительного ремонта автомобиля, с учетом износа, составила 485962 рубля 61 копейка, без учета износа - 625447 рублей 60 копеек, стоимость услуг оценщика - | |||
2 | ||
25000 рублей. Считает, что обязанность по возмещению ущерба должна быть возложена на ответчиков. Представитель истца ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования. Представители ответчика ЗАО «Южуралмост» ФИО3, ответчика Управления дорожного хозяйства администрации г. Челябинска ФИО4, ответчика администрации г. Челябинска ФИО5, ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признали. Истец ФИО1, представитель ответчика Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. Суд постановил решение о частичном удовлетворении требований. Взыскал с администрации г. Челябинска в пользу ФИО1 ущерб в размере 454091 рублей, расходы по оценке - 23360 рублей, расходы по оплате юридических услуг - 8000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины - 7740 рублей 91 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказал. Возвратил ФИО1 из доходов местного бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1963 рубля, перечисленную по чек - ордеру от 09 сентября 2016 года, который остается в материалах дела. В апелляционной жалобе администрация г. Челябинска просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к администрации г. Челябинска. Считает, что вина администрации г. Челябинска отсутствует, как и причинно-следственная связь между действиями (бездействиями) администрации г. Челябинска и причинением вреда автомобилю истца. Полагает, что в действиях ФИО1 имеется нарушение п. 10.1 Правил дорожного движения РФ. Истец ФИО1, представители ответчиков Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, Управления дорожного хозяйства администрации г. Челябинска, администрации г. Челябинска в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы. | ||
3 | ||
Выслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Как достоверно установлено судом первой инстанции, 13 июня 2016 года водитель ФИО1, управляя автомобилем Хонда Аккорд, государственный регистрационный знак ****, совершил наезд на препятствие (выбоину на проезжей части и крышку колодца). В результате дорожно-транспортного происшествия автомобилю истца причинены механические повреждения. Согласно заключению ООО «Судебная экспертиза и оценка», стоимость восстановительного ремонта автомобиля, с учетом износа, составила 485962 рубля 61 копейка, без учета износа -625447 рублей 60 копеек (л.д. 16-58). В возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 было отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д. 9). Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 13 июня 2016 года на участки автодороги ул. Академика Сахарова - ул. Братьев Кашириных г. Челябинск выявлены недостатки в содержании дороги в виде отсутствия части дорожного полотна - шириной 2,5 м, длиной 9 м, глубиной 0,2 м (выбоины) (л.д. 11). В ходе судебного разбирательства по ходатайству ответчика администрации г. Челябинска была назначена судебная экспертиза. Согласно заключению судебной экспертизы № 1702026, выполненному обществом с ограниченной ответственностью ЦО Эксперт 74 (далее - ООО ЦО Эксперт 74), с технической точки зрения повреждения автомобиля Хонда Аккорд, государственный регистрационный знак ****, отраженные в акте осмотра транспортного средства ООО «Судебная Экспертиза и Техническая Оценка» № 41-06016 от 27 июня 2016 года, за исключением повреждений пыльника нижнего моторного отсека (диагональные задиры), подрамника заднего, топливного бака (криволинейные задиры), диска колеса переднего правого, соответствуют обстоятельствам дорожно-транспортного про- | ||
4 | ||
исшествия, произошедшего 13 июня 2016 года, изложенным в административном материале УМВД России по г. Челябинску. Стоимость восстановительного ремонта повреждений автомобиля Хонда Аккорд, государственный регистрационный знак ****, с учетом износа по повреждениям, непосредственно относящимся к дорожно-транспортному происшествию от 13 июня 2016 года, составляет 454091 рублей (л.д. 112-162). Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии причинно-следственной связи между причиненным истцу ущербом и бездействием ответчика администрации г. Челябинска, к ведению которой относится участок дороги ул. Академика Сахарова - ул. Братьев Кашириных г. Челябинск. Вины водителя ФИО1, управлявшего автомобилем в дорожно-транспортном происшествии суд не установил. Определяя сумму ущерба, судом обоснованно было принято в качестве допустимого и достоверного доказательства заключение судебного эксперта ООО ЦО Эксперт 74. Выводы суда первой инстанции мотивированы, основаны на правильно установленных по делу обстоятельствах, соответствуют представленным доказательствам и требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения. Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины администрации г. Челябинска в произошедшем, являются необоснованными. Согласно п. 3, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного зна- | ||
5 | ||
чения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа. Положениями ч. 1 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Согласно п. 5 ст. 8 Устава города Челябинска, принятого решением Челябинской городской Думы от 26 мая 2015 года № 9/2, к вопросам местного значения города Челябинска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Челябинска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Челябинска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 3.1.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - Стандарт) утв. Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года № 221 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см. Как следует из ответа Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям <...> как отдельная единица учета, в реестре муниципального имущества города Челябинска не значится. Согласно распоряжению Первого заместителя Главы города от 10 июня 2011 года № 3521-к в реестр муниципального имущества г. Челябинска была включена дорога, расположенная по адресу: <...> (от ул. Университетской набережной до дороги в п. Шершни), протяженностью 328 м, шириной 6,34 м, площадью **** кв.м. (л.д. 89). Из ответа ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской | ||
6 | ||
области № 17765 следует, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о формировании земельного участка для обслуживания автодороги по ул. Академика Сахарова в г. Челябинске от ул. 250 лет Челябинску до ул. Братьев Кашириных (л.д. 91). Согласно приложению к муниципальному контракту на выполнение работ № 0169300000115006737_60900, заключенному между Управлением дорожного хозяйства администрации г. Челябинска и ЗАО «Южуралмост», на содержание и обслуживание ЗАО «Южуралмост» была передана дорога по ул. Академика Сахарова от ул. Братьев Кашириных до ул. Университетской Набережной. Сведений о передачи на содержание и обслуживание участка дороги по ул. Академика Сахарова в г. Челябинске от ул. 250 лет Челябинску до ул. Братьев Кашириных в приложении к муниципальному контракту не имеется (л.д. 65-70). Дорожно-транспортное происшествие произошло именно на дороге по ул. Академика Сахарова в г. Челябинске от ул. 250 лет Челябинску до ул. Братьев Кашириных. Допустимых и достоверных доказательств того, что содержание дорожного покрытия ул. Академика Сахарова в г. Челябинске от ул. 250 лет Челябинску до ул. Братьев Кашириных осуществляет иная организация, а не администрация г. Челябинска, стороной ответчика в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено. Поскольку причиной повреждения транспортного средства ФИО1 в результате дорожно-транспортного происшествия явилось отсутствие части дорожного полотна - шириной 2,5 м, длиной 9 м, глубиной 0,2 м, а также выбоины на автодороге по ул. Академика Сахарова в г. Челябинске от ул. 250 лет Челябинску до ул. Братьев Кашириных, размер которых превышает допустимые значения, то есть ненадлежащее исполнение администрацией г. Челябинска обязательств по содержанию указанного участка дороги, суд обоснованно возложил ответственность по возмещению ущерба на данного ответчика. Довод апелляционной жалобы о том, что в действиях истца имеется нарушение п. 10.1 Правил дорожного движения РФ, является необоснованным. В соответствии с п. 10.1 Правил дорожного движения РФ водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. | ||
7 | ||
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Судом достоверно установлено, что ФИО1, управляя автомобилем Хонда Аккорд, совершил наезд на препятствие (выбоину на проезжей части и крышку колодца). Из объяснений ФИО1, данных сотрудникам ГИБДД, следует, что он двигался по ул. Академика Сахарова. Перед перекрестком ул. Академика Сахарова и ул. Братьев Кашириных отсутствует участок дорожного полотна, не обозначенный знаками. | ||
Проведя анализ как материала об административном правонарушении, так и иных собранных по делу доказательств, в том числе фотографий, на которых отображен участок дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии в действиях ФИО1 нарушений п. 10.1 Правил дорожного движения РФ. При этом, судебная коллегия учитывает отсутствие на данном участке дорожных знаков, информирующих водителей об имеющейся опасности данного участка дороги. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает. | ||
ОПРЕДЕЛИЛА: | ||
Решение Советского районного суда г. Челябинска от 18 апреля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Челябинска - без удовлетворения. | ||
Председательствующий Судьи | ||