ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 12-9/2022 от 17.03.2022 Вяземского районного суда (Смоленская область)

№ 12-9/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вязьма «17» марта 2022 года

Судья Вяземского районного суда Смоленской области Винникова И.И.,

рассмотрев жалобу ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» на постановление № 05-35/257 от 22 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области»,

установил:

Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) № 05-35/257 от 22 декабря 2021 года ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 77000 рублей.

ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» обратилось с жалобой на указанное постановление, в которой указывает, что не согласно с вынесенным постановление по следующими основаниям. ООО «Вода Смоленска» с 29 января 2019 года осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории г. Вязьмы с использованием централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области на основании концессионного соглашения. Помимо осуществления основного вида деятельности по водоснабжению и водоотведению в административных границах муниципального образования Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области, Концессионер обязан создать Объект концессионного соглашения - осуществить мероприятия по реконструкции или строительству имеющихся систем водоснабжения и водоотведения, в том числе произвести строительство новых очистных сооружений. Городские очистные сооружения, переданные в обслуживание ООО «Вода Смоленска» находятся в нерабочем состоянии длительное время. В 2016 году Вяземским районным судом Смоленской области было вынесено решение об обязании Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области провести реконструкцию и капитальный ремонт очистных сооружений, поскольку при проведении проверки с участием специалистов Управления Росприроднадзора Смоленской области и Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии был установлен факт того, что очистные сооружения находятся внерабочем состоянии. До настоящего времени данное решение не исполнено. Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии было вынесено Решение о предоставлении водного объекта в пользование для ООО «Вода Смоленска» от 28 марта 2019 года № 07/19, в сведениях о водном объекте зафиксировано, что удельный комбинаторный индекс загрязненности воды (УКИЗВ) в р. Вязьма - «грязная» и «Очень грязная». Исходя из вышеизложенного, подтверждается факт, что ООО «Вода Смоленска» по концессионному соглашению в обслуживание были переданы городские очистные

сооружения, которые находились в нерабочем состоянии. По концессионному соглашению мероприятия по созданию Объекта соглашения подлежат включению в Инвестиционную программу Концессионера в полном объеме. Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 26 марта 2019 года № 228 «Об утверждении инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Вязьмы на 2019-2023 годы ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области»» утверждена инвестиционная программа. В июле 2021 года планируется завершение проектно-изыскательских работ по реконструкции очистных сооружений канализации, при этом, согласно справки исполнителя ООО «БиоПласт», проектная документация выполнена на 90%. Стоимость разработки проектной документации на реконструкцию очистных сооружений г. Вязьмы, Смоленской области составляет 33 146880 рублей 00 копеек.

Исходя из вышеизложенного у ООО «Вода Смоленска» изначально не имелось возможности соблюсти правила водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, что является доказательством отсутствия вины организации водопроводно-канализационного хозяйства в данном правонарушении. Кроме того, предпринимаются все зависящие от ООО «Вода Смоленска» меры по соблюдению установленных норм и недопущению в дальнейшем нарушений. Несмотря на нерабочее состояние очистных сооружений, ООО «Вода Смоленска» предпринимает ряд мер, направленных на улучшение сложившейся неблагоприятной ситуации: налажена работа воздуходувки; производится илосбор путем откачки избыточного ила на иловые карты; осуществляется механическая очистка в отстойнике с помощью илоскреба. Все эти мероприятия направлены на повышение уровня кислорода в реке. Неоднократно на очистные сооружения завозились бактерии, процесс жизнедеятельности которых помог бы стабилизировать уровень кислорода, однако, вследствие сбросов загрязняющих веществ от предприятий города бактерии погибают. ООО «Вода Смоленска» полагает, что до момента строительства новых очистных сооружений, любые предпринимаемые меры малоэффективны и лишь частично помогают снизить риск попадания в водный объект загрязняющих веществ. Решить проблему загрязнения р. Вязьма возможно только строительством новых очистных сооружений, начало которого запланировано на 2022 год. Данный довод подтверждается заключением экспертной организации ООО НПФ «Экотон» № Э-1379(2) от 22 сентября 2019 года и свидетельствует о том, что даже полный восстановительный ремонт в проектном объеме не обеспечит современных требований к качеству очистки сточных вод. Для достижения норм очистки требуется строительство новых ОСК в границах существующей площадки. (п.6 и п.8 общих выводов по обследованию ОСК г. Вязьма). Считает, что наложение штрафа в пределах санкции статьи 8.13 КоАП РФ не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица. 29 декабря 2021 года Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям было вынесено определение № 05-34/365 об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок, которое получено ООО «Вода Смоленска» 30 декабря 2021 года (Bx.. № 1488). Таким образом, окончательный и исправленный текст обжалуемого постановления получен Обществом 30 декабря 2021 года. Десятидневный срок обжалования указанного выше постановления был ООО «Вода Смоленска» пропущен ввиду того обстоятельства, что представитель Общества, не мог осуществлять представление интересов Доверителя ввиду временной нетрудоспособности, что подтверждается листом нетрудоспособности ХХХ. В связи с пропуском срока обжалования постановления по уважительной причине, ходатайствует о восстановлении срока обжалования указанного постановления.

В судебное заседание представитель ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» не явился, извещен в надлежащем порядке, заявил ходатайство об отложении судебного заседания из-за нахождения в командировке.

Суд отказывает в удовлетворении заявленного ходатайства об отложении судебного заседания, поскольку ООО «Вода Смоленска» сообщение о слушании дела согласно почтовому уведомлению получило 25 февраля 2022 года. Приказ о командировке представителя ООО «Вода Смоленска» датирован 15 марта 2022 года. Таким образом, у руководителя юридического лица была реальная возможность решить вопрос об обеспечении явки другого представителя для представления интересов ООО, явиться самому как генеральному директору, либо привлечь для этих целей защитника.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) не явился, о рассмотрении жалобы извещен надлежащим образом.

Учитывая, что о месте и времени слушания дела стороны извещены надлежащим образом, в соответствии с требованиями ст. 25.1 КоАП РФ определено рассмотреть жалобу в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу – ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 17 июля 2012 года N 1339-О, если пропуск срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом; заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение.

По смыслу приведенных положений, 10-дневный срок обжалования постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении следует исчислять со дня вручения копии решения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, уважительными для решения вопроса о восстановлении процессуального срока могут признаваться любые причины, которые объективно препятствовали своевременному совершению соответствующего процессуального действия, и не могли быть преодолены по независящим от заинтересованного лица обстоятельствам; восстановление срока обжалования постановления (решения) является правом, а не обязанностью судьи.

Из материалов дела усматривается, что постановление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) № 05-35/257 от 22 декабря 2021 года выносилось в присутствии представителя ООО «Вода Смоленска» Ю.В.. В этот же день копия постановления вручена представителю ООО «Вода Смоленска», о чем имеется ее подпись в обжалуемом постановлении.

Жалоба на указанное постановление с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока для ее подачи в суд заявителем подана, согласно штампу на почтовом конверте лишь 7 февраля 2022 года, то есть со значительным пропуском установленного КоАП РФ десятидневного срока для обжалования.

При этом нахождение на больничном листе представителя ООО "Вода Смоленска» не свидетельствует о невозможности реализации права на защиту интересов Общества, так как в силу ст. 25.4 КоАП РФ законным представителем юридического лица является его руководитель, в данном случае генеральный директор ООО «Вода Смоленска», который в целях защиты интересов юридического лица имел возможность реализации права на подачу жалобы посредством почтового отправления, а также привлечения для этих целей защитника.

Иных объективных доводов, позволяющих судить о невозможности своевременной подачи жалобы в срок, установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, заявитель в поданном в районный суд ходатайстве не привел.

Таким образом, суд считает, что уважительных причин пропуска срока, установленного для подачи жалобы ООО «Вода Смоленска», не представлено.

С учетом изложенного, ходатайство ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» о восстановлении срока на подачу жалобы на постановление № 05-35/257 от 22 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области», подлежит оставлению без удовлетворения, а производство по жалобе ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» - прекращению.

Руководствуясь ст. 30.3 КоАП РФ, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» в удовлетворении ходатайства в восстановлении срока на подачу жалобы на постановление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) № 05-35/257 от 22 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 РФ, в отношении ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области».

Производство по жалобе ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» на постановление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) № 05-35/257 от 22 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 РФ, в отношении ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области», прекратить.

Определение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Вяземский районный суд.

Судья И.И. Винникова