ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11-9/2021 от 01.03.2021 Костромского районного суда (Костромская область)

Дело № 11-9/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Костромской районный суд Костромской области в составе:

судьи Вороновой О.Е.

при секретаре Козловой О.О.,

рассмотрев в судебном заседании ООО МФК «Лайм-Займ» на определение мирового судьи судебного участка № 18 Костромского судебного района Костромской области от 13 января 2021 года об отказе в удовлетворении ходатайства о зачете государственной пошлины, возвращении заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по договору займа с Вольфа Р.А.,

установил:

ООО МФК «Лайм-Займ» обратилось к мировому судье судебного участка № 18 Костромского судебного района Костромской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Вольфа Р.А. суммы задолженности по договору займа в размере 30350 рублей, расходов по уплате государственной пошлины в размере 555,25 рублей. К заявлению приложено ходатайство о зачете государственной пошлины в размере 555,25 рублей, уплаченной по платежному поручению № 27046 от 30.06.2020.

Определением мирового судьи судебного участка № 18 Костромского судебного района Костромской области от 13.01.2021 ООО МФК «Лайм-Займ» отказано в удовлетворении ходатайство о зачете государственной пошлины. Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Вольфа Р.А. суммы задолженности по договору займа возвращено заявителю со ссылкой на нормы п.2 ч.1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ).

В частной жалобе ООО МФК «Лайм-Займ» просит восстановить срок на подачу частной жалобы, отменить определение мирового судьи судебного участка № 18 Костромского судебного района Костромской области, направить заявление о вынесении судебного приказа в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

В силу ч. 3 ст. 333 ГПК РФ настоящая частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Изучив представленный материал, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 333 ГК РФ подача частной жалобы, представления прокурора и их рассмотрение судом происходят в порядке, установленном главой 39 ГК РФ с изъятиями и особенностями, предусмотренными настоящей статьей.

В силу статьи 332 ГК РФ частная жалоба, представление прокурора могут быть поданы в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции, если иные сроки не установлены указанным кодексом.

По правилам ч.3 ст. 107 ГК РФ течение срока на подачу частной жалобы, представления начинается со дня, следующего за днем вынесения определения, в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Из представленных материалов следует, определение о возвращении заявления принято Мировым судьей судебного участка № 18 Костромского судебного района Костромской области 13 января 2021 года, направлено в адрес заявителя ООО МФК «Лайм-Займ» 14.01.2021 года.

С учетом положений ст.332 ГПК РФ срок подачи частной жалобы на определение от 13.01.2021 истекал в 24.00 часа 03.02.2021 года.

Согласно сведениям с сайта «Почта России» заявителем ООО МФК «Лайм-Займ» частная жалоба на обжалуемое определение направлена 02 февраля 2021 года, то есть в течение срока обжалования.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 125 ГПК РФ судья возвращает заявление о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 135 настоящего Кодекса, а также в случае, если заявленное требование не оплачено государственной пошлиной.

Согласно ст. 13, а также пунктом 1 статьи 333.16 Налогового Кодекса РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам, взимаемым с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ при их обращении, в том числе и в судебные органы, за совершением юридически значимых действий, - в этой связи распределение доходов между бюджетами различных уровней осуществляется бюджетным законодательством.

Порядок уплаты налогов и сборов регулируется нормами налогового законодательства. Согласно ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличном или безналичной форме.

В ст.ст. 61.1,61.2 Бюджетного кодекса РФ также указано, что государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджет муниципального района ( городского округа) по месту совершения юридически значимого действия.

В соответствии с ч.6 ст. 333.40 НК РФ плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

Принимая оспариваемое определение, мировой судья исходил из того, что государственная пошлина при подаче заявления о вынесении судебного приказа не оплачена, поскольку исходя из реквизитов в платежном поручении, приложенном к заявлению, государственная пошлина ООО МФК «Лайм-Займ» уплачена в доход бюджета городского округа г. Костромы, тогда как должна быть уплачена в доход бюджета Костромского муниципального района по следующим реквизитам: УФК по Костромской области (Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области) КПП 440101001, ИНН 4414009051, ОКТМО 34614000, счет 40101810700000010006, Отделение Кострома г. Кострома, БИК 043469001, КБК 182 1 08 03010 01 1000 110. Зачет государственной пошлины между бюджетами муниципальных образований произведен быть не может.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом мирового судьи о том, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации зачет государственной пошлины между бюджетами муниципальных образований произведен быть не может.

Однако не может согласиться с выводом о том, что на момент подачи ООО МФК «Лайм-Займ» заявления о вынесении судебного приказа государственная пошлина должна быть уплачена по реквизитам: УФК по Костромской области (Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области) КПП 440101001, ИНН 4414009051, ОКТМО 34614000, счет 40101810700000010006, Отделение Кострома г. Кострома, БИК 043469001, КБК 182 1 08 03010 01 1000 110.

При принятии оспариваемого определения мировой судья не учел, что с 21 декабря 2020 года произошла реорганизация налоговых органов, прекращена деятельность Инспекции ФНС России по г. Костроме, Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области в связи с присоединением к Управлению ФНС России по Костромской области. В связи с чем были изменены реквизиты для оплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд: УФК по Костромской области (УФНС России по Костромской области), ИНН 4401050197, КПП 440101001, расчетный счет 40102810945370000034 03100643000000014100, наименование банка Отделение Кострома Банка России/ УФК по Костромской области г. Кострома, БИК 013469126, код ОКТМО 34 70 1000, КБК 18210803010011000110, ОГРН 1044408640220, код НО 4400, наименование платежа: госпошлина при подаче заявления в суд.

Исходя из изложенного, заявитель ООО МФК «Лайм-Займ», при получении определения мирового судьи от 13.01.2021. не мог произвести оплату государственной пошлины, по несуществующим на тот моментам реквизитам.

Как следует из платежного поручения, представленного в материалах дела, государственная пошлина в размере 555,25 рублей уплачена ООО МФК «Лайм-Займ» по реквизитам: УФК по Костромской области, расчетный счет 40102810945370000034 03100643000000014100,Отделение Кострома, ОКТМО 34 70 1000, КПП 440101001.

В соответствии с Правилами указания информации в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации", В реквизите "105" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение кода, присвоенного территории муниципального образования (межселенной территории) в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (далее - ОКТМО), и состоящего из 8 знаков (цифр), при этом все знаки (цифры) кода ОКТМО одновременно не могут принимать значение ноль ("0"). При этом указывается код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора, страховых взносов и иного платежа. При уплате налогового платежа на основании налоговой декларации (расчета) в реквизите "105" указывается код ОКТМО в соответствии с налоговой декларацией (расчетом). (в ред. Приказов Минфина России от 23.09.2015 N 148н, от 05.04.2017 N 58н)

Согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований, утвержденному Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст (с учетом Изменений 1/2013-48/2014) ОКТМО предназначен для обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе муниципальных образований в различных областях экономики, включая статистику, прогнозирование, налогообложение.

В соответствии с вышеуказанными нормами законодательства и установленными обстоятельствами, суд апелляционной инстанции полагает, что на момент поступления заявления о вынесении судебного приказа, у мирового судьи имелись основания для удовлетворения заявления ООО МФК «Лайм-Займ» о зачете государственной пошлины.

С учетом изложенного, оснований, предусмотренных ст. 135 ГПК РФ, для возвращения искового заявления у мирового судьи не имелось, в связи с чем, обжалуемое определение незаконное и необоснованное подлежит отмене с возвращением искового материала мировому судье со стадии принятия заявления к производству.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд

определил:

Частную жалобу ООО МФК «Лайм-Займ» - удовлетворить.

Определение мирового судьи судебного участка № 18 Костромского судебного района Костромской области от 13 января 2021 года об отказе в удовлетворении ходатайства о зачете государственной пошлины, возвращении заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по договору займа с Вольфа Р.А. отменить, возвратить материал мировому судье для решения вопроса о принятии искового заявления к производству.

Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по частной жалобе, представлению прокурора, вступает в законную силу со дня его вынесения

Судья: Воронова О.Е.