ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 13-1/2022 от 17.06.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-14903/2022

№ 13-1/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Саратов 17 июня 2022 г.

Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Вербышевой Ю.А.,

рассмотрев материал по заявлению администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области об отсрочке исполнения решения Тонкинвского районного суда Нижегородской области от 18 ноября 2019 г. по гражданскому делу № 2-85/2019 по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов

по кассационной жалобе администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области на определение Тонкинского районного суда Нижегородской области от 13 января 2022 г. и апелляционное определение Нижегородского областного суда от 29 марта 2022 г.

установил:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов.

Решением Тонкинского районного суда Нижегородской области от 18 ноября 2019 г. исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично. На администрацию Тонкинского муниципального района Нижегородской области возложена обязанность создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в количестве 91 контейнерной площадки. Администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области установлен срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2021 г.

Администрация Тонкинского муниципального района Нижегородской области обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Тонкинского районного суда Нижегородской области от 18 ноября 2019 г. до 1 января 2025 г.

В обоснование заявленных требований указано о том, что в установленный срок решение суда не представляется возможным исполнить, в связи с отсутствием финансирования из областного бюджета. Законом Нижегородской области от 21 декабря 2020 г. № 155 «Об областном бюджете на 2021 г., на плановый период 2022 и 2023 годов» предоставление субсидии на создание (обустройство) контейнерных площадок муниципальным районам и городским округам Нижегородской области в 2021 г. в отношении Тонкинского муниципального района Нижегородской области не предусмотрено. Из областного бюджета на 2022 г. предусмотрено предоставление бюджетных ассигнований на создание (обустройство) контейнерных площадок в сумме 1111500 руб., на 2023 г. – 1566100 руб., на 2024 г. – 128700 руб. В местном бюджете на 2022 г. заложено ассигнований на сумму 58500 руб., на 2023 г. – 81900 руб., на 2024 г. – 128700 руб. Также указано о том, что в настоящее время на территории Тонкинского района Нижегородской области создано 25 контейнерных площадок.

Определением Тонкинского районного суда Нижегородской области от 13 января 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением Нижегородского областного суда от 29 марта 2022 г., в удовлетворении заявления администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано.

В кассационной жалобе администрация Тонкинского муниципального района Нижегородской области ставит вопрос об отмене определения Тонкинского районного суда Нижегородской области от 13 января 2022 г. и апелляционного определения Нижегородского областного суда от 29 марта 2022 г.

Кассационная жалоба в порядке ч. 10 ст. 397.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.

В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судебными инстанциями при разрешении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда допущены не были.

Заявление администрация Тонкинского муниципального района Нижегородской области о предоставлении исполнения решения Тонкинского районного суда Нижегородской области от 18 ноября 2019 г. обосновано отсутствием в муниципальном бюджете собственных средств, необходимых для исполнения решения суда и необходимостью привлечения средств областного бюджета.

Как следует из материалов дела, а именно копии письма Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 3 марта 2021 г., рассмотрены обращения администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области от 19 февраля 2021 г. о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Тонкинского муниципального района в 2021 г. на создание (обустройство) 91 контейнерной площадки в сумме 3000000 руб. и на приобретение 112 контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов в сумме 1500000 руб. По результатам рассмотрения сообщено о том, что Законом Нижегородской области от 21 декабря 2020 г. № 155 «Об областном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 г.» субсидии на создание (обустройство) контейнерных площадок муниципальным районам и городским округам Нижегородской области в 2021 г. не предусмотрены. Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области в адрес Губернатора Нижегородской области направлено письмо о необходимости дополнительного финансирования по мероприятиям, в том числе по созданию (обустройству) контейнерных площадок и на приобретение контейнеров и (или) бункеров, в рамках реализации государственной программы «Охрана окружающей среды».

Из содержания выписки из решения Земского собрания «О районном бюджете на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 г.», бюджетной росписи районного бюджета Тонкинского муниципального района № 66 от 9 декабря 2021 г. на создание (обустройство) контейнерных площадок из областного бюджета предусмотрена субсидия на 2022 г. – 1111500 руб., на 2023 г. – 1566100 руб., на 2024 г. – 2445300 руб. Софинансирование к субсидии на создание (обустройство) контейнерных площадок из районного бюджета составит – в 2022 г. – 58500 руб., в 2023 г. – 81900 руб. 2024 г. – 128700 руб.

Отказывая в удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что отсутствие финансирование из областного бюджета в 2020-2021 г. на создание (обустройство) контейнерных площадок не свидетельствует о неисполнимости решения суда от 18 ноября 2019 г.

Судом первой инстанции указано на то обстоятельство, что прошедший с момента вступления в законную силу решения период времени (2 года) является достаточным для исполнения судебного акта. Также обращено внимание на то, что срок исполнения решения был установлен судом с учетом необходимости планирования финансирования его исполнения. Однако действия, направленные на исполнение решение суда, были предприняты заявителем лишь в 2021 г.

Судом первой и апелляционной инстанции, указано на непредставление заявителем доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда, о наличии исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда.

Рассматривая дело в кассационном порядке, суд с изложенными выводами судебных инстанций соглашается, находит их мотивированными, соответствующими обстоятельствам дела.

Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения и подлежат неукоснительному исполнению.

В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

Из содержания положений статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 18 апреля 2006 года № 104-О, основания для отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статьей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

Таким образом, по смыслу указанных положений и разъяснений основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу и ч. ч. 1, 3 ст. 55 Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Диспозитивное право суда на предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления реализуется лишь в исключительных случаях, при наличии бесспорных и безусловных оснований для отсрочки или рассрочки исполнения. Именно в этом случае реализуется важнейший принцип эффективного судопроизводства, закрепленный в статье 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и предполагающий, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

Принимая во внимание, что администрацией Тонкинского муниципального района Нижегородской области доказательств, подтверждающих невозможность исполнения судебного решения, не представлено, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда.

Доводы жалобы об отсутствии возможности исполнить решение суда в ввиду отсутствия финансирования из областного бюджета, не являются основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного акта и не могут быть признаны исключительными обстоятельствами, которые делают невозможным своевременное исполнение решение суда, так как не будет отвечать требованиям справедливости, и приведет к неоправданному затягиванию реального исполнения судебного постановления, нарушению прав неопределенного круга лиц в защиту, которых обратился прокурор, способствовать исполнению задач гражданского судопроизводства, закрепленных в статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы являлись предметом проверки суда апелляционной инстанций, не нашли своего подтверждения и были обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в обжалуемом судебном акте.

Предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.5, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

определение Тонкинского районного суда Нижегородской области от 13 января 2022 г. и апелляционное определение Нижегородского областного суда от 29 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области – без удовлетворения.