12-463/2021
УИД 55RS0004-01-2021-003960-98
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июля 2021 года г. Омск ул. 9 Линия, 232
Судья Октябрьского районного суда г. Омска Глазкова Т.Г., рассмотрев в порядке подготовки к рассмотрению заявление ООО «Ресурс», поданное представителем по доверенности ФИО5.В.,
установил:
В Октябрьский районный суд г. Омска поступило заявление ООО «Ресурс», поданное представителем по доверенности ФИО6., в котором заявитель просит признать незаконными действия отдела административно-технического контроля Администрации Октябрьского административного округа, выразившиеся в незаконном составлении протокола об административном правонарушении, в ненадлежащем уведомлении ООО «Ресурс» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, о составлении протокола об административном правонарушении; в нарушении срока направления протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении. Признать незаконными действия должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – главного специалиста отдела административно-технического контроля Администрации Октябрьского административного округа г. Омска Сугнутовой А.В.
В заявленной форме заявление не может быть принято к производству судом.
Часть 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации предусматривает, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом.
Вместе с тем, несмотря на то, что право на судебную защиту является неотъемлемым правом каждого, его реализация ставится в зависимость от соблюдения лицом, обращающимся в суд за защитой своих прав, предусмотренного действующим законодательством порядка его осуществления.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Кодекса административного производства Российской Федерации (КАС РФ) настоящий кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Частью 5 статьи 1 КАС РФ установлено, что положения настоящего Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях.
Между тем, заявителем обжалуется правомерность привлечения ООО «Ресурс» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, а именно – постановление по делу об административном правонарушении № 04-02-1679-19, вынесенное 16.07.2019 Административной комиссией Октябрьского административного округа г. Омска, которым ООО «Ресурс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
В этой связи требования не могут быть заявлены для рассмотрения в порядке, предусмотренном положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заявление об оспаривании привлечения к административной ответственности подписано и подано в суд Федоровой Н.В., действующей на основании доверенности, подписанной и удостоверенной директором ООО «Ресурс» Романенко О.Г.
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника. Названное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав: на получение квалифицированной юридической помощи (часть 2 статьи 48 Конституции Российской Федерации), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации), на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации) - и находится во взаимосвязи с ними.
Анализ статей 55, 71 и 76 Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что законодатель вправе конкретизировать содержание права на получение квалифицированной юридической помощи и права пользоваться помощью защитника и устанавливать правовые механизмы его осуществления, условия и порядок реализации, не допуская при этом искажения существа данного права, самой его сути, и введения таких его ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в целях реализации гарантий права указанного лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 3 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.
Право представителя, в частности, на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должно быть специально оговорено в доверенности.
Соответствующие разъяснения содержит пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5).
Данные положения направлены на создание надлежащего процессуального механизма защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя. Такого вывода придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28 января 2016 г. N 91-О.
В представленной в подтверждение полномочий защитника доверенности отсутствует полномочие на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, что является препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Заявитель вправе оформить доверенность надлежащим образом либо жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана за подписью законного представителя юридического лица.
При повторном обращении в суд заявителю жалобы следует иметь в виду, что в соответствии со ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока может содержаться в самой жалобе, либо подается в виде отдельного документа одновременно с жалобой, с обоснованием причин пропуска указанного срока и предоставлением соответствующих доказательств.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подана с существенным пропуском срока на обжалование, при этом не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
определил:
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Ресурс» заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении № 04-02-1679-19, вынесенного 16.07.2019 Административной комиссией Октябрьского административного округа г. Омска.
Определение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии определения.
Судья Т.Г. Глазкова