ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 13-357/2022 от 29.06.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

СудьяОборин Л.Г.

Дело № 33 – 6424/2022 (№ 13-357/2022)

УИД: 59RS0027-01-2014-004065-98

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Воронина Е.И.

при ведении протокола помощником судьи Леоновой О.Г.,

рассмотрев 29 июня 2022 года в апелляционной инстанции в г.Перми дело по частной жалобе ФИО1 на определение Кунгурского городского суда Пермского края от 25 апреля 2022 года, которым постановлено:

«заменить взыскателя Управление развития инфраструктуры Кунгурского муниципального района на правопреемника Управления перспективного развития территории администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края по гражданскому делу № **/2015».

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции,

У С Т А Н О В И Л:

Управление перспективного развития территории администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края обратилось в суд с заявлением о замене взыскателя Управление развития инфраструктуры Кунгурского муниципального района его правопреемником Управлением перспективного развития территории администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края по гражданскому делу №**/2015.

В обоснование заявленных требований представитель заявителя указал, что 12.02.2015 решением Кунгурского городского суда Пермского края с ФИО1 в бюджет Кунгурского муниципального района Пермского края взыскано 510 531 руб., в том числе для перечисления в федеральный бюджет 218 799 руб., в бюджет Пермского края 218 799 руб. 22.12.2021 вступил в силу Закон Пермского края от 09.12.2020 № 601-ПК «Об объединении всех поселений, входящих в состав Кунгурского муниципального района с городом Kунгуром». Решением Земского Собрания Кунгурского муниципального района от 26.03.2021 № 261 принято решение о ликвидации Управления развития инфраструктуры Кунгурского муниципального района как юридического лица. Правопреемником Управления развития инфраструктуры Кунгурского муниципального района является Управление перспективного развития территории администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края.

Судом постановлено приведенное выше определение, об отмене которого просит в частной жалобе ФИО1, указывая на его незаконность, необоснованность. Считает, что Управле­нием перспективного развития территории администрации Кунгурского муни­ципального округа Пермского края не представлено доказательств, что данное юридическое лицо является правопреемником Управления развития инфра­структуры Кунгурского муниципального района. Нормативно-правового акта, предусматривающего правопреемство, суду не представлено. Кроме того, обращает внимание суда та то, что в момент разрешения судом вопроса о правопреемстве, Управление развития инфра­структуры Кунгурского муниципального района являлось действующим юридическим лицом, ликвидация не была завершена.

В силу ч.ч.3, 4 ст.333 ГПК РФ частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, судьей единолично.

Изучив материалы дела, проверив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.

В силу части 4 статьи 49 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.

Пунктом 1 части 2 статьи 52 указанного федерального закона установлено, что судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом.

Как следует из материалов дела решением Кунгурского городского суда Пермского края от 12.02.2015 года по гражданскому делу № **/2015 по иску Управления развития инфраструктуры Кунгурского муниципального района к ФИО1 о взыскании денежных средств в бюджет взысканы с ФИО1 в бюджет Кунгурского муниципального района Пермского края 510 531 руб., в том числе для перечисления в федеральный бюджет 218 799 руб., в бюджет Пермского края 218 799 руб. Взысканы с ФИО1 в доход муниципального образования город Кунгур государственная пошлина в размере 8 305,31 руб.

Решение суда вступило в законную силу 13.05.2015, выдан исполнительный лист, на основании которого судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство.

Согласно ч. 10 ст. 85 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований, в том числе, являются объединение, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 13 данного Закона).

Согласно ст. 3 Закона Пермского края от 09.12.2020 № 601-ПК «Об объединении всех поселений, входящих в состав Кунгурского муниципального района с городом Kунгуром» органы местного самоуправления Кунгурского муниципального округа Пермского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день образования Кунгурского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Решением Земского Собрания Кунгурского муниципального района от 26.03.2021 № 261 принято решение о ликвидации Управления развития инфраструктуры Кунгурского муниципального района, как юридического лица (л.д. 16-18).

Согласно абз.2 п. 3 ст. 4 Закона № 601-ПК от 09.12.2020, администрация города Кунгура с 01.04.2021 приступает к исполнению полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии со статьей 16 Федераль­ного закона № 131-ФЗ на территории Кунгурского муниципального округа Пермского края. С этого дня прекращаются полномочия администраций сельских поселений, Кунгурского муниципаль­ного района.

С 01.04.2021 полномочия, связанные с исполнением бюджетов сельских поселений, Кунгурского муниципального района, города Кунгура на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, осуществляет администрация города Кунгура.

Компетенция администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края определена Уставом Кунгурского муниципального округа Пермского края, утвержденным решением Думы Кунгурского муниципального округа Пермского края от 15.06.2021 № 76 согласно п. 6 ст.3 которого к вопросам местного значения муниципального округа относится в том числе, обеспечение проживающих в муниципального округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

К компетенции Управления развития территории, согласно пункту 3.2 раздела III Положения об Управлении перспективного развития территории ад­министрации Кунгурского муниципального округа, утвержденного решением Кунгурской городской Думы Пермского края от 25.02.2021 №412, относятся функции по реализации мероприятий по улучшению жилищных условий моло­дых и многодетных семей, граждан, проживающих и осуществляющих трудовую деятельность на территории сельской местности Кунгурского муниципального округа Пермского края.

Согласно пункту 1.1. раздела I Положения об Управлении перспективного развития территории администрации Кунгурского муниципального округа, утвержденного решением Кунгурской городской Думы Пермского края от 25.02.2021 № 412, Управление перспективного развития территории администрации города Кунгура Пермского края является отраслевым (функциональным) органом администрации города Кунгура Пермского края.

Управление развития инфраструктуры Кунгурского муниципального района, так же являлось отраслевым (функциональным) органом администрации Кунгурского муниципального района, следовательно полномочия, связанные с ис­полнением бюджета администрации Кунгурского муниципального района в ча­сти улучшения жилищных условий молодых и многодетных семей, граждан проживающих и осуществляющих «трудовую» деятельность на территории сельской местности Кунгурского муниципального округа Пермского края перешло к вновь созданному Управлению развития территории.

Разрешая требования заявителя о процессуальном правопреемстве, суд первой инстанции приняв во внимание Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон Пермского края от 09.12.2020 № 601-ПК «Об объединении всех поселений, входящих в состав Кунгурского муниципального района с городом Kунгуром», устав Кунгурского муниципального округа Пермского края, Положения об Управлении перспективного развития территории администрации Кунгурского муниципального округа, пришел к правильному выводу о том, что Управление перспективного развития территории администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края является правопреемником Управления развития инфраструктуры Кунгурского муниципального района в связи с чем, произвел замену стороны по делу ее правопреемником.

Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они обоснованы, соответствуют нормам материального и процессуального права, и не противоречат имеющимся материалам дела.

Доводы частной жалобы ФИО1 основаны на неправильном понимании ею положений закона, регламентирующих преобразование муниципальных образований, а также нормативно-правовых актов, регламентирующих ликвидацию Управления развития инфраструктуры Кунгурского муниципального района, учреждение Управления перспективного развития территории администрации Кунгурского муниципального округа и правопреемство между ними.

Вопреки доводам жалобы процессуальное правопреемство между сторонами может быть установлено не только договором об уступке права требования, но и иными нормативными актами в случае ликвидации взыскателя.

Довод жалобы о том, что на момент рассмотрения судом вопроса о правопреемстве стадия ликвидации Управления развития инфраструктуры Кунгурского муниципального района не была завершена, на законность вынесенного судебного акта повлиять не может, так как сведения о прекращении деятельности юридического лица включены в ЕГРЮЛ 26.05.2022.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного вопроса, судом не допущено, основания к отмене определения отсутствуют.

Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

определил:

Определение Кунгурского городского суда Пермского края от 25 апреля 2022 года оставить без изменения, частную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья подпись