СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
дело 12-75/2018
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Салехард 31 мая 2018 г.
Судья суда Ямало-Ненецкого АО Домрачев И.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса РФ об АП в отношении акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» по жалобе его законного представителя - генерального директора Крюка В.Н. на постановление судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 25 апреля 2018 г., которым назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей,
установил:
согласно постановлению акционерное общество «Авиационная транспортная компания «Ямал» (далее также- АО «АТК «Ямал», общество), осуществляющее предпринимательскую деятельность на основании лицензии № ПП 0075 от 19.12. 2012, 16.02. 2018 из аэропорта Толмачёво г. Новосибирск допустило задержку рейса на 9 часов 39 мин. (согласно графику плановое отправление рейса № 216 сообщением Новосибирск- Нижневартовск 16.02. 2018 в 14 часов 10 мин., фактически взлёт осуществлён 16.02. 2018 в 23 часа 45 мин.), не обеспечив наличие резервного воздушного судна в нарушение подпунктов "б", "в" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 457 (далее - Положение о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров), нарушив предусмотренные лицензией условия.
В жалобе генеральным директором общества Крюком В.Н. поставлен вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения. Указывая на обстоятельства задержки рейса, заявитель оспаривает вывод судьи о том, что общество осуществляло перевозку пассажиров с нарушением лицензионных требований, не предприняло возможных мер по обеспечению лицензионных условий по своевременной отправке рейса № 216.
Проверив материалы дела, заслушав защитника общества Ярунову Д.И., прихожу к следующим выводам.
Часть 3 статьи 14.1.2 Кодекса РФ об АП предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Статьей 9 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 23 части 2 статьи 12 Федерального закона от 04.05. 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее- Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Согласно подп. "б", "в" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, являются:
- наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом летной годности в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок воздушным транспортом пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров;
- соблюдение лицензиатом общих правил перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьёй 102 Воздушного кодекса РФ.
Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82 (далее- Федеральные авиационные правила воздушных перевозок), предусмотрено, что регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов (п. 72). Опубликованное расписание движения воздушных судов должно отражать информацию по каждому регулярному рейсу, в том числе тип(ы) воздушного судна (п. 73).
Согласно п. 15 Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям Федеральных авиационных правил», утв. приказом Минтранса России от 13 августа 2015 г. № 246, заявитель для выполнения регулярных коммерческих воздушных перевозок пассажиров по планируемой программе полетов владеет воздушными судами в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов, с учетом необходимого резерва, но не менее восьми воздушных судов с количеством пассажирских мест 55 и более или не менее трех воздушных судов с количеством пассажирских мест 55 и более в случае, если воздушные суда зарегистрированы в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и с даты их производства до даты подачи заявления в уполномоченный орган о выдаче сертификата эксплуатанта прошло не более пяти лет, или не менее трех воздушных судов с количеством пассажирских мест до 55.
Эксплуатант для выполнения регулярных коммерческих воздушных перевозок пассажиров по расписанию регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров владеет воздушными судами, включенными в сертификат эксплуатанта, в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов, с учетом необходимого резерва, но не менее восьми воздушных судов с количеством пассажирских мест 55 и более или не менее трех воздушных судов с количеством пассажирских мест 55 и более в случае, если воздушные суда зарегистрированы в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и с даты их производства до даты подачи заявления в уполномоченный орган о внесении воздушного(ых) судна(ов) в эксплуатационную спецификацию сертификата эксплуатанта прошло не более пяти лет, или не менее трех воздушных судов с количеством пассажирских мест до 55.
Заявитель для выполнения нерегулярных (чартерных) воздушных перевозок пассажиров по планируемой программе выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров на воздушных судах с количеством пассажирских мест более 20 владеет воздушными судами в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов, но не менее трех.
Эксплуатант для выполнения нерегулярных (чартерных) воздушных перевозок пассажиров по программе выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров на воздушных судах с количеством пассажирских мест более 20 владеет воздушными судами, включенными в сертификат эксплуатанта, в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов, но не менее трех.
Количество воздушных судов, необходимое для обеспечения планируемой программы полетов (расписания регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров) и (или) планируемой программы (программы) выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров (далее - резерв воздушных судов), определяется заявителем (эксплуатантом) с учетом налета часов на одно воздушное судно, регламента технического обслуживания воздушных судов и процедур поддержания летной годности.
Нарушение авиаперевозчиком лицензионных требований и условий осуществления деятельности, связанной с перевозками пассажиров воздушным транспортом, выразившееся в невыполнении положений действующего законодательства о необходимости резервирования достаточного количества воздушных судов, послужившее причиной задержки рейсов, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса РФ об АП.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса РФ об АП во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
АО «АТК «Ямал» имеет лицензию № ПП 0075 от 19.12. 2012 на осуществление деятельности по перевозке воздушным транспортом пассажиров (за исключениям случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица либо индивидуального предпринимателя), виды работ: работы и услуги по выполнению регулярных и нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров.
Согласно сведений о государственной регистрации юридических лиц ФНС России местонахождением (адресом) общества является <адрес>.
Государственным инспектором отдела надзора за аэропортовой деятельностью и организацией воздушных перевозок УГАН НОТБ СФО Ространснадзора референтом государственной гражданской службы РФ вынесено определение от 20 февраля 2018 г. № о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.3 ст. 14.1.2 Кодекса РФ об АП и проведении административного расследования.
Поводом к его возбуждению послужила оперативная информация о задержке вылета регулярного рейса общества № по маршруту Новосибирск - Нижневартовск в аэропорту Новосибирск (Толмачёво) за 16.02. 2018, продолжительностью 9 часов 24 мин.
Должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении № от 20 марта 2018 г., определением № от 20 марта 2018 г. дело передано на рассмотрение судье.
Не признавая виновность в совершении правонарушения, общество указывает на следующие обстоятельства.
16.02. 2018 общество должно было выполнять рейс ЛЛМ -215/216 воздушным судном CRJ -200 /VQ -BBA по маршруту Уфа- Нижневартовск-Толмачёво-Нижневартовск -Уфа, который выполнен с задержкой, в том числе на маршруте Новосибирск (Толмачёво) на 9 час. 39 мин. на воздушном судне CRJ -200 /VQ-BSA/.
Причиной задержки рейса явилась неисправность, обнаруженная при предполётной проверке воздушного судна CRJ -200 /VQ -BBA в аэропорту вылета Уфа (замечание по каналу демфера рыскания 2).
Резервные воздушные суда общества для незапланированных полётов находились в аэропортах Рощино (г. Тюмень) и Домодедово (г. Москва).
Неисправность планировалось устранить за 1,5 -2 часа, тогда как подготовка воздушного судна к полёту и его перегонка из названных аэропортов в аэропорт Уфа заняло бы большее время.
Фактически неисправность устранена за 4,5 часа, однако при проведении повторной предполётной подготовки и проверки воздушного судна неисправность возникла вновь.
Вышеуказанные доводы общества подтверждены материалами дела.
Согласно сообщению и.о. генерального директора АО «Аэропорт Толмачёво» Сизякина П.А. задержка в выполнении рейса по маршруту Новосибирск -Нижневартовск произошла по причине позднего прибытия самолёта (ППС) (л.11).
Наличие у общества резервных воздушных судов на 16.02.2018 подтверждено представленным административному органу графиком резерва (л.15-18).
Вместе с тем, привлекая общество к административной ответственности, административный орган и судья, как это следует из протокола об административном правонарушении и постановления о назначении наказания, не дали оценку данным обстоятельствам и заявленным доводам общества применительно к пункту 76 Федеральных авиационных правил воздушных перевозок, согласно которому перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со статьёй 58 Воздушного кодекса РФ командир воздушного судна имеет право принимать окончательное решение о взлете, полете и посадке воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращения на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей, предотвращения нанесения ущерба окружающей среде. Такое решение могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности и в соответствии с установленными правилами полетов принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета воздушного судна.
Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.3 Наставлений по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России, утв. приказом Минтранса России от 20.06. 1994 № ДВ-58 к полётам допускаются только исправные воздушные суда.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, судья, квалифицируя действия общества по части 3 статьи 14.1.2 Кодекса РФ об АП, исходил из того, что доводы общества о том, что задержка рейса произошла из-за технических неисправностей воздушного судна, не имеют правового значения, поскольку не устраняют обязанность виновного иметь воздушные суда на праве собственности или ином законном основании в количестве, достаточном (с учётом резервирования) для выполнения перевозок пассажиров в соответствии с расписанием регулярных воздушных перевозок пассажиров.
Правовые нормы, из которых следует, что на авиаперевозчике лежит обязанность по формированию расписания (графика оборота судов) регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программы выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров с учетом резервирования воздушных судов, находящихся в парке авиаперевозчика и, установленные по делу обстоятельства, указывающие на то, что 16.02. 2018 обществом была выполнена данная обязанность, общество имело реальную возможность направления в аэропорт г. Уфы и аэропорт Толмачёво г. Новосибирск, в которых имели место задержки регулярного рейса, не находящиеся в причинно- следственной связи с невыполнением названной обязанности, указывают на то, что в его действиях (бездействии) отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса РФ об АП.
Нормы федерального законодательства и иные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в данной сфере, не устанавливают обязанность авиаперевозчика иметь воздушные судна в каждом аэропорту маршрута воздушных авиаперевозок, а только определяют их минимальное количество (п. 15 Федеральных авиационных правил).
Исходя из того, что предпринимательская деятельность- самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (статья 2 Гражданского кодекса РФ), юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (часть 2 статьи 9
Закона о лицензировании), общество, как и иной субъект данной предпринимательской деятельности, самостоятельно определяет место (аэропорты) резервирования воздушных судов, но исходя из целей и задач лицензирования (статья 2 Закона о лицензировании) не свободно в выборе их количества.
Нарушение правил авиаперевозок при отсутствии факта нарушений условий, предусмотренных лицензией, регулируется гражданским законодательством (ГК РФ, глава XVII Воздушного кодекса РФ, Закон РФ от 07.02. 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об АП отсутствие состава административного правонарушения является основанием для отмены постановления и прекращения производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об АП,
решил:
постановление судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 25 апреля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса РФ об АП в отношении акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об АП, в связи с отсутствием состава административного правонарушения; жалобу удовлетворить.
Судья /подпись/ Домрачев И.Г.