ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 13А-186/19 от 26.03.2020 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Шлеверда Н.М.

Дело № 13а-186/2019 (№ 33а-199/2020)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 марта 2020 года г. Биробиджан

Суд Еврейской автономной области в составе

судьи суда ЕАО Папуловой С.А.

рассмотрел частную жалобу главы администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области Ч. на определение Облученского районного суда ЕАО от 24.12.2019 об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда,

У С Т А Н О В И Л:

Вступившим в законную силу решением Облученского районного суда ЕАО от 21.12.2016 на администрацию муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО (далее - администрация Кульдурского городского поселения, администрация городского поселения) возложена обязанность в срок до 31.05.2017 обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящимися в муниципальной собственности Кульдурского городского поселения, путём заключения концессионного соглашения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

27.01.2017 на принудительное исполнение решения судом выдан исполнительный лист ФС № <...>.

17.12.2019 администрация Кульдурского городского поселения обратилась в Облученский районный суд ЕАО с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 20.06.2020, указав, что в 2017 году между администрацией Кульдурского городского поселения и ООО <...> заключён договор на разработку схем теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения, который расторгнут в связи с неисполнением сторонами обязательств по договору.

25.11.2019 между администрацией Кульдурского городского поселения и ООО <...> заключены договоры на разработку схем водоснабжения и водоотведения; на оказание услуг по разработке технического задания для разработки инвестиционной программы в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Срок исполнения работ (услуг) в соответствии с условиями договора - 01.03.2020.

После получения технического обследования систем водоотведения, водоснабжения, будет проводиться подготовка конкурсной документации. Техническое обследование систем водоснабжения, водоотведения с решением о намерении проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения объектов жилищно-коммунального комплекса будет направлено в орган регулирования тарифов ЕАО для получения значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера.

Кроме того, требуется согласование проекта концессионного соглашения в рамках взаимодействия с органами исполнительной власти. Процедура от подготовки проекта конкурсной документации до согласования проекта концессионного соглашения занимает практически год. Фактически исполнить решение суда будет возможно до 30.06.2020, когда проекты конкурсной документации и концессионного соглашения пройдут все этапы регулирования и согласования.

Определением Облученского районного суда ЕАО от 24.12.2019 заявителю отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

В частной жалобе глава администрации Кульдурского городского поселения Ч. просит определение Облученского районного суда ЕАО от 24.12.2019 отменить.

Мотивируя жалобу, указала, что вынося оспариваемое определение, суд не учёл, что имеются обстоятельства, затрудняющие исполнение решения суда, а именно, отсутствие первичных документов, необходимых для заключения концессионного соглашения (техническое обследование систем водоотведения, водоснабжения, которое будет изготовлено не ранее 01.03.2020).

В 2018 году в администрации городского поселения сменился руководитель, который не может отвечать за бездействие прежнего главы.

Кроме того, законодательством не определена кратность обращения в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) частная жалоба рассмотрена в апелляционном порядке без проведения судебного заседания судьёй единолично.

Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда, суд пришёл к выводу о том, что администрацией городского поселения доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения и являющихся основанием для его отсрочки, не представлено.

Указанный вывод является верным, соответствующим требованиям норм процессуального права, по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Частью 1 статьи 358 КАС РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Аналогичные положения содержатся в статье 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Перечень оснований предоставления отсрочки исполнения решения суда законом не предусмотрен, установлен лишь критерий определения таких оснований - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления, а вопрос об их наличии либо отсутствии разрешается судом с учётом всех заслуживающих внимания обстоятельств.

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учётом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжёлое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

В силу вышеперечисленных норм основания для рассрочки и отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, сохраняя при этом соразмерность и обеспечение баланса прав и законных интересов всех участников исполнительного производства.

Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, должником решение суда в срок до 31.05.2017 исполнено не было.

Неоднократно определениями Облученского районного суда ЕАО от 01.06.2017, 05.03.2019 администрации Кульдурского городского поселения последовательно предоставлялась отсрочка его исполнения до 01.09.2017, 01.09.2019.

При этом отсрочка в указанных выше определениях предоставлялась в связи с необходимостью подготовки технической документации, обследования систем водоотведения, водоснабжения, теплоснабжения, а также разработкой схем водоотведения, водоснабжения, теплоснабжения в соответствии с законодательством РФ; подготовки конкурсной документации; направления результатов технического обследования и решения о намерении проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в орган регулирования тарифов ЕАО для получения значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера и с целью согласования метода регулирования тарифов; согласования проекта концессионного соглашения в рамках взаимодействия с органами исполнительной власти субъекта РФ.

Такие же основания указаны и в настоящем заявлении, а также предоставлены договор на разработку схем водоснабжения и водоотведения Кульдурского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО от 25.11.2019 <...>, заключённый между администрацией Кульдурского городского поселения и ООО <...>, и договор на оказание услуг по разработке технического задания для разработки инвестиционной программы в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Кульдурского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО от 25.11.2019 <...>, заключённый между администрацией Кульдурского городского поселения и ООО <...>.

Как верно отметил суд первой инстанции, в заявлении не указано и не подтверждено документально, какие действия были совершены должником после предоставления отсрочки исполнения решения суда до 01.09.2019. При этом судья правильно указала, что предоставление отсрочки исполнения решения суда в конкретном случае не соответствует правовым принципам, ставит в неравное положение участников рассматриваемых правоотношений и не обеспечивает баланс интересов должника и взыскателя.

Ссылка в частной жалобе на отсутствие первичных документов, необходимых для заключения концессионного соглашения (техническое обследование систем водоотведения, водоснабжения, которое будет изготовлено не ранее 01.03.2020), не является обстоятельством, носящим исключительный характер, дающим основания в очередной раз отсрочить исполнение решение суда, поскольку дальнейшее неисполнение решения суда по указанным должником основаниям повлечёт необоснованное затягивание исполнения вступившего в законную силу решения суда и будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства, требованиям о необходимости соблюдения требований об исполнении судебных решений в разумные сроки.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что предоставление отсрочки или рассрочки исполнения решения является правом, а не обязанностью суда. При рассмотрении требований об отсрочке исполнения решения бремя доказывания исключительности обстоятельств, являющихся основанием для её предоставления, лежит на заявителе.

Возможность исполнения решения суда по истечении срока, указанного в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, то есть до 20.06.2020, заявителем также не подтверждена.

Иные доводы жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции, и не влияют на правильность и обоснованность определения суда.

Нарушений норм процессуального права, которые могут быть основанием к отмене определения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд апелляционной инстанции

О П Р Е Д Е Л И Л:

Определение Облученского суда ЕАО от 24.12.2019 оставить без изменения, частную жалобу главы администрации муниципального образования «Кульдурское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области Ч. - без удовлетворения.

Судья суда ЕАО С.А. Папулова