Верховный суд Республики Дагестан Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный суд Республики Дагестан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Корголоев С.М.
Дело № 1964/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Сидоренко М.И.
судей Магамедова Ш.М. и Магомедовой А.М.
при секретаре Гаджиалиеве И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкале 27 июня 2012 года апелляционную жалобу председателя муниципальной избирательной комиссии сельского поселения « Сельсовет Красноармейский» ФИО2 на решение Кизлярского районного суда РД от 08 июня 2012 года. которым постановлено: « Признать решение муниципальной избирательной комиссии № 3 Кизлярского района от 24 мая 2012 года об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом на должность главы администрации сельского поселения
« Сельсовет Красноармейский» незаконным.
Удовлетворить заявление ФИО3 и признать необоснованным отказ муниципальной избирательной комиссии № 3 Кизлярского района в регистрации его кандидатом на главу администрации поселения « Сельсовет Красноармейский».
Обязать муниципальную избирательную комиссию принять у ФИО3 сведения о доходах и имуществе, зарегистрировать его кандидатом на должность главы администрации сельского поселения
« Сельсовет Красноармейский» Кизлярского района».
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Сидоренко М.И., объяснение адвоката Абдуллаевой П.А. ( ордер № от 27.06.2012 г.) в защиту интересов муниципальной избирательной комиссии № сельского поселения « Сельсовет Красноармейский» Кизлярского района», просившей решение суда отменить и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований ФИО3, объяснение адвоката Гаджиева Р.Ш. ( ордер № от 27.06.2012 г.) в защиту интересов ФИО3 и самого ФИО3, просивших решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Исмаиловой С.М. полагавшей решение суда подлежащим отмене и постановлении нового решения, об отказе в удовлетворении заявленных требований ФИО3, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
На 1 июля 2012 года назначены выборы главы администрации сельского поселения « Сельсовет Красноармейский» Кизлярского района.
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения муниципальной избирательной комиссии
№ от 24 мая 2012 года об отказе в регистрации его кандидатом на должность главы администрации сельского поселения « Сельсовет Красноармейский», возложении обязанности на муниципальную комиссию принять у него сведения о доходах и имуществе, зарегистрировать его кандидатом на должность главы администрации сельского поселения
« Сельсовет Красноармейский» Кизлярского района.
В обоснование заявленных требований ФИО3 сослался на то, что решением МИК сельского поселения « Сельсовет Красноармейский» от 24 мая 2012 года ему отказано в регистрации кандидатом на должность главы администрации сельского поселения « Сельсовет Красноармейский» по тем основаниям, что он не сообщил о себе все данные ( дата и место рождения, дату выдачи паспорта, не сообщил сведения о размерах и источниках доходов, имуществе и о вкладах в банке, не представил список и нотариально заверенные сведения о лицах, занимающихся сбором подписей, не представил протокол подсчета и итогах сбора подписей избирателей.
По мнению ФИО3 нормы п.9 ст.43 Закона Республики Дагестан от 06 июля 2009 года № « О муниципальных выборах в Республике Дагестан» на него не распространяется как на кандидата, поскольку сбор подписей он осуществлял сам.
Им не были представлены сведения о доходах и имуществе, в частности о том, что за ним зарегистрировано домовладение в РД, так как он полагал, что в администрации сельского поселения « Сельсовет Красноармейский» такие сведения имеются.
Однако в нарушение п.2 ст. 44 Закона РД от 06 июля 2009 г. № избирательная комиссия, на которой рассматривался вопрос о регистрации кандидата, не известила его о недостатках по оформлению документов.
В соответствии с указанной нормой не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на которой должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащиеся сведения о нем, а также иные документы ( за исключением подписных листов с подписями избирателей), в целях приведения указанных документов в соответствии с требованиями настоящего Закона.
В нарушение его прав он не был извещен о необходимости представить сведения о доходах и имуществе.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе председатель муниципальной комиссии сельского поселения « Сельсовет Красноармейский» ФИО2 просит отменить решение суда и принять по делу новое решение.
Суд неправильно применил нормы материального права, п.2 ст.44 Закона « О муниципальных выборах в Республике Дагестан».
В соответствии с п.4 ст.44 Закона РД « О муниципальных выборах в Республике Дагестан» для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования необходимо представить в соответствующую избирательную комиссию все документы, предусмотренные законом для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования, а именно протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и корреспондирующей с ней нормой- подпунктом 3 пункта 26 статьи 44 Закона РД « О муниципальных выборах в Республике Дагестан» основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и ( или) регистрации кандидата.
Избирательная комиссия установив, что среди представленных документов ФИО4 не представил протокол об итогах сбора подписей и другие документы, обоснованно отказала в регистрации в связи с отсутствием документа среди документов, необходимых для регистрации.
Ссылка суда первой инстанции на то, что в нарушение п.2 ст.44 Закона « О муниципальных выборах в Республике Дагестан» при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдение требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая избирательны комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на которой должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата извещает его об этом кандидата, необоснована.
Согласно п.1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ
( редакции от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011 ) « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
В п.1 Разъяснения порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «б.1», «б.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», утвержденного Постановлением ЦИК РФ от 23 марта 2007 г. № ( далее Разъяснения ЦИК РФ) указывается, что кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов.
По смыслу п.1.1 ст.38 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ, п.2 ст.44 Закона РД « О муниципальных выборах в Республике Дагестан», вышеуказанных Разъяснений следует, что норма п.2 ст.44 Закона РД « О муниципальных выборах в Республике Дагестан» применяется лишь в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда и принятия по делу нового решения.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Подпунктом 2 части 4 статьи 44 Закона Республики Дагестан от 06.07.2009 г. № ( ред. от 10.10.2011 г.) « О муниципальных выборах в Республике Дагестан» предписано для регистрации кандидата представить в соответствующую избирательную комиссию протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде( если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей).
Решением муниципальной избирательной комиссии сельского поселения « Сельсовет Красноармейский» ФИО3 отказано в регистрации кандидатом на должность главы администрации сельского поселения в связи с непредставлением в избирательную комиссию протокола об итогах сбора подписей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде, а также сведения об имуществе
( зарегистрированного на праве собственности за ФИО3 домовладения, расположенного в РД).
Установив, что ФИО3 не представил указанные документы, необходимые для регистрации кандидата, суд первой инстанции сделал неправильный вывод о необоснованности отказа ФИО3 в регистрации кандидатом со ссылкой на пункт 2 статьи 44 Закона РФ от 06.07.2009 г. №.
Согласно п.2 статьи 44 Закона Республики Дагестан от 06.07.2009 г. № « О муниципальных выборах в Республике Дагестан» при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 2 и 4 статьи 37 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего Закона.
Судом неправильно истолкована данная нормы Закона, которая применяется в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов.
По смыслу приведенных норм избирательная комиссия обязана уведомить кандидата только о неправильном оформлении документов или неполноте представленных им сведений о кандидате, но не обязана уведомлять кандидата о необходимости представить недостающие документы.
Такое толкование норм дано и ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОСТАНОВЛЕНИИ от 23 марта 2007 г. N 203/1272-4 «О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ПУНКТА 1.1, ПОДПУНКТОВ "В.1", "В.2" ПУНКТА 24, ПОДПУНКТОВ "Б.1", "Б.2" ПУНКТА 25, ПОДПУНКТОВ "З", "И" ПУНКТА 26 СТАТЬИ 38 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Как следует из материалов дела, в суде первой инстанции и на заседании судебной коллегии ФИО3 не отрицал, что им не был представлен для регистрации кандидата в избирательную комиссию протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде, а также сведения об имуществе.
Таким образом, выводы суда основаны на неверном толковании правовых норм, примененных в данном деле, что является основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Кизлярского районного суда РД от 8 июня 2012 года отменить, по делу постановить новое решение.
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным решения муниципальной избирательной комиссии № 3 Кизлярского района от 24 мая 2012 года об отказе в регистрации ФИО3 кандидатом на должность главы администрации сельского поселения « Сельсовет Красноармейский» и возложении обязанности на муниципальную избирательную комиссию зарегистрировать ФИО3 кандидатом на должность главы администрации сельского поселения
« Сельсовет Красноармейский» Кизлярского района о т к а з а т ь.
Председательствующий:
Судьи: