ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1-553/20 от 09.08.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-14438/2021

№ 2-1-553/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Саратов 9 августа 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Булатовой Е.Е.,

судей Филатовой В.Ю., Матросовой Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании поступившее 14 мая 2021 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Козельском районе Калужской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Козельском районе Калужской области (межрайонное) на решение Козельского районного суда Калужской области от 22 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 29 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Козельском районе Калужской области (межрайонное) (далее – ГУ-УПФР в Козельском районе Калужской области (межрайонное), пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением Козельского районного суда Калужской области от 22 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 29 марта 2021 года, признано незаконным решение ГУ-УПФР в Козельском районе Калужской области (межрайонное) от 27 ноября 2020 года УПФР в Козельском районе Калужской области (межрайонное) об отказе ФИО2 в назначении досрочной страховой пенсии по старости. На пенсионный орган возложена обязанность включить ФИО2 в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды нахождения в дополнительном, ежегодном оплачиваемом отпуске с 14 июня 2016 года по 28 июня 2016 года, с 14 сентября 2016 года по 28 сентября 2016 года, с 9 мая 2019 года по 24 мая 2019 года, период работы в должности водителя автомобиля (пожарного) отделения ПЧ № 42 Управления по делам ГОЧС МО «Козельский район» с 1 января 2004 года по 31 декабря 2006 года. На УПФР в Козельском районе Калужской области (межрайонное) возложена обязанность назначить ФИО2 страховую пенсию по старости с 9 сентября 2020 года.

В кассационной жалобе УПФР в Козельском районе Калужской области (межрайонное) просит решение Козельского районного суда Калужской области от 22 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 29 марта 2021 года отменить, принять по делу новое решение. Мотивируя доводы жалобы, анализируя нормы материального права и обстоятельства дела, выражает несогласие с выводами суда об удовлетворении заявленных требований, поскольку действующее законодательство не предусматривает включение в стаж для назначения досрочной страховой пенсии период работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 22 декабря 2020 года в части признания незаконным решения пенсионного органа об отказе ФИО2 в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении на пенсионный орган обязанности включить ФИО2 в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы с 1 января 2004 года по 31 декабря 2006 года и назначении ФИО2 страховой пенсии по старости подлежит отмене по следующим основаниям.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 30 августа 2001 года ФИО2 принят на должность водителя 1 класса пожарного автомобиля в Козельскую пожарную часть № 42, где работает в указанной должности до настоящего времени.

В соответствии с Указом Президента РФ № 1309 от 9 ноября 2001 года ПЧ-42 УГПС УВД Калужской области с 1 января 2002 года преобразована в ПЧ-42 УГПС МЧС России Калужской области.

25 августа 2020 года ФИО2 обратился в ГУ-УПФР в Козельском районе Калужской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением ГУ-УПФР в Козельском районе Калужской области (межрайонное) от 27 ноября 2020 года, с учетом решения от 21 декабря 2020 года, ФИО2 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, продолжительностью 25 лет, в специальный стаж зачтено - 21 год 9 месяцев 29 дней. В специальный стаж ФИО2 не зачтены периоды работы с 1 января 2004 года по 31 декабря 2006 года в должности водителя автомобиля (пожарного) отделения ПЧ-42 Управления по делам ГОЧС МО «Козельский район», периоды нахождения в дополнительном, ежегодном оплачиваемом отпуске с 14 июня 2016 года по 28 июня 2016 года, с 14 сентября 2016 года по 28 сентября 2016 года, с 9 мая 2019 года по 24 мая 2019 года, поскольку в соответствии с письмом Главного Управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калужской области от 11 августа 2008 года в указанный период ПЧ-42 относилась к УГОЧС МО «Козельский район» и финансирование пожарных частей Калужской области (в том числе и ПЧ-42) в период с 2002 года по 2006 год осуществлялось за счет разных источников, в том числе, и за счет бюджета субъекта, действующим пенсионным законодательством включение периода работы в противопожарной службе субъекта РФ и муниципальных образований в стаж работы не предусмотрено, дополнительные, ежегодные оплачиваемые отпуска, предоставляемые в соответствии с приказом МЧС России от 3 июня 2011 года № 258 работникам федеральной противопожарной службы, установлены на основании части 2 статьи 116 Трудового кодекса Российской Федерации, федеральным законодательством не регламентированы, и следовательно, в стаж на соответствующих видах работ не включаются.

На основании постановления Правительства Калужской области от 7 июля 2008 года № 289 «О пожарно-спасательной службе Калужской области» с 1 января 2009 года создана пожарно-спасательная служба Калужской области на базе поисково-спасательного отряда Калужской области и пожарных частей, расположенных на территории Калужской области, указанных в приложении.

Данным постановлением была установлена предельная численность противопожарной службы и перечень, включенных в ее состав пожарных частей, ПЧ-42 в состав областной противопожарной службы включена не была.

Согласно справке, предоставленной Главным управлением МЧС России по Калужской области от 27 сентября 2020 года, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимой для назначения пенсии на льготных условиях, ПЧ-42 никогда не входила в состав противопожарной службы субъекта Калужской области.

В соответствии со сведениями администрации муниципального района «Козельский район» в период с 1 января 2002 года по 1 января 2009 года администрация МР «Козельский район» учредителем Управления ГО и ЧС МО «Козельский район» не являлась, положение об Управлении ГО и ЧС МО «Козельский район» не утверждалось, в указанный период ПЧ-42 отряда Государственной противопожарной службы № 6 структурным подразделением МО МР «Козельский район» не являлась, финансирование за счет бюджета МР «Козельский район» не осуществлялось.

В соответствии с Приказом МЧС России № 285 от 3 июня 2011 года «О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы предоставляются дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска за стаж работы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (с учетом времени работы (службы) в государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных и аварийно-спасательных службах МВД РФ и бывшего СССР) и в противопожарной службе субъектов РФ свыше 20 лет в количестве 15 календарных дней.

Согласно справке, уточняющей особый характер работы, ФИО2 предоставлялись дополнительные, ежегодные оплачиваемые отпуска за стаж работы: за 2015 год сроком 15 календарных дней – с 14 июня 2016 года по 28 июня 2016 года, за 2016 год сроком 15 календарных дней с 14 сентября 2016 года по 28 сентября 2016 года, за 2019 год сроком 15 календарных дней с 9 мая 2019 года по 24 мая 2019 года.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО2 о включении в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды нахождения в дополнительном ежегодном оплачиваемом отпуске, суд первой инстанции, исходил из того, дополнительные ежегодные отпуска с 14 июня 2016 года по 28 июня 2016 года, с 14 сентября 2016 года по 28 сентября 2016 года, с 9 мая 2019 года по 24 мая 2019 года предоставлялись ФИО2 в период работы в должности водителя автомобиля (пожарного), который включен УПФР по Козельскому району в специальный стаж истца, и на основании приказа МЧС России от 3 июня 2011 года № 285 «О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников федеральной государственной противопожарной службы» за соответствующий стаж работы.

Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

В связи с тем, что судебные постановления в части возложения на пенсионный орган обязанности включить ФИО2 в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды нахождения в дополнительном, ежегодном оплачиваемом отпуске не оспариваются, указанные судебные акты не подлежат проверке судом кассационной инстанции.

Принимая решение в части признания незаконным решения ГУ-УПФР в Козельском районе Калужской области (межрайонное) от 27 ноября 2020 года № 200000025644/050-150997/20 УПФР в Козельском районе Калужской области (межрайонное) об отказе ФИО2 в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении на пенсионный орган обязанности включить ФИО2 в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период работы в должности водителя автомобиля (пожарного) отделения ПЧ № 42 Управления по делам ГОЧС МО «Козельский район» с 1 января 2004 года по 31 декабря 2006 года и назначении ФИО2 страховой пенсии по старости с 9 сентября 2020 года, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что ПЧ-42 отряда Государственной противопожарной службы № 6 структурным подразделением МО МР «Козельский район» не являлась, финансирование за счет бюджета муниципального района не осуществлялось, принадлежность ПСЧ-42 к федеральному органу исполнительной власти подтверждается сведениями о состоянии индивидуального счета застрахованного лица, пришел к выводу об отсутствии у пенсионного органа оснований для исключения из работы истца периода с 1 января 2004 года по 31 декабря 2006 года.

Между тем, судебная коллегия находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении положений действующего законодательства по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно подпункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно- спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (статья 8).

Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Согласно подпункту «л» пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437.

В соответствии с положениями статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 года № 211 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона пожарной безопасности» установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте «о» части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года, в соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Из содержания подпункта 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правом на досрочную трудовую пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы.

Судами первой и апелляционной инстанций, постановившими вывод о том, что период работы истца с 1 января 2004 года по 31 декабря 2006 года в должности водителя ПЧ-42 подлежит включению в специальный стаж в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», не были учтены положения вышеуказанных норм права, из которых следует, что досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.

Из изложенного следует, что досрочная страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Таким образом, для принятия решения о наличии оснований для включения в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы в должности водителя автомобиля (пожарного) отделения ПЧ № 42 Управления по делам ГОЧС МО «Козельский район» с 1 января 2004 года по 31 декабря 2006 года, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, являлось обсуждение вопроса о том, в какую противопожарную службу (федеральную или субъекта Российской Федерации) входила ПЧ № 42 в спорный период, за счет какого источника осуществлялось финансирование пожарной части, в том числе, занимаемой истцом должности, поскольку представленные в обоснование заявленных требований и приведенные выше доказательства, не содержат сведений именно о финансировании отделения ПЧ № 42 Управления по делам ГОЧС МО «Козельский район», тогда как из решения пенсионного органа следует, что финансирование пожарных частей Калужской области в период с 2002 года по 2006 год осуществлялось за счет различных источников (в том числе и за счет бюджета субъекта).

Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций не являлись.

В результате неправильного применения норм права, регулирующих спорные отношения, указанным доводам ответчика и приводимым в их обоснование обстоятельствам, а также представленным документам суды первой и апелляционной инстанций, вопреки требованиям статей 56, 67, 196 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дали надлежащей правовой оценки.

При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые могут быть исправлены только посредством отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда в части признания незаконным решения ГУ-УПФР в Козельском районе Калужской области (межрайонное) от 27 ноября 2020 года № 200000025644/050-150997/20 УПФР в Козельском районе Калужской области (межрайонное) об отказе ФИО2 в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении на пенсионный орган обязанности включить ФИО2 в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период работы в должности водителя автомобиля (пожарного) отделения ПЧ № 42 Управления по делам ГОЧС МО «Козельский район» с 1 января 2004 года по 31 декабря 2006 года и назначении ФИО2 страховой пенсии по старости с 9 сентября 2020 года, с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.

В остальной части оснований для отмены решение Козельского районного суда Калужской области от 22 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 29 марта 2021 года, не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 22 декабря 2020 года в части признания незаконным решения ГУ-УПФР в Козельском районе Калужской области (межрайонное) от 27 ноября 2020 года № УПФР в Козельском районе Калужской области (межрайонное) об отказе ФИО2 в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении на пенсионный орган обязанности включить ФИО2 в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период работы в должности водителя автомобиля (пожарного) отделения ПЧ № 42 Управления по делам ГОЧС МО «Козельский район» с 1 января 2004 года по 31 декабря 2006 года и назначении ФИО2 страховой пенсии по старости с 9 сентября 2020 года отменить, направить дело в отмененной части на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда.

В остальной части решение Козельского районного суда Калужской области от 22 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 29 марта 2021 года оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: