ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-10 от 14.07.2011 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

                                                                                    Суд Чукотского автономного округа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Суд Чукотского автономного округа — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Судья первой инстанции Дело № 33-165/11

Краснова В.Ю. № 2-10/2011

14 июля 2011 года

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

СУДА ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Судебная коллегия по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего Дерезюк Л.И.,

судей Шепуленко В.В., Мирошник Н.Г.

с участием прокурора Перепёлкиной Ф.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Анадырь гражданское дело по кассационной жалобе ответчика Совета депутатов Муниципального образования Чукотский муниципальный район на решение Чукотского районного суда от 29 апреля 2011 года, которым постановлено:

«Заявление прокурора Чукотского района о признании недействующим и исключении из абзаца 1 части 18 статьи 35 Устава муниципального образования Чукотский муниципальный район, в редакции решения Совета депутатов муниципального образования Чукотский муниципальный район № 192 от 20 декабря 2010 г. «О внесении изменений и дополнений в Устав Чукотского муниципального района», сло_ва «как высшего должностного лица муниципального района определенные частью 8 настоящей статьи», о признании не действующим абзаца 3 части 18 статьи 35 Устава муниципального образования Чукот_ский муниципальный район, в редакции решения Совета депутатов муниципального образования Чукот_ский муниципальный район № 192 от 20 декабря 2010 г. «О внесении изменений и дополнений в Устав Чукотского муниципального района», с момента вступления решения суда в законную силу удовлетво_рить.

Признать недействующим и исключить из абзаца 1 части 18 статьи 35 Устава муниципального об_разования Чукотский муниципальный район, в редакции решения Совета депутатов муниципального об_разования Чукотский муниципальный район 23 сессии 4 созыва № 192 от 20 декабря 2010 г. «О внесении изменений и дополнений в Устав Чукотского муниципального района», слова «как высшего должностно_го лица муниципального района определенные частью 8 настоящей статьи» с момента вступления реше_ния суда в законную силу.

Признать не действующим абзац 3 части 18 статьи 35 Устава муниципального образования Чукот_ский муниципальный район, в редакции решения Совета депутатов муниципального образования Чукот_ский муниципальный район 23 сессией 4 созыва № 192 от 20 декабря 2010 г. «О внесении изменений и дополнений в Устав Чукотского муниципального района», с момента вступления решения суда в закон_ную силу.

Обязать Совет депутатов муниципального образования Чукотский муниципальный район опубли_ковать сообщение о принятом судом решении в периодическом печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления Чукотского муниципального района «Информационный вестник».

Заслушав доклад судьи Мирошник Н.Г., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Прокурор Чукотского района, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным в части решения XXIII сессии IV созыва Совета депутатов муниципального образования Чукотский муниципальный район № 192 от 20 декабря 2010 года (далее Совет депутатов МО Чукотский муниципальный район) «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Чукотский муниципальный район». В обоснование заявления прокурор указал, что вышеназванным решением Совета депутатов МО Чукотский муниципальный район, опубликованным 24 декабря 2010 года в «Информационном вестнике» администрации Чукотского муниципального района № 34, статья 35 Устава муниципального образования Чукотский муниципальный район (далее - Устав), дополнена частью 18. Абзацами первым и третьим части 18 статьи 35 Устава предусмотрена возможность передачи главой муниципального образования своих полномочий одному из заместителей главы администрации муниципального района на период временного отсутствия главы муниципального района, или не_возможности исполнения им своих полномочий, как высшего должностного лица муниципального рай_она определенных частью 8, а также частями 9 и 10 статьи 35 Устава соответственно. С учётом последующего уточнения требований заявления в судебном заседании суда первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, прокурор, указывая на противоречие решения Совета депутатов МО Чукотский муниципальный район в обжалуемой части Федеральному закону от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просил признать не действующими с момента принятия судом решения абзац 1 части 18 статьи 35 Устава в части слов «как высшего должностного лица муниципального района определенные частью 8 настоящей статьи» и абзац третий части 18 статьи 35 Устава, а также возложить на Совет депутатов муниципального образования Чукотский муниципальный район обязанность обнародовать решение суда в соответствующем печатном издании.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В кассационной жалобе Совет депутатов МО Чукотский муниципальный район ставит вопрос об его отмене, указывая на допущенные судом при его вынесении нарушения норм материального и процессуального права.

В возражениях на кассационную жалобу Совета депутатов МО Чукотский муниципальный район участвующий в деле прокурор просит решение суда оставить без изменения, указывая на его законность и обоснованность, а кассационную жалобу Совета депутатов МО Чукотский муниципальный район - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив решение суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы Совета депутатов МО Чукотский муниципальный район, обсудив эти доводы, выслушав прокурора Перепёлкину Ф.Г., полагавшую, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Из имеющейся в деле копии решения XXIII сессии IV созыва Совета депутатов МО Чукотский муниципальный район № 192 от 20 декабря 2010 года «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Чукотский муниципальный район» следует, что данным решением статья 35 Устава дополнена частью 18 (л.д.3-5,т.1).

Согласно абзацу 1 части 18 статьи 35 Устава в редакции вышеназванного решения Совета депутатов МО Чукотский муниципальный район на период временного отсутствия главы муниципального района или невозможности исполнения им своих полномочий, глава муниципального района может передавать исполнение своих полномочий, как высшего должностного лица муниципального района, определённых частью 8 настоящей статьи и полномочия в части осуществления исполнительно-распорядительной деятельности определённые статьёй 35.2 настоящего Устава, одному из заместителей главы администрации муниципального района согласно письменному распоряжению главы муниципального района.

Абзацем 3 данной правовой нормы предусмотрено, что в случае отсутствия главы муниципального района или невозможности исполнения им своих обязанностей, полномочия главы муниципального района, определённые частью 9 и частью 10 настоящей статьи, осуществляет один из заместителей главы администрации муниципального района согласно письменному распоряжению главы муниципального района.

Признавая решение Совета депутатов МО Чукотский муниципальный район о внесении вышеуказанных изменений в Устав в оспариваемой прокурором части не отвечающим требованиям федерального законодательства, суд первой инстанции исходил из того, что полномочия главы муниципального образования, как высшего должностного лица муниципального образования, не могут быть переданы иным должностным лицам местного самоуправления, за исключением случая досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования в соответствии с частью 7 статьи 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Коллегия находит данный вывод суда соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела, и, признавая правильными по существу основания, по которым суд первой инстанции пришел к указанному выводу, не усматривает необходимости приводить их повторно в настоящем определении.

Коллегия не может признать состоятельным довод кассационной жалобы о том, что суд, не истребовав, не исследовав и не приобщив к материалам дела экземпляр периодического печатного издания «Информационного вестника» от ДД.ММ.ГГГГ № либо его копии, в котором было опубликовано оспариваемое прокурором решение Совета депутатов МО Чукотский муниципальный район, не выяснил, соблюдён ли порядок опубликования данного нормативного правового акта.

В силу абзаца 1 пункта 8 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 29 ноября 2007 года № 48 в редакции от 10 июня 2010 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил, что официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

В соответствии со статьями 7 и 76 Устава решение Совета депутатов муниципального района о внесении в Устав изменений и (или) дополнений вступает в силу после его официального опубликования в периодическом печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления Чукотского муниципального района «Информационный вестник».

Как следует из материалов дела, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании в части решения Совета депутатов МО Чукотский муниципальный район № 192 от 20 декабря 2010 года «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Чукотский муниципальный район», прокурор приложил к заявлению копию обжалуемого нормативного правового акта, опубликованного в Информационном вестнике, то есть копию листа этого периодического печатного издания.

Учитывая это, а также принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, факт официального опубликования данного решения Совета депутатов МО Чукотский муниципальный район не оспаривали, у суда первой инстанции, вопреки доводу кассационной жалобы, отсутствовала необходимость истребования, исследования и приобщения к материалам дела экземпляра периодического печатного издания либо его копии, в котором было опубликовано решение Совета депутатов МО Чукотский муниципальный район № 192 от 20 декабря 2010 года.

Коллегия не может признать убедительным довод кассационной жалобы о том, что выводы суда в решении о признании недействующими части положений оспариваемого прокурором Чукотского района нормативного правового акта противоречат выводу судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в определении от ДД.ММ.ГГГГ о возможности урегулирования в Уставе вопроса о том, кто может исполнять полномочия главы муниципального образования в период его временного отсутствия, который, по мнению заявителя, в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение для настоящего дела.

Как видно из содержания приведённого заявителем в кассационной жалобе вывода судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного в определении от ДД.ММ.ГГГГ, он лишь содержит указание на возможность урегулирования в Уставе данного вопроса, однако вывода о том, кому и в каких случаях могут быть переданы полномочия главы муниципального образования в период его временного отсутствия данное определение судебной коллегии не содержит.

Учитывая, что предметом рассмотрения судом первой инстанции по настоящему делу являлся вопрос о возможности передачи полномочий главы муниципального района, как высшего должностного лица муниципального района, определённых в пунктах 8, 9 и 10 статьи 35 Устава заместителю главы администрации МО Чукотский муниципальный район, а не возможность урегулирования в Уставе данного вопроса, коллегия находит, что довод кассационной жалобы о преюдициальном значении для настоящего дела вывода судебной коллегии в определении от ДД.ММ.ГГГГ, основан на неправильном толковании заявителем, как самого вывода коллегии, так и норм процессуального права о преюдициальном значении данного вывода.

В силу статьи 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с частью 4 статьи 7 вышеназванного Федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 этого же Федерального закона в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Как правильно указал суд первой инстанции в решении в соответствии со статьёй 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с последующими изменениями, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления главы муниципального образования является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Согласно статье 36 данного Федерального закона глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования: избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Согласно статьям 22, 35 Устава Чукотского муниципального района, глава Чукотского муниципального района входит в структуру органов местного самоуправления Чукотского муниципального района, является высшим должностным лицом Чукотского муниципального района и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава Чукотского муниципального района избирается на муниципальных выборах и исполняет полномочия главы администрации Чукотского муниципального района.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что глава муниципального образования является обязательным и ключевым элементом в структуре органов местного самоуправления, обладает особым статусом, обусловленным комплексным и приоритетным характером по отношению к другим должностным лицам и органам местного самоуправления. Глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании или представительным органом муниципального образования из своего состава, подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, не подлежащими передаче другим органам местного самоуправления.

Учитывая особый статус главы муниципального образования, коллегия приходит к выводу о том, что полномочия главы муниципального образования, как высшего должностного лица муниципального образования, не могут быть переданы иным должностным лицам местного самоуправления, несмотря на отсутствие в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямого запрета на передачу этих полномочий. Исключением является предусмотренный частью 7 статьи 36 названного Закона случай досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.

При таких обстоятельствах, положение абзаца 1 части 18 статьи 35 УставаМО Чукотский муниципальный район о том, что в случае отсутствия главы Чукотского муниципального района, невозможности исполнения им своих полномочий, определённых частью 8 статьи 35 Устава, его полномочия временно исполняет заместитель главы администрации Чукотского муниципального района, а также положение абзаца 3 части 18 статьи 35 Устава о том, что в случае отсутствия главы Чукотского муниципального района, невозможности исполнения им своих обязанностей, полномочия главы муниципального района, определённые частью 9 и частью 10 настоящей статьи, осуществляет один из заместителей главы администрации муниципального района согласно письменному распоряжению главы муниципального района, противоречат федеральному законодательству.

В связи с этим вывод суда первой инстанции о несоответствии требованиям Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» части 18 статьи 35 Устава в редакции обжалуемого прокурором решения Совета депутатов МО Чукотский муниципальный район в этой части является правильным по существу.

Коллегия находит заслуживающим внимания довод кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно возложил обязанность опубликовать оспариваемое решение суда на Совет депутатов МО Чукотский муниципальный район.

Согласно части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими, после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации.

Из материалов дела усматривается, что оспариваемое решение Совета депутатов МО Чукотский муниципальный район опубликовано в периодическом печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления Чукотского муниципального района «Информационный вестник».

Принимая во внимание, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован оспариваемый прокурором нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также статьи 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», вступившее в законную силу решение суда должно быть направлено судом в соответствующее печатное издание с указанием в сопроводительном письме о том, подлежит ли публикации все решение или же лишь сообщение о нем.

Учитывая изложенное, коллегия находит вывод суда первой инстанции о том, что решение суда по настоящему делу подлежит опубликованию Советом депутатов МО Чукотский муниципальный район, основанным на неправильном толковании норм процессуального закона. Неправильное применение норм процессуального права является основанием к изменению решения суда первой инстанции в кассационном порядке в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, поскольку допущенное судом нарушение норм процессуального права не привело к неправильному разрешению дела по существу, коллегия находит возможным в соответствии со статьёй 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, изменить решение суда в этой части, указав в нём на необходимость направления судом вступившего в законную силу решения суда по настоящему делу для опубликования в периодическое печатное средство массовой информации органов местного самоуправления Чукотского муниципального района «Информационный вестник».

Коллегия находит несостоятельным довод кассационной жалобы о том, что суд в нарушение требований процессуального закона не разрешил вопрос о распределении судебных расходов.

В силу статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.

Учитывая, что Совет депутатов МО Чукотский муниципальный район является представительным органом местного самоуправления, он в силу вышеприведённой статьи Налогового кодекса Российской Федерации освобождён от уплаты государственной пошлины.

Коллегия находит заслуживающим внимания довод кассационной жалобы о том, что суд в резолютивной части решения неверно привёл наименование обжалуемого прокурором решения Совета депутатов МО Чукотский муниципальный район, указав его как «О внесении изменений и дополнений в Устав Чукотского муниципального района», тогда как данное решение называется: «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Чукотский муниципальный район».

Оценивая данный довод кассационной жалобы, коллегия приходит к выводу о том, что неправильное указание судом первой инстанции наименования обжалуемого прокурором решения Совета депутатов МО Чукотский муниципальный район в резолютивной части решения по настоящему делу является опиской, которая может быть исправлена судом первой инстанции в порядке статьи 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не влияет на правильность выводов суда в отношении существа дела.

Руководствуясь статьёй 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Чукотского районного суда от 29 апреля 2011 года по настоящему делу в части, постановленной по вопросу опубликования решения суда изменить, изложив абзац четвёртый его резолютивной части в следующей редакции:

«Настоящее решение после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в периодическом печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления Чукотского муниципального района «Информационный вестник».

В остальной части решение Чукотского районного суда от 29 апреля 2011 года по настоящему делу оставить без изменения.

Кассационную жалобу Совета депутатов муниципального образования Чукотский муниципальный район удовлетворить частично.

Председательствующий Л.И.Дерезюк

судьи В.В.Шепуленко

Н.Г. Мирошник