ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1-2065/2021 от 08.08.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 40RS0008-01-2021-001204-90

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-15303/2022

№ 2-1-2065/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Саратов 8 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Макаровой Н.А.,

судей Филатовой В.Ю., Вишневской В.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 5 мая 2022 года гражданское дело по иску Усова В.А. к отделу социальной защиты населения Жуковского района, Министерству труда и социальной защиты Калужской области о признании незаконным изменения статуса на ликвидатора ЧАЭС, выплате, перерасчете социальных выплат, по кассационной жалобе Усова В.А. на решение Жуковского районного суда Калужской области от 27 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 15 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Усов В.А. обратился в суд с иском к отделу социальной защиты населения Жуковского района, Министерству труда и социальной защиты Калужской области о признании незаконным изменения статуса на ликвидатора ЧАЭС, выплате, перерасчете социальных выплат.

Решением Жуковского районного суда Калужской области от 27 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 15 марта 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Усов В.А. просит решение Жуковского районного суда Калужской области от 27 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 15 марта 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение, в связи с неправильным применением судом норм материального права.

В возражениях на кассационную жалобу представитель Министерства труда и социальной защиты Калужской области просит оставить жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам подлежат отмене по следующим основаниям.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 15 декабря 1987 года по 15 января 1988 года Усов В.А. принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

14 августа 1991 года Усову В.А. УВД Калужского облисполкома выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-88 годах серия А № 446842.

В соответствии с выпиской из акта освидетельствования во ВТЭК к справке Серия ВТЭ-279 № 008538 от 10 июля 1997 года Усову В.А. была установлена третья группа инвалидности, причина инвалидности: заболевание получено при исполнении обязанности военной службы в связи с аварией на ЧАЭС. Инвалидность установлена на срок до 1 августа 2002 года, очередное переосвидетельствование 10 июня 2002 года.

На основании справки серии ВТЭ-279 № 008538 военным комиссаром Калужской области 23 января 1998 года Усову В.А. выдано удостоверение лица, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом.

При прохождении переосвидетельствования в 2002 году инвалидность третьей группы у Усова В.А. не подтверждена.

В связи с обращением 10 августа 2004 года Усова В.А. в ОСЗН Жуковского района с заявлением о замене удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987-88 годах серия А № 446842 на новое, на основании пункта 4 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, министерством здравоохранения и социального развития Калужской области было выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году серия Р № 118128.

Усов В.А. состоит на учете в ОСЗН Жуковского района как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году. С 1 января 2005 года по заявлению Усова В.А. от 15 марта 2005 года истцу предоставляются меры социальной поддержки на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а именно: ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, ежегодная компенсация на оздоровление. В качестве документа, подтверждающего правовые основания получения мер социальной поддержки, Усовым В.А. представлено удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, серия Р серия Р № 118128, выданное Министерством здравоохранения и социального развития Калужской области от 12 октября 2004 года.

17 февраля 2013 года Управлением Пенсионного фонда РФ в Жуковском районе Калужской области Усову В.А., как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, выдано удостоверение пенсионного фонда РФ № 166293, из которого следует, что ему с 17 февраля 2013 года назначена пенсия в размере 12089 руб. 03 коп.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстнции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что у Усова В.А. отсутствует удостоверение гражданина, перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, а для его получения необходимо представить отсутствующее у Усова В.А. заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии, устанавливающее причинную связь вызвавшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, поскольку при отмене инвалидности отменено и основание ее установления. При таких обстоятельствах суды посчитали, что основания для изменения имеющегося у него статуса «участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году» на статус «гражданина, перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием» и взыскания соответствующих выплат, отсутствуют.

Оценивая доводы истца о наличии оснований для изменения статуса со ссылкой на удостоверение гражданина, перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом от 23 января 1998 года, суды указали на то, что удостоверение было выдано в связи с признанием Усова В.А. инвалидом третьей группы. В связи с тем, что после очередного переосвидетельствования в 2002 году инвалидность не была подтверждена, оснований для выдачи истцу удостоверения не имелось. Впоследствии, на основании поступившего от истца 10 августа 2004 года заявления, Министерством здравоохранения и социального развития было выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году.

Между тем, отказывая в удовлетворении требований, суды не учли следующее.

Отношения, связанные с Чернобыльской катастрофой, регулируются специальным Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленным на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.

В части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. В частности, к ним относятся:

- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,

- инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС,

- участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В рамках правового регулирования этих отношений гражданам гарантируется предоставление денежных и иных материальных компенсации и льгот за вред их здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС. При этом объем предоставляемых льгот первых двух перечисленных категорий превышает объем льгот, предоставляемых участникам ликвидации катастрофы на ЧАЭС, не получивших заболеваний, связанных с радиационным воздействием.

Меры социальной поддержки, предоставляются с момента предъявления специальных удостоверений, выдача которых (в том числе и членам их семьи) осуществляется на основании Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие Чернобыльской и радиационной аварии.

Из статьи 24 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», следует, что настоящим Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.

Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

По смыслу части 4 статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», действующей в системной связи с частью 5 той же статьи, для подтверждения правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы - после установления причинной связи повлекшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы - гражданин должен обратиться за выдачей удостоверения, дающего право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Согласно пункту 4 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (утверждены 8 декабря 2006 года Приказом уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление соответствующего правового регулирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации № 728/832/166н) граждане, обратившиеся за выдачей удостоверения, должны представить документы, подтверждающие соответствующие юридические факты. К числу таких документов относятся (в зависимости от категории граждан) удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы.

Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда, и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки.

Из анализа указанных выше нормативных актов, с учетом установленных по делу обстоятельств, согласно которым изменялся статус Усова В.А. с участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1988 годах на получившего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным последствием; ставшего инвалидом и вновь на участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, следует, что необходимым условием для изменения статуса в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1, является изменение обстоятельств для отнесения истца к той или иной категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Таким образом, исходя из заявленных исковых требований, возражений ответчика и подлежащих применению норм материального права юридически значимыми для данного дела являлись, в том числе, следующие обстоятельства: основания и причины обращения Усова В.А. в 2004 году с заявлением о замене удостоверения, необходимость (обязанность) принять меры гражданину для замены удостоверения, основания изменения статуса истца и выдача последнего удостоверения как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1988 годах, необходимость повторного представления документов, на которые ссылается ответчик в целях подтверждения связи заболевания с радиационным воздействием вследствие катастрофы, с учетом того, что в материалы дела представлено заключение о получении Усовым В.А. заболевания при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС (1986-1987 годы), которое ответчиком не было опровергнуто. Принимая во внимание, что в результате истечения срока действия установленной инвалидности причина, послужившая основанием для установления инвалидности, не изменилась, отсутствие связи заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы при отмене инвалидности не была установлена, судами на обсуждение должен был быть поставлен вопрос о законности требований по предоставлению истцом повторного заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, с учетом доводов истца об отсутствии возможности его получения по объективным причинам.

Судами не дана оценка доводам истца об обстоятельствах написания заявления в 2004 году, заблуждавшегося относительно последствий его написания, и неправильная его ориентация со стороны сотрудников ответчика по форме обращения при замене удостоверения, что повлекло нарушение его прав и уменьшение объема социальных гарантий по сравнению с ранее предоставленными. Принятые во внимание судами доводы о том, что отмена инвалидности влечет отмену ее причины, не имеет под собой правового и фактического обоснования.

При рассмотрении дела судам было необходимо также дать оценку порядку и основаниям выдачи удостоверений, согласно действовавшему на момент их выдачи законодательству, отнесения граждан к той или иной категории в частности, к гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа приведенных в статье 13 указанного Закона и, с учетом того, что уменьшение ранее признанного и подтвержденного соответствующим удостоверением права на получение компенсаций и льгот (а равно мер социальной поддержки) недопустимо по основаниям, не предусмотренным законом.

Судебная коллегия по гражданским делам полагает, что в данном случае судебные постановления противоречат задачам гражданского судопроизводства, как они определены в статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, создают препятствия для защиты прав истца.

Допущенные судами нарушения норм материального права повлияли на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Усова В.А., что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

При новом рассмотрении судам следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Жуковского районного суда Калужской области от 27 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 15 марта 2022 года отменить.

Направить гражданское дело на новое рассмотрение в Жуковский районный суд Калужской области.

Председательствующий:

Судьи: