Дело№ 11-8981/2017 | Судья Сойко Ю.Н. | ||
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Давыдовой Т.И., судей Жуковой Н.А., Андрусенко И.Д., при секретаре Дюсембаеве А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Троицкого городского суда Челябинской области от 23 марта 2017 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Троицк и Троицком районе Челябинской области о признании решения незаконным. Выслушав доклад судьи Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, истца ФИО1, его представителя ФИО2, поддержавших апелляционную жалобу, представителя ответчика ФИО3, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: ФИО1 обратился в суд с иском с учетом уточнений к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области (далее УПФ в г. Троицке и Троицком районе) о признании незаконным отказа от 03 октября 2016 года в перерасчете пенсии. Просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с применением районного коэффициента 1,7 к заработку как работнику, занятому на строительстве, в промышленных и подсобно-вспомогательных производствах, на транспорте, в хозяйствах и организациях, непосредственно связанных с обслуживанием строительства, расположенных в районе строительства, включая г. Нерюнгри, с момента назначения пенсии. В обоснование заявленных требований ФИО1 сослался на то, что в 1996 году истцу была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» и Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04 сентября 1964 года «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных | |||
2 | ||
к районам Крайнего Севера». После переезда в г. Троиц, ответчик не применил к его заработку указанный коэффициент, в связи с чем он в сентябре 2016 года истец обратился в УПФ в г. Троицке и Троицком районе с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом коэффициента к заработной плате 1,7, в удовлетворении которого ему было отказано. Отказ считает незаконным, поскольку при исчислении размера пенсии должен быть применен коэффициент к его заработной плате 1,7, поскольку в период с 1977 года по 1999 год он постоянно проживал и работал в г. **** на работах и в должностях производственных отраслей, в силу п. 29 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 29 апреля 1975 года № 352 «О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса» к заработной плате работников, занятых на строительстве, в промышленных и подсобно-вспомогательных производствах, на транспорте, в хозяйствах и организациях, непосредственно связанных с обслуживанием строительства, расположенных в районе строительства, включая г. Нерюнгри, применяется районный коэффициент 1,7. В соответствии с разъяснениям Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 02 апреля 2003г. № 3 «О порядке применения п. 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей», применяется районный коэффициент к заработной плате, установленный в данном конкретном районе. В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 исковые требования поддержали. Представители ответчика ФИО3, ФИО4 исковые требования не признали, сославшись на необоснованность иска. Суд вынес решение, которым отказал ФИО1 в удовлетворении иска. В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении ого требований. Истец полагает, что при разрешении спора суд неверно применил нормы материального права. Указывает на то, что порядок применения районного коэффициента для расчета заработной платы устанавливается Правительством Российской Федерации, поскольку такой нормативный акт не принят, то следует руководствоваться другими нормативными актами. В силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации к заработной плате работников подлежат применению районные коэффициенты (для производственных и непроизводственных отраслей экономики) и процентные надбавки, установленные органами государственной власти вывшего СССР или органами государственной власти Российской | ||
3 | ||
Федерации. Данные надбавки являются элементом заработной платы работников, обязательны к начислению и выплате. Процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года № 1980-7. Согласно разъяснениям Государственного комитета Совета Министров СССР районный коэффициент 1,7, установленный в соответствии п. 29 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1975 года № 352 и Постановления Государственного Комитета Совета Министров СССР от 29 июня 1976 года № 179/14, применяется к заработной плате работников, занятых на строительстве, в промышленности и подсобно-вспомогательных производствах, на транспорте, в хозяйствах и организациях, непосредственно связанных с обслуживанием строительства и строителей Южно-Якутского угольного комплекса и расположенных в районе строительства включая г. Нерюнгри. Кроме того, Якутская АССР в целом была отнесена к районам Крайнего Севера. С учетом изложенного, истец считает, что к его заработной плате ответчиком должен быть применен коэффициент 1,7. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. С 01 января 2015 года - со дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей Федерального закона «О страховых пенсиях». В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. В соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утратившего силу с 01 января 2002 года, пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается мужчинам - по достижении 55 лет. если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Сеъера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж не менее 25 лет. | ||
4 | ||
Аналогичный вид пенсии предусматривался Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 28), а также предусматривается Федерального закона «О страховых пенсиях» (ст. 32). В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2, 6 и 13 п. 1 ст. 28 настоящего Закона применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года. Согласно ч. 6 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лицам, проживаюп-им в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). Районный коэффициент также учитываемся в процессе оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянн'о па 01 января 2002 года, осуществляемой в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» путем конверта!нти (преобразования) прав в расчетный пенсионный капитал. Согласно ч. 3 ст. 30 указанного Федерального закона при определении размера трудовой пенсии применяется отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации. При этом для лиц, проживавших по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного липа к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших ; указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работн;"-ов установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших с. указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше. | ||
5 | ||
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Лицам, указанным в абзаце первом пп. 6 п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения ст. 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Из материалов дела следует, что ФИО1, ****года рождения, с 08 сентября 1997 года является получателем досрочной пенсии по старости, назначенной ему по нормам ст. 112 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» Управлением пенсионного обслуживания г. Нерюнгри Якутской АССР. ФИО1 имеет страховой стаж 32 года 08 месяцев 12 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 21 год 09 месяцев, 26 дней, стаж работы с тяжелыми условиями труда - 06 лет 02 месяца 20 дней, пенсия истцу была назначена из заработка с применением к нему районного коэффициента 1,7. В связи со сменой места жительства ФИО1 с 01 сентября 1999 года, Троицким отделом социальной защиты населения Челябинской области истцу была назначена пенсия по старости. С 13 октября 2005 года ответчиком на основании заявления истца от 15 ноября с 1995года был произведен перерасчет размера пенсии с учетом повышенного отношения к заработку в размере 1,4 за период работы с 01 сентября 1995 гола по 31 августа 1997 года в г. Нерюнгри. В сентябре 2016 года истец обратился к ответчику с заявлением об установлении более высокого отношения за ютков с применением районного коэффициента 1,7 в соответствии с п. ? Установления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1975 г ча 352, в чем ему 03 октября 2016 года была отказано в связи с отсутствием оснований для перерасчета страховой части пенсии. Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к | ||
6 | ||
правильному выводу об отсутствии законных оснований для перерасчета истцу размера пенсии с учетом применения к его заработку районного коэффициента 1,7. Данный вывод суда судебная коллегия находит обоснованным, а доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными по следующим основаниям. Так, в соответствии с п. 29 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1975 года N 352 "О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса", на которое ссылается истец, было предусмотрено применение районного коэффициента 1,7 к заработной плате работников, занятых на строительстве, в промышленных и подсобно-вспомогательных производствах, на транспорте, в хозяйствах и организациях, непосредственно связанных с обслуживанием строительства, расположенных в районе строительства, включая и г. Нерюнгри, которое носило временный характер. Поэтому он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если лица до 01 января 2002 года работали на строительстве объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учетом важного народнохозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. До настоящего времени федерального закона, устанавливающего единый районный коэффициент и порядок его выплаты, не принято, вследствие чего продолжает действовать Постановление ГК Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04 сентября 1964 года N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно- | ||
7 | ||
коммунального хозяйства, торговли общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", которым к заработной плате работников, в том числе и в г. Нерюнгри, централизованный районный коэффициент к заработной плате для работников непроизводственной сферы установлен в размере 1,4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со ст.ст. 14-16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 года. При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что к заработку истца не может быть применен коэффициент 1,7, поскольку данный он не является централизованным районным коэффициентом к заработной плате для работников непроизводственной сферы, является правильным. В соответствии со ст. 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом, поскольку соответствующего постановления Правительством РФ по этому вопросу до настоящего времени не принято, то в силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом, законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, в том числе Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Ссылки истца на постановление Верховного Совета Якутской-Саха ССР | ||
от 28 июня 1991 года N 539-ХП "Об упорядочении районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам населению, проживающему на территории Якутской-Саха ССР", устанавливающего повышенный районный коэффициент 1,7 для районов, расположенных до Полярного круга, южнее 65 град, северной широты, в том числе для Якутского обоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку данный акт решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 02 августа 2005 года признан недействующим и не подлежащим применению со дня вступления в законную силу решения. Кроме того, в соответствии с разъяснениями, данными в пп. «в» п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу п. 3 ст. 9 Федерального закона N 167-ФЗ финансовое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, включая трудовые пенсии, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу п. 1 ст. 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Таким образом, коэффициент, установленный Верховным Советом Якутской-Саха ССР не может применяться при исчислении соотношения заработка при определении размера пенсии. По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства и иной оценке доказательств, аналогичны обстоятельствам, на которые истец ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная | ||
9 | ||
коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Троицкого городского суда Челябинской области от 23 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения. Председательствующий Судьи | ||