ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 172/19 от 08.10.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 172/2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г. Хабаровск 8 октября 2019 года

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Романовой И.А.,

при секретаре Наседкиной А.О.,

с участием прокурора Доськовой Т.Ю.,

представителя общества с ограниченной ответственностью «Азия лес» ФИО1, представителя Правительства Хабаровского края ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Азия лес» к Правительству Хабаровского края о признании недействующим распоряжения Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2010 года № 800-рп « Об арендной плате по договорам аренды лесных участков»,

УСТАНОВИЛ:

30 декабря 2010 года Правительством Хабаровского края принято распоряжение № 800-рп «Об арендной плате по договорам лесных участков» (далее – распоряжение № 800-рп).

Согласно распоряжению № 800-рп, в целях стимулирования развития деревопереработки в Хабаровском крае на заместителя Председателя Правительства края - министра природных ресурсов края ФИО3 возложена обязанность заключить от имени Правительства края с предприятиями, реализующими и участвующими в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Хабаровского края, по соглашению сторон дополнительные соглашения к договорам аренды лесных участков об изменении на период окупаемости инвестиционных проектов в области освоения лесов арендной платы, зачисляемой в краевой бюджет, установив ее с 1 января 2010 г. в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, в размере 25 процентов от минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

ООО «Азия лес» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим распоряжения № 800-рп как противоречащего действующему федеральному законодательству.

В обоснование заявленного требования Общество указало следующее.

ООО «Азия лес» является субъектом отношений, регулируемых указанным нормативным правовым актом, поскольку между ООО «Азия лес» и Правительством Хабаровского края заключен договор № 1469/2012 аренды лесного участка от 20.12.2012. Кроме того, ООО «Азия лес» на территории Хабаровского края реализует приоритетный инвестиционный проект «Организация производства строганных и профилированных пиломатериалов», в связи с реализацией которого, на основании п.1.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», в отношении арендатора, на период окупаемости инвестиционного проекта действует минимальный размер арендной платы, зачисляемой в федеральный бюджет, с применением коэффициента 0, 5.

Вместе с тем, в договор аренды включено положение, согласно которому административный истец как арендатор, обязуется ежемесячно вносить в краевой бюджет на основании оспариваемого распоряжения № 800-рп плату с учетом применения коэффициента 0,25 в период заявленного срока окупаемости инвестиционного проекта на коэффициент 0,5, а также по истечении срока окупаемости инвестиционного проекта, и до окончания срока действия договора.

Общество считает распоряжение № 800-рп нарушающим права административного истца, увеличивающим размер арендной платы на повышающий коэффициент 25% к арендной плате, установленный актом, принятым органом государственной власти субъекта Российской Федерации, создающим также угрозу нарушения прав административного истца как участника инвестпроекта, исходя из обязательности его исполнения. Нормативно-правовой акт противоречит части 3, 4 ст.73 Лесного кодекса РФ, п.1.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310, поскольку определение арендной платы за лесные участки, находящиеся в федеральной собственности, отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, а именно Правительства Российской Федерации. В полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации установление повышающего коэффициента к ставке арендных платежей, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, не отнесено.

В судебном заседании представитель Правительства Хабаровского края просил прекратить производство по делу по тем основаниям, что оспариваемое распоряжение является актом государственного органа, в котором закреплено полномочие должностного лица на совершение сделки, арендная плата в бюджет края является договорной, определяемой по соглашению сторон в соответствии с гражданским законодательством, а нормы федеральных нормативных правовых актов, касающихся установления льготных ставок, к формированию краевой части арендной платы не применимы.

Представитель ООО «Азия лес» возражал против прекращения производства по делу, указывая на то, что оспариваемое распоряжение является нормативно-правовым актом, поскольку содержит обязательные для исполнения предписания - распространяется на все организации, реализующие и участвующие в реализации приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов на территории Хабаровского края, устанавливает повышающий коэффициент в размере 25% в договорах аренды лесных участков, подлежащий включению в договоры в обязательном порядке.

Заслушав участников процесса, прокурора, полагавшего, что производство по делу подлежит прекращению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Использование лесов в Российской Федерации является платным (ст.94 Лесного кодекса РФ).

В силу ч.4 ст.71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

Как следует из статьи 73 Лесного кодекса РФ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи (часть 1).

Из части 4 статьи 73 Лесного кодекса РФ следует, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов для федеральной собственности установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление N 310).

Следовательно, минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными ст.73 Лесного кодекса РФ, устанавливается с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, определенной в постановлении № 310.

Согласно ч.1 ст.22 Лесного кодекса РФ, инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".

Пунктом 2 части 2 статьи 11 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусмотрено прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Исходя из вышеуказанных положений, минимальный размер арендной платы, зачисляемой в федеральный бюджет, по договорам аренды лесных участков для организаций, участвующих в реализации инвестиционного проекта, устанавливается с применением ставок, определенных в постановлении № 310.

Поскольку лесной участок находится в федеральной собственности, арендатор обязан уплачивать арендную плату в федеральный бюджет (ст.41,42, 51 Бюджетного кодекса РФ).

Вместе с тем, на основании подпункта 8 пункта 5.1 статьи 16 Закона Хабаровского края от 27.11.2001 № 349 «О Правительстве Хабаровского края» Правительство Хабаровского края в соответствии с действующим законодательством реализует свои полномочия в области лесных отношений.

В соответствии со ст.17 Закона Хабаровского края от 27.11.2001 № 349 «О Правительстве Хабаровского края» Правительство края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава края и краевых законов издает постановления и распоряжения.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства края. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства края.

Согласно подпункту «а» подпункта 2 части 2 главы 2 Регламента Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 20.07.2006 № 117-пр, Правительство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава края и законов края издает распоряжения Правительства - правовые акты индивидуального характера, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц, реализующие правовые нормы в связи с конкретным делом или событием, в том числе по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства.

Правительством Хабаровского края, в соответствии со ст.17 Закона Хабаровского края от 27.11.2001 № 349 «О Правительстве Хабаровского края», принято распоряжение № 800-рп об арендной плате по договорам аренды лесных участков.

Этим распоряжением поручено заместителю председателя Правительства края – министру природных ресурсов края заключить от имени Правительства края с предприятиями, реализующими и участвующими в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Хабаровского края, по соглашению сторон дополнительные соглашения к договорам аренды лесных участков об изменении на период окупаемости инвестиционных проектов в области освоения лесов арендной платы, зачисляемой в краевой бюджет (п.1 распоряжения); Управлению лесами Правительства края поручено обеспечить подготовку дополнительных соглашений, указанных в пункте 1 распоряжения (п.2 распоряжения).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 50) указал, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом. Судам, при разрешении данных дел следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации). В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы.

Оспариваемое распоряжение указанным критериям не соответствует, обязательные правовые нормы для неопределённого круга лиц не устанавливает, следовательно, не относится к числу нормативных правовых актов, оспариваемых в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Содержание оспариваемого распоряжения № 800-рп свидетельствует о том, что распоряжение является ненормативным актом государственного органа, содержащим правомочие лица, выступая от имени Правительства Хабаровского края, на совершение сделки на конкретных условиях, и, в этой связи, правомочие на согласование размера арендной платы с арендатором при заключении договора аренды лесного участка.

В распоряжении прямо оговорено, что арендная плата устанавливается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержащие соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Цена относится к существенным условиям договора аренды (ст.424 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (п.1 ст.614 ГК РФ).

Согласно п.1 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемы уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Диспозитивный порядок определения размера арендной платы, за исключением специально установленных законом случаев, с возможностью изменения размера арендной платы по соглашению сторон, но не чаще одного раза в год (п.3 ст.614 Гражданского кодекса Российской Федерации), соответствует принципу свободы договора (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, ООО «Азия лес» реализует приоритетный инвестиционный проект «Организация производства строганных и профилированных пиломатериалов» в пос. Березовый Солнечного района Хабаровского края.

Для реализации Инвестиционного проекта ООО «Азия лес» предоставлен лесной участок на основании договора аренды лесного участка № 1469/2012 от 23.11.2012, заключенного Правительством Хабаровского края (арендодатель) и ООО «Азия Лес» (арендатор).

Согласно указанному договору арендодатель предоставил в аренду лесной участок арендатору на реализацию инвестиционного проекта в области освоения лесов «Организация производства строганных и профилированных пиломатериалов в пос.Березовый Солнечного муниципального района Хабаровского края» из состава земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности.

Арендная плата по договору составляет: с момента его заключения до окончания заявленного срока окупаемости инвестиционного проекта в области освоения лесов « Организация производства строганных и профилированных пиломатериалов» в пос.Березовый Солнечного муниципального района Хабаровского края – 1734572, 10 руб. в год; по истечении срока окупаемости инвестиционного проекта до окончания срока действия договора – 3469144, 20 руб. ( п.5 договора аренды).

Пунктом 7 договора определено, что по соглашению сторон размер арендной платы, зачисляемый в краевой бюджет, устанавливается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и распоряжением Правительства Хабаровского края от 30.12.2010 № 800-рп, с учетом применения коэффициента 0,25 в период заявленного срока окупаемости инвестиционного проекта и коэффициента 0, 5 по истечении срока окупаемости инвестиционного проекта до окончания срока действия договора, к минимальному размеру арендной платы, исчисляемой в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанный коэффициент может быть изменен по соглашению сторон, но не чаще одного раза в год. Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (за единицу площади лесного участка), устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, исходя из условий договора № 1469/2012, арендная плата состоит из двух частей: зачисляемой в федеральный бюджет и зачисляемой в краевой бюджет.

Арендная плата за лесные участки, находящиеся в федеральной собственности, относится к неналоговым доходам, зачисляемым в бюджет Хабаровского края ( ст.41, 57 Бюджетного кодекса РФ).

При этом размер арендной платы, поступающей в бюджет Хабаровского края, установлен соглашением сторон, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, на основании части 3,4 статьи 71 Лесного кодекса РФ, предусматривающей, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.

В этой связи, оспариваемое распоряжение, принятое в рамках полномочий Правительства края, содержит положение о размере арендной платы, уплачиваемой в краевой бюджет, которое не является обязательным для исполнения, поскольку только указывает на возможность по соглашению сторон включить в договоры аренды лесных участков арендную плату, зачисляемую в краевой бюджет, т.е. устанавливается исключительно в гражданско-правовом порядке, исходя из волеизъявления сторон договора аренды.

Вопреки утверждению административного истца, распоряжение, в котором закреплено полномочие должностного лица на совершение сделки, не содержит для предприятий, реализующих инвестиционные проекты в области освоения лесов, каких-либо властно-распорядительных предписаний, в том числе обязательного включения в договоры аренды лесных участков условий об установлении платы, зачисляемой в краевой бюджет, в размере 25 % от минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации; не является актом, утверждающим типовые, примерные предложения договора аренды лесного участка, содержащим правовые нормы; не устанавливает общеобязательных для включения в договор аренды лесного участка условий, в том числе и в части размера арендной платы, зачисляемой в краевой бюджет; права ООО «Азия лес» не затрагивает, поскольку арендная плата, зачисляемая в бюджет Хабаровского края за лесной участок, предоставленный Обществу для реализации инвестиционного проекта, вопреки утверждениям представителя административного истца, установлена не распоряжением № 800-рп, а договором аренды, по соглашению сторон и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Анализируя договор аренды № 1469/2012 лесного участка, а также договоры аренды, заключенные с иными арендаторами лесных участков, представленные в суд Правительством края, суд приходит к выводу о том, что арендная плата, зачисляемая в краевой бюджет, установлена по соглашению сторон договора.

В этой связи, содержание оспариваемого распоряжения № 800-рп свидетельствует о том, что оно не обладает признаками, характеризующими его как нормативный правовой акт, поскольку не устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, которые подлежат неоднократному применению; не направлено на урегулирование правоотношений в области арендной платы по договорам аренды лесных участков. Поэтому позиция административного истца о том, что оспариваемое распоряжение является нормативным правовым актом, признается судом несостоятельной.

Обращаясь с административным иском в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ, административным истцом не принято во внимание, что оспаривание условий договора аренды, в том числе в части размера арендной платы, осуществляется в ином порядке.

Указанный в распоряжении размер арендной платы, зачисляемый в краевой бюджет (25 процентов от минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии со ст.73 Лесного кодекса Российской Федерации), не свидетельствует об обязательности ее установления, поскольку распоряжением предусмотрено установление размера платы в краевой бюджет по соглашению сторон и в порядке, предусмотренном Гражданским кодеком Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из гарантии права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).

По существу ООО «Азия лес», оспаривая распоряжение 800-рп в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ, фактически не соглашается с размером арендной платы, определенной договором аренды лесного участка № 1469/2012, уплаченной либо подлежащей уплате в бюджет Хабаровского края, в то время как материально-правовые притязания, если таковые имеются у Общества, связанные с оспариванием условий договора аренды, не могут быть рассмотрены в порядке оспаривания нормативных правовых актов полностью или в части. В этой связи, административный истец, обращаясь с настоящим административным иском, ошибочно полагает, что признание распоряжения № 800-рп недействующим приведет к восстановлению прав ООО «Азия лес», в то время как арендная плата, зачисляемая в краевой бюджет, установлена договором аренды лесного участка, условия которого не могут быть изменены в случае признания распоряжения № 800-рп недействующим, поскольку оспаривание условий договора между юридическим лицом и государственным органом не может быть преодолено предъявлением административного иска в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ, исходя из наличия гражданско-правового спора.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Исходя из взаимосвязанных положений пункта 1 части 1 и части 3 статьи 194, пункта 5 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку судом установлено, что оспариваемое распоряжение не является нормативным правовым актом, подлежащим оспариванию в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ, распоряжением не нарушаются либо иным образом не затрагиваются права ООО «Азия лес», производство по делу подлежит прекращению.

Руководствуясь пунктом 1 части 1, частью 3 статьи 194, пунктом 5 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства РФ, статьями 198, 199 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Азия лес» к Правительству Хабаровского края о признании недействующим распоряжения Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2010 года № 800-рп «Об арендной плате по договорам аренды лесных участков», прекратить.

Определение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение пятнадцати дней со дня его вынесения, путем подачи частной жалобы через Хабаровский краевой суд.

Судья Хабаровского краевого суда И.А.Романова