ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 12-663/19 от 24.09.2019 Балашихинского городского суда (Московская область)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Балашихинского городского суда Московской области <данные изъяты> при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев жалобу должностного лица-ведущего специалиста группы по охране окружающей среды отдела промышленной и пожарной безопасности, охране труда, окружающей среды и экологии ООО «Татнефть – АЗС – Запад» ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении должностного лица-ведущего специалиста группы по охране окружающей среды отдела промышленной и пожарной безопасности, охране труда, окружающей среды и экологии ООО «Татнефть – АЗС – Запад» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо-ведущий специалист группы по охране окружающей среды отдела промышленной и пожарной безопасности, охране труда, окружающей среды и экологии ООО «Татнефть – АЗС – Запад» ФИО1 признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа, в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, должностное лицо-ведущий специалист группы по охране окружающей среды отдела промышленной и пожарной безопасности, охране труда, окружающей среды и экологии ООО «Татнефть – АЗС – Запад» ФИО1 обжалует его, просит постановление отменить и прекратить производство по делу.

В судебном заседании должностное лицо-ведущий специалист группы по охране окружающей среды отдела промышленной и пожарной безопасности, охране труда, окружающей среды и экологии ООО «Татнефть – АЗС – Запад» ФИО1 заявила ходатайство о передаче дела по подведомственности в Никулинский районный суд города Москвы, так как места исполнения её должностных обязанностей: <адрес>.

Государственная инспекция в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» извещена о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом.

Заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности- ФИО1, проверив представленные материалы, суд полагает ходатайство ФИО1 полежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.03.98 N 9-11, нарушение требований подсудности является нарушением существенных прав и свобод граждан, юридических лиц, предусмотренных Конституцией РФ.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является его разрешение в соответствии с законом.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Частью 1 ст. 29.5 КоАП РФ в качестве общего правила установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения административного правонарушения.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, содержащимися в пп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судом при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях", при определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в ст. 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях. В части 1 этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол.

Административная ответственность по ст. 8.39 КоАП РФ предусмотрена за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Обществу вменяется нарушение п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", который предусматривает, что с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо-ведущий специалист группы по охране окружающей среды отдела промышленной и пожарной безопасности, охране труда, окружающей среды и экологии ООО «Татнефть – АЗС – Запад» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, в нарушение режима особой охраны национального парка «Лосиный остров», нарушении соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства РФ, установленных п. 4 ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, выразившемся в осуществлении должностным лицом-ведущим специалистом группы по охране труда, окружающей среды отдела промышленной и пожарной безопасности, охране труда, окружающей среды и экологии ООО «Татнефть-АЗС-Запад» ФИО5 социально-экономической деятельности, а именно выразившейся в осуществлении продажи нефтепродуктов на территории охранной зоны национального парка «Лосиный остров», по адресу: <адрес> (вл. 249-АЗС ), без согласования с Федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды-Минприроды России и должностное лицо ФИО1 подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа, в размере 15 000 руб. 00 коп.

Местом исполнения должностных обязанностей ФИО1 является: <адрес> что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «Татнефть-АЗС-Запад» и ФИО1.

С объективной стороны вмененное административное правонарушение совершается в форме бездействия.

Место исполнения должностных обязанностей должностного лица ФИО1 относится к юрисдикции Никулинского районного суда города Москвы.

Таким образом, в соответствии с вышеприведенными нормативно-правовыми актами и разъяснениями высшей судебной инстанции жалоба должна быть рассмотрена по месту исполнения должностным лицом своих обязанностей, а не по месту осуществления социально – экономической деятельности в национальном парке, так как, исходя из сформулированного в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении обвинения, в данном случае административное правонарушение было совершено в форме бездействия, которое выразилось в не согласовании осуществления социально – экономической деятельности с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк.

При таких обстоятельствах, рассмотрение жалобы должностного лица ООО «Татнефть – АЗС – Запад» ФИО1 Балашихинским городским судом Московской области повлечет за собой нарушение правил территориальной подсудности.

Частью 3 статьи 30.7 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.

Таким образом, материалы настоящего дела подлежат передаче на рассмотрение по подведомственности в Никулинский районный суд города Москвы.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Дело по жалобе должностного лица-ведущего специалиста группы по охране окружающей среды отдела промышленной и пожарной безопасности, охране труда, окружающей среды и экологии ООО «Татнефть – АЗС – Запад» ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении должностного лица-ведущего специалиста группы по охране окружающей среды отдела промышленной и пожарной безопасности, охране труда, окружающей среды и экологии ООО «Татнефть – АЗС – Запад» ФИО1, передать по подведомственности для рассмотрения в Никулинский районный суд <адрес>

Судья О.А.Быстрякова

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Судья Балашихинского городского суда <адрес> Быстрякова О.А., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев жалобу должностного лица-ведущего специалиста группы по охране окружающей среды отдела промышленной и пожарной безопасности, охране труда, окружающей среды и экологии ООО «Татнефть – АЗС – Запад» ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении должностного лица-ведущего специалиста группы по охране окружающей среды отдела промышленной и пожарной безопасности, охране труда, окружающей среды и экологии ООО «Татнефть – АЗС – Запад» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо-ведущий специалист группы по охране окружающей среды отдела промышленной и пожарной безопасности, охране труда, окружающей среды и экологии ООО «Татнефть – АЗС – Запад» ФИО1 признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа, в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, должностное лицо-ведущий специалист группы по охране окружающей среды отдела промышленной и пожарной безопасности, охране труда, окружающей среды и экологии ООО «Татнефть – АЗС – Запад» ФИО1 обжалует его, просит постановление отменить и прекратить производство по делу.

В судебном заседании должностное лицо-ведущий специалист группы по охране окружающей среды отдела промышленной и пожарной безопасности, охране труда, окружающей среды и экологии ООО «Татнефть – АЗС – Запад» ФИО1 заявила ходатайство о передаче дела по подведомственности в Никулинский районный суд города Москвы, так как места исполнения её должностных обязанностей: <адрес>.

Государственная инспекция в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» извещена о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом.

Заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности- ФИО1, проверив представленные материалы, суд полагает ходатайство ФИО1 полежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.03.98 N 9-11, нарушение требований подсудности является нарушением существенных прав и свобод граждан, юридических лиц, предусмотренных Конституцией РФ.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является его разрешение в соответствии с законом.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Частью 1 ст. 29.5 КоАП РФ в качестве общего правила установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения административного правонарушения.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, содержащимися в пп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судом при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях", при определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в ст. 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях. В части 1 этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол.

Административная ответственность по ст. 8.39 КоАП РФ предусмотрена за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Обществу вменяется нарушение п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", который предусматривает, что с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо-ведущий специалист группы по охране окружающей среды отдела промышленной и пожарной безопасности, охране труда, окружающей среды и экологии ООО «Татнефть – АЗС – Запад» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, в нарушение режима особой охраны национального парка «Лосиный остров», нарушении соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства РФ, установленных п. 4 ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, выразившемся в осуществлении должностным лицом-ведущим специалистом группы по охране труда, окружающей среды отдела промышленной и пожарной безопасности, охране труда, окружающей среды и экологии ООО «Татнефть-АЗС-Запад» ФИО5 социально-экономической деятельности, а именно выразившейся в осуществлении продажи нефтепродуктов на территории охранной зоны национального парка «Лосиный остров», по адресу: <адрес>, 24, 25 (вл. 249-АЗС ), без согласования с Федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды-Минприроды России и должностное лицо ФИО1 подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа, в размере 15 000 руб. 00 коп.

Местом исполнения должностных обязанностей ФИО1 является: <адрес>, корпус 1, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «Татнефть-АЗС-Запад» и ФИО1

С объективной стороны вмененное административное правонарушение совершается в форме бездействия.

Место исполнения должностных обязанностей должностного лица ФИО1 относится к юрисдикции Никулинского районного суда города Москвы.

Таким образом, в соответствии с вышеприведенными нормативно-правовыми актами и разъяснениями высшей судебной инстанции жалоба должна быть рассмотрена по месту исполнения должностным лицом своих обязанностей, а не по месту осуществления социально – экономической деятельности в национальном парке, так как, исходя из сформулированного в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении обвинения, в данном случае административное правонарушение было совершено в форме бездействия, которое выразилось в не согласовании осуществления социально – экономической деятельности с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк.

При таких обстоятельствах, рассмотрение жалобы должностного лица ООО «Татнефть – АЗС – Запад» ФИО1 Балашихинским городским судом Московской области повлечет за собой нарушение правил территориальной подсудности.

Частью 3 статьи 30.7 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.

Таким образом, материалы настоящего дела подлежат передаче на рассмотрение по подведомственности в Никулинский районный суд <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Дело по жалобе должностного лица-ведущего специалиста группы по охране окружающей среды отдела промышленной и пожарной безопасности, охране труда, окружающей среды и экологии ООО «Татнефть – АЗС – Запад» ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении должностного лица-ведущего специалиста группы по охране окружающей среды отдела промышленной и пожарной безопасности, охране труда, окружающей среды и экологии ООО «Татнефть – АЗС – Запад» ФИО1, передать по подведомственности для рассмотрения в Никулинский районный суд <адрес><адрес>

Судья О.А.Быстрякова