ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 12-75/2018 от 31.05.2018 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

дело 12-75/2018

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Салехард 31 мая 2018 г.

Судья суда Ямало-Ненецкого АО Домрачев И.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса РФ об АП в отношении акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» по жалобе его законного представителя - генерального директора Крюка В.Н. на постановление судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 25 апреля 2018 г., которым назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей,

установил:

согласно постановлению акционерное общество «Авиационная транспортная компания «Ямал» (далее также- АО «АТК «Ямал», общество), осуществляющее предпринимательскую деятельность на основании лицензии № ПП 0075 от 19.12. 2012, 16.02. 2018 из аэропорта Толмачёво г. Новосибирск допустило задержку рейса на 9 часов 39 мин. (согласно графику плановое отправление рейса № 216 сообщением Новосибирск- Нижневартовск 16.02. 2018 в 14 часов 10 мин., фактически взлёт осуществлён 16.02. 2018 в 23 часа 45 мин.), не обеспечив наличие резервного воздушного судна в нарушение подпунктов "б", "в" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 457 (далее - Положение о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров), нарушив предусмотренные лицензией условия.

В жалобе генеральным директором общества Крюком В.Н. поставлен вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения. Указывая на обстоятельства задержки рейса, заявитель оспаривает вывод судьи о том, что общество осуществляло перевозку пассажиров с нарушением лицензионных требований, не предприняло возможных мер по обеспечению лицензионных условий по своевременной отправке рейса № 216.

Проверив материалы дела, заслушав защитника общества Ярунову Д.И., прихожу к следующим выводам.

Часть 3 статьи 14.1.2 Кодекса РФ об АП предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Статьей 9 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 23 части 2 статьи 12 Федерального закона от 04.05. 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее- Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Согласно подп. "б", "в" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, являются:

- наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом летной годности в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок воздушным транспортом пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров;

- соблюдение лицензиатом общих правил перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьёй 102 Воздушного кодекса РФ.

Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82 (далее- Федеральные авиационные правила воздушных перевозок), предусмотрено, что регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов (п. 72). Опубликованное расписание движения воздушных судов должно отражать информацию по каждому регулярному рейсу, в том числе тип(ы) воздушного судна (п. 73).

Согласно п. 15 Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям Федеральных авиационных правил», утв. приказом Минтранса России от 13 августа 2015 г. № 246, заявитель для выполнения регулярных коммерческих воздушных перевозок пассажиров по планируемой программе полетов владеет воздушными судами в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов, с учетом необходимого резерва, но не менее восьми воздушных судов с количеством пассажирских мест 55 и более или не менее трех воздушных судов с количеством пассажирских мест 55 и более в случае, если воздушные суда зарегистрированы в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и с даты их производства до даты подачи заявления в уполномоченный орган о выдаче сертификата эксплуатанта прошло не более пяти лет, или не менее трех воздушных судов с количеством пассажирских мест до 55.

Эксплуатант для выполнения регулярных коммерческих воздушных перевозок пассажиров по расписанию регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров владеет воздушными судами, включенными в сертификат эксплуатанта, в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов, с учетом необходимого резерва, но не менее восьми воздушных судов с количеством пассажирских мест 55 и более или не менее трех воздушных судов с количеством пассажирских мест 55 и более в случае, если воздушные суда зарегистрированы в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и с даты их производства до даты подачи заявления в уполномоченный орган о внесении воздушного(ых) судна(ов) в эксплуатационную спецификацию сертификата эксплуатанта прошло не более пяти лет, или не менее трех воздушных судов с количеством пассажирских мест до 55.

Заявитель для выполнения нерегулярных (чартерных) воздушных перевозок пассажиров по планируемой программе выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров на воздушных судах с количеством пассажирских мест более 20 владеет воздушными судами в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов, но не менее трех.

Эксплуатант для выполнения нерегулярных (чартерных) воздушных перевозок пассажиров по программе выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров на воздушных судах с количеством пассажирских мест более 20 владеет воздушными судами, включенными в сертификат эксплуатанта, в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов, но не менее трех.

Количество воздушных судов, необходимое для обеспечения планируемой программы полетов (расписания регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров) и (или) планируемой программы (программы) выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров (далее - резерв воздушных судов), определяется заявителем (эксплуатантом) с учетом налета часов на одно воздушное судно, регламента технического обслуживания воздушных судов и процедур поддержания летной годности.

Нарушение авиаперевозчиком лицензионных требований и условий осуществления деятельности, связанной с перевозками пассажиров воздушным транспортом, выразившееся в невыполнении положений действующего законодательства о необходимости резервирования достаточного количества воздушных судов, послужившее причиной задержки рейсов, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса РФ об АП.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеприведенные положения Кодекса РФ об АП во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

АО «АТК «Ямал» имеет лицензию № ПП 0075 от 19.12. 2012 на осуществление деятельности по перевозке воздушным транспортом пассажиров (за исключениям случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица либо индивидуального предпринимателя), виды работ: работы и услуги по выполнению регулярных и нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров.

Согласно сведений о государственной регистрации юридических лиц ФНС России местонахождением (адресом) общества является <адрес>.

Государственным инспектором отдела надзора за аэропортовой деятельностью и организацией воздушных перевозок УГАН НОТБ СФО Ространснадзора референтом государственной гражданской службы РФ вынесено определение от 20 февраля 2018 г. о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.3 ст. 14.1.2 Кодекса РФ об АП и проведении административного расследования.

Поводом к его возбуждению послужила оперативная информация о задержке вылета регулярного рейса общества по маршруту Новосибирск - Нижневартовск в аэропорту Новосибирск (Толмачёво) за 16.02. 2018, продолжительностью 9 часов 24 мин.

Должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 20 марта 2018 г., определением от 20 марта 2018 г. дело передано на рассмотрение судье.

Не признавая виновность в совершении правонарушения, общество указывает на следующие обстоятельства.

16.02. 2018 общество должно было выполнять рейс ЛЛМ -215/216 воздушным судном CRJ -200 /VQ -BBA по маршруту Уфа- Нижневартовск-Толмачёво-Нижневартовск -Уфа, который выполнен с задержкой, в том числе на маршруте Новосибирск (Толмачёво) на 9 час. 39 мин. на воздушном судне CRJ -200 /VQ-BSA/.

Причиной задержки рейса явилась неисправность, обнаруженная при предполётной проверке воздушного судна CRJ -200 /VQ -BBA в аэропорту вылета Уфа (замечание по каналу демфера рыскания 2).

Резервные воздушные суда общества для незапланированных полётов находились в аэропортах Рощино (г. Тюмень) и Домодедово (г. Москва).

Неисправность планировалось устранить за 1,5 -2 часа, тогда как подготовка воздушного судна к полёту и его перегонка из названных аэропортов в аэропорт Уфа заняло бы большее время.

Фактически неисправность устранена за 4,5 часа, однако при проведении повторной предполётной подготовки и проверки воздушного судна неисправность возникла вновь.

Вышеуказанные доводы общества подтверждены материалами дела.

Согласно сообщению и.о. генерального директора АО «Аэропорт Толмачёво» Сизякина П.А. задержка в выполнении рейса по маршруту Новосибирск -Нижневартовск произошла по причине позднего прибытия самолёта (ППС) (л.11).

Наличие у общества резервных воздушных судов на 16.02.2018 подтверждено представленным административному органу графиком резерва (л.15-18).

Вместе с тем, привлекая общество к административной ответственности, административный орган и судья, как это следует из протокола об административном правонарушении и постановления о назначении наказания, не дали оценку данным обстоятельствам и заявленным доводам общества применительно к пункту 76 Федеральных авиационных правил воздушных перевозок, согласно которому перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

В соответствии со статьёй 58 Воздушного кодекса РФ командир воздушного судна имеет право принимать окончательное решение о взлете, полете и посадке воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращения на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей, предотвращения нанесения ущерба окружающей среде. Такое решение могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности и в соответствии с установленными правилами полетов принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета воздушного судна.

Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.3 Наставлений по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России, утв. приказом Минтранса России от 20.06. 1994 № ДВ-58 к полётам допускаются только исправные воздушные суда.

Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, судья, квалифицируя действия общества по части 3 статьи 14.1.2 Кодекса РФ об АП, исходил из того, что доводы общества о том, что задержка рейса произошла из-за технических неисправностей воздушного судна, не имеют правового значения, поскольку не устраняют обязанность виновного иметь воздушные суда на праве собственности или ином законном основании в количестве, достаточном (с учётом резервирования) для выполнения перевозок пассажиров в соответствии с расписанием регулярных воздушных перевозок пассажиров.

Правовые нормы, из которых следует, что на авиаперевозчике лежит обязанность по формированию расписания (графика оборота судов) регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программы выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров с учетом резервирования воздушных судов, находящихся в парке авиаперевозчика и, установленные по делу обстоятельства, указывающие на то, что 16.02. 2018 обществом была выполнена данная обязанность, общество имело реальную возможность направления в аэропорт г. Уфы и аэропорт Толмачёво г. Новосибирск, в которых имели место задержки регулярного рейса, не находящиеся в причинно- следственной связи с невыполнением названной обязанности, указывают на то, что в его действиях (бездействии) отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса РФ об АП.

Нормы федерального законодательства и иные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в данной сфере, не устанавливают обязанность авиаперевозчика иметь воздушные судна в каждом аэропорту маршрута воздушных авиаперевозок, а только определяют их минимальное количество (п. 15 Федеральных авиационных правил).

Исходя из того, что предпринимательская деятельность- самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (статья 2 Гражданского кодекса РФ), юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (часть 2 статьи 9

Закона о лицензировании), общество, как и иной субъект данной предпринимательской деятельности, самостоятельно определяет место (аэропорты) резервирования воздушных судов, но исходя из целей и задач лицензирования (статья 2 Закона о лицензировании) не свободно в выборе их количества.

Нарушение правил авиаперевозок при отсутствии факта нарушений условий, предусмотренных лицензией, регулируется гражданским законодательством (ГК РФ, глава XVII Воздушного кодекса РФ, Закон РФ от 07.02. 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об АП отсутствие состава административного правонарушения является основанием для отмены постановления и прекращения производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об АП,

решил:

постановление судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 25 апреля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса РФ об АП в отношении акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об АП, в связи с отсутствием состава административного правонарушения; жалобу удовлетворить.

Судья /подпись/ Домрачев И.Г.