ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 12-3-5/20 от 17.06.2020 Бежецкого городского суда (Тверская область)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 июня 2020 года пгт. Молоково Тверской области

Судья Бежецкого межрайонного суда Тверской области постоянное судебное присутствие в пгт. Молоково Молоковского района Смирнова Е.В., с участием помощника прокурора Молоковского района Лебедевой А.Г., главы муниципального образования «Городское поселение-поселок Молоково» Молоковского района ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Молоковского района Тверской области на определение мирового судьи судебного участка № 39 Тверской области от 28 мая 2020 года,

установил:

Определением мирового судьи судебного участка № 39 Тверской области от 28 мая 2020 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении главы МО «Городское поселение-поселок Молоково» Молоковского района ФИО1 передано для рассмотрения в Бежецкий межрайонный суд Тверской области.

Не согласившись с указанным определением, прокурор Молоковского района Тверской области обратился 05.06.2020 года с протестом, просит отменить определение, указывая, что санкцией ст. 17.7 КоАП РФ для должностных лиц предусмотрено административное наказание в виде дисквалификации, которая согласно ч.3 ст. 3.11 КоАП РФ может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы. Определение подлежит отмене в связи с нарушением процессуальных требований, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях. В соответствии с ч.1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.7 Кодекса рассматривают судьи. Дела об административных правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов. Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определен в ч. 3 названной статьи, к числу которых относятся лица, замещающие должности муниципальной службы. Таким образом, для определения подсудности рассмотрения дела необходимо выяснить относится ли должность главы муниципального образования к должности муниципальной службы.

Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничены понятия "глава муниципального образования" и "глава администрации муниципального образования".

Так, в силу ч.ч. 1, 2 ст. 36 указанного закона глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования (выборным должностным лицом), наделенным уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с Уставом МО «Городское поселение-поселок Молоково» Молоковского района Тверской области предусмотрено, что глава поселения является высшим должностным лицом поселения и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с Уставом, возглавляет администрацию поселения. Глава поселения подотчетен и подконтролен населению и совету депутатов поселения, избирается сроком на 5 лет Советом депутатов поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Вступление в должность главы поселения оформляется постановлением Главы поселения о вступлении в должность. В перечне оснований, при которых полномочия главы поселения прекращаются досрочно, определенных в пункте 6 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 27 Устава, дисквалификация отсутствует.

В соответствии с законом Тверской области от 09.11.2007 № 121-ЗО «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области» должность главы поселения в Реестр должностей муниципальной службы в Тверской области отсутствует. Таким образом, производство по настоящему делу осуществляется в отношении ФИО1 как высшего должностного лица муниципального образования, то есть выборного должностного лица, а не как лица, замещающего должность муниципальной службы, в связи с чем в силу ч.1 ст. 3.11 КоАП РФ ФИО1 как главе поселения не может быть назначено административное наказание в виде дисквалификации, в связи с чем дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении главы поселения подсудно мировому судье.

В судебном заседании помощник прокурора Молоковского района Лебедева А.Г. поддержала протест в полном объеме по доводам, изложенным в нем, просила отменить определение мирового судьи.

Глава МО «Городское поселение-поселок Молоково» Молоковского района ФИО1 в судебном заседании оставила разрешение протеста прокурора на усмотрение суда.

Заслушав пояснения помощника прокурора района, главы МО «Городское поселение-поселок Молоково» Молоковского района ФИО1 проверив материалы дела об административном правонарушении и оценив доводы протеста, нахожу определение мирового судьи по делу об административном правонарушении подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы, на основании имеющихся в деле материалов проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления.

Статьей 17.7 КоАП РФ за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.7 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями, за исключением дел, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования, дел об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.

Направляя дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении главы «Городское поселение – поселок Молоково» Молоковского района Тверской области ФИО1 для рассмотрения по подведомственности в Бежецкий межрайонный суд Тверской области, мировой судья исходил из содержания санкции данной статьи, предусматривающей наказание в виде дисквалификации.

С такими выводами мирового судьи согласиться нельзя ввиду следующего.

В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать, в частности, должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.

Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определен в части 3 названной статьи, к числу которых относятся, в частности, лица, замещающие должности муниципальной службы.

Таким образом, для определения подсудности рассмотрения дела необходимо выяснить относится ли должность главы муниципального образования к должности муниципальной службы.

В силу частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Согласно ч. 2 ст. 37 вышеуказанного Федерального закона, главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", должностью муниципальной службы является, в числе прочего, должность в органе местного самоуправления, который образуется в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 27 Устава МО «Городское поселение-поселок Молоково» Молоковского района Тверской области, глава поселения является высшим должностным лицом поселения и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с Уставом, возглавляет администрацию поселения. Глава поселения подотчетен и подконтролен населению и совету депутатов поселения, избирается сроком на 5 лет Советом депутатов поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В Реестре должностей муниципальной службы в Тверской области, утвержденным Законом Тверской области от 9 ноября 2007 г. N 121-30 "О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области", должность главы поселения не значится.

Кроме этого следует учитывать, что основания, при которых полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, определены в пункте 6 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, дисквалификация в их числе отсутствует.

С учетом изложенного, глава «Городское поселение – поселок Молоково» Молоковского района Тверской области ФИО1 не является лицом, замещающим должность муниципальной службы в Тверской области, и к ней не может быть применено административное наказание в виде дисквалификации.

Таким образом, настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ФИО1, подсудно мировому судье.

При таких обстоятельствах, учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ по настоящему делу не истек, определение мирового судьи судебного участка № 39 Тверской области от 28 мая 2020 подлежит отмене, а дело направлению на рассмотрение по существу и вынесения судебного акта в соответствии с требованиями ст. 29.9 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

определил:

Протест прокурора Молоковского района Тверской области удовлетворить.

Определение мирового судьи судебного участка № 39 Тверской области от 28 мая 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы муниципального образования «Городское поселение-поселок Молоково» Молоковского района Тверской области ФИО1, отменить.

Дело об административном правонарушении направить мировому судье судебного участка № 39 Тверской области для рассмотрения по существу.

Судья Е.В. Смирнова

1версия для печатиДело № 12-3-5/2020 (Определения)