ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 12-7/19 от 22.04.2019 Карачаевского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело №12-7/19

Определение

22 апреля 2019 года г. Карачаевск, КЧР

Судья Карачаевского районного суда КЧР Байрамкулова М.К.,

при секретаре судебного заседания Болатовой А.У-Б.,

с участием представителя ПАО «Русгидро» ФИО1, участвующего в деле на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица – Кавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны биоресурсов Азово-Черноморского ТУ Росрыболовства ФИО2, участвующей в деле на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики жалобу ПАО «РусГидро» на постановление Кавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Постановлением Кавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Азово-Черноморского ТУ Росрыболовства (далее ТУ Росрыболовство) от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» (далее ПАО «РусГидро») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ и подвергнуто штрафу в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением ПАО «РусГидро» обратилось в суд с жалобой на данное постановление, мотивируя тем, что в соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природоохранные мероприятия, предусмотренные проектами строительства Зеленчукских ГЭС, Зеленчукской ГЭС-ГАЭС, направлены на сведение к минимуму негативного воздействия объектов на основные компоненты окружающей среды: атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, растительный и животный мир, что подтверждается заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта «I очередь строительства Зеленчукских ГЭС. Строительство комплекса гидротехнических сооружений на р. Б. Зеленчук от ДД.ММ.ГГГГ и положительным заключением на объект капитального строительства «Зеленчукская ГЭС-ГАЭС. Корректировка ТЭО (проекта)» от ДД.ММ.ГГГГ/ГГЭ-5357.

Согласно ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в ред. на момент строительства и пуска в эксплуатацию Зеленчукской ГЭС, 2006 год):

1. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных биоресурсов и среду их обитания.

2. Размещение хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов согласовываются с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, (а не с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, как это указано в ред. Федерального закона от 03.12.2008 №250-ФЗ).

В соответствии с требованиями указанных норм, ПАО «РусГидро», а ранее его предшественником получено положительное заключение государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ на Зеленчукскую ГЭС. Получено положительное заключение Росрыболовства по проекту Зеленчукской ГЭС-ГАЭС (письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 №384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства и технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на йодные биологические ресурсы и среду их обитания» вышло после ввода в эксплуатацию ГЭС. До этого действовало Постановление Правительства РФ от 28.07.2008 № 569 "Об утверждении Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания», которое вышло тоже после введения в эксплуатацию ГЭС. В них «Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания (далее - заявитель), представляют в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания. В связи с тем, что деятельность ведется с более раннего времени, Общество не подавал заявку на деятельность. До постановления Правительства от 2008 года правил согласования с Росрыболовством не существовало.

В соответствии с ч.1 ст. 4 ГК РФ Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 №384 и от 28.07.2008 №569 не содержат указаний на распространение их действия до даты их принятия.

Все работы по новому строительству, проводимые в ПАО «РусГидро (строительство ГЭС-ГАЭС, строительство рыбохода на р. Аксаут) имеют положительные заключения Росрыболовства.

Все запреты, установленные п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ ПАО «РусГидро» соблюдаются, либо указанные в данной статье действия не осуществляются.

В соответствии с Заключениями по экологической экспертизе по ГЭС и Главгосэкспертизе по ГЭС-ГАЭС приняты все меры, обеспечивающие безопасность объекта для окружающей среды. Данное Утверждение подтверждают результаты производственного Экологического контроля по программе ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.

ПАО «РусГидро также не ведет деятельность по направлениям, указанным п.17 ст. 65 Водного кодекса РФ.

Нормы ст. 22 ФЗ «О животном мире», ч. 1 ст. 34, ч. 3 ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 42 Водного кодекса РФ, п. б Постановления Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» (на которые ссылается ТУ Росрыболовство) регламентируют, что деятельность должна осуществляться с неуклонным соблюдением экологических норм, способами, не наносящими вред окружающей среде, а так же осуществлять мероприятия по восстановлению естественной среды. ТУ Росрыболовство не приводит доводов, о том какая из вышеперечисленных норм нарушена ПАО «РусГидро» и конкретных доказательств этого нарушения.

В соответствии со ст. 50 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Постановлением Правительства РФ от 30-04.2013 №384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» предусмотрена процедура согласования территориального планирования, градостроительного зонирования, планировка территорий, архитектурно-строительное проектирование, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществление иной деятельности.

Согласно пунктам 28, 33, 55 методики исчисления вреда, причинённого водным биологическим ресурсам, утвержденной приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ (далее - методика) при определении последствий негативного воздействия намечаемой деятельности учитывается характер ее воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, в том числе постоянный - в течение всего периода эксплуатации объекта, реализации проекта и дополнительного времени 10-15 лет, в зависимости от восстановления водных биоресурсов. Т.е. при выполнении оценки влияния на окружающую среду производится оценка всех факторов негативного воздействия при строительстве и при дальнейшей эксплуатации объекта. Отсутствие в оценке воздействия указания на какие-либо факторы воздействия при эксплуатации, говорит о том, что такие факторы воздействия на природную среду отсутствуют.

Для согласования деятельности в адрес уполномоченного органа направлялись материалы по проекту «Зеленчукская ГЭС-ГАЭС. Корректировка ТЭО (проекта). В представленном пакете документов содержалась информация о том, что согласно проекту предусматривается возведение новых зданий и сооружений и корректировка существующих сооружений ГЭС ввиду их переоборудования под нужды ГЭС-ГАЭС. В состав основных сооружений Зеленчукской ГЭС-ГАЭС входят: верхний бассейн; напорные водоводы верхнего бьефа; станционный узел; напорные водоводы нижнего бьефа; нижний бассейн и т.д.

Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству рассмотрены материалы проекта «Зеленчукская ГЭС-ГАЭС. Корректировка ТЭО (проекта)», о чем свидетельствует письмо ТУ Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ.

Действия сотрудников Росрыболовства при согласовании документации регламентированы Административным регламентом Федерального агентства - по рыболовству по предоставлению государственной услуги по согласованию строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 25.08.2015 № 381.

Анализ приведенных документов позволяет сделать вывод, что весь процесс согласования направлен на определение воздействия хозяйственной деятельности человека на природные объекты за весь период такой деятельности, определение возможных путей снижения негативного воздействия деятельности человека, а также мер компенсационного характера для устранения причинённого вреда. Деятельность же Росрыболовства и его сотрудников направлена на проверку представленных материалов, их полноты и достоверности. Процесс согласования не носит уведомительный характер, т.е. должностные лица уполномоченного органа имеют возможность отказать в согласовании, если представленная на согласование документация будет не в полном объеме, или недостоверна. Комплект документов, необходимый для согласования деятельности Зеленчукской ГЭС-ГАЭС в Росрыболовстово поступил; должностными лицами рассмотрен; замечания к количеству и качеству документации не высказывались; отказ в согласовании не выносился. Процесс согласования был доведен до конца. Таким образом, письмом Управления от ДД.ММ.ГГГГ деятельность Зеленчукской ГЭС-ГАЭС была согласована. Ранее деятельность Зеленчукской ГЭС осуществлялась на основании всей необходимой для этого разрешительной документации, а не являлась самовольной. Составление протокола и возбуждение дела об административном правонарушении, по сути, является попыткой пересмотра ранее выданного согласования (без изменения внешних условий, объема и характера воздействия на окружающую среду), что не предусмотрено действующим законодательством. Деятельность Зеленчукской ГЭС-ГАЭС так же проходит периодическое согласование с Росрыболовством в момент заключения договора водопользования. Так, согласно ст. 16 Водного кодекса РФ порядок заключения договора водопользования (для целей выработки электроэнергии) устанавливается Правительством РФ. В п. 22 Постановления Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» указано, что уполномоченный орган определяет условия использования водного объекта по согласованию, в том числе с Федеральным агентством по рыболовству - в случае использования полного объекта рыбохозяйственного значения. Таким образом, Росрыболовство согласовывало деятельность как Зеленчукской ГЭС (договор водопользования от 28.03.2013г., так и в последующем Зеленчукской ГЭС-ГАЭС (договор водопользования от ДД.ММ.ГГГГ.

ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О рыболовстве и сохранении родных биологических ресурсов» и Постановление Правительства РФ от J0.04.2013 № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству Строительства реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» регламентируют согласование территориального планирования, Градостроительного зонирования, планировку территорий, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрения новых Технологических процессов и осуществление иной деятельности (далее «Деятельность»). Причем в процессе согласования деятельности основным критерием является изучение оценки воздействия на окружающую среду (которая содержит, в том числе, и расчетную часть выполненного на весь Период воздействия на окружающую среду). Также учитывая, что уполномоченный орган вправе как согласовывать деятельность, так и отказать в согласовании можно сделать вывод, что предполагаемая деятельность подлежит согласования до ее начала (воздействия на окружающую среду). Эксплуатация Зеленчукской ГЭС-ГАЭС должна была согласовываться да ввода объекта в эксплуатацию. Ввод объекта состоялся, согласно акта приемной комиссии от 30.12.2016г. приемки оконченного строительством объекта, в конце 2016 года (последний из вводимых в эксплуатацию объектов Зеленчукской ГЭС-ГАЭС).

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 8.42 КоАП РФ составляет один год. Если предположить, что административное правонарушение имело место быть, то предусмотренный срок давности истек.

При длящемся административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности истек, поскольку согласно ч.2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения, то есть в распоряжение органа поступила необходимая информация о совершенном правонарушении. Документы об эксплуатации Зеленчукской ГЭС-ГАЭС поступали в Росрыболовство как в период согласования проекта «Зеленчукская ГЭС-ГАЭС. Корректировка ТЭО (проекта)» (2013 год), так и в период заключения договора водопользования (ДД.ММ.ГГГГ), поэтому и при длящемся административном правонарушении срок давности истек.

По указанным основаниям ПАО «РусГидро» просит отменить вышеуказанное постановление ТУ Росрыболовство за отсутствием состава административного правонарушения, истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В возражениях на жалобу представитель ТУ Росрыболовство ФИО2, считая обжалуемое постановление законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу без удовлетворения. В обоснование возражений указала, что основанием для составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.года явилось выявление должностным лицом Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству факта осуществления хозяйственной деятельности юридическим лицом ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» с использованием входящих в состав Зеленчукской ГЭС-ГАЭС верхнего бассейна ГАЭС, водоприемников, зданий ГАЭС, напорных водоводов, нижнего бассейна, иных механизмов, оборудования, зданий и сооружений ГАЭС, расположенных в границах водоохранной зоны реки Кубань.

Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству выдано положительное заключение от ДД.ММ.ГГГГ на проведение работ по строительству «Зеленчукской ГЭС - ГАЭС», которое не содержит информации о согласовании эксплуатации объекта. Согласование с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства осуществляется в соответствии с требованиями ст. 50 Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Положительные заключения иных органов (организаций, учреждений) не являются основанием для эксплуатации объекта. Проведение юридическим лицом каких-либо разработанных им, но несогласованных с Федеральным агентством по рыболовству природоохранных мероприятий также не соответствуют требованиям действующего природоохранного законодательства.

Росрыболовство (Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства) является уполномоченным на согласование указанной в статье деятельности федеральным органом исполнительной власти, что следует из названия Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и области его применения. Кроме того - согласование эксплуатации Зеленчукской ГЭС-ГАЭС с каким-либо иным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти также отсутствует.

Федеральные законы, которые содержат требования о необходимости согласования деятельности (Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ) и информацию о видах деятельности, которая подлежит согласованию (Федеральные законы № 52-ФЗ от 24.04.1995 г. «О животном мире» и № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»), вступили в силу значительно раньше начала строительных работ на Зеленчукской ГЭС-ГАЭС и, тем более, раньше начала эксплуатации объекта и в обязанности юридического лица, независимо от действовавших на тот момент Правил и порядка согласования, входило согласование деятельности (по эксплуатации объекта) в строгом соответствии с действующим природоохранным законодательством.

Как сообщается в жалобе на постановление, эксплуатация объекта начата с 2017 года (как заявляет представитель юридического лица - ввод состоялся ДД.ММ.ГГГГ), т.е. после вступления в силу Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания. Представитель юридического лица приводит доводы о том, что предприятие не проводит работ, на которые распространяются запреты и ограничения, предусмотренные ст. 65 Водного кодекса РФ (ч. 15 и 17 соответственно), однако им не учтен тот факт, что в указанных частях ст. 65 Водного кодекса РФ изложено описание основных видов работ, которые априори не могут быть проведены без причинения вреда окружающей среде (водному объекту, как среде обитания водных биологических ресурсов). В то же время, представитель юридического лица не принимает во внимание требования ч. 1 ст.65 Водного кодекса РФ, согласно которым в водоохранных зонах водных объектов устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира и именно с целью соблюдения указанных ограничений Федеральным законом № 7-ФЗ предусмотрено проведение оценки негативного воздействия осуществляемой деятельности на окружающую среду.

При проведении оценки негативного воздействия осуществляемой деятельности на окружающую среду принимается во внимание информация о той деятельности, которая указана в проекте. Соответственно, при проведении оценки воздействия на окружающую среду осуществления строительства, оценивалось воздействие непосредственно строительных работ на объекте, но не эксплуатации, сведения о которой не могли приниматься во внимание по причине их отсутствия в проекте. Аналогично, при подготовке положительного заключения о согласовании строительства, принимались во внимание только сведения о строительстве объекта, в соответствии с заявкой на согласование. По причине отсутствия в заявке необходимости согласования эксплуатации объекта и отсутствии в прилагаемых к заявке на согласование строительства документах оценки негативного воздействия эксплуатации, эксплуатация объекта не могла быть согласована Управлением.

Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления каких-либо последствий. Соответственно, доводы представителя юридического лица о том, что Азово-Черноморским территориальным управлением не подтверждены факты причинения вреда окружающей среде, не являются объективными.

Согласно п. 31 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, при определении последствий негативного воздействия намечаемой деятельности учитывается характер ее воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания: постоянный-в течение всего периода эксплуатации объекта, реализации проекта, без возможности последующего восстановления водных биоресурсов. Расчет размера вреда производился для конкретных видов работ, предусмотренных проектом - возведение новых зданий, сооружений и корректировка существующих сооружений ГЭС ввиду их переоборудования под ГЭС-ГАЭС. Аналогичные работы (в соответствии с полученной заявкой о согласовании) были согласованы Управлением (положительное заключение от ДД.ММ.ГГГГ).

Выводы представителя юридического лица о том, что весь процесс согласования направлен на определение воздействия хозяйственной деятельности на природные объекты за весь период такой деятельности обусловлены неверным пониманием требований природоохранного законодательства, т.к. в условиях отсутствия информации об эксплуатации объекта (как при расчете размера вреда, так и в заявке на согласование), юридическим лицом не могло быть получено положительное заключение на эксплуатацию ГЭС-ГАЭС. Перечень видов работ, указанный в заявке на согласование строительства и впоследствии - в положительном заключении на строительство ГЭС-ГАЭС, является исчерпывающим и не имеет отношения к эксплуатации объекта.

Выводы представителя юридического лица о согласовании Росрыболовством эксплуатации ГЭС-ГАЭС при заключении договором водопользования также необоснованны, т.к. договор водопользования является документом, дающим право пользования поверхностным водным объектом. По результатам рассмотрения предоставленных заявителем документов, Росрыболовство осуществляет согласование условий использования водного объекта, представляемого в пользование, а не согласование осуществления деятельности в границах водоохранной зоны или на акватории водного объекта, требование о чем изложено в статье 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Таким образом, наличие договора водопользования не избавляет юридическое лицо от согласования хозяйственной деятельности - эксплуатации Зеленчукской ГЭС-ГАЭС, т.к. Договор водопользования и решение Росрыболовства о согласовании деятельности являются двумя различными документами, наличие которых необходимо в соответствии с требованиями водного законодательства и законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

Основными источниками загрязнения поверхностных водных объектов (в т.ч. реки Кубань) в период эксплуатации Зеленчукской ГЭС-ГАЭС являются сброс стоков бытовой и ливневой канализации, а также продукты загрязнения аварийных сбросов при работе технологического и электротехнического оборудования. Для очистки хозяйственно-бытовых стоков предусматривается станция биологической очистки бытовых сточных вод «КСКомплект-1-30-Б», после которой очищенные стоки сбрасываются в р. Кубань. Согласование указанной станции биологической очистки бытовых сточных вод с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства отсутствует.

Раздел 7 проектной документации содержит информацию об экологических последствиях при возможных аварийных ситуациях. Основными опасностями при эксплуатации Зеленчукской ГЭС-ГАЭС являются перелив воды через гребень дамбы БСР с оползанием откосов и образованием волны прорыва в результате нарушения работы дренажной системы и заклинивания затворов водоприемника ГЭС и прорыв воды из нижнего аккумулирующего бассейна вследствие разрушения подпорных стенок, разрушения напорных трубопроводов или потери устойчивости здания водоприемника. Возможными последствиями указанных аварийных ситуаций являются нарушение напорных водопроводов, перекрытие нижнего бассейна, размыв и разрушение дамбы, остановка турбин и т.д. Несмотря на возможное негативное воздействие планируемой эксплуатации Зеленчукской ГЭС-ГАЭС на водные биологические ресурсы и реку Кубань, как среду их обитания, юридическим лицом ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» меры к проведению оценки воздействия и к согласованию эксплуатации объекта не приняты, положительное заключение на эксплуатацию Зеленчукской ГЭС-ГАЭС не получено, Зеленчукская ГЭС-ГАЭС эксплуатируется без согласования деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Исходя из смысла приведенных в постановлении Федеральных законов, юридическое лицо, перед началом эксплуатации (вводом в эксплуатацию) Зеленчукской ГЭС-ГАЭС (двух новых гидроагрегатов), учитывая презумпцию экологической опасности планируемой эксплуатации ГЭС-ГАЭС, обязано было произвести оценку воздействия на окружающую среду и, разработав проект, согласовать планируемую эксплуатацию Зеленчукской ГЭС-ГАЭС с Азово-Черноморским территориальным управлением Росрыболовства.

Не выполнив указанные мероприятия, юридическое лицо нарушило одно из ограничений хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне водного объекта, установленных для предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Также ошибочно мнение представителя юридического лица об истечении сроков привлечения к административной ответственности в связи с тем, что эксплуатация Зеленчукской ГЭС начата ДД.ММ.ГГГГ. Акт ввода в эксплуатацию объекта, оборудования, здания или любого другого ОС (на который ссылается представитель юридического лица) является важнейшим документом, подтверждающим принятие организацией приобретенного, построенного или реконструированного основного средства, соответственно, дата подписания акта не является датой начала совершения требований природоохранного законодательства, как это следует по мнению представителя юридического лица. Согласно ч.2 ст.4.5 КоАП РФ, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Факт осуществления деятельности юридическим лицом (эксплуатация Зеленчукской ГЭС) выявлен ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, срок привлечения к административной ответственности истекает ДД.ММ.ГГГГ. С учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Малозначительность деяния предполагает отсутствие каких-либо угроз для личности, общества или государства при формальном наличии признаков состава административного правонарушения. Правонарушение признается малозначительным, если степень его общественной опасности мала или отсутствует.

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии со ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной ил иной деятельностью.

Деятельность человека, так или иначе связанная с воздействием на окружающую среду или с использование природных ресурсов, неизбежно оказывает негативное влияние на окружающую среду. Поэтому в силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», любая хозяйственная деятельность осуществляется на основе принципа презумпции экологической опасности соответствующей деятельности, необходимости снижения негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду и необходимости оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной или иной деятельности. Водоохранные зоны устанавливаются для экологической охраны водных объектов. Их главная цель - предотвращение загрязнения, заиления, засорения водных объектов и истощения их вод, а также сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и иных объектов животного и растительного мира.

Установленные природоохранным законодательством требования к организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность в водоохранных зонах водных объектов, направлены на обеспечение безопасности условий их деятельности, соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду, невыполнение таких требований с учетом презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности свидетельствует о существенном нарушении охраняемых правоотношений, связи с чем рассматриваемое деяние не может обладать низкой степенью общественной опасности.

Управление согласовало проведение строительных работ при выполнении следующих условий: п. 6 - согласование забора воды и размещения рыбозащитного устройства на нормативный период эксплуатации объекта в установленном законодательством Российской Федерации порядке; п. 10 - изменение сроков производства работ (согласно проекта - продолжительность строительства объекта в соответствии с календарным графиком строительства составляет 26,0 месяцев, ввод в эксплуатацию сооружений ГЭС планируется в конце 2014 года) должно быть согласовано в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Таким образом, юридическим лицом нарушены условия согласования проекта как в части, касающейся сроков проведения работ, так и в части отсутствия согласования забора воды и рыбозащитного устройства. При таких обстоятельствах характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения соответствуют.

В судебном заседании представитель ПАО «РусГидро» ФИО1 не поддержал поданную жалобу в связи с ее отзывом, просил прекратить производство по делу.

Представитель ТУ Росрыболоство ФИО2 не возражала в прекращении производства по делу.

Согласно п.1 ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, вынесенное судьей - в вышестоящий суд.

Факт подачи жалобы на постановление по дуле об административном правонарушении влечет необходимость рассмотрения жалобы. При отказе от поданной жалобы отпадают процессуальные основания для рассмотрения указанной жалобы.

В силу п.2 ст. 30.4 и п.6 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ ходатайства, возникающие на стадии пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях, разрешаются судьей как при подготовке к рассмотрению жалобы, так и при рассмотрении жалобы по существу.

В соответствии о ст. 29.12 КоАП РФ по результатам рассмотрения ходатайств и заявлений выносится определение.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о необходимости прекратить производство по жалобе ПАО «РусГидро» на постановление Кавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отзывом указанной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 29.12, 30.4, 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

определил:

Ходатайство ПАО «РусГидро» об отзыве жалобы на постановление Кавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Производство по жалобе ПАО «РусГидро» на постановление Кавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ прекратить в связи с отзывом жалобы.

На определение суда может быть подана жалоба в течение 10 дней в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Карачаевский районный суд.

Судья: М.К. Байрамкулова.