ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-04 от 01.03.2010 Унцукульского районного суда (Республика Дагестан)

                                                                                    Унцукульский районный суд Республики Дагестан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Унцукульский районный суд Республики Дагестан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-04/10

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

  01 марта 2010 года с. Мехельта

Судья Гумбетовского районного суда Республики Дагестан Исламханов С. Ж., при секретаре Гамзатовой П. Л., с участием заместителя прокурора Ботлихского района Джабраилова Д. А., заявителя Алидибирова А. А., представителя Собрания депутатов МО «Ботлихский район» Магомеддибирова М. М., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Ботлихского района Магомедсайгидова З. Г., в защиту прав и законных интересов граждан муниципального образования «Ботлихский район» РД к Собранию депутатов МО «Ботлихский район» РД о признании Решения 12 сессии Собрания депутатов МО «Ботлихский район» от 22.01.2009г., «О структуре и штатах администрации МО «Ботлихский район» и перечне его учреждений и предприятий» противоречащим федеральному закону и отмене его и заявителей Алидибирова А. А., Ибрагимгаджиевой П. Т., Сапудинова К. А., Нурмагомедова О. М., Измаиловой З. М., к Собранию депутатов муниципального района о признании Решения 12-й сессии Собрании депутатов муниципального района от 22.01.09г., «О структуре и штатах администрации МО «Ботлихский район» и перечне его учреждений и предприятий» недействующим с момента опубликования от 30.01.09г.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ботлихского района Магомедсайгитов З. Г., в защиту прав и законных интересов граждан муниципального образования «Ботлихский район» РД, заявители Алидибиров А. А.,  Ибрагимгаджиева П. Т., Сапудинов К. А., Нурмагомедов О. М., Измаилова З. М., обратились в суд заявлением к Собранию депутатов МО «Ботлихский район» РД о признании Решения 12 сессии Собрания депутатов МО «Ботлихский район» от 22.01.2009г., «О структуре и штатах администрации МО «Ботлихский район» и перечне его учреждений и предприятий» противоречащим федеральному закону и отмене его, и о признании его недействующим с момента опубликования от 30.01.09г.

В обосновании своего заявления прокурор Ботлихского района указал, что Решением 12 сессии Собрания депутатов МО «Ботлихский район» от 12.01.2009 г., Постановление второй сессии собрания депутатов МО «Ботлихский район от 10.04.2007 года признан утратившим силу.

Постановлением 2 сессии Собрания депутатов МО «Ботлихский район» от 10.04.2007 г., ликвидированы 6 организаций и еще несколько организаций преобразованы, и вновь принятым решением, не восстановлены положения, работников существовавшего до нарушения прав, тем самым нарушены права и свободы работников этих организаций и интересы неопределенного круга лиц.

Таким образом, решение 12 сессии Собрания депутатов МО «Ботлихский район» от 22.01.2009г., признавшего нормативно-правовой акт от 10.04.2007г., утратившим силу, противоречит требованиям Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу МО «Ботлихский район» и Гражданского кодекса РФ.

В обоснование своего заявления Алидибиров А. А., Ибрагимгаджиева П. Т., Сапудинов К. А., Нурмагомедов О. М., Измаилова З. М., указали, что 10.04.2007 г., Собрание депутатов МО «Ботлихский район» приняло постановление «Об оптимизации структуры администрации МО «Ботлихский район» и сети учреждений бюджетной сферы.

Данным постановлением ликвидированы и преобразованы организации в котором они работали в связи с чем они остались без работы и заработной платы. Тем самым нарушены гарантированные Конституцией их права и свободы.

Принятие Решения 12-й сессией Собрания депутатов МО «Ботлихский район» от 22.01.09г., о признании утратившим силу постановления от 10.04.07г., является ни чем иным как уход от судебного пресечения нарушенных их прав и свобод.

Решение от 22.01.09г., препятствует прямому оспариванию Постановления от 10.04.07г., и продолжает нарушать их права и свободы, противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую силу и своим ранним собственным нормативно-правовым актам.

Зам прокурора Ботлихского района Джабраилов Д. А., заявитель Алидибиров А. А., он же представляющий и интересы заявителей Ибрагимгаджиевой П. Т., Сапудинова К. А., Нурмагомедова О. М., Измаиловой З. М., по доверенности в судебном заседании поддержали свои требования.

Представитель Собрания депутатов МО «Ботлихский район» Магомеддибиров М. М., действующий по доверенности заявленные требования заявителей не признал и заявил ходатайство о прекращении производства по делу в связи с тем, что оспариваемый нормативно-правовой акт НПА-2 от 22.01.09 г., было принято на определенный срок указанный в самом акте, то есть, на 2009 год и к моменту рассмотрения дела утратила силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте. Так как Решение 12-й сессии Собрания депутатов муниципального района от 22.01.2009 года «О структуре и штатах администрации МО «Ботлихский район» и перечне его учреждений и предприятий» утверждено на 2009 год. Кроме того, согласно шестнадцатой сессии Собрания депутатов муниципального района «Ботлихский район» от 24.12.2009 года принято Решение «О структуре администрации МР «Ботлихский район» и перечне муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий на 2010 год».

Заместитель прокурора, заявитель Алидибиров А. А., он же представляющий интересы других заявителей не объясняют, какие именно права и интересы нарушены принятым НПА-2 от 22.01.09г., - трудовые, налоговые и т. д.

Предположения заявителей о том, что принятие ежегодно решения о структуре и штатах администрации МО «Ботлихский район» Собранием депутатов, являются несостоятельными, так как Бюджетным кодексом РФ дано такое разрешение.

Утверждения заместителя прокурора и заявителя Алидибирова А. А., на счет названия муниципальный район, считает не состоятельными, так как согласно ч. 1 ст. 2 Закона №131-ФЗ от 06 октября 2003г., «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальное образование – это тоже самое и, что городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Суд, выслушав сторон, исследовав, представленные сторонами письменные документы и материалы дела, считает, что производство по делу по заявлениям прокурора в защиту прав и законных интересов граждан муниципального образования «Ботлихский район» РД, а также заявителей Алидибирова А. А., Сайпудинова К. А., Нурмагомедова О. М., Измаиловой З. М., подлежит прекращению по следующим основаниям.

Определением Цумадинского районного суда от 16 апреля 2009 года производство по гражданскому делу по заявлению Алидибирова Абусупьяна Атречовича к районному Собранию депутатов о признании недействующим (незаконным) постановлении второй сессии собрания депутатов МО «Ботлихский район» четвертого созыва «О мерах оптимизации структуры администрации МО «Ботлихский район» и сети учреждений бюджетной сферы» от 10.04.2007 года, прекращено производством по основаниям предусмотрен п.1 ч.1 ст. 134 и ст.220 ГПК РФ, указав при этом, что обжалуемый нормативно-правовой акт не затрагивает права, свободы или законные интересы заявителя.

Вышеприведенное определение суда оставлено в силе определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РД от 20 мая 2009 года.

Таким образом, имеются вступившие в законную силу и ни кем не отмененные судебные постановления, которые имеют преюдициальность для других судов, при разрешение споров, имеющих отношение к тем же правоотношениям, по которым судом вынесены свои постановлении.

При наличии указанных судебных постановлений, прокурор района обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан муниципального образования «Ботлихский район» РД «О признании Решения 12-й сессии Собрания депутатов МО «Ботлихский район» от 22.01.09 года «О структуре и штатах администрации МО «Ботлихский район» и перечне его учреждений и предприятий» противоречащим федеральному законодательству, считая, что указанный Акт противоречит Федеральному закону № 131 от 06 марта 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а именно Решение от 22 января 2009 года признал утратившим силу и недействующим другой Акт местного самоуправления от 10 апреля 2007 года и вновь принятым актом не восстановлены положения работников и до нарушения прав, и тем самим нарушены права и свободы работников этих организаций и интересы граждан муниципального образования «Ботлихский район» РД.

Между тем, судами в своих постановлениях от 16 апреля 2009 года и 20 мая 2009 года было четко и ясно указано на то, что дело об обжаловании Акта местного самоуправления прекращается в виду того, что утративший силу правовой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких либо нарушений охраняемых законом прав, а также, что этот Акт не затрагивает права, свободы и законные интересы заявителя и других граждан.

Тем самим, прокурор обратился в суд с указанным заявлением в защиту прав и законных интересов граждан муниципального образования «Ботлихский район» РД, без учета судебных постановлений от 16 апреля 2009 и от 20 мая 2009 года.

Само по себе Решение 12 сессии Собрания депутатов муниципального района от 22 января 2009 года «О структуре и штатах администрации МО «Ботлихский район и передаче его учреждений и приятий», признавая утратившим силу Постановление Собрания депутатов МО «Ботлихский район» от 10 апреля 2007 года, не затрагивает права или интересы неопределенного круга лиц.

Из смысла Постановления Собрания депутатов МО «Ботлихский район» от 10 апреля 2007 года, которое признано утратившим силу, Решением этого же органа от 22 января 2009 года, усматривалось, что было постановлено об утверждении структуры и штатной численности и упразднении, ликвидации и преобразовании предприятий и учреждений.

В силу того, что постановление Собрания депутатов МО «Ботлихский район» не затрагивал интересы конкретных лиц, определением суда от 16 апреля 2009 года дело по заявлению Алидибиров А.А. было прекращено.

В данном случае, прокурор, предполагая, что обжалованным постановлением затронуты трудовые права и законные интересы граждан муниципального образования «Ботлихский район» РД и эти лица лишены права защитить свои права и ранее принятое Постановление от 10 апреля 2007 год признан утратившим силу Решением от 22 января 2009 года, обратился в суд с заявлением.

Однако, законодательство Российской Федерации, а именно Трудовой кодекс РФ предусматривает другой порядок судебной защиты субъективных прав граждан в сфере трудового законодательства.

В данном случае лица, чьи трудовые интересы были затронуты теми или иными решениями должностных лиц и органов, то эти лица должны обращаться в суд в порядке трудового законодательства в исковом порядке, непосредственно после того как затронуты трудовые права, свободы и законные интересы.

Суд, исследовав Решение 12 сессии Собрания депутатов МО «Ботлихский район» от 22 января 2009 года «О структуре и штатах администрации МО «Ботлихский район и передаче его учреждений и предприятий» на предмет соответствия его закону считает его вынесенным в строгом соответствии с законом и в пределах компетенции.

  Так согласно п.3 ч.1 ст.8 и п. 8 ч. 1 ст.  24 Устава МО «Ботлихский район» в компетенции Собрания депутатов находятся, определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что принятие решения «О структуре и штатах администрации МО «Ботлихский район» и перечне его учреждений и предприятий» входит в компетенцию Собрания депутатов МО «Ботлихский район».

Так, согласно ч. 1 ст. 22 Устава МО «Ботлихский район» Собрание депутатов состоит из 21 депутата, избираемых населением муниципального района на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на мажоритарной системе относительного большинства сроком на четыре года.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 22 МО «Ботлихский район» заседание Собрание депутатов правомочно при участии в нем более половины избранных депутатов и решения принимаются большинством голосов от числа присутствовавших депутатов на заседании Собрания депутатов.

Согласно протоколу 12-той сессии Собрания депутатов муниципального района от 22.01.2009г., присутствовали 18 депутатов из 21.

Таким образом, суд приходит к выводу, что необходимый кворум имелось на собрании для принятия решения.

Из протокола 12-той сессии Собрания депутатов муниципального района от 22.01.2009г., видно, что за решение «О структуре и штатах администрации МО «Ботлихский район» и перечне его учреждений и предприятий» проголосовало «За» - 17 депутатов, то есть решение принято большинством голосов.

Судом также установлено, что обжалованный нормативно-правовой акт соответствует требованиям ст.ст. 43, 45 Устава МО «Ботлихский район РД.

Согласно ч. 4 ст. 46 Устава МО «Ботлихский район» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в изданиях официально зарегистрированных средств массовой информации, действующих на всей территории муниципального района. При рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.

Приобщенная к делу как доказательство, Ботлихская районная газета «Дружба» №6-7 от 30 января 2009 года, подтверждает факт опубликования в средствах массовой информации Решения 12-й сессии Собрания депутатов МО «Ботлихский район» от 22.01.2009г., «О структуре и штатах администрации МО «Ботлихский район» и перечне его учреждений и предприятий».

Согласно ст. 3. Закона РД «О нормативных правовых актах Республики Дагестан» нормативным правовым актом является письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной настоящим Законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение и гарантированных государством и нормативный правовой акт принимается либо путем референдума, либо органом государственной власти, либо органом местного самоуправления, который наделен правом принятия (издания) нормативных правовых актов (нормотворческий орган) по предметам его ведения.

Исследованными в судебном заседании материалами дела, установлено, что обжалованный НПА-2 от 22.01.2009 года МО «Ботлихский район» полностью соответствует требованиям Устава МО «Ботлихский район» и гл. 1 и 3 вышеприведенного закона РД «О нормативных правовых актах Республики Дагестан».

Таким образом, суд приходит к выводу, что муниципальный правовой акт Решение 12-й сессии Собрания депутатов МО «Ботлихский район» от 22.01.2009г., «О структуре и штатах администрации МО «Ботлихский район» и перечне его учреждений и предприятий» вынесен в строгом соответствии с законом и в пределах компетенции Собрания депутатов МО «Ботлихский район».

Из анализа содержания оспариваемого Решения 12-й сессии Собрания депутатов МО «Ботлихский район» от 22.01.2009г., видно, что данное Решение принято на 2009 бюджетный год, то есть по истечении 2009 года утратила силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте.

Согласно шестнадцатой сессии Собрания депутатов муниципального района «Ботлихский район» от 24.12.2009 года принято Решение «О структуре администрации МР «Ботлихский район» и перечне муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий на 2010 год».

Согласно статье 64 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что, муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных налогах, муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до дня внесения в представительный орган муниципального образования проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования и внесение изменений в муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных налогах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в решение представительного органа муниципального образования о местном бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).

В соответствии со статьей 251 ГПК РФ предметом оспаривания в суде могут выступать лишь такие нормативные правовые акты, которые на время рассмотрения заявления являются действующими, влекущими нарушение прав и свобод граждан, организаций и требующими в связи с этим судебного пресечения.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" также отмечено о том, что судья должен отказать в принятии заявления в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК в случае, если в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 220 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу заявлению прокурора Ботлихского района Магомедсайгитова З. Г., в защиту прав и законных интересов граждан муниципального образования «Ботлихский район» о признании Решения 12 сессии Собрания депутатов МО «Ботлихский район» от 22.01.2009г., «О структуре и штатах администрации МО «Ботлихский район» и перечне его учреждений и предприятий» противоречащим федеральному закону и отмене его, заявителей Алидибирова Абусупьяна Атречовича, Ибрагимгаджиевой Патимат Турачевны, Сапудинова Курбанали Асилхановича, Нурмагомедова Омара Магомедгаджиевича, Измаиловой Зульжат Магомедмирзаевны, о признании недействующим с момента опубликования от 30.01.09г., Решения 12-й сессии собрания депутатов муниципального района от 22.01.09г., «О структуре и штатах администрации МО «Ботлихский район» и перечне его учреждений и предприятий» к собранию депутатов МО «Ботлихский район» РД – прекратить.

На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд РД в течение 10 дней со дня вынесения.

Определение составлено и отпечатано в совещательной комнате.

Судья С. Ж. Исламханов