№12-94/2019
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Бийск 16 апреля 2019 года
Судья Бийского городского суда Алтайского края А.Н. Курносова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №11 г. Бийска Алтайского края от 16 января 2019 года в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Бийский лесхоз», ИНН <***>, ОГРН <***>, находящегося по адресу: <...>,
которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с освобождением от административной ответственности, ограничившись устным замечанием,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении №02-25-356/2018 от 05 октября 2018 года, составленному государственным инспектором отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах, контроля за исполнением субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу ФИО1, 30 июля 2018 года в 14 часов 43 минут Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу в ходе проверки установлено, что в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (далее – ЕГАИС учета древесины и сделок с ней) в разделе «Сделки с древесиной» по договору отчуждения древесины №1817 от 27 июня 2018 года, заключенному между ООО «Бийский лесхоз» и покупателем ФИО6., в нарушение ч. 3 ст. 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации о внесении и подписании в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней не позднее 24 часов 04 июля 2018 года, ООО «Бийский лесхоз» в 00 час. 01 мин. 05 июля 2018 года своевременно не внесло и подписало в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней декларацию о сделке с древесиной №730300000000000000<***>.
По делу вынесено вышеуказанное постановление, не согласившись с которым должностное лицо ФИО1 обратился в суд с жалобой. В указанной жалобе должностное лицо ФИО1 просит вынесенное мировым судьей судебного участка №11 г. Бийска Алтайского края постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование жалобы ФИО1 указаны следующие доводы: при рассмотрении дела мировым судьей сделан необоснованный вывод о признании совершенного административного правонарушения малозначительным, поскольку отсутствие какого-либо ущерба обществу и государству, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не является достаточным основанием для признания указанного правонарушения малозначительным, так как причинение ущерба, наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; полагает, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении юридического лица к исполнению требований Федерального законодательства, также оно относится к правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования; нарушение требований об учете древесины и сделок с ней могло повлечь угрозу безучетного расхода лесных ресурсов, что, в свою очередь, создало бы вред окружающей среде. В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разъяснено, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1-4.4 КоАП РФ); заявитель считает, что судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание должностное лицо ФИО1, законный представитель ООО «Бийский лесхоз», защитник Трушников М.Ю., не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания от них не поступило. В связи с чем, на основании ч. 2 ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие должностного лица ФИО1, законного представителя и защитника ООО «Бийский лесхоз».
Изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1.1 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», частью 1.1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицам, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протокол об административном правонарушении, предоставлено право обжаловать вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении в вышестоящий суд. К таким лицам относится любое должностное лицо органа, выявившего правонарушение, и уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы о данных административных правонарушениях (как непосредственно составившее этот протокол, так и его не составлявшее).
Как следует из материалов дела, заместителем Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководителем Федерального агентства лесного хозяйства №1 от 12 января 2016 года утвержден перечень должностных лиц Федерального агентства лесного хозяйства и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и признании утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 04 февраля 2011 года №21, согласно которому, среди прочих составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по территориальным органам Федерального агентства лесного хозяйства вправе Федеральные государственные гражданские служащие ведущей (за исключением должностей, указанных в п. 2.6 настоящего раздела) и старшей групп должностей категории «специалисты» отдела, ведающего вопросами единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (п. 2.7).
В п. 1 приказа начальника Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу №101 от 04 марта 2016 года «О перечне должностных лиц Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федерального округу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», указано, что составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возложено, среди прочих, на начальника и заместителя начальника отдела использования, воспроизводства лесов и ведения лесного реестра; консультанта, главного специалиста-эксперта, ведущего специалиста-эксперта отдела использования, воспроизводства лесов и ведения лесного реестра.
Приказом и.о. начальника Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу №333 от 13 июля 2016 года «О единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней» установлен список должностей федеральной государственной гражданской службы, в должностные обязанности которых входит осуществление обязанности по анализу информации, внесенной в единую государственную автоматизированную систему учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС).
Согласно подпункту «в» п. 2.2 Перечня должностных лиц Федерального агентства лесного хозяйства и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Рослесхоза от 10 января 2018 года №1, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4 ст. 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в пределах предоставленной компетенции), в территориальном органе Федерального агентства лесного хозяйства вправе составлять Федеральные государственные гражданские служащие ведущей (за исключением должностей, указанных в подпункте «б» п. 2.2 настоящего Перечня) и старшей групп должностей категории «специалисты» отдела, к компетенции которого относятся вопросы ведения единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней.
03 мая 2018 года начальником Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу утверждено Положение об отделе анализа ЕГАИС учета и оборота древесины, согласно которому: отдел уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2,4 ст. 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 2.1); осуществляет в соответствии с п. 32.1, ч. 2 и ч. 4 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2,4 ст.8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 3.3).
Согласно выписке из штатного расписания Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу на 2018 год в штате отдела анализа ЕГАИС учета и оборота древесины имеются должности: начальник отдела – 1 единица, заместитель начальника отдела – 1 единица, главный специалист-эксперт – 1 единица, ведущий специалист-эксперт – 2 единицы.
Приказом начальника Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу №283 от 18 июня 2018 года «О внесении изменений в приказ Департамента лесного хозяйства по СФО от 05 сентября 2016 года №412 «О внесении изменений и дополнений в приказ Департамента лесного хозяйства по СФО от 04 марта 2016 года №101 «О перечне должностных лиц Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федерального округу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в п. 1 внесены изменения в части наименования отдела, согласно которому читать п. 1 Приказа в редакции: «Начальник, заместитель начальника, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт отдела анализа ЕГАИС учета и оборота древесины».
На момент составления протокола ФИО1 не являлся начальником, заместителем начальника, главным специалистом-экспертом, ведущим специалистом-экспертом отдела анализа ЕГАИС учета и оборота древесины.
ФИО1 назначен на государственную должность федеральной государственной гражданской службы старшего государственного инспектора отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах, контроля за исполнением субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области лесных насаждений Приказом №8-лс от 17 января 2019 года.
Таким образом, прихожу к выводу, что на момент подачи жалобы старший государственный инспектор отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах, контроля за исполнением субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области лесных насаждений ФИО1 не обладал полномочиями, в соответствии с требованиями ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку такие полномочия предоставлены отделу анализа ЕГАИС учета и оборота древесины.
При этом отмечаю, что приказ Рослесхоза от 10 января 2018 года №1, которым полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возложены на начальника, заместителя начальника, главного специалиста-эксперта, ведущего специалиста-эксперта отдела анализа ЕГАИС учета и оборота древесины, имеет большую юридическую силу, чем Положение об отделе федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах, контроля за исполнением субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений, утвержденное и.о. начальника Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от 25 января 2018 года, согласно которому в функции отдела входило составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4 ст. 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, вышеуказанное положение не наделяет инспектора отдела полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4 ст. 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенных обстоятельств, должностное лицо ФИО1, в соответствии с ч. 1.1 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент подачи жалобы в суд не обладал полномочиями по принесению жалобы на постановление мирового судьи судебного участка №11 г. Бийска Алтайского края от 16 января 2019 года, поэтому производство по жалобе подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Прекратить производство по жалобе старшего государственного инспектора отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах, контроля за исполнением субъектами Российской Федерации полномочий в области лесных отношений по Сибирскому Федеральному округу Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №11 г. Бийска Алтайского края от 16 января 2019 года в отношении ООО «Бийский лесхоз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее определение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья А.Н. Курносова