УИД: 59RS0044-01-2021-001323-66
Дело № 88-1024/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 18 января 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Карповой О.Н., Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1002/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда в г. Чусовом Пермского края (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении пенсии,
по кассационной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 06 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в г. Чусовом Пермского края (межрайонное) (далее по тексту – УПФ в г. Чусовом) о включении в специальный стаж по Списку № 2 периода работы с 03 октября 1988 года по 31 августа 1995 года в строительно-монтажном управлении № 3 треста «Лысьвапромстрой» в качестве мастера на монтажном участке № 1, назначить досрочную пенсию с 13 апреля 2021 года.
В обоснование заявленных требований ФИО1 сослался на то, что 13 апреля 2021 года обратился с заявлением к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в назначении пенсии ему было отказано по причине недостаточности специального стажа. Спорный период работы не был учтен пенсионным органом в специальный стаж, по его мнению, необоснованно. Полагает, что архивная справка ОАО «Лысьвастрой», в которой указано, что он руководил бригадой каменщиков и монтажников железобетонных конструкций на вновь строящихся объектах жилья и соцкультбыта, подтверждает факт его работы в строительно-монтажном управлении № 3 треста «Лысьвапромстрой» мастером строительных и монтажных работ на монтажном участке №1 на вновь строящихся объектах жилья и соцкультбыта в период с 1988 по 1999 год. Согласно должностным обязанностям он на постоянной основе проводил инструктажи по технике безопасности среди работников (каменщиков, монтажников, кровельщиков и так далее), эти данные фиксировались в специальных журналах. В спорные периоды интенсивно строились дома в г. Чусовом и г. Лысьва, в поселке Калино, в инструкциях по технике безопасности, которые находятся в журнале по технике безопасности за период с 13 июля 1989 года по июль 1999 года, не указано на производство ремонтных работ и демонтаж, что свидетельствует о его занятости на строительстве исключительно новых объектов. Факт занятости на строящихся объектах также подтверждается архивной справкой от 13 июля 2021 года, в которой имеются сведения о приемке северного и южного блока общежития на 535 мест, жилого дома № 32 по ул. Шмидта, жилого дома № 17/1 по ул. Чапаева.
Решением Чусовского городского суда Пермского края от 15 июля 2021 года на УПФ в г. Чусовом возложена обязанность включить в специальный стаж истца по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 03 октября 1988 года по 31 декабря 1991 года в качестве мастера, занятого на строительстве новых объектов зданий и сооружений, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 06 октября 2021 года решение Чусовского городского суда Пермского края от 15 июля 2021 года отменено в части отказа в удовлетворении требований, принято в указанной части новое решение, которым на УПФ в г. Чусовом возложена обязанность включить в специальный стаж ФИО1 период работы в строительно-монтажном управлении № 3 треста «Лысьвапромстрой» с 01 января 1992 года по 31 августа 1995 года; назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 13 апреля 2021 года, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2021 года произведена замена ответчика УПФ в г. Чусовом на его правопреемника – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее по тексту – ОПФ по Пермскому краю).
В кассационной жалобе представитель ОПФ по Пермскому краю ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, вынесенного с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ОПФ по Пермскому краю указывает, что при определении права на пенсию по льготным основаниям по Списку № 2 от 1991 года юридически значимыми обстоятельствами являются обстоятельства выполнения работ по профессии мастера строительных и монтажных работ в организациях, занятых новым строительством, а также реконструкцией, техническим перевооружением, реставрацией и ремонтом, указанным в разделе XXVIII Списка № 2 от 1991 года, в связи с чем включение в специальный стаж периода работы с 01 января 1992 года по 31 августа 1995 года в должности мастера не может быть произведено, так как должность мастера этим Списком не предусмотрена. Указывает на неправомерное применение постановления Министерства труда и социального развития труда Российской Федерации от 01 апреля 2003 года № 15, поскольку оно вступило в действие с 05 мая 2003 года и позволяет решить вопрос о досрочном пенсионном обеспечении граждан, продолжавших после 01 января 1992 года работать в профессиях, которые при пересмотре соответствующих ЕКТС без изменения характера работы были унифицированы в профессии с другими наименованиями, оснований для установления тождества должностей «мастера на монтажном участке» и «мастера строительных и монтажных работ» не имеется. Ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства работы ФИО1 в должности мастера строительных и монтажных работ в спорный период с полной занятостью.
В письменных возражениях на кассационную жалобу ФИО1 просит апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода основания для отмены апелляционного определения имеются, поскольку оно принято при неправильном применении судом норм материального права.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 13 апреля 2021 года ФИО1, <данные изъяты> (до заключения брака ФИО2), по достижении 56-летнего возвраста, обратился в УПФ в г. Чусовом с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФ в г. Чусовом от 26 апреля 2021 года ФИО1 отказано в установлении такой пенсии по причине отсутствия у истца специального стажа требуемой продолжительности. По расчетам пенсионного органа страховой стаж истца составил 37 лет 10 месяцев 16 дней, специальный – 03 года 06 месяцев 02 дня.
Как следует из решения УПФ в г. Чусовом Пермского края от 26 апреля 2021 года, в специальный стаж по Списку № 2 не включен период работы ФИО1 с 03 октября 1988 года по 31 августа 1995 года (6 лег 10 месяцев 29 дней) в строительно-монтажном управлении № 3 треста «Лысьвапромстрой» в качестве мастера на монтажном участке № 1.
Из трудовой книжки истца, архивной справки от 11 марта 2019 года № о-85 следует, что ФИО1 с 03 октября 1988 года был принят в строительно-монтажное управление № 3 треста «Лысьвапромстрой» мастером на монтажный участок, 01 сентября 1995 года переведен прорабом монтажного участка.
Приказом от 26 января 1977 года № 12 по тресту № 11 было создано строительно-монтажное управление № 3 треста № 11, приказом Главзападуралстроя от 31 января 1977 года № 403 строительно-монтажное управление № 3 треста № 11 с 01 февраля 1977 года переименовано в строительно-монтажное управление № 3 треста «Лысьвапромстрой», в 1992 году в результате приватизации треста «Лысьвапромстрой» его структурное подразделение получило название строительно-монтажное управление № 3 открытого акционерного общества «Лысьвапромстрой», в 1999 году решением годового собрания акционеров открытое акционерное общество «Лысьвапромстрой» реорганизовано в форме выделения путем создания четырех открытых акционерных обществ: открытое акционерное общество «Лысьвастрой», открытое акционерное общество «Ляминское СМУ», открытое акционерное общество «Чусовское СМУ» и открытое акционерное общество «Автобаза», в 2000 года открытое акционерное общество «Лысьвастрой» реорганизовано путем присоединения к открытому акционерному обществу «Лысьвапромстрой».
Согласно пункту 3.2.1 Устава АООТ «Лысьвапромстрой», зарегистрированного 15 ноября 1993 года, основными видами деятельности являлись: строительство, реконструкция, капитальный ремонт, расширение и техперевооружение промышленных предприятий, жилищных, гражданских и культурно- бытовых объектов, сельскохозяйственных сооружений и другого строительства, а также производство строительных материалов, конструкций и деталей для строительно-монтажных работ.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, оценив и исследовав представленные доказательства, исходил из того, что в период с 03 октября 1988 года по 31 декабря 1991 года истец работал по профессии мастер, был занят на строительстве новых объектов: общежития на 535 мест в <...>, жилого дома № 12 в <...>; требований о подтверждении полной занятости действующее в этот период времени законодательства не предъявляло, в связи с чем пришел к выводу, что в указанный период времени истец был занят на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии, предусмотренных разделом XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций» Списка № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, в связи с чем период работы истца с 03 октября 1988 года по 31 декабря 1991 года подлежит зачету в специальный стаж.
Разрешая требования в части о включения в специальный стаж периода работы с 01 января 1992 года по 31 августа 1995 года, суд первой инстанции, исходил из того, что профессия мастера на монтажном участке не предусмотрена Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, поскольку в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» указанного Списка, предусмотрена должность мастера строительных и монтажных работ; доказательств свидетельствующих, что истец после 01 января 1992 года работал мастером строительных и монтажных работ, не представлено, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска в части включения данного периода работы в специальный стаж истца.
Поскольку на момент обращения ФИО1 в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, а также на момент принятия последним соответствующего решения, стаж на соответствующих видах работ, с учетом периодов осуществления трудовой деятельности, зачтенных судом, у истца составил менее требуемых 12 лет 6 месяцев, то суд первой инстанции не нашел оснований для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 01 января 1992 года по 31 августа 1995 года и назначении досрочной страховой пенсии не согласилась. Отменяя решение в данной части и принимая по делу новое об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, пунктом 4 Правил исчисления периодов работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, исходил из того, что ФИО1 в заявленный им спорный период осуществлял трудовую деятельность в тяжелых условиях труда, работа в которых дает право на назначение страховой пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, поскольку работал постоянно в течение полного рабочего дня в условиях, предусмотренных Списком № 2.
Суд апелляционной инстанции указал, что строительно-монтажное управление № 3 треста «Лысьвапромстрой» по направлению и характеру основной деятельности относилось к числу строительных организаций, согласно примечанию к пункту 1 Квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций (дополнение к Общеотраслевому квалификационному справочнику), утвержденных постановлением Госстроя СССР от 03 июля 1987 года № 131, к строительным организациям относятся, в частности, строительно-монтажные управления, передвижные механизированные колонны и другие приравненные к ним организации, на которые распространено действие Положения о социалистическом государственном предприятии; ремонтно-строительные организации, подразделения (бригады, участки) производственных объединений, предприятий или организаций, осуществляющих строительство и капитальный ремонт хозяйственным способом за счет специальных ассигнований на строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, когда данным объединениям, предприятиям, организациям вышестоящими организациями устанавливается план по труду в строительстве.
Включив спорный период работы истца в специальный стаж, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 13 апреля 2021 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частями 2-4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно подпункту «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 в разделе XXIX №Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций» предусмотрены должности «мастера (десятники) и прорабы».
В соответствии со Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются: мастера строительных и монтажных работ (код 22900006-23419) (раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов»).
Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, то есть в течение полного рабочего дня.
Аналогичные положения содержались и в разъяснениях от 08 января 1992 года № 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08 января 1992 года № 3/235.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем согласно пункту 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей...» под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
В силу статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и в соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, за периоды до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Для подтверждения характера работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При этом справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствует информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015).
Пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Учитывая приведенные нормативные положения, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу являются: отнесение работы истца к работам, дающим право на досрочное назначение пенсии, то есть к работам, отнесенным к Спискам № 2, утвержденным, в период до 01 января 1992 года, постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», после указанной даты – постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
По Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, юридически значимыми являлись обстоятельства выполнения работ в организациях, занятых новым строительством, указанных в разделе XXIX Списка объектов, и по профессии «мастер», а по Списку № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», юридически значимыми обстоятельствами является занятость как в новом строительстве, так на работах по капитальному ремонту, реконструкции, и по профессии «мастер строительных и монтажных работ».
Суд первой инстанции юридически значимые обстоятельства по настоящему делу определил верно.
Разрешая возникший спор, оценив представленные доказательства в виде трудовой книжки истца, архивных справок, выданных Архивным отделом Администрации г. Лысьва, 11 марта 2019 года за № о-85, 08 июля 2021 года за № о-276/1, 08 июля 2021 года за № о-276, 13 июля 2021 года за № о-274, Устава АООТ «Лысьвапромстрой», пояснений истца в их совокупности, суд пришел к выводу, что весь спорный период с 03 октября 1988 года по 31 августа 1995 года истец работал мастером на монтажном участке и был занят на новом строительстве, работа по данной профессии дает право на досрочное пенсионное обеспечение, как предусмотренная Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, если она имела место до 01 января 1992 года.
Учитывая, что профессия мастера разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, вступившего в действие с 01 января 1992 года, не предусмотрена; поскольку «мастер» и «мастер строительных и монтажных работ» - две различные профессии, доказательств фактического выполнения истцом работы по профессии мастера строительно-монтажных работ, предусмотренной указанным Списком, не представлено, суд первой инстанции не нашел оснований для включения периода работы истца с 01 января 1992 года в его специальный стаж. При этом суд, оценивая представленные доказательства, исходил из первичных документов (книги расчетных ведомостей, личная карточка формы Т2, приказы по личному составу), имеющихся в распоряжении архива, трудовой книжки истца, журналов регистрации инструктажей на рабочем месте, представленных истцом в оригиналах, из которых не следует, что истец работал мастером строительно-монтажных работ в период с 01 января 1992 года по 31 августа 1995 года.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска о включении в специальный стаж истца периода работы с 01 января 1992 года по 31 августа 1995 года и назначении пенсии, апелляционная инстанция, не опровергая установленных судом первой инстанции на основании оценки представленных в материалы дела доказательств работы истца в спорный период мастером, занятым на новом строительстве; сославшись на то, что в соответствии с Общероссийским и Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (без указания реквизитов нормативных актов, принявших их) «мастер строительных и монтажных работ» - это полное наименование должности с определенным перечнем обязанностей, предусмотренных в должностной инструкции для этой должности, а также на постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 01 апреля 2003 года № 15, которым установлено тождество наименования должности «мастер строительных и монтажных работ»; приняв во внимание архивную справку без даты и без номера, подписанную генеральным директором, бухгалтером, специалистом отдела кадров ОАО «Лысьвастрой» (л.д. 14), пришла к выводу об отсутствии у суда первой инстанции основания для отказа истцу в удовлетворении указанных требований.
Между тем Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и по представлению Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», было установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, и Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Списки №№ 1,2, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10. Таким образом, тождество профессий установлено в связи с пересмотром выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочий, при котором произошло унифицирование некоторых профессий, включенных в Списки 1991 года.
Наименование должности мастер было установлено Квалификационным справочником должностей служащих «Должности руководителей и специалистов, занятых инженерно-техническими и экономическими работами на производственных предприятиях», утвержденным постановлением Госкомтруда СССР от 08 октября 1969 года № 400. Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Выпуск 1. Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 марта 1986 года № 102/6-142 в качестве самостоятельной должности также была поименована должность «мастер строительных и монтажных работ». Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1986 года № 016, должности «мастер» и «мастер строительных и монтажных работ» выделены как самостоятельные профессии с присвоением кодов «23187» и «23419». В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года № 367, «мастер строительных и монтажных работ» - это полное наименование должности с определенным перечнем обязанностей, предусмотренных в должностной инструкции для этой должности. Таким образом, на строительстве, реконструкции и т.п. могут быть заняты и другие мастера, которым в зависимости от выполняемых должностных обязанностей устанавливаются другие наименования должностей, не предусмотренные разделом XXVII Списка № 2 1991 года.
С учетом изложенного вывод суда апелляционной инстанции о том, что имело место отождествление профессий «мастер» и «мастер строительных и монтажных работ» основан на неправильном применении норм материального права.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд (абзац первый части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»).
Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления (пункт 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснено, что, по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (абзац первый пункта 21 названного постановления).
Приведенным требованиям процессуального закона обжалуемое апелляционное определение не отвечает.
Как следует из материалов дела и судебных постановлений, суд первой инстанции в решении дал оценку имеющейся в деле архивной справке без даты и без номера, подписанной генеральным директором, бухгалтером, специалистом отдела кадров ОАО «Лысьвастрой», в соответствии с которой истец работал мастером строительных и монтажных работ на монтажном участке № 1 на вновь строящихся объектах, был принят на работу 03 октября 1988 года, переведен в производители работ с 01 сентября 1995 года, которая, по мнению суда первой инстанции, не могла быть принята в качестве доказательства, подтверждающего работу истца в условиях, предусмотренных Списком № 2 от 1991 года, поскольку документы, положенные в основание выдачи данной справки: личная карточка формы Т2, приказы о приеме и увольнении, лицевые счета не содержат сведений о том, что истец работал мастером строительных и монтажных работ. Таким образом, выводы суда первой инстанции о работе в спорный период в должности, не дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, основаны на непосредственном исследовании доказательств, представленных сторонами спора и имеющихся в материалах дела. Выводы суда первой инстанции об оценке доказательств изложены в принятом им решении.
Суд апелляционной инстанции, не установив новых обстоятельств и не исследовав новых доказательств по материалам дела, не установив со стороны суда первой инстанции нарушений норм процессуального права при оценке доказательств, сделал прямо противоположный вывод о том, что вышеуказанная справка подтверждает работу истца в должности, предусмотренной Списком № 2. В нарушение приведенных выше норм процессуального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению суд апелляционной инстанции, делая вывод о том, что период работы истца с 01 января 1992 года по 31 августа 1995 года подлежит в специальный стаж, проигнорировал другие представленные в материалы дела доказательства, которым судом первой инстанции была дана оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований ФИО1 о включении периода работы с 01 января 1992 года по 31 августа 1995 года в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии, а также для принятия нового решения об удовлетворении этих исковых требований.
С учетом изложенного обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 06 октября 2021 года в той части, которой отменено решение Чусовского городского суда Пермского края от 15 июля 2021 года и принято новое решение о включении в специальный стаж ФИО1 периода работы с 01 января 1992 года по 31 августа 1995 года и назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 13 апреля 2021 года, отменить.
Оставить в силе решение Чусовского городского суда Пермского края от 15 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи