ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-0985/19 от 30.09.2021 Второго кассационного суда общей юрисдикции

I инстанция – Баранова Н.С.

II инстанция – Масленникова Л.В. (докладчик), Жолудова Т.В., Лобова Л.В.

Дело №88-20700/2021

№ 2-0985/2019

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Москва 30 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Лысовой Е.В.,

судей Кисловой Е.А., Шамрай М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда России № 5 по г. Москве и Московской области (далее по тексту - ГУ - ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области) об обязании произвести перерасчет, включить периоды в стаж, включить страховые взносы в страховой и общий трудовой стаж, обязать произвести перерасчет и начисление пенсии, индексацию, дать указание о возобновлении региональной социальной доплаты, к Управлению социальной защиты населения САО г. Москвы (далее по тексту – УСЗН САО г. Москвы) о возобновлении региональной доплаты, обязании выплатить недополученную сумму социальной доплат,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 17 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 апреля 2021 года,

заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Кисловой Е.А., пояснения истца ФИО1, поддержавшей кассационную жалобу, представителей ответчика ГУ - ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области – ФИО8, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОПФР по г. Москве и Московской области - ФИО9, просивших в удовлетворении кассационной жалобы отказать,

установила:

ФИО1 обратилась в суд к ГУ - ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области, УСЗН САО г. Москвы с указанным иском.

В обоснование заявленных требований ФИО1 ссылалась на то, что с 03 февраля 2015 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», 21 сентября 2016 года она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера выплачиваемой ей страховой пенсии по старости, однако перерасчет пенсии произведен не был, при этом, по ее мнению, при расчете пенсии пенсионным органом не были учтены периоды ее работы и иной деятельности, подлежащие зачету в страховой стаж, а именно: период проживания с супругом-военнослужащим в городах, где невозможно трудоустроиться женам офицеров из-за отсутствия работы, отпуск по уходу за ребенком, работа с 13 сентября 1991 года по 01 июня 1992 года в отделении рентген-ударно-волнового дистанционного дробления камней в Воронежской областной КБ № 1 (в льготном исчислении). Кроме того, УСЗН САО г. Москвы необоснованно прекратило выплату ей региональной социальной доплаты к пенсии, поскольку с 18 ноября 2017 года она является неработающим пенсионером.

ФИО1, уточнив исковые требования, просила обязать ГУ - ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области произвести перерасчет выплачиваемой страховой пенсии по старости и выплатить недополученную сумму пенсии за период с 03 февраля 2015 года по настоящее время, обязать ГУ - ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области включить в страховой стаж период осуществления ухода за ребенком и проживания с супругом военнослужащим, обязать ГУ - ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области зачесть страховые взносы, которые не были учтены при назначении пенсии впервые в страховой и общий трудовой стаж для перерасчета размера пенсии по старости на общую сумму в размере 97 105 руб. 80 коп., обязать ГУ - ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области произвести индексацию выплачиваемой страховой пенсии, как неработающему пенсионеру с 01 декабря 2017 года по настоящее время, обязать ГУ - ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области дать указание предоставить УСЗН САО г. Москвы документы в отношении ФИО1 для возобновления выплаты региональной социальной доплаты неработающим пенсионерам с 01 июля 2018 года до момента уведомления о возобновлении трудовой деятельности, обязать УСЗН САО г. Москвы возобновить выплату региональной социальной доплаты с 01 июля 2018 года до момента уведомления о возобновлении трудовой деятельности и выплатить единовременную недополученную сумму социальной доплаты за период с 01 июля 2018 года по 30 июня 2019 года в размере 112 035 руб. 01 коп.

Решением Тимирязевского районного суда г. Москвы от 17 июля 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 декабря 2019 года решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 17 июля 2019 года было оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18 июня 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Московский городской суд.

При новом рассмотрении дела апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 апреля 2021 года решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 17 июля 2019 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе истец просит отменить принятые по делу судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд первой инстанции в ином составе судей.

Стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

При рассмотрении дела установлено, что ФИО1B. с 03 февраля 2015 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях».

Оценка пенсионных прав ФИО1B. на 01 января 2002 года произведена с учетом стажевого коэффициента 0,55 при общем трудовом стаже на 01 января 2002 года в календарном исчислении 10 лет 05 месяцев 20 дней; отношение фактического стажа к требуемому 0,52361111; отношение среднемесячного заработка за 2000-2001 годы к среднемесячной заработной плате в стране за этот же период учтено в максимальном размере 1,2 (фактическое отношение 1,300); сумма страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица ФИО1B. на дату назначения страховой пенсии по старости - 69 842 руб. 57 коп.

Таким образом, расчетный размер трудовой пенсии ФИО1B. по состоянию на 01 января 2002 года составил: 0,55 х 1,2 х 1671 = 1 102 руб. 86 коп., а величина расчетного пенсионного капитала (РПК) на 01 января 2002 года - 77 940 руб. 60 коп.

Величина расчетного пенсионного капитала на 01 января 2015 года составила: 437 622 руб. 15 коп. (77 940 руб. 60 коп. х 5,61481656), где 5,61481656 - суммарный коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала за период: с 01 января 2002 года до 01 января 2015 года.

В соответствии со статьями 30.1-30.2 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ФИО1B. произведена переоценка пенсионных прав - валоризация, с учетом стажа работы до 01 января 1999 года.

При этом расчетный пенсионный капитал, сформированный на 01 января 2002 года, индексируется на 10 %, далее по 1 % добавляется за каждый год трудового стажа до 1991 года.

Продолжительность трудового стажа истца на 01 января 1991 года составила 0 лет, сумма валоризации на 01 января 2015 года определена в следующем порядке: 437 622,15 руб. (ПК) х 0,10 % (коэффициент валоризации) = 43 762 руб. 22 коп.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости ФИО1B. на 31 декабря 2014 года с учетом страховых взносов, суммы валоризации, иных периодов составил - 3 448 руб. 62 коп.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) ФИО1B. за периоды работы до 01 января 2015 года составил: ИПК до 01 января 2015 года = 3 448 руб. 62 коп.: 64 руб. 10 коп. = 53 руб. 801 коп, где: 64 руб. 10 коп. - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01 января 2015 года в соответствии с частью 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Суммарный индивидуальный пенсионный коэффициент на дату назначения пенсии ФИО1 составил: 53,801, а размер пенсии, исходя из 71,41 - стоимости одного пенсионного коэффициента, установленного с 03 февраля 2015 года и фиксированной выплаты без иждивенца - 9 686 руб. 72 коп.

С 01 августа 2016 года ФИО1 не был произведен перерасчет страховой пенсии с учетом страховых взносов (ИПК), поступивших на лицевой счет за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года, ИПК за 2015 год составил 11 452,80 - 1,007 баллов.

Размер страховой пенсии ФИО1 с 01 августа 2016 года увеличился на сумму 71,01 руб. (53,801 + 1,007) х 71,41 + 4383,59 = 8 297 руб. 43 коп. При этом, фиксированная выплата учтена с иждивенцем в сумме 1 461 руб. 20 коп. и с 01 августа 2016 года размер пенсии составил - 9 758 руб. 63 коп.

С 01 июля 2017 года пенсионным органом был произведен перерасчет размера фиксированной выплаты (снятие иждивенца) и размер пенсии ФИО1 с 01 июля 2017 года составил: 8 297 руб. 43 коп. где фиксированная выплата - 4 383 руб. 59 коп. (снятие иждивенца 1 461,20).

С 01 октября 2017 года на основании поданного заявления ФИО1 вновь произведен перерасчет размера фиксированной выплаты в связи с продлением выплаты надбавки на иждивенца (заявительных характер), в связи с чем размер пенсии истца составил 9 758 руб. 63 коп., выплата пенсии произведена с доплатой в декабре 2017 года.

С 01 июля 2018 года произведен перерасчет размера фиксированной выплаты (снятие иждивенца) и размер пенсии ФИО1 с 01 июля 2018 года составил 8 297 руб. 43 коп.

С 01 августа 2018 года ФИО1 произведен перерасчет страховой пенсии с учетом страховых взносов (ИПК), поступивших на лицевой счет в более позднем отчислении за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

ИПК на 01 августа 2018 года составил 55,743, а размер страховой пенсии с 01 августа 2018 года увеличился на сумму 66 руб. 77 коп. и составил 8 364 руб. 20 коп.

При проверке пенсионного обеспечения ФИО1 была выявлена недоплата пенсии с 01 августа 2016 года по 31 июля 2017 года, а именно: страховая пенсия работающему пенсионеру в нарушение части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ по техническим причинам оплачивалась без учета страховых взносов (ИПК) за 2015 год.

В этой связи пенсионным органом было вынесено решение об обнаружении ошибки и ФИО1 в июне 2019 года произведена выплата недополученной денежной суммы в размере 86 292 руб. путем перечисления на расчетный счет.

Также суд установил, что первоначально учтенные для назначения страховой пенсии ФИО1 взносы до 01 января 2015 года составили 69 842 руб. 50 коп.

Взносы за период до 01 января 2015 года, оплаченные после назначения пенсии и отраженные в выписке из индивидуального лицевого счета:

1) корректировка 01 августа 2017 года - на 31 декабря 2014 года взносы составили 89 359 руб. 37 коп., на 01 августа 2016 года учтено ИПК - 1,007, на 01 августа 2017 года (за 2016 год) ИПК не изменился, с 01 августа 2017 года выплачен новый размер пенсии и произведена доплата за период с 03 февраля 2015 года по 31 июля 2017 года в размере 290 руб. 45 коп;

2) корректировка 01 августа 2018 года (после учета взносов) - на 31 декабря 2014 года взносы составили 133 907 руб. 38 коп., на 01 августа 2016 года ИПК не изменился и составил - 1,007, ИПК на 01 августа 2017 года составил - 0,935 (за 2016 год), на 01 августа 2018 года ИПК не изменился, так как страховые взносы за 2017 год не поступали. Размер пенсии изменился, однако в автоматизированном режиме доплата не отражена, такая доплата за период с 03 февраля 2015 года по 30 июня 2019 года в размере 25 138 руб. 76 коп. произведена в июне 2019 года.

Кроме того, судом установлено, что согласно уведомлению Совета Адвокатской палаты г. Москвы от 20 декабря 2017 года, 20 декабря 2017 года было принято решение о приостановлении с 18 ноября 2017 года статуса адвоката ФИО1, регистрационный , в реестре адвокатов г. Москвы в соответствии с пунктом 6 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе ФИО1B. в удовлетворении исковых требований об обязании ГУ - ГУ ПФР № 2 по г. Москве и Московской области включить в страховой стаж период проживания с супругом-военнослужащим и ухода за ребенком, произвести перерасчет пенсии и выплатить недополученную сумму пенсии, исходя из того, что с учетом произведенных в связи с обращением истца перерасчетов пенсии в настоящее время пенсия выплачивается истцу в полном соответствии с требованиями пенсионного законодательства и оснований для ее пересмотра и перерасчета по изложенным в исковом заявлении основаниям не имеется. При этом суд учел, что расчет пенсии произведен с учетом периодов работы и иной деятельности, а также поступивших на индивидуальный лицевой счет взносов и с учетом ожидаемого периода выплаты пенсии (228 месяцев). Кроме того, судом учтено, что пенсионным органом в страховой стаж ФИО1B. были включены периоды проживания с супругом военнослужащим с 29 апреля 1978 года по 31 августа 1988 года, в которые входит период осуществления ухода за ребенком, а также период обучения с 01 сентября 1988 года по 20 января 1991 года и трудовой деятельности с 21 января 1991 года по 10 октября 1994 года, с 11 октября 1994 года по 27 мая 1996 года, с 28 мая 1996 года по 06 марта 1998 года, с 19 марта 1998 года по 16 июня 1998 года, с 17 июня 1998 года по 13 августа 1998 года, с 01 февраля 1999 года по 31 декабря 2001 года.

Разрешая исковые требования ФИО1B. об обязании ГУ - ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области произвести индексацию размера выплачиваемой пенсии по правилам, предусмотренным для неработающих пенсионеров, обязании УСЗН САО г. Москвы назначить выплату региональной социальной доплаты как неработающему пенсионеру с 01 июля 2018 года и выплатить единовременную сумму региональной социальной доплаты за период с 01 июля 2018 года по 30 июня 2019 года в размере 112 035 руб. 01 коп., суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", счел их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку приостановление статуса адвоката не является основанием для снятия лица с регистрационного учета страхователей, в связи с чем отсутствуют основания для индексации выплачиваемой ФИО1B. пенсии и для назначения и выплаты истцу региональной социальной доплаты к пенсии.

Суд апелляционной инстанции во исполнение указаний, изложенных в определении судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18 июня 2020 года, а также в связи с необходимостью проверки доводов апелляционной жалобы и дополнений к апелляционной жалобе, направил запрос в ГУ - ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области, на который получен ответ о том, что в соответствии с подпунктами 3 и 7 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж ФИО1B. наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается: период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет и период проживания супругов военнослужащих, проходивших службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности. Кроме того, денежные средства, уплаченные ФИО1B. по платежному поручению от 17 сентября 2015 года на сумму 13 108 руб., были учтены на ее лицевом счете застрахованного лица за период с 2003 по 2009 годы. При этом размер страховой пенсии по старости ФИО1 не подлежит индексации, так как согласно данным базы «Страхователи» она является действующим адвокатом.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным.

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.

С 01 января 2015 года страховые пенсии на территории Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В силу положений части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, непротиворечащей настоящему Федеральному закону.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на дату назначения пенсии ФИО1B.), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 годa N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК,

где СПст - размер страховой пенсии по старости;

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле: ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП,

где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;

ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;

ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;

КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости.

Частью 15 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по случаю потери кормильца применяется в случае назначения страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" при назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты, установленный в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 01 января 2015 года до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 01 января 2015 года до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь, по таблице согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

Согласно частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Статьей 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Положениями статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии, которая назначается пенсионеру, проживающему на территории Российской Федерации, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не выплачивается в период выполнения указанной работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, которым установлен Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в г. Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в г. Москве по месту жительства или по месту пребывания; к неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.

Согласно пункту 6 данного постановления неработающим пенсионерам, зарегистрированным в г. Москве по месту жительства, региональная социальная доплата устанавливается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта.

Пунктом 7 названного постановления предусмотрено, что неработающим пенсионерам, зарегистрированным по месту пребывания в г. Москве, региональная социальная доплата устанавливается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного законом г. Москвы на соответствующий финансовый год.

08 августа 2012 года было принято постановление Правительства Москвы № 396- ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года № 1268-ПП», пунктом 3 которого установлено, что постановление вступает в силу с 01 января 2013 года.

В соответствии с пунктом 5 Порядка, право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в г. Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в г. Москве по месту жительства или по месту пребывания.

К неработающим пенсионерам относятся получатели пенсии, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.

В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения г. Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.

Согласно пункту 21 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, пенсионеру, прекратившему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», региональная социальная доплата назначается на основании документов, подтверждающих данные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатом является лицо, получившее в установленном данным федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.

В силу части 3.1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года N 63-Ф3, лицо, статус адвоката которого приостановлен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов. Нарушение положений настоящего пункта влечет за собой прекращение статуса адвоката.

После прекращения действия оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, статус адвоката возобновляется по решению совета, принявшего решение о приостановлении статуса адвоката, на основании личного заявления адвоката, статус которого был приостановлен (часть 5 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года N 63-Ф3).

Доводы кассационной жалобы о том, что в силу закона истец не является страхователем на весь период приостановления адвокатской деятельности, адвокат, приостановивший статус адвоката, и свою деятельность не получает заработную плату, гонорар, поэтому освобожден от уплаты как страховых взносов, так и налогов, в связи с чем не может быть отнесен к категории работающих вообще и работающих пенсионеров в частности, не основаны на нормах материального права и представленных доказательствах:

В силу статей 6 и 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты (за исключением адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона), арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации, в том числе самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", а также адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 11 указанного Федерального закона регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей осуществляются в территориальных органах страховщика - нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, арбитражных управляющих, иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, а также выплачивающих по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления налоговыми органами в территориальные органы страховщика содержащихся в едином государственном реестре налогоплательщиков сведений о постановке на учет или снятии с учета физических лиц, указанных в настоящем подпункте, в порядке, определяемом соглашением между страховщиком и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Данные о снятии истца с регистрационного учета страхователей в установленном законом порядке в материалах дела отсутствуют. Напротив, как установлено судом апелляционной инстанции, по данным пенсионного органа согласно базе «Страхователи» истец является действующим адвокатом.

Доводы кассационной жалобы истца о неверности произведенного пенсионным органом расчета пенсии были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции, которым такой расчет пенсии проверен и признан основанным на положениях закона.

Доводы кассационной жалобы истца связанны с несогласием с выводами суда об отказе в удовлетворении исковых требований, направлены на иную оценку доказательств по делу, произведенную судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полномочиями которой суд кассационной инстанции в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не наделен.

Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судами произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права нарушены не были. Исходя из установленных фактических обстоятельств дела суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права.

Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 17 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи